Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свобода движения услуг





 

Хотя с экономической точки зрения особой разницы между товаром и услугой нет (и то и другое – продукт производства, предназначенный для продажи), процессы либерализации этих двух видов продуктов существенно отличаются друг от друга.

Товар – это обезличенный сгусток экономической деятельности, который не связан с личностью его создателя и существует самостоятельно. Поэтому в принципе расстояния не имеют качественного значения для товара: транспортировка лишь несколько увеличивает его цену.

Иное дело услуга. Она является предметом непосредственного общения между производителем и потребителем и вне этого отношения не имеет самостоятельного существования. В отличие от товара, она не может складироваться и храниться – услуга потребляется в момент ее производства. Услуга, в отличие от материального, осязаемого товара, с трудом поддается пограничному таможенному контролю, и такое стандартное средство регулирования, как тариф, является, как правило, неприменимым.

Услуга непосредственно связана с личностью производителя, и ее судьба на рынке зависит от юридического статуса, социального и экономического положения, культуры и местонахождения лица, оказывающего услугу. Огромное влияние на качество услуги оказывает степень ее соответствия языковой и культурной среде, в которой живет и действует потребитель услуги. Поэтому услуги хуже поддаются интернационализации, чем товары.

Интеграция рынков услуг осложняется еще и тем, что они много чаще, чем товары, являются предметом регулирования со стороны национальных государств, что диктуется либо соображениями национальной безопасности, либо заботой о защите прав потребителя.

Так, например, вплоть до недавнего времени сфера банковских услуг и страхования в большинстве стран оставалась закрытой для иностранцев. Это объяснялось двумя основными причинами: во-первых, контроль над денежно-кредитным обращением был одним из главных устоев государственной экономической политики; во-вторых, государство, связанное политической ответственностью перед своими гражданами, могло обеспечить надежность кредита и страхования лишь в том случае, если услуги оказывались подконтрольными ему национальными организациями. Иностранные экономические операторы были неподконтрольны национальному государству, и, следовательно, их надежность не могла быть гарантирована.

Примерно те же причины заставляли национальные государства закрывать свои рынки авиаперевозок: с одной стороны, государственный контроль был необходимой предпосылкой обеспечения безопасности полетов; с другой – национальная авиалиния была важным символом страны.

В области энергетики и связи предоставление услуг осуществлялось, как правило, естественными монополиями. Государственное регулирование цен было необходимым условием предотвращения монополистического взвинчивания цен. Понятно, что это регулирование могло быть эффективным лишь в пределах национальной территории.

Контроль за качеством предоставляемых медицинских услуг был необходимой гарантией от злоупотреблений и средством защиты здоровья людей. Кроме того, этот контроль был неотъемлемой частью разветвленных национальных систем здравоохранения.

Торговля услугами в региональном масштабе затруднялась целым рядом барьеров и препятствий:

· Прямыми запретами на предоставление отдельных видов услуг иностранцами.

· Количественными ограничениями на оказание определенных видов услуг иностранцами.

· Ограничениями на право иностранных фирм открывать свои отделения в данной стране для коммерческого оказания услуг.

· Резервированием определенной части национального рынка за национальными производителями.

· Дискриминационным налогообложением.

· Субсидиями, предоставляемыми национальным компаниям.

· Валютными ограничениями на перевод за границу дохода от предоставления услуг.

· Ограничениями, связанными с квалификацией персонала в некоторых видах услуг, например юридических или медицинских.

· Техническими требованиями, предъявляемыми к оборудованию, используемому при предоставлении услуг.

· Проблемами таможенной очистки товаров, ввозимых из-за границы и используемых для предоставления услуг.

В тот период, когда разрабатывался Римский договор, услуги занимали незначительное место в экономике Западной Европы. Международное торгово-политическое регулирование в рамках ГАТТ касалось исключительно торговли товарами. Поэтому в Римском договоре услугам и либерализации торговли им было отведено весьма скромное место. В статье 50 было дано общее определение услуги. В статье 49 говорилось о праве компании из страны, входящей в ЕС, оказывать услуги в другой стране, входящей в ЕС, не открывая своего отделения в этой стране. Статья 43 устанавливала национальный режим для юридических и физических лиц из стран ЕС, желающих обосноваться в другой стране, входящей в ЕС.

В течение многих лет эти положения редко были предметом внимания интеграционных институтов. Исключение составлял лишь Суд ЕС, активно боровшийся со всеми проявлениями дискриминации, в том числе и в сфере услуг. В результате принятых им решений и созданных правовых норм уже в начале 70-х годов удалось значительно облегчить трансграничное предоставление услуг в таких областях, как сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, ремесла и торговля. В частности, именно Суд разрешил главную проблему, сдерживавшую международную торговлю услугами, – проблему контроля. Своими решениями Суд установил, что услуга, которая законно предоставляется в одном государстве – члене ЕС, может законно предоставляться и в другом государстве, входящем в ЕС.

Вместе с тем решающим прорывом в сфере торговли услугами, как и торговли товарами, стал «Проект-92». Ключевую роль в реализации объективных предпосылок перехода к общему рынку сыграла настойчивая работа Европейской комиссии во главе с Жаком Делором. Ею было предложено и реализовано 289 регламентов, директив и других актов. В результате осуществления мер, предложенных Европейской комиссией, удалось создать более или менее однородный рынок товаров и услуг в масштабах всего Сообщества и значительно облегчить международную торговлю ими.

Тем не менее в области торговли услугами оставалось значительно больше нерешенных проблем, чем в сфере торговли товарами. В последующие годы Европейская комиссия продолжала работу по ее либерализации.

Уничтожение барьеров и препятствий в торговле услугами в рамках Единого внутреннего рынка осуществлялось при помощи трех взаимосвязанных инструментов «негативной» и «позитивной» интеграции:

· Либерализации торговли услугами в рамках Единого внутреннего рынка как посредством свободного перемещения услуг через границы, так и свободного создания отделений для предоставления услуг в других государствах – членах ЕС.

· Взаимного признания качества национального контроля.

· Гармонизации существующих национальных норм и создания минимального набора средств интеграционного регулирования.

Единый внутренний рынок услуг базируется на тех же принципах, что и рынок товаров. Интеграционные институты и органы не вмешиваются в процесс производства, торговли и ценообразования. Их главная задача – обеспечить единые правила конкуренции и равные возможности для всех участников рынка. В решении этой задачи ЕС сталкивается с большими трудностями, чем на товарных рынках: во многих странах «пятнадцати» до сих пор существуют мощные системы государственного регулирования. Эта проблема решается двумя путями. Во-первых, интеграционные институты работают над введением минимальных европейских стандартов. Во-вторых, предоставив и гарантировав частным компаниям свободу деятельности во всех странах ЕС, интеграционные институты создали тем самым конкурентную среду, которая оказывает давление на правительства и заставляет их стремиться к улучшению условий и для иностранных, и для местных производителей услуг.

Процесс создания единого рынка услуг, как и трех других частей Единого внутреннего рынка, еще далеко не закончен. Новые и весьма сложные проблемы возникают в связи с ускоренным научно-техническим прогрессом и глобализацией, которые особенно рельефно проявляются именно в сфере международной торговли услугами. Реагируя на новые вызовы, интеграционные институты приняли в последнее время ряд важных решений, направленных на дальнейшую либерализацию рынка услуг.

ЕС выработало наконец общую позицию относительно торговли услугами с третьими странами, которая до недавнего времени была полем почти исключительной компетенции национальных правительств. Одновременно Сообщество стало играть весьма активную роль в многосторонних переговорах по вопросам либерализации торговли услугами (ГАТС) в рамках ГАТТ/ВТО. В регламенте об Интернете и электронной торговле заложены основы либерализации и контроля в этой бурно растущей сфере.

Date: 2015-09-03; view: 311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию