Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава ХIII





1 Cena de le ceneri, dial. 1 (Dial. ital, p. 41). Это сочинение посвящено французскому послу Мовиссьеру. В диалоге говорится, что ужин, на котором Бруно спорил с докторами-педантами о теории Коперника, происходил в доме Фулка Гревилла, но впоследствии Бруно сказал инквизиторам, что на самом деле он состоялся во французском посольстве (Documenti, р. 121). Я проанализировала некоторые аспекты этого сочинения в статье «The Religious Policy of Giordano Bruno», J.W.C.I., III (1939-1940), pp. 181—207. Лучшее издание «Великопостной вечери» — под ред. G. Aquilecchia, Firenze, 1955.

2 Oratio valedictoria, Wittenberg, 1588 (Op. lai., I (i), pp. 16-17).

3 Cena, dial. 1 (Dial, ital., p. 28).

4 Ariosto, Orlando furioso, XXXV, 1.

5 Cena, dial. 1 (Dial, ital., pp. 29-33).

6 См. выше, с. 145—146.

7 См. F. Saxl, «Veritas Filia Temporis», в Philosophy and History, essays presented to E. Cassirer and edited by R. Klibansky and HJ. Paton, Oxford, 1936, pp. 197-222.


8 См. выше, с. 177.

9 Cena, dial. I (Dial, ital, pp. 43-44).

10 См. выше, с. 27.

11 Сеna, dial. 1 (Dial. ital., p. 33).

12 Agrippa, De occult, phil, II, 30. См. выше, с. 130.

13 См. выше, с. 189-190.

14 Cena, dial. 4 (Dial, ital., pp. 139 ff.).

15 Ibid. (Dial, ital., pp. 140-141).

16 Ibid., loc. cit. Я указала на ошибку Бруно в статье «The Religious Policy of G. Bruno» и в книге The French Academies of the Sixteenth Century, pp. 102— 103, note 3 и Plate 6.

17 J. Kepler, Harmonices mundi (Gesammelte Werke), ed. M. Caspar, Munich, 1940, Band IV, p. 432. См. ниже, с. 392.

18 Cena, dial. 1 (Dial. Hal, p. 29).

19 Ibid., dial. 5 (Dial, ital., pp. 154-156).

20 C.H., I, pp. 180—181; Ficino, p. 1854. Изложение всего трактата, содержащего этот пассаж, см. выше, стр. 36—37.

21 Agrippa, De occulta philosophia, II, 56. Сравнение с фичиновским переводом см. выше, гл. VII, прим. 35.

Пятый и шестой герметические тезисы Пико делла Мирандола («Nihil est in mundo expers uitae. Nihil est in immerso passibile mortis uel corruptionis») [«В мире нет ничего, лишенного жизни. Во вселенной нет ничего, подверженного смерти или разложению»] взяты из герметического трактата De communi. См. Pico, p. 80.

22 Cena, dial. 3 (Dial, ital, p. 109).

23 Thomas Digges, A Perfit Description of the Caelestiall Orbes, первое издание в 1576 г. О Диггсе и Бруно см. F.R.Johnson, Astronomical Thought in Renaissance England, Baltimore, 1937, pp. 168 ff.

24 См. А.О. Lovejoy, The Great Chain of Being, Harvard University Press, 1942 (second edition), pp. 116 ff.

25 A. Koyré. From the Closed World to the Infinite Universe, New York, 1958 (second edition), p. 54.

26 Cena, dial. 4 (Dial, ital, pp. 130-131).

27 Издано в Англии в 1584 г. с посвящением французскому послу. Английский перевод этого сочинения, выполненный Доротеей Уэйли Сингер [Dorothea Waley Singer], можно найти в ее книге Giordano Bruno, His Life and Thought, London, 1950, pp. 225 ff.

 


28 De l'infinito, dial.l (Dial, ital, p. 377).

29 C.H., I, p. 38 [Corpus Hermeticum, II).

30 C.H., I, p. 343 (Asclepius).

31 De immenso, Lib. I, cap. 1 (Op. lai., I (1), p. 206).

32 Особенно в последнем диалоге. О значении Лукреция для Бруно см. D.W. Singer, op. cit., A. Koyré, op. cit. Койре полагает, что Бруно был пер вым, кто серьезно отнесся к космологии Лукреция.

33 Оrаtiо valedictoria, Wittenberg, 1588 (Op. lat., I (1), pp. 16-17).

34 Liber XXIV philosophorum, éd. Clemens Baeumker, Das pseudo-hermetische Buch der XXIV Meisler, Beiträge zur Geschichte der Philosophie und Theologie des Mittelalters, fase, xxv, Münster, 1928. Второй тезис в этом сочинении описывает Бога как «sphaera infinita cuius centrum est ubique, circumferentia nusquam» [«бесконечную сферу, центр которой везде, а окружность нигде»]. Ср. A. Koyré, op. cit., pp. 18, 279 (note 19).

Фичино приписывает это высказывание Гермесу. «Disse Mercurio: Iddio è spera intelligibile, il cui centro è in ogni loco, la circumferentia in nessuno» [«Меркурий сказал: Бог — это умопостигаемая сфера, центр которой везде, а окружность нигде»] (Ficino, De Deo et anima, in Kristeller, Suppl. Fic, II, p. 134). Так же считал и Роберт Фладд (см. Garin, Cultura, p. 145, nota).

35 Cusanus, De docta ignorantia, II, cap. 2; ср. A. Koyré, op. cit., pp. 10 ff.

36 Этот феномен заслуживает дальнейшего изучения. Возможно, уже в самих герметических текстах (которые, как уже говорилось в Главе I, эклектически отражают популярные в поздней античности философские доктрины) есть эпикурейское влияние, и поэтому поклонники древнего египтянина Гермеса Трисмегиста сумели разглядеть у Лукреция какие-то знакомые мотивы — точно так же, как платоники находили у Гермеса источник платонизма. Во всяком случае, нужно какое-то историческое объяснение невозможного на первый взгляд сочетания Гермеса и Лукреция у Палингения и Бруно.

37 De la causa, principio e uno, dial. 5 (Dial, itai, pp. 341—342).

38 De la causa, dial. 5 (Dial, ital, p. 329).

39 См. выше, с. 192.

40 С.Н., I, р. 116; П, р. 311.

41 Cabala del cavallo pegaseo, dial. 2 (Dial, ital., pp. 892 ff.).

42 См. особенно Eroici furori, Pt. I, dial. 4 (Dial, ital., pp. 1026 ff.).

43 Cm. D.P. Walker, «The Astral Body in the Renaissance Medicine»,/. W.C.I., XXI (1958), p. 123.


44 См. выше, с. 134.

45 De la causa, dial. 4 (Dial, itai, pp. 300 ff.).

46 См. ниже, с. 242.

47 De la causa, dial. 5 (Dial. Hal., p. 340).

48 De l'infinito universo, dial. 5 (Dial, ital, pp. 524-525).

49 Cena, dial. 5 (Dial. ital., p. 160).

50 G. Brano, Candelaio, ed. V. Spampanato, Bari, 1923, pp. 130 ff.

51 Cena, dial. 1 и 4 (Dial, ital, pp. 37, 132). Ср. Erasmus, Adagia, chiliade I, centuria VIII, no. 51. Антицира славилась геллебором — растением, будто бы излечивавшим безумие.

52 См. выше, с. 190.

53 См. выше, с. 191.

54 Cena, dial. I (Dial. Hal, pp. 46-47).

55 Ibid., p. 44.

56 «The Religious Policy of Giordano Bruno», J. W.C.I., III (1939-1940), p. 189.

57 В связи с этим стоит напомнить, что в елизаветинской Англии открыто служить католическую мессу можно было только в иностранных посольствах.

58 См. выше, с. 208.

59 Cena, посвящение (Dial, ital, pp. 17—18).

60 Cena, посвящение (Dial, ital, pp. 10—11).

61 De la causa, dial. 1 (Dial, ital, pp. 192-193).

62 Explicatio triginla sigillorum (Op. lat., П (ii), p. 133).

Date: 2015-09-17; view: 272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию