Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание ЭВС





 

Логика Единого внутреннего рынка требует снятия всех препятствий на пути движения продуктов и факторов производства. Одним из таких препятствий являются проблемы, порождаемые разобщенностью национальных валют. Издержки конвертирования; риски, связанные с колебаниями обменных курсов; неожиданные девальвации; нарушения платежных балансов, заставляющие национальные государства ограничивать внешнюю торговлю; острые валютные кризисы в результате международных валютных спекуляций; относительная слабость национальных валют перед американским долларом – все это в конце 80-х годов поставило в практическую плоскость проект создания Экономического и валютного союза.

Валютная интеграция в Западной Европе имеет продолжительную историю. Первоначально она вообще не была связана с деятельностью Европейских сообществ. В сентябре 1950 г., ровно через полгода после подписания Парижского договора об учреждении ЕОУС, под воздействием правительства США был создан Европейский платежный союз – механизм многостороннего валютного клиринга. Его цель состояла в том, чтобы смягчить валютный ограничитель в развитии региональной торговли и подготовить условия для перехода к полной конвертируемости западноевропейских валют. Эта цель была достигнута к концу 50-х годов, и Европейский платежный союз был распущен.

В Римском договоре вопросы валютных отношений почти не затрагивались: в нем говорилось лишь о координации действий государств-членов в валютной области и о создании валютного комитета. Причина состояла в том, что в условиях устойчивого функционирования Бреттон-Вудской системы, центральным элементом которой был доллар США, надежно привязанный к золоту, вопрос о самостоятельном валютном обеспечении европейской экономической интеграции не стоял. Творцы ЕЭС всецело полагались на Бреттон-Вудскую систему.

Однако уже очень скоро, к концу 60-х годов, положение стало иным. С одной стороны, экономические успехи Западной Европы изменили соотношение сил в мировой экономике и международных валютных отношениях. Экономическая интеграция ослабила одностороннюю привязку западноевропейских валют к доллару и в то же время усилила их взаимозависимость. Их динамика приобрела большую самостоятельность, что неизбежно вело к росту волатильности (чрезмерной неустойчивости) обменных курсов. С другой стороны, относительное ослабление Соединенных Штатов создавало растущую напряженность в Бреттон-Вудской системе. Все это заставило государства – члены ЕС задуматься о целесообразности обретения большей независимости в валютной сфере.

В октябре 1970 г. рабочая группа во главе с премьер-министром Люксембурга Пьером Вернером представила главам государств и правительств план создания Экономического и валютного союза. Он был принят и начал осуществляться. Однако время для полномасштабной валютной интеграции государств – членов ЕС еще не настало, и дальше подготовительных мероприятий дело не пошло.

Между тем решение правительства США отменить золотой стандарт своей валюты, объявленное в августе 1971 г., и последовавший за этим острый кризис международной валютной системы заставили государства – члены ЕС срочно искать средство самозащиты. Таким средством стала так называемая «валютная змея», или «змея внутри тоннеля». «Тоннелем» должен был быть доллар США, «змеей» – западноевропейские валюты, связанные между собой системой согласованных колебаний. Эксперимент с «валютной змеей» оказался неудачным, главным образом в силу слабости доллара и тектонических сдвигов в мировой экономике в начале 70-х годов. Серьезнейшие проблемы, вызванные нефтяным кризисом и взлетом инфляции, привели к резким расхождениям в экономическом положении и экономической политике отдельных западноевропейских стран.

Новый этап в развитии валютного сотрудничества западноевропейских стран наступил 13 марта 1979 г., когда по предложению западногерманского канцлера Гельмута Шмидта и французского президента Валери Жискар Д' Эстена была учреждена Европейская валютная система. Это была не бесхребетная «змея», а отчетливо структурированная конструкция, стержнем которой был экю. Он представлял собой «корзину» валют всех стран-участниц. На базе экю рассчитывались так называемые центральные курсы национальных валют и определялись пределы их допустимых колебаний. Были созданы достаточно мощные рычаги совместных интервенций в случаях чрезмерного отклонения рыночного курса валюты от центрального.

Европейская валютная система успешно функционировала более 13 лет. На завершающем этапе строительства Единого внутреннего рынка казалось логичным, опираясь на хорошо зарекомендовавшую себя Европейскую валютную систему, осуществить плавный переход к Экономическому и валютному союзу.

Именно такой план создания ЭВС был предложен в апреле 1989 г. Комитетом управляющих центральными банками государств – членов ЕС под руководством Жака Делора. Основная идея плана состояла в том, чтобы, действуя в рамках Европейской валютной системы, сузить, а затем и вовсе отменить пределы колебаний обменных курсов, ввести полную и необратимую конвертируемость всех валют, основанную на не подлежащей пересмотру фиксации валютных паритетов. Это, по мнению авторов плана, позволило бы в далекой перспективе заменить национальные валюты единой валютой. Параллельно необходимо было осуществить полную либерализацию движения капиталов и полную интеграцию финансовых рынков.

План Делора был одобрен на Мадридском саммите в июне 1989 г. Было решено начать первый этап перехода к ЭВС с 1 июля 1990 г. Параллельно должна была быть созвана межправительственная конференция для выработки необходимых изменений к основополагающим договорам.

Основные положения, касающиеся Экономического и валютного союза, воплощены в Маастрихтском договоре. Были установлены:

· правовые основы создания и функционирования ЭВС;

· институциональная структура союза;

· этапы перехода к ЭВС;

· четыре критерия конвергенции;

· приоритеты общей денежно-кредитной политики;

· система временных исключений из Договора.

Институциональная структура ЭВС описана в главе 4. Критерии конвергенции включали следующие положения:

· Уровень инфляции не должен превышать средний уровень трех государств с наименьшим уровнем инфляции более чем на 1,5%.

· Долгосрочные процентные ставки не должны были превышать более чем на 2% средний показатель долгосрочных процентных ставок трех государств с наименьшим уровнем инфляции.

· Национальная валюта не должна была девальвироваться по крайней мере два года и в течение этого периода должна была оставаться в переделах колебаний курсов, установленных в рамках Европейской валютной системы (2,5%).

· Дефицит государственного бюджета не должен был превышать 3% от ВВП.

· Государственный долг должен был составлять не более 60% ВВП.

Первоначально предполагалось, что справиться с критериями конвергенции и войти в состав ЭВС смогут лишь пять-шесть наиболее развитых стран, образующих так называемую «оптимальную валютную зону» (понятие, которое еще в 60-е годы было введено в экономическую науку лауреатом Нобелевской премии Р. Манделлой).

Высшим приоритетом общей денежно-кредитной политики была провозглашена борьба с инфляцией и обеспечение стабильности цен. Эта цель была подкреплена принятым по настоянию Германии Пактом стабильности (позднее переименованным в Пакт стабильности, занятости и роста).

Пакт допускал возможность превышения установленного лимита бюджетного дефицита лишь в том случае, если это превышение является исключительным и временным, следствием непредвиденного события, неподконтрольного государству-члену, например необычно глубокого экономического кризиса (снижение ВВП на 2% или более). Если же дефицит допущен без достаточных оснований, государство-нарушитель могло подвергнуться санкциям. Первоначально оно должно внести беспроцентный депозит в размере от 0,2 до 0,5% ВВП, который подлежит возврату, если дефицит устраняется в течение двух лет. В противном случае депозит преобразуется в штраф, а провинившееся государство должно внести новый депозит, и так вплоть до устранения неоправданного дефицита.

На практике Пакт стабильности оказался лишенным практического значения. В руководящих кругах ЕС все чаще подчеркивают его индикативный характер. Ирония состоит в том, что главным нарушителем Пакта оказалась... Германия (в 2002 г. ее бюджетный дефицит составил 3,8%).

Система временных исключений из Договора предусматривала возможность присоединения отдельных государств-членов к ЭВС позже, если какие-либо обстоятельства помешают им сделать это при создании союза.

Еще до того, как Маастрихтский договор вступил в силу, произошли резкие изменения в экономической и политической обстановке в Европе. Начавшийся еще в 1989 г. спад деловой активности оказался намного серьезнее, чем ожидалось. Экономические последствия объединения Германии вызвали резкое расхождение курсов экономической политики Бонна и его партнеров по ЕС. И наконец, острейшие валютные кризисы 1992-1993 гг. привели к фактическому краху Европейской валютной системы.

Все это застопорило реализацию плана создания Экономического и валютного союза и потребовало внесения в него существенных коррективов. Перед лицом банкротства Европейской валютной системы институты ЕС и государства-члены проявили политическое мужество и пошли на принятие «шокового» варианта: вместо того чтобы постепенно сближать национальные валюты и выравнивать их обменные курсы, было решено отказаться от них вообще и в кратчайшие сроки ввести единую валюту. В 1995 г. Европейский совет принял решение назвать эту валюту евро.

Для проверки соответствия отдельных стран критериям конвергенции в качестве контрольного был избран 1997 г. Стремясь выйти на контрольные отметки, все государства – члены ЕС приняли энергичные меры по оздоровлению государственных финансов и денежно-кредитного обращения в целом. Поэтому к маю 1998 г., когда Европейский совет должен был принять решение о составе учредителей Экономического и валютного союза, оказалось, что их будет значительно больше, чем ожидалось, – 11. Вне ЭВС остались лишь Великобритания, Дания и Швеция, объективно соответствовавшие критериям конвергенции, но пожелавшие воспользоваться системой исключений, и Греция, которая не достигла нужного уровня. Одновременно были твердо и окончательно зафиксированы курсы национальных валют 11 государств-членов.

Были учреждены Европейская система центральных банков и Европейский центральный банк, назначены его Президент и члены Дирекции. Вновь созданные органы ЭВС приступили к созданию рабочих инструментов денежно-кредитной и валютной политики союза.

Это была своего рода линия старта, открывшая так называемую фазу А в создании Экономического и валютного союза. В ее рамках был осуществлен и ряд других важных подготовительных мероприятий: начато производство банкнот и монет евро; приняты нормативные акты, необходимые для создания правовой базы Экономического и валютного союза; в каждой из стран-участниц создана национальная система органов, которым было поручено руководство переходом к единой валюте.

Фаза Б началась 1 января 1999 г. В этот день евро стал полноправной валютой в безналичных расчетах, экю прекратил свое существование и был заменен на евро в соотношении один к одному. Национальные валюты стран – участниц ЭВС продолжали выполнять свои функции и в безналичном, и в наличном обороте. На данной стадии создания ЭВС большинство рядовых граждан не заметили никаких зримых перемен в своей жизни. Более того, в наличном обороте не было ни банкнот, ни монет евро – роль платежного средства по-прежнему исполняли национальные валюты. Однако незримые перемены были огромны. Экономическое содержание национальных валют радикально изменилось. Они полностью утратили самостоятельность и превратились в простой образ евро. Это выразилось прежде всего в том, что они перестали котироваться на международных валютных рынках (по крайней мере официально).

Главная задача фазы Б состояла в том, чтобы на базе взаимодействия административного и рыночного механизмов создать определенную «критическую массу» операций в евро. С этой целью широкий круг деятельности, подконтрольной национальным правительствам, центральным банкам, институтам Европейских сообществ и вновь созданного Экономического и валютного союза, был сразу же переключен на евро. К числу таких областей относились: 1) обслуживание единой денежно-кредитной и валютной политики в рамках Экономического и валютного союза; 2) размещение коммерческих долговых обязательств национальных государств; 3) осуществление межбанковских операций, а также операций на валютных рынках и рынках капиталов; 4) крупные межбанковские платежи, в первую очередь те, что проходили через платежную систему ТАРГЕТ. Вопреки ожиданиям, никаких особых усилий для создания «критической массы» не потребовалось – оптовые операции в финансовой сфере практически сразу были полностью переведены на евро.

Вместе с тем тщательно соблюдалось правило, согласно которому граждане и организации должны были быть свободны в выборе платежных средств. Как подчеркнул Европейский совет в своих мадридских решениях, здесь недопустимо никакое принуждение и процесс вытеснения национальных валют должен был регулироваться исключительно рыночными силами.

Заключительная фаза перехода к Экономическому и валютному союзу началась 1 января 2002 г. Ее главным содержанием стал выпуск в обращение банкнот и монет евро, изъятие национальных денег, окончательный перевод всех безналичных операций на новую валюту и превращение евро в единственное законное платежное средство на территории стран – участниц ЭВС. Оставшиеся на руках у населения национальные денежные знаки подлежат неограниченному и бесплатному обмену: на первых порах во всех банковских учреждениях, а в дальнейшем в местных отделениях национальных банков.

Первоначально предполагалось, что фаза В продлится около полугода. Однако по мере приближения даты ее начала стало ясно, что целесообразно провести обмен как можно быстрее. Отдельные государства-члены получили право самостоятельно установить сроки завершения перехода на евро. Во всех 12 странах зоны евро этот переход был окончательно завершен к концу февраля 2002 г.

Символ евро, отдаленно напоминающий греческую букву ипсилон, стал общеизвестным и общепринятым во всем мире. Сразу же утвердился в международной практике и код, присвоенный новой валюте Международной организацией стандартизации в системе сокращенных наименований валют, – EUR. Код евро принципиально отличается от обычных кодов национальных валют, которые включают сокращенное наименование страны (первые две буквы) и сокращенное наименование валюты (третья буква).

Существует семь разновидностей банкнот евро – 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро. Хотя они выпускаются в обращение Европейским центральным банком, печатают их в странах – участницах союза. На обеих сторонах банкнот имеются архитектурные орнаменты, отображающие семь основных стилей в развитии европейской архитектуры: классический (5 евро), романский (10 евро), готический (20 евро), эпохи Возрождения (50 евро), барокко и рококо (100 евро), стиль железа и стекла (200 евро) и стиль архитектуры XX столетия (500 евро). По замыслу художников, лицевая сторона банкнот, на которой изображены окна и входы, призвана символизировать присущий Европе дух открытости и сотрудничества. На обратной стороне – различные виды мостов, которые служат метафорой коммуникаций, общения.

Монеты восьми разновидностей (1 цент, 2 цента, 5 центов, 10 центов, 20 центов, 50 центов, 1 евро и 2 евро) чеканят на монетных дворах государств – участников ЭВС. Лицевую сторону монеты украшает национальный символ (например, профиль монарха), на обратной стороне, общей для всех стран, помещены цифры, характеризующие достоинство монеты, и в качестве символа единой Европы – очертания западной и центральной частей континента.

Переход к Экономическому и валютному союзу и введение евро означали серьезные перемены для всех без исключения людей, живущих в зоне евро. Однако после нескольких недель неразберихи, связанной с переходом к новому масштабу цен, население приспособилось к новой валюте.

Сложную проблему представляла собой адаптация к новой валюте миллионов юридических документов, регулирующих кредитно-денежные отношения частных лиц и организаций в странах Европейского Союза. Для того чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций в толковании действующих контрактов, Совет ЕС принял два регламента, определяющие правовые основы перехода на новую валюту. Одновременно эти регламенты решили задачу адаптации Маастрихтского договора как акта публичного права к нормам и практике гражданско-правовых отношений. В основе этих актов Сообщества лежали нормы обычного права, которые в западной юриспруденции носят название lex monetae.

В регламентах были законодательно решены следующие вопросы:

· подтверждено конвертирование «официального» экю в евро в отношении 1:1. Это положение распространено и на «частный» экю: если соответствующими контрактами не предусмотрено иное, все величины в экю, на которые содержатся ссылки в частных контрактах, приравнены к «официальному»;

· подтверждена преемственность всех контрактов и других юридических инструментов во всех аспектах, вытекающих из введения евро;

· установлено, что введение евро не может служить основанием для применения принципа резкого нарушения обязательств, которое выходит за пределы общепринятого риска и требует пересмотра контрактов;

· заранее сформулированы правила округления и использования ставок конвертирования, которые были официально объявлены 1 января 1999 г. Эти ставки были шестизначными и не подлежали округлению или сокращению.

Хотя Европейский Союз не располагает юрисдикцией за пределами территории государств-членов, экономические операторы и суды третьих стран в соответствии со сложившейся международной практикой признали действительность регламентов, в частности в том, что касается преемственности частных контрактов.

Date: 2015-09-03; view: 859; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию