Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Английский идеализм ХVIII века





Английский идеализм представлен идеями Дж. Беркли и Д. Юма.

Джордж Беркли (1685-1753) – английский философ, субъективный идеалист, епископ. В своем главном сочинении «Трактат о принципах человеческого знания» он поставил задачу опровергнуть материализм и при помощи философских аргументов укрепить позиции религии. Идеалистически перерабатывает эмпиризм и сенсуализм Локка. Беркли считал, что предметы окружающего мира не существуют объективно, независимо от человека, а являются только ощущениями (идеями) человека. Вещи существуют только в том случае, если они воспринимаются. Для Беркли быть – значит быть воспринимаемым (esse est percipi). Эти рассуждения называются солипсизмом,согласно которому в мире существует только воспринимающий субъект, а окружающая действительность, в том числе и другие люди, не существуют иначе как в сознании воспринимающего «Я».

Чтобы избежать солипсизма (который противоречит здравому смыслу), Беркли вынужден признать, что вещи, которые я вижу моими глазами или осязаю моими руками, действительно существуют, я отнюдь не сомневаюсь1. Но существуют они как комплексы моих ощущений. С одной стороны, Беркли утверждает, что вещи, или идеи, по его терминологии не существуют, с другой – что они продолжают существовать в нашей мысли, потому что они воспринимаются Богом. Беркли отрицает лишь существование такого понятия как материя в философском его понимании.

Философия Беркли направлена против материализма и атеизма, между которыми он видит прямую связь, понимая материализм как философскую основу атеизма. Взгляды его критиковались во все времена и со всех сторон представителями различных философских направлений.

Давид Юм (1711-1776) – крупнейший английский философ, историк, экономист и публицист. Основные философские труды: «Трактат о человеческой природе», «Исследования о человеческом познании», «Исследование о принципах морали», «Естественная история религии». Подготовил и издал восьмитомную «Историю Англии». Сформулировал основные принципы европейского агностицизма, является предшественником позитивизма. Взгляды Юма формировались под влиянием эмпиризма Локка и Беркли. Он утверждает, что наши знания представляют собой совокупность «впечатлений». Но выяснить их источник (наших ощущений и восприятий) невозможно, так как познание не может выйти за пределы ощущений, а опыт не может доказать происхождение (источник) ощущений. Если Локк видел источник наших ощущений во внешнем мире, в самой действительности, а Беркли – в духе, или Боге, то Юм отрицает оба эти взгляда. Он полагает, что в процессе познания мы имеем дело лишь с содержанием наших ощущений, а не с их источником. Поэтому мы не можем доказать ни то, что мир объективно существует, ни то, что он не существует. Из этих соображений Юм отрицал также и объективное существование причинности, субстанции. Он распространил свой скептицизм и на религию, утверждая что существование Бога невозможно доказать.








Date: 2015-09-19; view: 127; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию