Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Течения и направления сциентизма





1) Позитивизм – течение в современной философии, основанное О. Контом (1798-1857), Д. Ст. Миллем (1806-1873) и Г.Спенсером (1820-1903). Возникает в середине прошлого столетия как реакция на господство натурфилософии, которая претендовала на роль царицы наук и не могла быть прогрессивным фактором в духовном развитии.

Понятие «позитивный» означает то, что дано в настоящем, в опыте, то что можно проверить в опыте и должно быть принято так, как есть, без объяснений. «Положительное означает противоположность химерическому, указывает контраст между полезным и негодным, между достоверным и сомнительным, состоит в противопоставлении точного смутному»1.

Основная проблема позитивизма – это отношение философии и науки. Позитивизм отрицают роль философии (метафизики), сводят её к науке, противопоставляют науку и философию. Он считает истинной наукой только конкретную, экспериментальную науку. О. Конт утверждает, что все здравомыслящие люди повторяют со времен Бэкона, что только те знания истинны, которые опираются на наблюдения2. Позитивисты исходили из того, что обществом достигнуты определенные успехи в технико-экономическом развитии благодаря научно-экспериментальному исследованию, т.е. позитивному исследованию. Поэтому позитивный характер научной практики и был взят за основу позитивной философии.

Позитивизм также считает, что философские проблемы лишены смысла, что метафизические спекуляции не могут быть проверены экспериментально. Они отождествляют познание только с наукой. Истинное человеческое познание есть научное познание, которое не что иное как систематическое изучение явлений и раскрытие закономерностей их развития. Философия объясняет специфику методов науки и их использование, выявляет общие принципы научного познания. Но философия не должна претендовать на роль науки наук, что она обладает методами получения знаний недоступных науке.

Развитие общества, согласно представлениям О. Конта, осуществляется по восходящей линии, в которой чередуются органические эпохи, где поддерживается традиционный общественный порядок и критические эпохи в которых этот порядок разрушается. О. Конт считал, что великие политические и моральные кризисы общества являются результатом интеллектуальной анархии. Позитивистская философия занимается нахождением основы для социального консенсуса.

О. Конт считал, что социальный прогресс зависит от духовного прогресса. Человеческий интеллект в своем развитии прошел три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную3. До ХУШ века господствовала теологическая способность разума, которая искала скрытую сущность вещей, пыталась объяснять мир при помощи религиозных представлений, сверхъестественных сущностей. Поэтому в обществе в это время господствовала религия. В ХУШ веке получает особое развитие метафизическая (философская, спекулятивная) способность разума, которая объясняет сущности мира при помощи абстрактных понятий и конструкций. А это ведет к господстве в обществе метафизики, философии. В XIX веке выделяется позитивная способность разума, направленной на выяснение причин и закономерностей мира на основе экспериментальных исследований. В обществе особое развитие достигает наука. Позитивизм концентрируется на критике метафизического подхода в познании мира, того традиционного спекулятивного подхода господствовавшего на протяжении столетий. О. Конт считал, что метафизика не может ответить на вопросы поставленные наукой, поэтому наука не нуждается в поддержке философии, она сама себе философия.

В своем развитии позитивизм прошел три этапа:

а) Классический позитивизм О. Конта, Д. Ст. Милля и Г. Спенсера. Они отрицают роль философии, когнитивную (мыслительную) ценность философских исследований. Согласно основоположникам позитивизма, философские проблемы носят обобщенный, абстрактный характер и не могут быть ни проверяемы, ни решаемы при помощи эксперимента, поэтому они провозглашают их фальшивыми и лишенными смысла. Своей задачей представители позитивизма видели в очищении науки от метафизических спекуляций и «лечение» философии от искусственной абстрактности. Для этого надо перестроить принципы философского творчества и сциентизировать философию. Но эта попытка может привести к превращению философии в науку или возвышение философии над наукой в качестве синтеза научного познания, или же это может привести к упразднению философии как социокультурного феномена. Превращение философии в науку предполагало осмысление природы и функций науки. О. Конт считал, что функция науки состоит не в объяснения фактов, а только в их описании.

б) Эмпириокритицизм, известный ещё как «второй позитивизм» - течение, основанное во второй половине 19 века Э. Махом (1838-1916) и Р. Авенариусом (1843-1896). Эмпириокритицизм означает «критика опыта». Как философское течение ставило перед собой цель очистить опыт от всяких метафизических элементов и формулировать новую философию современных наук, которая преодолела бы противоположность материализма и идеализма. Основные идеи эмпириокритицизма – это теория элементов мира, принципиальной координации и интроекции. В конце 19 века эмпириокритицизм проявил себя как физический идеализм1.

в). Неопозитивизм возникает в 20-е годы ХХ столетия как Венский кружок и охватывает множество различных теорий, имеющие основу логические идеи Б. Рассела (1872-1970) и Л. Витгенштейна (1889-1951). Основные представители – Р. Карнап, М. Шлик, Н. Рейхенбах, Г. Риль, И. Остин, А. Айер являются математиками, логиками, физиками и т.д. Они попытались формулировать новую более четкую и строгую философию по аналогии с логикой. Неопозитивисты заменяют философию логическим анализом языка и считают научными только те проблемы, которые имеют экспериментальное или логическое решение. Философские проблемы возникают, по их мнению, при неправильном употреблении языка. Они утверждают, что как материализм, так и идеализм являются метафизическими спекуляциями и лишены всякого смысла. Неопозитивизм, как и другие разновидности позитивизма, оказал определенное влияние на физиков, логиков и других представителей науки. Занимаясь проблемами логики и языка науки, они практически подготовили теоретическую основу для перехода к компьютеризации.

Разновидностью неопозитивизма является и логический позитивизм.Его основали австрийские философы, члены Венского кружка М. Шлик (1882-1936) и Р. Карнап (1891-1970). Основная его задача была попытка систематизировать и развить эмпиризм при помощи понятийного снаряжения представленного современными исследованиями логики и математики, особенно работами Б. Рассела и Л. Витгенштейна. Логический позитивизм интерпретирует познание не как систематизация и обобщение знаний, а как описание реальности, как деятельность по анализу языковых форм знания. Считают, что традиционные философские проблемы потеряли смысл, поэтому задача философии прояснять смысл высказываний. Философия не есть совокупность знаний, а деятельность по логическому анализу языка. Посредством философии высказывания проясняются, а посредством науки они проверяются. Понятие имеет смысл, если элементарные предложения, в которых оно входит, может быть сведено к протокольным предложениям, которые в свою очередь могут быть соотнесены с непосредственными данными.

2)Постпозитивизм - совокупность методологических концепций философии науки, которые пришли на смену методологии логического позитивизма. Возник в 60 – 70 гг. под влиянием идей К. Поппера (1902-1994). Он ставил проблему отличия науки от псевдонауки и считал, что все научные теории не истинны, а только вероятны. К. Поппер критикует попытки неопозитивистов апеллировать к опыту и индукции, и считает их недостаточными для различия науки от псевдонауки, показывая, что экспериментальную проверку могут выдержать самые невероятные астрологические прогнозы. Следовательно, критерием науки является не проверяемость (верификация), а фальсифицируемость т.е. способность некоторого высказывания или теории быть отвергнутой опытом.

Основная характеристика постпозитивизма – это наличие множества методологических концепций и их взаимная критика. Среди них фальсификационизм К. Поппера, концепция научных революций Т. Куна, методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса, концепция неявных знаний М. Поланьи, идеи С. Тулмина, Д. Агасси, У.Селларса и др.

Для постпозитивизма характерно все больший отход от символической логики и обращение к истории науки, изменение проблематики методологических исследований (если позитивизм своей главной проблемой считал анализ структуры научных знаний и язык, то постпозитивизм – понимание развития научных знаний). Постпозитивизм отказывается от строгих разграничительных линий между эмпирическим и теоретическим уровнем знания, наукой и не наукой, наукой и философией, которые характерны для позитивизма. Представители постпозитивизма акцент делают на историю науки, на историю возникновения, развития и изменения научных концепций. Они ставят под сомнением идею накопления знаний и предпочитают больше говорить об их изменении. Эта мысль развивается Т. Куном, который считает, что развитие науки не что иное как смена парадигм. На рубеже '80 гг. ХХ века дискуссии постпозитивизма зашли в тупик. Выяснилось что философия науки вовсе не наука, что в ней не могут быть общепринятых концепций и решений, что она носит отпечаток плюрализма, характерного для философии.

3)Прагматизм (из гр. pragma – действие) – одно из сaмых распространенных течений в современной философии. Возник в '70 – '80 гг. ХХ века в США. Основоположниками были Ч. Пирс (1839-1914), У. Джемс (1842-1910) и Дж. Дьюи (1859-1952). Они развивали множество идей – теорию бытия, познания, силлогизма, значения. Как и позитивисты основное внимание уделяли проблемам логики и теории познания. Представители прагматизма пришли к выводу, что жизнь есть основа познания, что познание есть деятельность, что истинность какого-либо суждения зависит от успешности действия. Познание предполагает переход не от незнания к знанию, а от сомнения к вере, к убеждению.

Убеждение такое состояние сознания, которое ведет к устранению сомнения и формирования соответствующего способа поведения. Различные убеждения отличаются разным поведением. Следовательно, истина есть не отражение объективной реальности, а субъективное убеждение приводящее к пользе. Разновидностью прагматизма является инструментализм – философская концепция, развитая Дж. Дьюи. Он считал, что понятия, категории, законы и теории науки не отражают действительность, а являются инструментами деятельности и преобразования реальности.

4)Феноменология – описательное изучение совокупности феноменов, метод предложенный Э. Гуссерлем (1859-1939). До него (Ламберт, Кант, Гегель) феноменология понималась как описательное исследование. Гуссерль, будучи логиком, пытается описать операции сознания, выделить сущности, которые индивид воспринимает. Он поставил себе цель создать науку о науке, раскрыть внутренний мир, мир повседневной жизни как основу познания. Гуссерль полагал, что изучение внутреннего мира надо начинать с сознания, поскольку реальность доступна людям только через сознание (неоспоримое фундаментальное бытие). Важна не реальность сама по себе, а то как человек её воспринимает и понимает.

Основная характеристика сознания – её постоянная направленность на предметы, её интенциональность. Сознание, по мнению Гуссерля, не сводима к внешнему миру, оно выражается в различных связях: между предметами и процессами внешнего мира, между психическими актами, состояниями и значениями. Связи значений идеальны, они даются только в описании как процесс смыслообразования. Сознание как бы конструирует мир, вводя в нем смысл. Все типы действительности, с которыми имеет дело человек объясняются только из актов сознания. Действительность вне и независимо от сознания просто не существует. Феноменология Гуссерля, будучи прежде всего логикой, превращается в философию духа чтобы потом стать философией жизни.

5)Структурализм – совокупность направлений современной философии, которая абсолютизирует структурный метод. Понятие структуры используется в математике, психологии, лингвистике (Ф. Соссюр), физике (Шрёдингер), химии, биологии (Берталанфи). Структурализм проникает и в социальных науках - этнографии, социологии, экономике, истории, искусстве, выражая тенденции этих наук к формализации и математизации, в нахождении единого языка и более точных и объективных методов, по аналогии с естественными науками.

Структурализм считает объекты как системы, как организованные совокупности элементов. Структура проявляется как идеальный тип или модель (совокупность отношений и связей соединяющих составные объекта) независимо от природы содержания. По мнению структуралистов, структура есть первичное и главное понятие, она определяет как предметы и реальность, так и человеческое мышление. Главная цель структурализма в раскрытии универсальных структур реальности и человеческого мышления. В этом смысле они достигли определенные успехи не только в лингвистике, психологии, но и в этнографии, в изучении первобытных обществ (К. Леви-Стросс), в изучении отношений подсознательного и бессознательного (Лакан), некоторых проблем культуры (Фуко).

Леви-Стросс считал, что мифологическому и научному мышлению характерны одни и те же структуры, что они подчиняются общим логическим принципам. Мы мыслим о различных содержаниях, но форма, структура мышления одна и та же. Леви-Стросс утверждал, что сознание возникает только на пересечении многих бессознательных структур человеческого духа, которым соответствует определенные структуры реальности. Недостаток многих этнографических концепций состоит в том, что они анализируются только на уровень сознания и игнорируется бессознательный уровень (который не может быть воспринят прямо, непосредственно).

Лакан, формулирует идею тождества, аналогии структур языка и механизмов проявления бессознательного. Изучая языковые структуры (которые выражают определенное значение и проявляются символически), мы можем проникнуть в тайны бессознательного. Бессознательное проявляется символически в языке, деятельности, творчестве. Символика абсолютно доминирует над реальным и воображаемым, поскольку реальность как таковая нам не дана, а воображаемое является субъективным и иллюзорным. Бессознательное есть необходимое условие объективного изучения сознания, бессознательное есть то, что находится за пределами сознания и дает доступ к сознанию.

В '70 – '80 гг. ХХ века во Франции и США возникает новое течение – постструктурализм, который пытается критиковать и преодолеть недостатки структурализма: абсолютизация структуры, неисторический характер и лингвистический редукционизм.

6)Герменевтика –течение в современной философии, имеющей своим предметом теорию и практику интерпретации и понимания текстов, психологических феноменов, исторических событий и социального мира. Основана Ф. Шлейермахером (1768-1834), и В. Дильтеем (1833-1911), развита дальше Х.Г. Гадамером (р.1900), П. Рикером (р.1913), Ю. Хабермасом (р.1929) и др.

В античности герменевтика была мастерством объяснения, интерпретации и перевода текстов. В средневековье – методом интерпретации библейских текстов. Современная герменевтика имеет свои корни в феноменологии Гуссерля, экзистенциализм Хайдеггера, логический позитивизм Виттгенштейна. Эти философы не раз подчеркивали, что многие псевдопроблемы возникают в результате того, что ученые не понимают друг друга, что реальность, мир предстают перед нами как различные смыслы и значения. Для решения этих проблем (понимания и выражения) логический позитивизм предлагает совершенствовать язык, сформулировать совершенный с точки зрения логики язык.

Основная проблема герменевтики – понимание и интерпретация. Однако здесь возникает одна трудность, которая по выражению Гадамера, состоит в наличии «герменевтического круга»: чтобы понимать надо уметь интерпретировать, а чтобы интерпретировать надо понимать. Другими словами, познание обусловлено чем-то предварительным – способом понимания человеком самого себя и действительности. Герменевтика пытается прояснить это предварительное, ответить на вопрос как вообще возможно понимание, каковы условия её реализации.

Дильтей утверждал, что существует принципиальное различие между естественными науками, основанными на внешнем опыте и наук о человеке, основанных на внутреннем опыте. Науки о человеке имеют дело с человеческим духом, который не может быть познан рационально, а только понят. Понимание есть иррациональная процедура, есть воспроизведение духовной жизни прошлого, зашифрованной в текстах. Понимание предполагает логические моменты, но не сводится к ним. Мы понимаем больше, чем знаем. Герменевтический метод должен ответить на следующие вопросы:

Что сказал автор в соответствующем тексте?

Что имел в виду автор, написав этот текст?

Адекватно ли то, что думал автор и что написал?

Языковое выражение всегда неточно, нуждается в совершенстве, но сколько бы ни совершенствовалась, она никогда не достигнет то, что побудило её к жизни. В глубинах речи (языка) присутствует скрытый смысл, который может проявиться или немедленно исчезнуть, как только получает какое-то выражение. Мы всегда имеем предвзятое мнение. Тот, который хочет понять текст, должен быть готовым воспринять и иное в тексте. Понимание означает, прежде всего, уяснение чего-то и, во-вторых, умение выделить мнение другого, что предшествовало этому. Для герменевтики важно объективное понимание ситуации, когда «Я» и «Другой» имеют дело с одной и той же вещью.

Гадамер утверждал, что интерпретатор смотрит на прошлое с позиции современности, он как бы рассматривает себя в зеркале прошлого и хочет не хочет видит в текстах прошлого возможность лучше понять проблемы современности. Толкователь не столько понимает, сколько интерпретирует, не проникает в глубину чужих мыслей, а дает им собственное толкование. Оказалось, что понимание социо-культурных феноменов есть не реконструкция, а конструкция. Мы не проникаем в чужие культуры, а конструируем свои, исходя из императивов современности. Не существует никакого объективного смысла, смысл всегда создается и воссоздается вновь. Из этих соображений представители герменевтики подчеркивают, что текст нужно понимать исходя из него самого, без подмены его содержания различными социально-экономическими и культурно-историческими условиями и причинами. Герменевтика получила сегодня широкое применение в биоэтике.

Вместе с тем герменевтика не является альтернативой науки. Напротив, она подчеркивает роль науки в изучение современной духовности, учитывая и другие способы познания смысла. Опыт накопленный искусством, философией, историей превосходит научный опыт, но не исключает его. Герменевтика способствовала не только расширению проблематики и содержания философии, но и сформулировала важные уточнения относительно её взаимоотношения с другими формами духовности: искусством, моралью, религией, политикой, наукой. Все больше проникает герменевтика в медицине – интерпретация и понимание симптомов и синдромов, патологического процесса.

 

 








Date: 2015-09-19; view: 277; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.007 sec.) - Пожаловаться на публикацию