Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вера и веровательное отношение





Каждый человек имеет о вере хоть какое-то представление. Но если на вопрос о том, что есть вера, попытаться ответить научно-философски, то окажется, это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Почему? Ну хотя бы потому, что в истории философии и психологии существовали, по крайней мере, три концепции веры: эмоциональная концепция, рассматривающая веру преимущественно как чувство (Д. Юм, У. Джемс и др.); интеллектуальная, в которой вера трактуется как феномен интеллекта (Дж. Ст. Милль, Г. Гегель и др.); волевая, признающая веру атрибутом воли (Р. Декарт, И. Фихте и др.). Не вступая в полемику с этими концепциями веры, отметим только, что вера, на наш взгляд, связана и с чувствами, и с интеллектом, и с волей. Поэтому связывать веру только с какой-то одной силой духа – это явная односторонность.

Вера – это человеческая универсалия культуры, фиксирующая такое состояние внутреннего мира человека, которое возникает на основе определенной информации об объектах (событиях, текстах, будущем и т.д.) и в котором выражается их полное и безоговорочное принятие, сопровождающееся эмоциями (чувством уверенности, переживанием их содержания в качестве ценности и т.д.) и выступающее глубоким мотивационным фактором личной жизненной стратегии и источником энергии. Из этого определения веры, которое, разумеется, на абсолютную истину не претендует, следует, что вера всегда исключает сомнение и противостоит ему. Вера – это безоговорочное, безусловное принятие чего-либо. Там же, где имеют место оговорки, там начинается сомнение. Сознательное же безоговорочное принятие чего-либо выступает как убеждение, а значит убежденность в том, что нечто есть такое, какое оно есть, что те или иные события, процессы могут в будущем развиваться в соответствии с нашим предположением. На этом пути, конечно, могут встретиться разного рода препятствия, неожиданности, но мы все равно верим в достижение цели.

Из сказанного очевидно, что вера человека органически связана с его убеждениями. Но что такое убеждение? Термин «убеждение» имеет ряд значений. Для наших целей важны следующие: убеждение как высшая форма направленности личности, в психологическую структуру которой входят мировоззрение и стремление к его осуществлению в деятельности, и как осознанная потребность, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Производной от убеждений человека является убежденность. Убежденность – такое качество человека, которое определяет направленность его деятельности и выступает регулятором познавательной и практической активности. В убежденности выражается субъективное эмоциональное отношение человека к предмету убеждения. Оно определяется той или иной степенью обоснования уверенности в истинности тех знаний, принципов, идеалов, которыми он руководствуется в своей жизни. В итоге круг замкнулся: вера базируется на убеждениях, а убеждение есть вера во что-либо, уверенность в чем-либо. «Только та вера долго живет и не тускнеет под бурями, которая соткана из убеждения и укреплена жгучей протравой опыта» (Д. Лоуэлл, американский дипломат, поэт и критик. 1819 – 1891).

Так как осмысленная вера зависит от степени обоснования истинности тех знаний, на которые опирается деятельность, то возникает особое отношение человека к миру, которое можно назвать веровательным отношением. Если вера в собственном смысле есть безусловное, безоговорочное принятие чего-либо, кого-либо, то веровательное отношение – это тоже вера, но представленная всей совокупностью степеней своего проявления: от полной веры до полного неверия. Поэтому в отношении кого-либо или чего-либо говорят: «Я полностью верю!», «Я не очень верю!», «Я мало верю!», «Я совершенно не верю!».

В вере, в веровательном отношении человека, на наш взгляд, следует выделять абсолютную и относительную составляющую. Абсолютное в вере связано прежде всего с признанием общечеловеческих ценностей: веры в разум, в возможность получения истинного знания о мире, т.е. в познаваемость мира, веры в доброту, любовь, счастье и др. При этом на первое место, на наш взгляд, следует поставить веру в разум, в познаваемость мира и самого себя, ибо только опираясь на разум, мы можем судить об истинности или ложности человеческих представлений (проверка знаний практикой также опосредуется разумом), в том числе и представлений о самих ценностях, и самой жизни людей. «Прежде всего надо верить в разум» (Л.Н. Толстой). «И если справедливо, как это часто утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания» (И.И. Мечников, русский естествоиспытатель-материалист, один из основоположников эволюционной патологии, эмбриологии, микробиологии и иммунологии. 1845 – 1916). «Не столько в веру я верю, сколько в доброту, которая и без веры легко обходится и даже может являться продуктом сомнения» (Т. Манн, немецкий писатель. 1875 – 1955). «Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым» (Л.Н. Толстой).

Абсолютное, общее в веровательном отношении человека связано также с его воззрениями на мир в целом. Одно веровательное отношение будет у человека, если он к своему будущему относится, опираясь на признание объективного существования внешнего мира, на непосредственный опыт своей жизни и совсем другое, если человек будет исходить из представления о создании внешнего мира творцом, которого никто и никогда не видел, и который, кроме как в головах людей в виде некоего образа, символа, нигде не существует. Ясно, что в последнем случае мы имеем дело с одним из вариантов религиозной веры. Теология (в переводе с греческого означает учение о боге) признает религиозную веру неотъемлемым свойством человеческой души, даруемой богом благодатью. Религиозные догматы, поучения отцов церкви и тексты священных книг являются основой, на которой строится вера в конкретного бога – христианского, мусульманского, иудаистского или любого иного. Православие, например, традиционно подчеркивало роль веры как иррационального процесса. Вера, по мнению православных богословов, «не доказывает себя, а показывает», она есть «внутренний психологический акт, а не формула». Поэтому верующим внушается, что не в разуме, а во «внутреннем чувстве» каждый христианин должен искать и находить «неизменное основание своей веры и своего упования», прислушиваясь исключительно к «внутреннему голосу, голосу сердца». Фанатическая религиозная вера не принимает никаких опровержений, не ищет подтверждений со стороны разума и даже считает разум – как это бывало в Средневековье – дьявольским искушением. Правда, в современной европейской ментальности веру и разум не принято официально противопоставлять после того, как Фома Аквинский нашел аргументы для их согласия. Вера, несомненно помогает людям жить, поскольку они, даже имея в сердце «страх Божий», обладают надмирной опорой, на которую могут положиться в любых драматических и, казалось бы, безысходных обстоятельствах. Перспектива посмертной жизни делает сегодняшние испытания не значимыми перед лицом предстоящей вечности.

При рассмотрении религиозной веры необходимо указать на два связанных с нею предрассудка («идола»), которые широко распространены в массовом сознании. Предрассудок первый. Вера нередко понимается как то, что имеет отношение только к религии. Однако вера вообще и религиозная вера – это далеко не одно и то же. Философско-психологическое понимание веры намного шире религиозного. Оно включает в себя и внерелигиозную форму веровательного отношения людей, т.е. светскую веру.

Предрассудок второй, органически связанный с первым. По установившейся традиции верующим считается только человек, который верит в Бога, в религиозные предписания и исполняет церковные обряды, а неверующим – тот, кто существование Бога не признает, религию отрицает, т.е. кто является атеистом (в переводе с французского означает безбожник). Но это неявно создает представление, что атеисты вообще лишены всякой веры. Однако это далеко не так. Есть немало людей, которые в Бога не верят, религиозной веры лишены, но они верят во что-то другое (в разум, успех и т.д.), являются носителями светской веры или верующими в светском смысле слова. Так как у каждого человека есть какие-то убеждения, воззрения (а они, как отмечалось, неотделимы от веры), то он всегда во что-то верит. И воззрения материалиста, исходящего из признания существования объективного мира, без веры тоже невозможны. Ведь вывод материалиста об объективном существовании мира делается им только на основании части известного ему мира. А что находится за пределами его известной части? Это – неизвестно, это – тайна, это – загадка. Поэтому в то, что за границами известной части мира тоже существует объективная реальность, можно только верить, хотя при этом и опираясь на определенные логические доказательства. Существование неизвестного и непознанного бытия – это вечный источник религиозных представлений. «Я полагаю, – утверждал английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820 – 1903), – что объектом религиозного чувства всегда останется то, что было им всегда и раньше, а именно неизвестный источник бытия».

Даже убеждение пьяницы в то, что вино – это единственное в жизни утешение, и то в себе заключает веру.

Date: 2015-08-24; view: 420; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию