Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вера иррациональная и рациональная





Существенным для понимания веры является выделение в ее структуре веры слепой, иррациональной и веры рациональной, осмысленной. Под иррациональной верой, например, Э. Фромм (1900 – 1980) в книге «Психология и этика» (М., 1993. С. 158 – 159) понимает веру в личность, идею или символ, основанную не на собственном интеллектуальном или чувственном опыте, а на эмоциональном подчинении иррациональному авторитету (Богу, вождю и т.д.).

Иррациональная вера – фанатичная убежденность в чем-либо. Из такого понимания иррациональной веры следует, что своим основанием она имеет фанатизм (в переводе с латинского означает жертвенник). Фанатизм же – это непоколебимая и отвергающая всякие альтернативы приверженность индивида определенным представлениям, которая реализуются в его деятельности и общении. Фанатизм сопряжен с готовностью к жертвам. При этом преданность идее сочетается с нетерпимостью к инакомыслящим, пренебрежением к нормам нравственности, препятствующим достижению цели. Для фанатиков характерна повышенная эмоциональность, некритическое отношение к любой информации, подтверждающей их взгляды, неприятие критики, даже доброжелательной.

Одним из негативных проявлений иррациональной, слепой веры является суеверие. Л.Н. Толстой писал: «Чем больше я вглядываюсь в жизнь людей, тем больше я убеждаюсь, что главное препятствие для осуществления, или скорее задержка – в суевериях различных, прирастающих с разных сторон к истинному учению и мешающих ему проникать в души людей. Суеверия – это те ложки дегтя, губящие бочку меда, и их нельзя не ненавидеть или, по крайней мере, не смеяться над ними».

Рациональная же вера, напротив, считает Э. Фромм, есть твердое убеждение, основанное на продуктивной интеллектуальной или эмоциональной активности. Такая вера базируется на собственном опыте, уверенности в силе разума, наблюдении и рассуждении. Если вера иррациональная нечто принимает за истину только потому, что либо большинство, либо некий авторитет считает это истиной, то вера рациональная предполагает независимость убеждений, основанных на собственном продуктивном наблюдении и размышлении. С подходом Э. Фромма мы в целом согласны. Но в нем есть и ряд спорных моментов. У Э. Фромма иррациональная и рациональная вера противопоставлены как нечто соответственно непродуктивное (отрицательное) и продуктивное (положительное). Однако, нам представляется, что отношения между этими проявлениями веры сложнее.

1. Нередко каждый из нас, интуитивно полагаясь на свой жизненный опыт, в определенной ситуации может какому-либо человеку поверить. Вера здесь иррациональная, но она может быть и истинной, а значит иметь положительное значение. Этот пример свидетельствует также и о том, что на опыт может опираться не только рациональная вера, но и иррациональная.

2. Усваивая разнообразные знания (естественнонаучные, гуманитарные и т.д.), даже при самом высоком уровне критического отношения к ним, мы их принимаем как истинные преимущественно на основе веры, ибо самостоятельно перепроверить все эти знания мы просто не в состоянии. Тем самым положительное значение имеет не только рациональная вера, но и вера иррациональная.

3. Продуктивное мышление неизбежно сопровождается ошибками, заблуждениями. И очевидно, что основывающаяся на них вера является ложной, непродуктивной. Следовательно, не всякая рациональная вера является продуктивной.

Необходимо отметить и то, что иррациональная вера и вера рациональная, как противоположности, не только взаимоисключают друг друга, но и взаимополагают, ибо в процессе реальной жизнедеятельности могут друг в друга переходить. Иррациональная вера может быть осознана и превратиться в рациональную. Рациональная же вера, в свою очередь, при потере над нею контроля разума, может превратиться в веру иррациональную. Примером этого является так называемое доктринерство (доктринер – человек, слепо, некритически следующий какой-либо доктрине, т.е. учению, теории), возникающее нередко вследствие превращения в свое время творчески усвоенной идеи или самостоятельно добытого в процессе исследовательской деятельности знания в догму (догма – положение, принимаемое за непреложную истину, признаваемое бесспорным и неизменным независимо от конкретных условий). По своей природе доктринерство сродни фанатизму.

 

Date: 2015-08-24; view: 2141; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию