Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Город Рим и городская жизнь. Исследователи античной культуры не раз отмечали, что римский народ по своему характеру был великим созидателем-практиком





Городская застройка

Исследователи античной культуры не раз отмечали, что римский народ по своему характеру был великим созидателем-практиком, в отличие от греков – гениальных теоретиков. Это свойство проявилось не только в постройке огромного государства, доведении до совершенства военного дела, но и в изощренной римской архитектуре. Грандиозные постройки: акведуки, великолепные дороги, мосты, крепостные стены, храмы, дворцы, сады, в более позднее время – амфитеатры, триумфальные арки, термы (бани), – служили римскому народу веками, а некоторые до сих пор служат их далеким потомкам. Часть их и сегодня потрясает восхищенных зрителей видом руин, по которым легко восстанавливается былое великолепие.

Колыбелью позднейшего Рима был «четырехугольный Рим» (Roma quadrata), город легендарного Ромула, помещавшийся на Палатинском холме[56]. Первоначальное поселение было обнесено стеной из туфа, остатки коей, как и позднейшей Сервиевой стены, местами видны и поныне. За стеной шла свободная полоса земли – померий (pomerium) – религиозно-административная граница города. Империй (военная власть) римских магистратов действовал только за ее границами. Внутри «квадратного Рима» долго хранились некоторые святыни, связанные с преданием об основании города: хижина Ромула (casa Romuli), Луперкал – пещера, у которой волчица кормила Ромула и Рема, осенявшая эту пещеру Руменальская смоковница. К концу царской эпохи («город Сервия Туллия») Рим изрядно разросся. Капитолий стал акрополем (крепостью) города и его культовым центром; на нем находилась также государственная тюрьма (carcer) и Тарпейская скала, где свершалось суровое правосудие и осужденные на смерть преступники сбрасывались вниз. Была достроена Cloaca Maxima – Великая клоака, на Форуме появился храм Януса с «вратами войны», открываемыми во время выступления в поход и закрываемыми по наступлении мира.

На римскую архитектуру раннего периода большое влияние оказали этруски, но римляне пошли дальше, доведя до полного развития арочную систему перекрытия (свод). Ранние римские храмы (например, посвященные капитолийской троицы) унаследовали от этрусков почти квадратную форму и глубокий портик с несколькими рядами широко расставленных колонн. Постепенно под влиянием греческих образцов римский храм вытягивается в длину, а расстояние между колоннами уменьшается.

Внешний вид города эпохи ранней республики был прост и суров: большинство общественных зданий были из туфа, дома – грубо отштукатуренные, без окон, сложенные нередко из сушеных на солнце кирпичей, с кровлями из дранки или черепицы, улицы – узкие (4 – 6,5 м), мощенные грубыми кусками лавы. Но еще с тех пор и до конца существования римской империи особенностью строительного искусства римлян была прочность построек: знаменитый римский бетон с течением времени только все более твердел. Внешний вид города начинает меняться с конца III в. – II в. до н.э., т.е. в эпоху великих завоеваний, под влиянием греческой утонченности. Появляются первые мраморные постройки (со II в. до н.э. стали разрабатываться великолепные каррарские каменоломни). Особенно богатым в строительном отношении оказался последний век республики. На Палатине возводится «аристократический квартал» – изысканные особняки ораторов Гортензия и Цицерона, демагогов Катилины и Клодия, полководцев Лукулла и Антония и т.д. Главная святыня – храм Юпитера Капитолийского – после пожара 69 г. до н.э. покрывается золоченой кровлей и украшается статуей Юпитера, выполненной в хрисоэлефантинной технике[57].

На протяжении многих веков центром городской общественной жизни был Форум – рыночная площадь и место народных собраний, занимавший седловину между тремя холмами – Капитолием, Палатином и Квириналом. Здесь еще при царе Тулле Гостилии была построена курия – здание для заседания сената, а рядом оставлено место для комиций. К нему примыкала изогнутая трибуна, украшенная рострами – бронзовыми носами кораблей, – откуда многие поколения римских ораторов обращались к народу с пламенными речами. К концу республики форум был уже изрядно застроен храмами и базиликами[58]. На северном конце возвышался храм Сатурна, где хранилась государственная казна, на южной – храм Весты и дом весталок, рядом – храм Диоскуров (Кастора и Поллукса), на восточной стороне – самая красивая в Риме базилика Эмилия, на западной – находились лавки торговцев, менял и ростовщиков; здесь же школьные учителя давали уроки. В последний век республики и в эпоху империи к большому форуму стали пристраивать малые форумы. Так, Юлий Цезарь в 51 г. до н.э. истратил целое состояние (100 млн. сестерциев), чтобы купить одно только место для строительства своего форума. Впоследствии на нем был воздвигнут храм Венеры Прародительницы, от которой диктатор вел свое происхождение; внутри него хранились картины знаменитых греческих художников, коллекция камей, а перед ним стояла конная статуя Цезаря.

Роскошный вид принимает Рим, блещущий мрамором, в эпоху империи. Август последовал примеру своего приемного отца и соорудил Forum Augustum, посвященный богу Марсу. Свои форумы строили императоры Веспасиан, Домициан, Нерва, но самым величественным был форум Траяна – целый город в миниатюре. Здесь располагались базилика Ульпия, Западная и Восточная библиотеки с собраниями латинских и греческих книг, храм в честь императора, и, наконец, знаменитая колонна Траяна, возвышающаяся на 40 м ввысь, украшенная мраморными рельефами – панегирик в камне дакийским победам императора. Колонна сохранилась до наших дней, правда, вместо статуи императора на ее вершине – статуя апостола Петра. Рядом находился рай для торговцев – многоэтажная аркада рынка Траяна

Другими излюбленными постройками римлян были водопроводы (акведуки) и водостоки (клоаки). В эпоху империи свыше 10 акведуков, частью шедшие под землей, частью – на массивных каменных арках, доставляли в город не меньше 1,5 млн. кубометров чистой воды, из 800 бассейнов-резервуаров вода по трубам поступала в общественные и частные помещения. Некоторые из этих водопроводов и водостоков действуют и поныне.

Еще во времена Катона Старшего (II в. до н.э.) в Риме существовали общественные бани, но в императорскую эпоху едва ли не самым модным и престижным имперским строительством стало возведение грандиозных терм. Первый такой комплекс воздвиг на Марсовом поле в конце I в. до н.э. любимец Августа, его лучший полководец и зять, Марк Випсаний Агриппа. В соревновании императоров, кто с наибольшим размахом, роскошью и щедростью, возведет общественные бани, приняли участие Нерон, Веспасиан, Тит, Траян, Коммод, Каракалла, Диоклециан и Константин. В термах Каракаллы одновременно могли мыться 1600 человек, в термах Константина – 3600; всего по всему городу этому удовольствию могли предаться сразу около 63 тыс. человек.

Термы служили не только для мытья и купаний; здесь же находились солярии, комнаты отдыха, спортивные площадки, библиотеки, парки, где прогуливались, читали, беседовали, спорили, занимались спортом, общались, заводили знакомства, – словом, это было идеальное место для проведения досуга. Императоры не скупились на внутреннее убранство любимых детищ: стенные росписи, мозаичные полы, мраморные колонны, драгоценные статуи. Аполлон Бельведерский и Фарнезский бык[59] украшали термы Каракаллы, Лаокоон – термы Траяна. Когда однажды Тиберий забрал к себе из терм Агриппы Апоксиомена[60] Лисиппа, возмущенный народ едва не взбунтовался и заставил императора вернуть статую не место. Римляне обожали термы; они ходили сюда ежедневно и проводили по нескольку часов. Как говорилось в одном популярном стишке: «бани, вино и любовь разрушают телесные силы, но ведь и жизни-то суть в банях, вине и любви». Входная плата была более чем скромной; некоторые императоры вводили бесплатное пользование термами. Мужчины и женщины мылись в разные часы, хотя существовала стихийная тенденция к тому, чтобы мыться одновременно и совместно. Периодически императоры (Адриан, Марк Аврелий, Александр Север) принимали указы о раздельном пользовании термами, но судя по их настойчивой повторяемости, практика совместного мытья быстро возрождалась.

Без общественных бань нельзя себе представить самого захолустного италийского или провинциального местечка. Плиний Младший, пишет, что в соседней с его поместьем деревне было три бани, и видимо, весьма достойных, судя по тому, что ими не брезговал наш писатель, привыкший к столичному лоску и изыску. По всей империи от Британии до Африки и от Испании до Месопотамии ее жители, будь то высшие чиновники или рабы, мужчины или женщины, самозабвенно предавались мытью и досугу в термах, которые были не просто банями, а римским modus vivendi – образом жизни.

Праздники и зрелища

Городскую жизнь в Риме невозможно представить без праздников, которых в римском календаре было великое множество. Особенно пышно справлялись общегосударственные праздники, например, Новый год. В этот день (1 марта, затем 1 января) проходили официальные торжества в честь вступления в должность новых консулов, заканчивавшиеся вечерними пирами, приемами, неформальным весельем, обменом подарками и пожеланиями. Среди многочисленных праздников преобладали торжества в честь сельских богов и богинь, отмечавшиеся практически каждый месяц, а иногда и по нескольку раз. Так, в феврале праздновались знаменитые Луперкалии в честь пастушеского бога Фавна-Луперка. После жертвоприношений юные жрецы бегали вокруг Палатина, нанося удары ремнями из козьих шкур всем, кто попадется на пути, – в этом состоял обряд очищения. Особенно охотно подставляли себя под удары молодые женщины, верившие, что они исцеляют их от бесплодия и облегчают роды.

Самым известным праздником были декабрьские Сатурналии в честь бога земледелия Сатурна, отождествленного с греческим Кроном. Римляне считали, что Сатурн, свергнутый с небесного престола сыном Юпитером-Зевсом, правил потом в Лации, и время его царствования было тем «золотым веком», о котором тоскуют поэты и философы. В память об этой счастливой эпохе всеобщего равенства и свободы Сатурналии справлялись как праздник вседозволенности. Только 5 дней в году с 17 по 21 декабря (столько длились Сатурналии) рабы могли высмеивать своих хозяев, а те были обязаны прислуживать им во время пира. Рабы одевались в тоги, а граждане, в том числе сенаторы и магистраты, наоборот, снимали эту официальную римскую одежду и ходили по-домашнему. В эти дни никто не работал – только пекари и повара, – а римляне обменивались подарками – восковыми свечами или глиняными фигурками.

Многие праздники сопровождались играми, во время которых устраивались торжественные процессии, парады, конные ристания, театральные представления. Наиболее известными были Великие игры, справлявшиеся ежегодно; Мегалезийские игры в честь богини Кибелы; Секулярные[61] игры, устраивавшиеся раз в столетие по случаю юбилея основания Рима. Из семейных торжеств помимо свадеб и дней рождения римляне праздновали в феврале Каристии – день семейной любви и согласия. В марте, во время праздника в честь Либера-Вакха, особенно радостно было в тех семьях, где были юноши 16 лет: в этот день они становились совершеннолетними и меняли детскую тогу с пурпурной каймой на белую мужскую.

Любимым праздничным шествием в Риме была триумфальная процессия. В эпоху республики триумф по решению сената и комиций присуждался полководцу из высших магистратов (консулу, диктатору или претору) за выигранное сражение[62] или победоносную войну; во времена империи право на триумф принадлежало исключительно императорам. Триумфальное шествие начиналось на Марсовом поле, где полководца встречали высшие сановники государства и сенат. Через триумфальные ворота процессия направлялась в город, к Капитолию. Улицы были украшены венками; храмы открыты; многочисленные зеваки от души кричали «io, triumphe!» («ура, триумф!»), рукоплескали и бросали цветы. Во главе шествия выступали магистраты и сенат с оливковыми венками на головах и в торжественных одеждах; за ними следовали музыканты; далее везли добычу, списки покоренных городов и захваченных трофеев, а также изображения (на дереве или слоновой кости) завоеванных стран. Следом юноши в праздничных нарядах вели предназначенных для жертвоприношения белых быков, в венках, с позолоченными рогами. Под насмешки римской черни уныло тянулась вереница пленных, во главе которой шли чужеземные вожди и цари.

Затем начиналась самая блестящая часть процессии: золотая колесница триумфатора, запряженная четверкой белоснежных коней. Перед нею и вокруг нее – ликторы в пурпурных туниках, с фасциями, обвитыми лавром, а также – трубачи и певцы, исполняющие хвалебные песни. Триумфатор ехал стоя, одетый в пурпурную, затканную золотыми пальмовыми листьями тунику (tunica palmata) и в пурпурную же, раскрашенную золотыми звездами тогу (toga picta)[63]. В одной руке он держал скипетр из слоновой кости, украшенный сверху золотым орлом, а в другой – лавровую ветвь. На голове триумфатора был лавровый венок; другой венок – золотой – держал над его головой стоящий позади раб. Этот же раб периодически произносил слова, предостерегающие триумфатора от чрезмерного упоения славой и спускающие его «с небес на землю»: «Оглядывайся назад; помни, что ты человек!» («Respice post te! hominem te memento!»). Шествие замыкали солдаты, пешие и конные, во всех военных украшениях и знаках отличия. Они распевали песни, иногда мало пристойные и высмеивающие самого полководца. Прибыв к храму Юпитера Капитолийского, триумфатор слагал свои «лавры» к статуи божества и совершал торжественное жертвоприношение. Воинам, а начиная с Цезаря, и народу раздавались подарки; заканчивалось все большим пиршеством и народными гуляньями.

Если поверженный враг был не такой уж страшный или сражение малокровопролитно, т.е. не было условий, дававших полководцу право на полноценный триумф, ему давался малый триумф, или овация (ovatio). Военачальник в тоге с пурпурной полосой (toga praetexta), украшенный венком из мирта, въезжал в город на коне (в стародавние времена входил пешком), и на Капитолии приносил жертву – овцу (лат. ovis), откуда и произошло название «овация».

Из зрелищ в Риме быстро завоевали популярность театральные действа в греческом стиле, как только они появились на римской сцене в III в. до н.э. В середине I в. до н.э. Гнеем Помпеем был сооружен первый постоянный каменный театр. Однако несмотря на любовь римской толпы к театру, она предпочитала более грубые зрелища – кровавые представления в амфитеатрах, гладиаторские бои и травлю зверей. Обычай гладиаторских боев, заимствованный, по-видимому, из Этрурии, первоначально носил религиозно-обрядовый характер: военнопленные, сражаясь между собой, становились поминальной жертвой погибшему полководцу. Первый бой гладиаторов в Риме был устроен в 264 г. до н.э. сыновьями Люция Юния Брута на его похоронах, с тех пор вошло в обычай проводить такие бои на похоронах видных граждан.

Постепенно кровавые зрелища становятся любимым развлечением римлян. Каждый римский гражданин – частное лицо или магистрат – мог организовать выступление гладиаторов. В конце республики блестяще устроенные гладиаторские бои приносили политику популярность и обеспечивали голоса на выборах. Появились специальные школы, где готовили гладиаторов из военнопленных, рабов, а иногда и добровольцев из свободных граждан. Эти школы содержали ланисты – особая категория людей, для которых обучение и тренировка гладиаторов стали профессией. Выступления гладиаторов случаются все чаще и приобретают все более массовый характер: сыновья Брута выставили три пары бойцов, а при императоре Траяне в честь победы над даками сражалось 100 тыс. гладиаторов. Вообще, в эпоху империи начался настоящий бум гладиаторских игр. Их охотно и роскошно устраивали императоры, пользуясь любым поводом, как то знаменательная годовщина или открытие какого-либо общественного сооружения. Гладиаторы, выходя на арену, обращались к императору со словами: «Ave, Caesar, morituru te salutant» («Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя»)

Первоначально вооружение гладиатора состояло из копья, шлема, щита и ножных доспехов. Постепенно оно становилось все более разнообразным – на это повлияло знакомство римлян с другими странами и народами, по мере которого на арене появлялись гладиаторы, соответстующим образом экипированные. Сначала «самнит» в самнитском уборе сражался с ретиарием (от rete – «сеть»), державшим в руках трезубец и сеть. Во время войны с Митридатом (I в. до н.э.) в плену оказалось много фракийцев, и устроители игр стали выпускать на арену гладиатора-«фракийца», выступавшего против гопломаха в тяжелом вооружении или против «галла» (другое название – «мирмиллон» – от имени морской рыбы murma, mormyllos, изображенной на шлеме). Особое удовольствие кровожадной публике доставлял гладиатор-андабат, который бился в глухом шлеме, закрывавшем лицо, т.е. вслепую. Перед жестоким боем, чтобы разогреть публику, выпускали пегниариев (от греч. paignion – «игра»), пускавших в ход оружие несерьезное – палку или кнут.

Жизнь раненного на арене бойца зависела от воли зрителей: большой палец, поднятый вверх, означал жизнь, опущенный вниз – смерть. Отношение к гладиаторам в римском обществе было неоднозначным. С одной стороны, гладиатор – существо презираемое; он относился к разряду infames («опозоренных»), т.е. он не мог стать всадником или декурионом в муниципии, защищаться в суде, ему было отказано, как и самоубийце, в почетном погребении. С другой стороны, умелый и удачливый гладиатор – любимец публики, предмет восхищения и зависти, пользующийся успехом у римских матрон. О гладиаторах говорят на городских площадях и в дворцах, аристократы берут у них уроки фехтования, императоры охотно посещают гладиаторские школы, а увлечение кровавыми боями императора Коммода дошло до того, что он стал выходить на арену как боец и даже поселился в гладиаторской казарме.

Со временем программа кровавых зрелищ расширилась: устраивались бои с дикими зверями или театральные охоты. На арену выпускали кабанов, львов, тигров, пантер и прочих экзотических животных: император Тит при освящении знаменитого амфитеатра Флавиев (Колизея), вывел на потеху римлянам 5 тыс. диких зверей. Кстати, Колизей, самый большой римский амфитеатр, вмещал более 80 тыс. зрителей[64], еще около 20 тыс. могло присутствовать на представлении стоя. Иногда на растерзание зверям бросали преступников, обставляя казнь как театральное зрелище, в котором осужденные изображали известных мифических или исторических персонажей.

Конные ристания проходили в цирках. Старейший из них – Большой цирк – после реконструкции при императоре Траяне вмещал примерно 250 тыс. любителей зрелищ. Гонки проходили на колесницах-четверках (квадригах); в течение дня случалось от 10 до 24 заездов, в каждом из них участники состязаний должны были не менее 5, а то и 17 раз обогнуть меты. Этот вид спорта требовал большой ловкости и осторожности, редко когда дело обходилось без жертв. Каждый возница (специально обученный раб) выступал в одежде определенного цвета – цвета своей команды. В Риме было четыре команды цирковых гонщиков – «белые», «зеленые», «красные» и «голубые». Цирки были местом, где азартно заключались пари: и, как водится, сотни молодых людей разорялись, поставив не на ту упряжку и пуская на ветер состояние родителей.

Date: 2015-07-27; view: 254; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию