Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Онтологическая и гносеологическая парадигмы





а) Онтологическая парадигма. Философы Нового времени считали основной задачей науки и философии содействовать увеличению власти человека над природой. Поэтому в центре философских исследований была онтологическая парадигма – попытка познать бытие, строение мира, закономерности природы. Но эта парадигма по-разному формулировалась у разных философов этого периода.

Родоначальник английского материализма Ф. Бэкон (1561-1626) считал, что старая философия бесплодна и многословна. Главным делом философа становится критика традиционного познания и создание нового метода постижения природы вещей. Он исходил их того, что в основе мира находится многокачественная материя. Многообразие вещей возникают в результате комбинации этих разнородных качеств. Материя обладает формой и движением. Движение – прирожденное свойство материи, как вечна материя, так вечно и движение.

Другой английский философ Томас Гоббс (1588-1679) считал материю единственной субстанцией мира, а все вещи, явления природы – формами проявления этой субстанции. Мышление невозможно отделить от материи, так как мыслит только материя. Материя является также субъектом всех изменений. Однако Т. Гоббс материю рассматривает как лишенную качественных характеристик, как нечто однородное. Джон Локк (1632-1704) развивает дальше идеи Бэкона и Гоббса о материальности мира.

Этим монистическим концепциям мира французский философ Рене Декарт (1596-1650) противопоставляет дуалистическое его понимание. Изучая проблему бытия, Декарт пытается сформулировать основополагающее понятие, которое характеризовала бы сущность бытия. В качестве такого он выделяет понятие субстанции. Субстанция это все то, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция – Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является причиной всего. Будучи творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. В основе мира он ставит две независимые субстанции: материальную и духовную. Материальная субстанция имеет свойство протяженности, а духовная субстанция – мышление. Обе субстанции существуют параллельно. Материя обладает свойством движения, самостоятельной творческой силой, но первоначальная причина движения был Бог, который сотворил мир и сохраняет вложенное количество движения.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) разрабатывает теорию единой субстанции, взяв за основу мысли Декарта. Главным недостатком декартовской субстанции Спиноза считал её дуализм и противоречивость. Он преодолевает дуализм Декарта и ставит в основе мира одну материальную субстанцию, которая имеет два свойства – протяженность и мышление. Его монизм выступает как пантеизм, где Бог и природа отождествляются. Вещи и предметы являются модусами материальной субстанции.

Г.Лейбниц (1646-1716) объясняет мир при помощи монад – неделимые нематериальные частицы, своеобразный микромир в миниатюре. Монады вечны и неуничтожимы, всякая монада есть единство души и тела. Свойствами монады являются движение и деятельность.

б) Гносеологическая парадигма философии Нового времени исходило из необходимости получения достоверных знаний. Поэтому основными проблемами были обоснование научного метода, методология познания мира, связи внутреннего и внешнего опыта. Решение этих задач обусловило два направления – эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – философская концепция познания, считающая чувственный опыт единственным источником знания. Все знания выводятся из опыта или основываются на опыте. Нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах). В истории философии эмпиризм всегда был связан с сенсуализмом – преувеличение роли чувств в познании. В зависимости от содержания, которое вкладывается в понятие опыт, различают материалистический и идеалистический эмпиризм. Представителями материалистического эмпиризма были Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, французские материалисты ХУШ века. Они утверждали, что источником чувственного опыта является внешний мир, который существует объективно. Дж. Локк считал, что сознание похоже на чистую доску (tabula rasa), на которой записывается воздействия внешней среды, опыт. Идеалистический эмпиризм представлен Дж. Беркли и Д. Юмом, которые сводили опыт к совокупности ощущений и отрицали существование объективного мира как основы опыта. Эмпиризм недооценивал роль абстрактного мышления в познании.

Основоположником и крупнейшим сторонником эмпиризма был английский философ и политический деятель Ф. Бэкон. Он высоко оценивал опытные науки, наблюдение и эксперимент. В своей работе «Новый Органон» он предлагает новый метод познания – метод эксперимента и индукции. До Бэкона в науке господствовала дедукция, которая в принципе не дает новые знания, а только их уточняет. Наука ориентирована на познание природы, должна основываться на эксперименте и следовать от единичного к общему, от фактов к теории. Познание способствует достижению господства человека над природой. Поэтому Бэкон формулирует свое философское кредо: знание – сила.

Познание есть механическое отражение воздействия внешнего мира на мозг человека, оно зависит от объекта, от точности его воспроизведения. Процесс познания должен быть очищен от разного рода предрассудков и заблуждений. Поэтому он формулирует четыре идола или призрака (пещеры, рынка, театра и рода), которые препятствуют человеку получить истинные знания. Ф. Бэкон рекомендует максимально абстрагироваться от существующих призраков и получить свободное от их влияния чистое знание.

Ф. Бэкон как врач уделял особое внимание изучению человека, соотношению души и тела, рассмотрению различных разделов человеческого тела. По его мнению, это учение (о человеке) делится на медицину, косметику, атлетику и науку о наслаждениях. Медицина им была разделена на три раздела: поддержание здоровья, лечение болезней и продление жизни. Бэкон писал: «Первая обязанность медицины – сохранение здоровья, вторая – лечение болезней, третья – продление жизни»1. «Лечение болезней составляет ту часть медицины, на которую было затрачено особенно много труда, хотя результаты его оказались весьма скудными»2. И это потому, что болезнь является результатом действия каких-либо причин. Если медики занимаются только следствием причин (а не самими причинами), то и результат их работы будет незначительным.

Вот это и является самым удивительным, т.к. более 400 лет тому назад Бэкон сформулировал идею профилактической ориентации медицины. Считал медицину одним из самых благородных искусств. Если солнце является создателем и источником жизни на планете, то врач, поддерживая и охраняя жизнь, оказывается вторым источником жизни. Врач-философ Ф. Бэкон уделял должное внимание методологической роли философии. Он полагал, что необходима подлинная и действенная естественная философия, на которой должно строиться все здание медицинской науки. Искусство медицины, оторванное от естественной философии не намного превосходит практику знахарей3.

Рационализм – направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. Представителями рационализма были Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Они исходили их того, что источником знаний и критерием их верности находятся в разуме человека, а не во внешнем мире как считали эмпирики. Рационализм противоположен как эмпиризму, так и сенсуализму. Рационалисты чрезмерно преувеличивали роль разума в познании, ограничивая его от чувственного опыта. Одновременно чувственное (эмпирическое) познание или отрицается, или понимается как неточное, несовершенное. Только разум может дать истинные знания.

Отправным пунктом познания, по Декарту, является интуиция и мышление. Все идеи он делил на пришедшие из чувств и врожденные. Только последние (идея Бога, математические аксиомы и др.) являются достоверными. Достоверным единственным методом является сомнение – сомневаюсь, следовательно мыслю, мыслю, следовательно существую (dubito ergo cogito, cogito ergo sum). Познание, по мнению Декарта, есть интеллектуальная деятельность субъекта по воспроизведению мира в мысленных конструкциях, в понятиях, оно зависит от субъекта. Б. Спиноза выделял три вида познания: чувственное, дающее нечеткие представления; разумное, дающее знание о модусах и интуитивное познание, открывающее истину. Г. Лейбниц делит все истины на необходимые (истины разума) и случайные (истины факта). К первым относится понятие субстанции, бытия, причины, принципы логики, морали и т.д.

 

 

Date: 2015-09-19; view: 2433; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию