Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Римская религия. С колыбели до смерти римлянин жил в окружении множества богов





С колыбели до смерти римлянин жил в окружении множества богов. Они опекали каждый его шаг и движение (был бог первого крика и первого шага младенца, бог колыбели и т.п.), таились в окружающих предметах (каждый ручей, дерево, дверь, порог и т.д. имели своего бога). Вслед за богами детства и юности являлись божества брака, покровители семьи и материального благосостояния. Дом опекали лары и пенаты, Янус охранял дверь, а Веста – домашний очаг. Из мрака иногда появлялись маны – духи умерших, которые обычно были вполне дружелюбны, но могли и рассердиться, если потомки пренебрегали необходимыми обрядами для умиротворения усопших. Боги помогали и в работе: были особые божества для вспашки, сева, каждого этапа созревания зерен, для жатвы и даже унаваживания полей. У изголовья умирающего стояло столько же богов, сколько у колыбели новорожденного: одно божество лишало глаза света, другое отделяло душу от тела, третье занималось устройством погребального обряда и т.д. Каждый человек имел своего гения-покровителя, проводника и защитника в этом густо населенном богами мире; поэт Гораций называл его «naturae deus humanae mortalis», т.е. «смертным богом человеческой природы». Последствием культа гения явилось празднование дня рождения; именем гения давались клятвы. Гением всего римского народа считался бог Марс.

Из насыщенности ранней римской религии богами и духами, т.е. из ее примитивной конкретности, проистекала такая особенность, как отсутствие определенных образов богов: они не отделялись от тех явлений, процессов, функций, которыми ведали. Ф.Ф. Зелинский, знаток античной религии, сравнивая греческое и римское восприятие богов, приводил такой пример: верующий грек нисколько бы не удивился, если бы где-нибудь на дороге ему повстречалась богиня плодородия Деметра в виде высокой и полнотелой женщины, с ласковой улыбкой на устах. Римлянин же никогда не признал бы в такой попутчице Цереру – римская богиня полей и земледелия, отождествляемая с греческой Деметрой, не существовала вне растущего хлеба, сливалась с желтеющей нивой.

Первые изображения богов появились в Риме не раньше IV в. до н.э., прежде существовали только их символы: Марс представлялся в виде копья, Юпитер – каменной стрелы и т.д. Постепенно шел процесс обобщения пестрого мира богов: наряду с богами каждого отдельного леса существовал общий бог лесов Сильван, наряду с бесчисленным количеством янусов появился двуликий Янус – покровитель всякого начала[49], наряду с вестами домашнего очага – Веста, богиня государственного очага. Среди обилия богов и божеств выделяются верховные: мужская троица – Юпитер (бог неба), Марс (бог войны), Квирин (тоже бог войны, первоначально, видимо, сабинской общины). Влияние этрусков сказалось в выделении капитолийской троицы: Юпитер (этруск. Tins), Юнона (Uni, позднее – супруга Юпитера, отождествленная с греческой Герой), Минерва (Menrva, впоследствии ставшая покровительницей ремесел и отождествленная с Афиной). Духам и демонам римляне не строили святилища и не ставили статуй, но что касается верховных божеств – с веками, под влиянием сначала религии этрусков, а потом – греков, эти боги обрели своих кумиров, им стали возводить величественные храмы (среди первых – храм Диане на Авентине, построенный при царе Сервии Туллии, храмы в честь капитолийской троицы и т.д.)

Первые шаги в сторону эллинизации древней римской религии были сделаны еще в царский период, когда в VI в. до н.э. из греческой колонии г. Кумы был заимствован культ Аполлона вместе с Сивиллиными книгами – сборником пророчеств знаменитой кумской Сивиллы[50]. По преданию, явившаяся к царю Тарквинию Древнему дряхлая старуха предложила ему купить за баснословные деньги девять книг пророчеств. Царь отказался, решив, что перед ним безумная, и тогда старуха (а это была Сивилла) спалила на его глазах три свитка, предложив приобрести оставшиеся шесть за ту же цену. Тарквиний со смехом отверг и это предложение, тогда Сивилла сожгла следующие три книги и повторила свое предложение. Призадумавшийся царь купил три последних свитка за первоначальную цену всех девяти. Драгоценные свитки Сивиллиных книг хранились в храме Юпитера Капитолийского; для их толкования была создана специальная жреческая коллегия. В критические моменты римской истории сенат поручал жрецам справиться в священных свитках о необходимых мерах, в качестве каковых предписывалось, как правило, либо молебствие, либо введение нового культа. Так, еще в начале республики был построен храм элевсинской троице (Деметре, Коре и Дионису) под римскими именами Цереры, Либеры и Либера. В годы II Пунической войны по совету Сивиллы в Рим было привезено изображение фригийской богини Кибелы – Великой Матери богов – и учрежден ее культ. Всю республику и большую часть империи Сивиллины книги были книгами судеб римского народа, пока в V в. не были сожжены по приказу императорского военачальника Стилихона.

В эпоху великих завоеваний влияние греческой религии стало преобладающим, тогда закончилось массовое отождествление богов эллинского и римского пантеонов, а древних италийских божеств стали изображать как в Элладе – в виде прекрасных мужчин и женщин.

Конкретность древней римской религии и дробность божеств способствовали приданию ей весьма практического характера. Отношение человека с богом определял цинично-прагматический принцип «do, ut des» – «я даю, чтобы ты дал» – воплощение утилитаризма. Боги и духи со всех сторон окружали человека, мелочно опекали его, следили за каждым шагом – надо было урегулировать отношения с ними на формально-договорной основе. Трепетный душевный настрой, с которым молящийся обращается к богу, мистическая созерцательность были чужды римской религии: в ней ценилась не искренность веры, а знание обряда. Нужно было твердо знать, к какому божеству, с какими словами, в каких позах и с какими обязательствами обратиться в случае того или иного затруднения; даже самая мелкая ошибка могла нарушить действенность молитвы. Эта изощренная формально-обрядовая сторона римской религии требовала целого штата специалистов, досконально изучивших все магические формулы. Римское жречество было гораздо более многочисленным, чем греческое, и объединялось в особые коллегии. Верховный надзор за выполнением обрядов осуществляла коллегия понтификов; они же вели летоисчисление, исправляли календарь. Председатель коллегии – великий понтифик (pontifex maximus) – считался главой всех жрецов. Ему были подчиненны 15 фламинов – жрецы отдельных богов; первым из них был фламин Юпитера (flamen Dialis).

Большую роль играли специальные коллегии жрецов-гадателей: авгуры и гаруспики истолковывали знамения, которые боги милостиво посылали людям, чтобы помочь им раскрыть завесу будущего. Авгуры гадали по полету птиц (avis – «птица») и по тому, как клевали корм священные куры. Ауспиции – испрашивание путем гадания воли богов – были обязательными при любом важном общественном мероприятии: перед выборами магистратов, созывом народного собрания, принятием закона, началом войны или отдельного сражения и т.д., отсюда – политическая важность коллегии авгуров. Усмотрев неблагоприятное знамение, они могли, например, распустить комиции; из эпохи поздней республики нам известны многие примеры злоупотреблений этим правом и случаи подтасовок жрецами результатов ауспиций. Гаруспики гадали по внутренностям жертвенных животных, чаще всего печени. Из-за чужеземного, этрусского происхождения этой коллегии отношение к гаруспикам было несколько скептическим.

Весьма авторитетной была коллегия весталок из шести жриц Весты, которые хранили неугасимый огонь в очаге богини. Будущую весталку выбирали из девочек 6 – 10 лет; вступая в коллегию, она поселялась в специальном атрии Весты и давала обет безбрачия. Служба весталок продолжалась 30 лет, после чего весталка могла вернуться домой и даже выйти замуж. Положение весталок было чрезвычайно почетным: им одним при встрече консул уступал дорогу; если весталка оказывалась на пути преступника, которого везли на казнь, она отменялась; единственные (в эпоху республики) из римских женщин весталки могли свободно распоряжаться своим имуществом и составлять завещание; у весталок хранили важные государственные и частные документы; во время смуты их заступничество могло спасти чью-то жизнь [51]. Но весталку ожидала суровая кара, если она допускала какое-либо из двух тяжких прегрешений. Если из-за беспечности весталки гас священный огонь на алтаре Весты, ее собственноручно наказывал розгами великий понтифик. Ну, а если весталка нарушала обет безбрачия, ее живьем закапывали в землю (точнее замуровывали в маленьком погребе).

Из прочих жреческих коллегий упомянем салиев – «плясунов», жрецов Марса; арвальских братьев – очень древнюю коллегию жрецов богини земли (Dea Dia); луперков – жрецов Фавна, римского Пана. Блюстителями международного права были фециалы: каждый раз они определяли, имелся ли законный повод к войне, и совершали определенный обряд ее объявления, чтобы обеспечить Риму покровительство богов. Римские жрецы, как и греческие, не составляли особой касты; жреческий сан не был связан с посвящением, которое отрывало бы человека от мирской жизни. Некоторые жрецы избирались комициями, другие – кооптировались самими коллегиями, иногда их назначал верховный понтифик. Жреческий сан можно было совмещать с любой гражданской должностью.

Еще одной отличительной чертой римской религии был религиозный мир: некоторых она не удовлетворяла, но никого не стесняла. Недовольные же могли найти утешение в культах других религий, к которым в Риме было не просто терпимое, но даже дружеское расположение. Риму как центру огромной мировой державы подобал космополитизм в вопросах религии: стечение богов всех покоренных народов под крышу вечного города приветствовалось как залог единства империи. Начиная с эпохи пунических войн росла популярность восточных богов: Кибелы с ее отчасти восторженным, отчасти отвратительным[52] культом; Изиды – гостьи из эллинизированного Египта; свирепой Беллоны[53] из Каппадокии; Атаргатиды – «Сирийской богини»; Митры – персидского бога Солнца. Таким образом, почва для восприятия той чужеземной религии, которая даровала всем страждущим утешение и гарантировала спасение от вечной смерти, – христианства – была подготовлена.

Date: 2015-07-27; view: 247; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию