Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свобода движения товаров





 

Происхождение барьеров, разделявших государства – члены ЕС, было неслучайным. Даже развитые страны с прочно укоренившейся рыночной экономикой имеют свои резоны для защиты и относительной изоляции национальных рынков, используя средства торгового протекционизма. К их числу относятся:

· соображения экономической безопасности;

· стремление создать благоприятные условия для «молодых» отраслей национальной промышленности;

· забота о сохранении и увеличении числа рабочих мест, которые могут быть потеряны в результате импорта дешевых заграничных товаров;

· защита от иностранного демпинга, который может приводить к существенной деформации структуры внутренних цен и издержек;

· необходимость улучшения платежного баланса.

При всей очевидной значимости этих экономических факторов, имеющих существенное социальное и политическое значение, протекционизм в конечном счете контрпродуктивен. Если бы все страны одновременно закрыли свои рынки, суммарная емкость мирового рынка и, следовательно, их собственных национальных рынков сократилась бы. Это с полной очевидностью продемонстрировал опыт 30-х годов и первых послевоенных лет.

Более того, на определенной стадии мирового экономического развития преимущества интернационализации становятся настолько существенными, что далеко перекрывают те выгоды, которые страна может получить от защиты национального производителя. И с экономической, и с социальной точки зрения страна выигрывает, если ставит во главу угла интересы потребителя, а не производителя. Конкретно открытие национального рынка для международной конкуренции дает ряд преимуществ, которые сводятся к следующему.

Во-первых, замене дорогого отечественного производства более дешевым импортом. Помимо прямого выигрыша для населения это ведет к общему сокращению издержек и, следовательно, усилению конкурентоспособности отраслей, работающих на экспорт.

Во-вторых, созданию посредством международной конкуренции мощного стимула для улучшения качества и удешевления отечественных товаров благодаря внедрению передовых технологий, улучшению организации производства и освоению достижений науки и техники, которые в значительной мере заимствуются за рубежом.

В-третьих, усиление конкуренции между странами, производящими один и тот же товар высокой степени обработки, подталкивает их к переходу от конкуренции на уровне сбыта готовой продукции к производственной кооперации. Это ведет к резкому снижению издержек и улучшению позиций бывших конкурентов в системе международной торговли.

В-четвертых, либерализация международной торговли при прочих равных условиях имеет своим результатом оптимизацию распределения ресурсов и разделения труда, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и, как следствие, ускорение экономического роста. От этого выигрывают все участники международной торговли.

Первоначально государства – члены ЕС пытались реализовать эти преимущества путем создания таможенного союза, то есть отмены таможенных тарифов и количественных ограничений во взаимной торговле и установления общего тарифа в отношении третьих стран. На эффективность таможенного союза влияют следующие обстоятельства:

· Структура производства. Если в рамках таможенного союза объединяются страны с взаимодополняющей экономикой, его эффект невелик. В случае объединения стран с конкурирующей экономикой таможенный союз открывает перспективу внутриотраслевой кооперации и углубления разделения труда.

· Размеры союза. Чем больше число участников таможенного союза и чем они крупнее, тем значительнее их доля в мировой торговле, тем лучше перспектива углубления разделения труда и, следовательно, меньше опасность «отвлечения торговли».

· Уровень тарифов. Если первоначально тарифы в торговле между участниками таможенного союза высоки, выигрыш от их отмены будет значителен. Однако позитивный эффект может уменьшиться, если участники введут высокий внешний тариф в торговле с третьими странами.

· Транспортные и трансакционные издержки. Чем ближе друг к другу расположены страны – участницы таможенного союза, тем больше выигрыш от увеличения торговли между ними. И наоборот, географическая удаленность может полностью или частично нейтрализовать выигрыш от отмены тарифов. Трансакционные издержки и их динамика зависят от многих причин, не в последнюю очередь от наличия или отсутствия языковых барьеров.

· Гибкость. Преимущества продвинутой специализации могут быть уменьшены существованием «узких мест», препятствующих быстрой перестройке структуры производства.

· Условия торговли. Если участники таможенного союза сосредоточивают в своих руках значительную долю импорта отдельных видов товаров, они могут использовать свое положение на рынках для понижения импортных цен и тем самым для улучшения условий торговли.

· Масштаб производства. Как правило, объединение рынков позволяет увеличить масштаб производства и снизить средние издержки.

В рамках Европейских сообществ соединение перечисленных факторов оказалось в высшей степени позитивным. Это и обеспечило блестящий успех таможенному союзу государств – членов ЕС.

Римский договор предусматривал дальнейшее углубление интеграции и незамедлительный переход к общему рынку, который и дал название интеграционной группировке. Однако в реальной действительности на это потребовалось более 20 лет. Это объяснялось тем, что несмотря на успехи таможенного союза, государства-члены в течение длительного времени не могли отказаться от барьеров, ограждавших их экономику от внешнего мира, в том числе и от партнеров по ЕС.

Постепенно благодаря существованию таможенного союза в регионе возникли новые реалии (табл. 5.1) и тем самым объективные предпосылки для реализации целей, выдвинутых в Римском договоре.

 

Таблица 5.1. Регионализация торговли ЕС (торговля внутри ЕС в % к общему объему торговли стран ЕС, 1958-1990 гг.)

 

Годы ЕС- 12 ЕАСТ Восточная Европа Средиземноморье АКТ Другие развивающиеся страны Индустриальные страны
Экспорт 37,2 49,6 12,2 13,0 2,7 2,9 7,8 4,8 6,6 4,4 15,3 9,4 18,2 15,9
  53,4 11,7 3,4 4,8 3,6 7,1 16,0
  52,4 10,6 4,9 6,7 3,6 9,6 12,2
  56,1 11,2 3,5 5,9 3,5 9,2 10,6
  55,2 10,0 2,8 5,2 2,3 8,7 15,8
  61,2 10,4 2,3 4,2 1,6 7,3 13,0
Импорт 35,2 9,3 2,9 4,5 6,8 19,2 22,1
  44,9 9,0 3,4 4,7 5,2 12,7 20,1
  50,3 8,7 3,2 4,7 4,4 10,3 18,4
  49,5 49,3 53,4 7,9 8,6 9,4 3,5 3,7 3,9 3,8 4,2 5,1 3,8 3,8 3,5 16,3 15,6 9,8 15,2 14,8 14,9
  59,0 9,6 2,7 3,8 1,8 8,2 14,9

Источник: Sapir A. Regional Integration in Europe // Economic Journal. – 1992. – Vol. 102. – Table 2.

 

Если рассматривать свободное, беспрепятственное движение продуктов и факторов производства как идеал, как конечную цель интеграции, то средством ее достижения является, очевидно, полное устранение всех барьеров и препятствий, мешающих свободе движения товаров, услуг, капиталов и физических лиц. Творцы интеграции должны, следовательно, идентифицировать эти барьеры и препятствия и установить методы и сроки их устранения. Для выполнения этой задачи, как показал опыт, необходимо было решить множество экономических, социальных, политических, юридических и административных проблем во внутренней жизни отдельных стран, связанных с существованием важных частных интересов влиятельных «групп давления».

Что касается товаров, то защита национальных рынков в странах ЕС осуществлялась при помощи широкого спектра внешнеторговых и валютных ограничений. Наиболее важными среди них были:

· Таможенные тарифы и соответствующие им импортные и экспортные пошлины и другие сборы, которые увеличивают внутренние цены товаров. Эти пошлины и сборы могут исчисляться в зависимости от стоимости или количества товаров, в фиксированном или скользящем процентном выражении.

· Сборы, имеющие эквивалентный эффект, – административные сборы, плата за хранение, плата за проведение контрольных проверок и т.д.

· Количественные ограничения – потолок, устанавливаемый на импорт в страну определенного вида товаров в течение определенного периода (квота). Квоты могут устанавливаться как в физическом, так и в денежном выражениях. Разновидностью количественных ограничений являются так называемые тарифные квоты: все, что импортируется в страну сверх установленного предела, облагается более высоким тарифом.

· Валютные ограничения с целью уменьшения тех денежных средств, которые могут быть использованы для импорта.

· Нетарифные ограничения (налогообложение, законодательное и административное регулирование, нормы безопасности, государственные монополии или условия осуществления государственных закупок), которые обеспечивают национальным производителям более благоприятный режим по сравнению с иностранцами.

Легко заметить, что логика последовательного устранения этих препятствий совпадает с общей логикой поступательного движения экономической интеграции. В течение 60-х годов государства – члены ЕС отменили:

· Импортные пошлины и сборы, имеющие эквивалентный эффект, как это и было предусмотрено Римским договором.

· Количественные ограничения и меры, имеющие эквивалентный эффект.

· Значительное число нетарифных ограничений. Эта часть либерализации взаимной торговли была осуществлена не в порядке выполнения основополагающих договоров, а в результате инициатив Европейской комиссии и решений Суда ЕС. Именно так были, в частности, ликвидированы государственные монополии на продажу табачных изделий, соли, спичек, газетной бумаги и т.д.

Первое и второе расширения ЕС, в результате которых к таможенному союзу присоединились Великобритания, Ирландия, Дания, Испания, Португалия и Греция, выдвинули на первый план проблему устранения нетарифных барьеров. Это объяснялось тем, что социальные и экономические условия, законодательство и порядок административного регулирования в этих странах значительно отличались от более или менее однородной ситуации в странах «шестерки». К тому же экономическое значение тарифного регулирования значительно снизилось и в связи с прогрессом либерализации торговли в рамках ГАТТ.

Особые сложности в торговых отношениях между странами ЕС вызывали различия в таких областях регулирования, как:

· уровень и структура косвенного налогообложения;

· технические стандарты, установленные для защиты трудящихся, потребителей и общества в целом;

· международно-правовые обязательства вновь присоединившихся государств;

· установленный национальным законодательством порядок государственных закупок;

· административные правила.

Для того чтобы завершить «негативную интеграцию» на пути к полной свободе движения товаров, одного таможенного союза было уже мало – необходимо было устранить и нетарифные барьеры. Более того, чем меньше оставалось таких барьеров, тем более очевидной становилась необходимость далеко идущей «позитивной интеграции» – проведения общей политики в вопросах, влияющих на осуществление свободы движения товаров.

Непосредственное отношение к первой из четырех свобод имеют:

• Общая торговая политика.

• Общая сельскохозяйственная политика.

• Политика в области конкуренции.

• Транспортная политика.

• Валютная политика.

Осязаемое значение приобрело и то, что оставалось на заднем плане в первые годы существования ЕС, – гармонизация национального законодательства.

 

Date: 2015-09-03; view: 492; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию