Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция VII. Иконические знаки. Звукосимволизм 157ванность, имеет тенденцию стираться (например, в шепоте мотивированность сильнее, чем в топоте), поэтому вопрос о том, насколько звуковая изобразительность звукоподражаний и их производных чувствуется говорящими и присутствует в семантике слова, остается открытым. Во-вторых, не вызывает сомнений семантическая обогащен-ность звука в поэзии. Смысловые эффекты рифм и аллитераций, семантические различия размеров, содержательность строфики, семантическая весомость цезуры и т.п. — все это подтверждено многовековым опытом существования поэзии и, несмотря на трудности с «переводом» ее семантических эффектов в вербальные объективные характеристики, является реальностью. Однако это другая реальность, уже не языковая: слово в эстетической функции начинает жить в другом знаковом измерении — в семиотике искусства слова. В-третьих, есть вопрос о семантичности звучания не слов или цепочек слов и фраз, но их первоэлементов — звуков, взятых самих по себе, вне слова (чтобы исключить «влияние» семантики слова на его план выражения). Именно этот аспект составляет суть звукосимволизма и в проблеме звуковой иконичности является наиболее дискуссионным. Эмпирические исследования звукового символизма развиваются в русле двух основных методологий: 1) исследование закономерностей звуковой организации слов, различающихся по семантике, в целях выявления звуков, наличие которых коррелирует с наличием определенной семантики; в исследованиях такого рода привлекается словарная лексика языков разных семей, а оценка надежности результатов проводится с использованием статистики; 2) психолингвистические исследования, в ходе которых испытуемым предлагается так или иначе выявить свое субъективное ощущение или впечатление от тех или иных звуков (впрочем, на практике в большинстве опытов испытуемым предъявляются не звуки речи, а буквы, т.е. фактически исследуется «семантика» буквы как представителя фонемы). В исследовании В. В.Левицкого из словарей 28 языков было выписано 98 слов со значением 'малый, маленький' (т.е. соответствий русским словам малый, маленький, крохотный, мелкий, мизерный, дробный, миниатюрный и др.) и 116 слов со значением 'большой* (рус. большой, крупный, громадный, огромный, гигантский и т.п.), а также 200 слов, нейтральных по оппозиции 'большой/малый'. Все обследуемые слова были переписаны в единой транскрипции, а затем были подсчитаны частоты разных звуков отдельно для трех групп слов: для названий 'большого', 'малого' и для слов контрольной (нейтральной по этому признаку) группы. Оказалось, что частоты некоторых звуков коррелируют с семантикой. Так, в названиях 'большого' чаще встречаются гласные открытые и зад-
|