Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Царский Рим





Рим – изначально небольшое поселение в области Лаций – по подсчетам древнеримского ученого-антиквара М. Терренция Варрона был основан 21 апреля 753 г. до н.э. Сами римляне возводили свое происхождение к троянскому герою Энею, который после долгих скитаний, последовавших за взятием греками Трои, вместе с товарищами нашел, наконец, приют на италийской земле. Здесь Эней женился на Лавинии, дочери царя Латина, а сын Энея, Асканий Юл, основал город Альба Лонгу. Четырнадцатого царя Альба Лонги – Нумитора – сверг с престола его брат, вероломный Амулий, дочь же царя принудил стать жрицей богини Весты, т.е. дать обет безбрачия. От бога Марса юная весталка родила двух близнецов – Ромула и Рема. Разгневанный Амулий велел бросить корзину с младенцами в Тибр, но река вынесла ее на мелководье, а спустившаяся к реке на водопой волчица стала кормить детей своим молоком. Вскоре близнецов нашел царский пастух и взял к себе на воспитание. Возмужав, братья узнали о своем происхождении, убили узурпатора Амулия и восстановили на престоле Нумитора. Собрав вокруг себя отряд молодых людей, они решили основать новый город и выбрали для него то самое место, где когда-то были найдены. При постройке городской стены братья поссорились, и Ромул убил Рема, а новый город назвал в свою честь – Roma, т.е. Рим. Первыми жителями Рима, как утверждает предание, были одни только юноши, спутники Ромула. Соседи-сабины с подозрением относились к новым поселенцам и не спешили отдавать им в жены своих дочерей. Тогда Ромул устроил для соседей праздник, во время которого римляне коварно похитили девушек-сабинянок. Сабины пошли войной на Рим, но женщины в конце концов примирили своих отцов и мужей. В итоге латинский и сабинский народ слились в единое государство, которым правили два царя – Ромул и сабин Тит Таций.

Так повествует легенда. Сопоставление ее рассказа с современными данными археологии и лингвистики привели ученых к выводу, что в древнем предании есть зерна истины: приблизительное время основания города (VIII в. до н.э.), связь первых поселенцев с Альбой Лонгой, синойкизм[5] латинской и сабинской общин, историчность древних царей (за исключением Ромула).

Географическое положение Рима – будущего владыки ойкумены – было весьма выгодно. Римские холмы лежали в центре Италии, в 20 с небольшим километрах от моря, на берегу судоходного Тибра. В устье реки издавна добывали соль, а по левому берегу вглубь страны шла «соляная дорога». Удобное расположение способствовало развитию торговли с соседями-италиками, с этрусками, с городами Великой Греции, с Аттикой и Карфагеном. Город постепенно расширялся. При царе Сервии Туллии (VI в. до н.э.) помимо Палатина, Эсквилина, Квиринала, Целия и Виминала в священную черту города вошли еще два холма – Капитолий и Авентин. Рим был обнесен новой стеной, на Капитолии построили крепость.

Античная традиция приводит имена семи царей, которые управляли городом в течение трех веков. Вторым царем (после Ромула) был сабин Нума Помпилий, упорядочивший религиозную жизнь, учредивший жреческие и ремесленные коллегии и заменивший старый 10-месячный календарь на 12-месячный. Миролюбивого Нуму сменил агрессивный Тулл Гостилий, захвативший Альба Лонгу и переселивший ее жителей в Рим. Многочисленные войны вел и следующий царь, Анк Марций. Три последних царя: Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый, – резко отличались от своих латинских или сабинских предшественников. Они царствовали в период, когда Рим находился под постоянным или временным этрусским контролем; некоторые ученые говорят о целой «этрусской династии» в Риме. При Тарквинии Древнем (Приске) были осушены болота у подножия холмов, сооружена система подземных сточных вод, впадавших в центральную Великую клоаку. Самым выдающимся из царей был Сервий Туллий, который провел ряд важнейших реформ (см. ниже). Чрезвычайно сочувственное отношение традиции к Сервию Туллию оттеняется резко негативным образом последнего царя – самовластного Тарквиния Гордого. Последний римский царь был настоящим деспотом, жестоко обходился и с народом, и со знатью: конфискации имущества, изгнания, казни следовали одна за другой.

Основой раннего римского общества был род (gens), члены которого владели некоторым общим имуществом (угодьями, пастбищами) и совершали общие религиозные обряды. Род имел известное самоуправление и мог даже самостоятельно вести войну. Так, в V в. до н.э. род Фабиев вел войну против этрусского города Вейи, которая закончилась гибелью всех 306-ти мужчин этого рода, за исключением одного отрока. Род делился на большие патриархальные семьи – «фамилии» (familiae). Глава семьи – pater familias – имел неограниченную власть над жизнью и смертью своих домочадцев, которых он мог продать в рабство или даже казнить. Семья включала не только членов семьи как таковых, но и домашних рабов и клиентов («послушных», «зависимых»). Клиенты, которыми становились, по-видимому, обедневшие сородичи, незаконнорожденные дети, вышедшие из-под власти отца сыновья, вольноотпущенники, чужеземцы и т.д., играли немаловажную роль в римском обществе. Покровители клиентов назывались патронами. У могущественных родов могло быть очень большое количество клиентов (у рода Фабиев их было 5 тыс.) Клиент получал от патрона землю и покровительство (например, защиту в суде), а в ответ, как средневековый вассал, должен был оказывать различные услуги: служить в войске патрона, выкупать его из плена, обеспечивать приданым его дочь, позднее – голосовать, как он скажет, в народном собрании и т.д. Узы патроната и клиентелы считались священными. Одна из статей древнего римского сборника законов гласила: «патрон, если обманет клиента, да будет проклят».

Члены древних родов (сначала их было 100, а к концу царского периода, по утверждению наших источников, – 300) составили сословие патрициев. По преданию, Ромул выбрал 100 сенаторов – глав родов – и назвал их patres – «отцами»; их потомки и стали называться патрициями. Вторым сословием в Риме были плебеи[6], а рабы и клиенты вообще не считались сословиями. Плебеи были лично свободными, но не полноправными. Первоначально они стояли вне гражданской общины, т.е. не участвовали в работе народного собрания, не были представлены в сенате и не служили в ополчении. Браки между патрициями и плебеями считались незаконными. Относительно происхождения патрициев и плебеев в исторической литературе ведутся споры. Часть исследователей полагает, что патриции были коренным населением, а плебеи – выходцами из соседних общин, завоеванных или добровольно переселившихся в Рим. По мнению других, различие между патрициями и плебеями – не этническое, а экономическое: предками плебеев могли быть разорившиеся земледельцы, неудачливые торговцы и проч.

Согласно традиции, 300 римских родов составляли 30 курий (по 10 родов каждая) и 3 трибы (по 10 курий). Курии, куда входили только мужчины, собирались по призыву царя на народное собрание – куриатные комиции, дабы путем голосования принимать различные решения касательно жизни общины, войны и мира. Каждая курия имела один голос; вместе с сенатом комиции выбирали царя. Царская власть в Риме не была наследственной, хотя царь мог предложить преемника. Царь обладал высшей властью как военачальник, судья и жрец; эта власть была пожизненной. Знаками царской власти были: пурпурная тога и пурпурные сапоги, трон из слоновой кости – курульное кресло, царские телохранители – ликторы, несущие фасции с топориками.

Наряду с царем Римом правил совет старейшин – сенат (от лат. senex – «старик»). По преданию, первых 100 сенаторов назначил Ромул из патрициев, глав родов; Тулл Гостилий добавил еще 100, а Тарквиний Древний довел их количество до 300, каковым оно и оставалось в течение многих веков. Должность сенатора была пожизненной, вакансии заполнялись царем. По обычаю царь должен был совещаться с сенатом, но мог и отвергнуть его советы.

Важные реформы политического и военного строя были проведены царем Сервием Туллием. Вместо старых родо-племенных вводились новые территориальные трибы (4 городских и около 20 сельских). Все свободное население Рима (и патриции, и плебеи) делилось на 5 имущественных разрядов (классов) в зависимости от размера земельных участков, находившихся в пользовании. Бедняки, чье имущество не дотягивало до минимума последнего, пятого разряда, назывались пролетариями (от proles – «потомство»), т.е. людьми, у которых нет ничего, кроме детей. Бремя воинской повинности теперь также распределялось в соответствии с достатком: первый разряд выставлял 98 центурий (сотен), из них 80 – тяжеловооруженной пехоты и 18 конницы (здесь служили самые богатые граждане – equites, т.е. «всадники»). Все остальные разряды вместе выставляли 95 центурий легкой пехоты [7]. Центурия стала не только военной, но и политической единицей: центуриатные комиции, вытесняя старые собрания по куриям, отныне решали важнейшие вопросы (объявление войны, выборы должностных лиц и т.д.). Центурии голосовали по порядку, начиная с всадников, поэтому если первый класс был единодушен, то его голосование решало судьбу любого вопроса.

Реформы Сервия Туллия не только пошатнули родовые устои римского общества, но и нанесли удар по сословной замкнутости: плебеи, получив доступ в ополчение, обрели и некоторые гражданские права, участвуя в работе центуриатных комиций. Однако главная борьба плебеев за полноправие была впереди, хотя шаг к созданию единого римского народа был уже сделан.

Концом царского периода в науке по традиции считаются события 510 г. до н.э., повлекшие за собой изгнание последнего царя Тарквиния Гордого и установление республики. Предание повествует о кровавой драме, ставшей сигналом к восстанию. Сын царя, Секст Тарквиний, обесчестил знатную матрону Лукрецию, славившуюся своей добродетелью. Несчастная покончила с собой на глазах мужа и отца. Тарквиний, испугавшись народного гнева, бежал в Этрурию, где нашел приют у царя г. Клузия Порсенны. Порсенна осадил Рим, и тогда знатный юноша Гай Муций пробрался во вражеский лагерь с целью убить царя. Будучи схваченным, Муций дерзко заявил, что пришел убить Порсенну, а в знак того, что не боится пыток, положил правую руку на огонь. Потрясенный, Порсенна не только освободил Муция, получившего впоследствии прозвище «Сцевола» («Левша»), но и снял осаду. Так, по героической версии традиции, начался республиканский период истории Рима.

Date: 2015-07-27; view: 629; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию