Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть третья. Классы элементарных знаков. Него ряда, твердые (непалатализованные) согласные, аффрикаты, шипящие и глухиенего ряда, твердые (непалатализованные) согласные, аффрикаты, шипящие и глухие. В названиях 'маленького' выше статистической нормы встречаются передние и узкие (закрытые) гласные, в особенности огубленные, чаще наличествуют палатализованные согласные, плавные, сонорные и звонкие согласные. Ср. проявления указанной типологической закономерности на материале русских уменьшительно-ласкательных суффиксов: в любом из них есть или мягкий согласный (бабуля, умненький, светик)1, или огубленный гласный (веточка, горюшко), или гласный переднего ряда (ёжик, близенько), причем в одном слове обычно по нескольку таких признаков (малюпасенький, маленько, ничуточки). В работах В.В. Левицкого и других исследователей изучалось также наличие связи между частотностью разных классов звуков и некоторыми другими семантическими оппозициями ('слабый — сильный', 'медленный — быстрый', 'плохой — хороший', 'темный — светлый', 'холодный — горячий', 'мокрый — сухой' и др.). Выяснилось, что разные пары семантических признаков в разной степени «подцержаны» теми или иными группами звуков, сильнее всего эта связь с оппозицией 'большой — малый' (подробно см. раздел «Экспериментальное изучение отношений между означаемым и означающим» в кн.: Левицкий, Стернин 1989; Левицкий 1994). В психолингвистических исследованиях звукового символизма испытуемым предлагалось оценивать комплексы «буква + звук» (графой в терминологии А. П.Журавлева) по разным шкалам признаков, как физических ('большой — малый' и т.д.), так и гедонистических, эстетических, моральных и др. ('нежный —- грубый', 'приятный — неприятный', 'красивый — некрасивый', 'плохой — хороший' и др.). В ряде экспериментов графоны предъявлялись испытуемым списком, иногда сериями, иногда в составе квазислов, которые отличались одним или несколькими графонами (например, типи/рипи или муга/мига) и т.д.; участниками были люди с разными родными языками; количественные данные обрабатывались на ЭВМ. А.П.Журавлев разработал методику суммирования усредненных оценок отдельных звуков для целых слов. В результате были получены признаковые характеристики как отдельных графонов, так и целых слов. Приведем некоторые из них. Дым — большой, грубый, медленный, тяжелый. Лебедь — хороший, нежный, женственный, светлый, безопасный, яркий, округлый, добрый. 1 Если задаться вопросом, почему 'мягкость' согласного связана с 'малостью', то следует принять во внимание, что, во-первых, акустически мягкость (палатальность) согласных связана с диезностью звука, т.е. с его повышением на полтона относительно соответствующего не палатального звука; во-вторых, большей высотой речи характеризуется женская речь; в-третьих, в индивидуально-ситуативных вариациях звучания относительно большая высота наблюдается в сообщениях о малом, невзрослом, тонком, изящном. Женщина — темный, отталкивающий, тяжелый, устрашающий, низменный, злой, медленный, шероховатый. Юноша — нежный, женственный, слабый, красивый. Обсуждая «конфликт» между денотативной семантикой последних двух слов и их суммарным фонетическим («признаковым») значением, Журавлев объясняет этим несоответствием заметную ограниченность в использовании слов женщина и юноша в качестве обращений (см.: Журавлев 1974, 130-131, 136-137). Наиболее уязвимый момент в эмпирических исследованиях звукового символизма состоит в том, что авторы не ставят вопрос о валидности используемых признаковых шкал ('слабый — сильный', 'медленный — быстрый', 'плохой — хороший' и т.д.) применительно к звукам и звуковым комплексам. Не доказано, что в звуках речи вообще имеются эти признаки ('нежный — грубый', или 'плохой — хороший', или 'гладкий — шероховатый' и т.д.). Поэтому не исключено, что избранные шкалы не релевантны для свойств звука; получается, что исследователь вначале приписывает звукам некоторые признаки (с помощью шкал), а потом их измеряет.
|