Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава V





1 Lactantius, Div. Inst., IV, ix.

2 Thomdike, IV, p. 494.

3 Несмотря на громадное значение «Заключений» Пико для всего Ренессанса, современного их издания не существует. В этой главе ссылки на «Заключения», а также на «Апологию» даны по изданию сочинений Пико 1572 г. (сокр. Pico, см. список сокращений). Ссылки на Речь даны по изданию Э. Гарэна, снабженному итальянским переводом (G. Pico della Mirandola, De hominis dignitate, Heptaplus, De ente et uno, e scritti varii, ed. E. Garin, Florence, 1942). О первом варианте Речи см. Garin, Cultura, pp. 231 ff.

4 Pico, p. 104.

5 Ibid., loc. cit.

6 Ibid., pp. 104, 105.

7 Ibid., p. 105.

8 Приводим это место: «...sicut dixi in prima conclusione, refellam omnem Magiam prohibitam ab Ecclesia, illam damnans et detestans, protestons me solum loqui de Magia naturali, et expressius per specialem conclusionem declarans: quod per istam Magicam nihil operamur, nisi solum actuando uel uniendo uirtutes naturales. Sic enim dicit conclusio undecima conclusionum Magicarum. Mirabilia artìs Magicae non sunt nisi per unionem & actuationem eorum, quae seminaliter & separate sunt in nature, quod dixi in 13 conclusione Quod Magiam operari non est aliud quam maritare mundum. Praedictam autem specifìcationem, & restrictionem intentionis meae in conclusionibus Magicis ad Magiam naturalem intendo esse applicandam cuilibet conclusioni particulari, & ita cum dico de actiuitate characterum & figurarum in opere Magico, loquor de uera actiuitate sua & naturali. Patet enim, quod talem habent secundum omnes philosophos tam in agendo, quam in modo agendi & patiendi» [«...как я сказал в первом заключении, отвергаю всякую Магию, запрещенную Церковью, ее осуждая и отрицая, и заявляя, что я говорил только о естественной Магии, и подробнее говоря в специальном заключении: что посредством этой Магии мы занимаемся только приведением в действие или объединением естественных свойств. Ибо так гласит одиннадцатое заключение из Магических заключений. Чудеса Магического искусства происходят только через объединение и приведение в действие того, что подобно семенам и раздельно имеется в природе, как я сказал в 13 заключении «О том, что заниматься Маги-


ей есть то же, что сочетать браком космос». Указанное применение и ограничение моей мысли в Магических заключениях естественной Магией я распространяю и на всякое частное заключение, и например, когда я говорю о действенности символов и фигур в Магических занятиях, то я говорю об их истинной и естественной действенности. Ибо очевидно, что они обладают (согласно всем философам) такой действенностью как в действовании, так и в способе действования и претерпевания»]. Pico, pp. 171-172 (Apologia).

9 Ibid., p. 106. См. выше, с. 75.

10 Ibid., loc. cit.

11 В комментарии к канцоне Бенивьени (Rico, р. 742; De hominis dignilale, etc., ed. Garin, pp. 508-509) Пико не отождествляет впрямую Трех Граций с тремя «благими» планетами, но как ученик Фичино он должен был знать о таком отождествлении.

12 Pico, De hominis dignitate, etc, ed. Garin, p. 148.

13 Ibid., p. 152.

14 Ibid., p. 102.

15 Pico, Opera, p. 105.

16 Ibid., loc. cit.

17 Ibid., p. 107.

18 О кабале см. G. Scholem, Major Trends in Jewish Mysticism, Jerusalem, 1941.

19 Scholem, op. cit., р. 210.

20 Ibid., p. 212.

21 Ibid., p. 18.

22 Ibid., pp. 202 ff.

23 Ibid., pp. 122 ff.

24 Ibid., pp. 141-142.

25 Элементарные сведения о «практической Кабале», или кабалистической магии, изложены в: К. Seligmann, The History of Magic, New York, 1948, pp. 346 ff.

26 Главным исследованием о кабале у Пико прежде был труд J.L. В1аu, The Christian Interpreteion of the Cabala in the Renaissance, Columbia University Press, 1944. Но теперь см. также чрезвычайно важную статью G. Scholem, «Zur Geschichte der Anfange der Christlichen Kabbala», в: Essays presented to L.Baeck, London, 1954; и F. Secret, «Pico della Mirandola e gli inizi della cabala cristiana», в: Convivium, I, 1957. Из обширной литературы о Пико cле-


дует выделить работу E. Anagnine, Giovanni Pico della Mirandola, Bari, 1937, где специально рассматривается вопрос об отношении Пико к кабале.

27 Essays presented to L. Baeck, p. 164, note.

28 Pico, p. 107. «Кабалистические заключения» делятся на две группы: в первую входят 48 заключений, которые взяты непосредственно из кабалы (ibid., pp. 80—83), во вторую —72 заключения, которые Пико сформулировал сам (ibid., pp. 107—111). На эти последние я и опираюсь в данной работе.

29 Ibid., р. 108.

30 Ibid., loc. cit.

31 Ibid., pp. 107-8. Ср. Scholem, art. cit., loc. cit.

32 Pico, p. 108.

33 Ibid., loc. cit.

34 Приводим это место: «In immersali autem duas scienüas, hoc etiam nomine honorificarunt, unam quae dicitur ars combinandi, & est modus quidam procedendi in scientüs, & est simile quid, sicut apud nostros dicitur ars Raymundi, licet forte diuerso modo procédant. Aliam quae est de uirtuubus rerum superiorum, quae sunt supra lunam, & est pars Magiae naturalis suprema. Utraque istarum apud Hebraeos etiam dicitur Cabala... et de utraque istarum etiam aliquando fecimus mentionem in conclusionibus nostris: Olà enim ars combinandi, est quam ego in conclusionibus meis uoco, Alphe-betarìam reuolutionem. est ista quae de uirtutibus rerum superiorum, quae uno modo potest capi, ut pars Magiae naturalis, alio modo, ut res distincta ab ea: est illa de qua loquor in praesenti conclusione, dicens: quod adiuuat nos in cognitione diuinitatis Christi ad modum iam declaratum, & licet istis duabus scientiis nomen Cabalae ex primaria & propria impositione non conueniat, transumptiue tarnen potuit eis applicari» [«В целом они удостоили этого имени две науки: одну, которая называется искусство сочетаний, и это некий способ продвижения в науках, и похож на то, что у нас называется искусство Раймунда, пусть они и действуют другим способом. А другую — которая посвящена свойствам вышних вещей, находящихся над луной, и это высшая часть естественной Магии. И обе они у евреев называются Кабала... и об обеих я иногда упоминал в моих заключениях: Ибо это искусство сочетаний есть то, которое я в моих заключениях называю Алфавитное вращение. А та, которая посвящена свойствам вышних вещей [и] которая, с одной стороны, может быть понята как часть естественной Магии, а с другой стороны, как отличная от нее, — это та, о которой я говорю в данном заключении, говоря: О том, что помогает нам в познании божественности Христа по уже объясненному способу, — и пусть этим двум наукам имя Кабала по первичному и собственному обозначению не подходит, однако переносно может к ним прилагаться»] Pico, pp. 180—181 (Apologia).


35 Ibid., p. 181.

36 Ibid., p. 105.

37 Ibid., p. 104.

38 Ibid., p. 105-106.

39 Ibid., p. 106.

40 Ibid., p. 108-109.

41 Комментарии к Бенивьени, Canzona de Amore, lib. Ш, cap. 8 (Pico, p. 753; Dt hominis dignüale, tic, ed. Garin, p. 558).

42 Pico, p. 109.

43 Ibid., loc. cit.

44 Ibid., p. 111.

45 Пико нарушает обыкновенный порядок — он начинает не с перводвигателя, а с эмпирея и перемещает Сатурн.

46 Pico, р. 113.

47 Scholem, Major Trends, p. 209.

48 Pico, p. 112.

49 Johannes Reuchlin, De arte cabalistica, Haguenau, 1517.

50 Например, цитируются 19-е магическое заключение [ed. cit., p. 58 recto) и первое кабалистическое заключение (р. 64 recto).

51 Ibid., p. 56 verso.

52 Ibid., p. 58 verso.

53 Ibid., p. 57 recto.

54 Pico, De hominis dignilate etc., ed. Garin, pp. 102 ff., 152 ff., etc.

55 Ibid., pp. 155 ff., etc.

56 Ibid., p. 157.

57 Ibid., loc. cit.

58 Ibid., pp. 129, 131.

59 Walker, pp. 82-83.

60 Pico, De hominis dignitate, etc., ed. Garin, 319, 321.

61 Pico, Opera, p. 106.

62 Ibid., p. 105.


63 Ibid., pp.. 166 ff.

64 Ibid., pp.. 108, 109. Ср. также «Кабалистические заключения», 14, 16 (ibid., р. 109).

65 Ibid., pp. 181 ff.

66 Ibid., p. 105; Apologia, pp. 166 ff., 181, etc.

67 Thorndike, II, pp. 280-281.

68 Pico, p. 181 [Apologia).

69 Thorndike, II, p. 281, note 1.

70 G. Scholem, Jewish Gnosticism, Merkabah Mysticism, and the Talmudic Tradition, New York, 1960; о гностическом влиянии на кабалу см. также Scholem, Major Trends.

71 См. выше, с. 31—33.

72 Scholem, Jewish Gnosticism, pp. 65 ff.

73 Pico, p. 80.

74 См. выше, с. 33.

75 Pico, loc. cit.

76 По мнению С.Л. Макгрегора Метьюза (S.L. MacGregor Matthews, The Kabbalah Unveiled, London, 1951), зловредными антиподами сефирот являются десять архидьяволов — Сатана, Вельзевул и т.д.

77 С..Н., П, pp. 301-302 (Asclepius); см. выше, с. 38.

78 Ср. исследование Гарэна «La «Dignitas hominis» e la letteratura patristica», в: La Rinascita (Firenze, 1938), IV, pp. 102-146.

79 Ср. L. Dorez, L, Thuasne, Pie de la Mirandole en France, Paris, 1897. Наиболее ценное исследование по «делу Пико» — работа Торндайка (Thorndike, VI, pp. 484—511), на которую я здесь опираюсь.

80 Thorndike, IV, pp. 497-507.

81 Ibid., p. 507. Арканджело написал также изложение кабалистических тезисов Пико (Cabalistarum delectiora... dogmata, a Ioanne Pico excerpta, Venezia, 1569).

82 Walker, pp. 151, 153 ff., 178-185, etc.

83 Thorndike, IV, pp. 493,560; Dorez, Thuasne, Pic de la Mirandole en France, p. 103; P. de Roo, Material for a History of Pope Alexander VI, Bruges, 1924, III, pp. 26—27. Письмо Пико к Александру 1492 г. с просьбой рассмотреть его дело приведено у L. Dorez, «Lettres inédites de Jean Pic de la Mirandole», Giornale storico della letteratura italiana, XXV (1895), pp. 360— 361.


84 В издании Bale, 1572, оно помещено на обороте заглавного листа.

85 Walker, pp. 54-55.

86 Pico della Mirandola, Disputationes advenus astrologiam divinatricem, ed. E. Garin, Firenze, 1946, p. 61.

87 Ho может иметься в виду и критика «дурной» астрологии в комментариях Фичино к Плотину; ср. Walker, р. 54. Как бы то ни было, раз Пико считает Фичино врагом астрологии, то астрология, против которой выступает Пико, не может быть фичиновским типом неоплатонизированной астральной магии.

88 F. Saxl, «The Appartamento Borgia», в: Lectures, Warburg Institute, University of London, I, pp. 174-188; II, Pis. 115-124.

89 См. выше, с. 10, 20.

Date: 2015-09-17; view: 251; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию