Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И выйдем из него мы по воле не своей





Так будь проворней, мальчик, неси вино скорей,

Чтоб смыть вином могли мы тоску и тяжесть дней»

(Омар Хайям).

Из сказанного очевидно, что деление людей на верующих и неверующих по тому или иному их отношению к религии не корректно. Вопрос о том, кого считать верующим, а кого – неверующим, всегда требует конкретного определения объекта веровательного отношения. Без этого он смысла не имеет. Так, например, материалиста, отрицающего существование Бога, христианин будет считать неверующим. Но на таком же основании материалист будет считать неверующим христианина, отрицающего объективный мир, существующий сам по себе.

Из того факта, что вера у людей разная, вытекает необходимость того, что они веру друг друга должны уважать. Этому еще в глубокой древности учил Будда. «Никогда не следует хулить чужую веру, а также не следует делать вреда другому. Надо уважать в другом веру, хотя бы и противную вашим убеждениям». Это тем более необходимо в силу того, что в разных веровательных отношениях людей к миру немало общего. Возьмем, к примеру, религиозную веру и веру светскую. Христианству следует прежде всего отдать должное за культивирование исключительного значения веры в жизни человека. И многие положения Библии о вере имеют общечеловеческое значение. Вот некоторые из них: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Марк. 9:23). «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». (Матфей. 17:20). «По вере вашей да будет вам» (Матфей. 9:29). Кроме того, веру в Бога можно понимать и как образное, антропоморфное выражение веры в необходимость жить в резонанс с объективными законами бытия. Бог – это то же, что греки называли Логосом, а китайцы – Дао. В свете этого истинное земное счастье, а значит и спасение, возможно только тогда, когда человек в своей жизни будет стремиться следовать объективным законам бытия. Грех же, греховность – это нарушение законов бытия. «Грех – это все, что необходимо» (Слова одного из героев фильма Андрея Тарковского «Жертвоприношение»).

Как бы представители разных религий, материалисты и атеисты ни толковали воззрения друг друга, в их отношениях недопустимо одно – фанатизм, нетерпимость. Поэтому ничем нельзя оправдать ни карательное отношение к атеистам и свободомыслию в средние века инквизиторов ни такое же отношение в России большевиков к христианам. Так, например, немецкий религиозный деятель Мартин Лютер (1483 – 1546) писал: «Война – это еще не конец. Для нас лучше потерять мир, чем Бога – создателя мира, который в состоянии сотворить заново множество возможных миров, оставаясь при этом совершеннее их всех. Поэтому пусть будет и насилие там, где требуется воскресить подлинную веру, и пусть из уст не сойдет девиз: «Нравственно все то, что служит укреплению веры» (М. Лютер). К. Маркс религию назвал «опиумом народа», что предопределило репрессивное отношение большевиков к религии.

Веровательные отношения каждого человека зависят также и от его детермистских воззрений на мир, от представлений об изменении и развитии мира, т.е. от того, являются ли его воззрения на мир диалектическими или метафизическими. Одно веровательное отношение будет у человека, если он будет исходить из представления о том, что миром правят «железные законы», что все в нем подчиняется так называемому лапласовскому детерминизму, отождествляющего причинность с необходимостью и отрицающего объективный характер случайности (отсюда представления о предопределенности всего, фатальности, роке, судьбе), другое – если он будет исходить из представления о том, что миром правит Господин случай, хаос (отсюда представление о том, что все возможно, о вседозволенности, произволе, волюнтаризме. «Если Бога нет, то все дозволено», – говорит один из героев романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»), и третье – если он будет исходить из представления, что миром правят и необходимости, и случайности, что в мире действуют и законы динамические и статистические, что в любой жизненной ситуации каждый человек всегда имеет дело со спектром возможностей, но сфера этих возможностей ограничивается объективными законами бытия. Из последнего представления не только вытекает возможность объяснения феномена веры, но и возможность свободы человека в этом мире и необходимость ответственности за принимаемые проектные решения, за свои действия, за свое поведение и за их последствия.

Кроме абсолютной, общей, так сказать, стратегической составляющей, веровательное отношение людей также включает в себя относительную или тактическую составляющую, проявляющуюся в конкретных условиях, обстоятельствах жизни (вера в успех какого-либо дела, вера в выигрыш, вера в победу любимой футбольной команды, вера в возможность поступления в вуз и т.д.).

 

Date: 2015-08-24; view: 366; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию