Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вторичная (внутрисистемная) мотивированность языковых знаков-символовБольшинство языковых знаков, за исключением нетипичных для языка и в целом немногочисленных индексальных и иконических знаков, не обладает природной (первичной, примаркой, или «естественной») мотивированностью означающего знака его означаемым. Семантика слов хлеб, вода, земля, рука и всех остальных знаков-символов не содержит хотя бы даже намека на то, почему у этих слов именно такая звуковая оболочка, а не иная. Однако во всех языках имеется мотивированность другого рода — в отличие от «природной» мотивированности ее называют вторичной и внутрисистемной. Это мотивированность производных знаков — производных слов и производных значений. Например, значения слов водяной, водник, водянка, подводный, наводнить, обезводить и других слов с корнем вод- мотивированы значением слова вода и значениями тех аффиксов, с помощью которых они образованы, а также значением той словообразовательной модели, по которой образовано конкретное слово: подводный означает 'находящийся, распо-
166 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ... ложенный ниже поверхности воды; предназначенный для действий под водой'1, обезводить — 'сделать безводным; лишить влаги искусственным путем, специальной обработкой' и т.д.2. Семантические дериваты значения лексемы вода, т.е. ее вторичные значения, производные от исходного значения слова, мотивированы своей связью с этим значением. Так, значение 'пустые, бессодержательные фразы, многословие при бедности содержания' в слове вода мотивировано его исходным значением ('прозрачная бесцветная жидкость, образующая ручьи, реки, озера, моря...') и опирается на семантический фон слова вода (представления о том, что воды много; что, в сравнении с вином или молоком, вода «пустая», не такая ценная и т.д.). Еще одно из вторичных (переносных) значений слова вода (возможное только во множественном числе) — 'минеральные воды' (ср. Поехать на воды) также мотивировано исходным значением слова и фоновым знанием того, что воды некоторых источников содержат целебные вещества и поэтому возле них бывают курорты. У языковых знаков с вторичной мотивированностью (производных слов и производных значений), естественно, не возникает первичная (природная) мотивированность. Однако, в отличие от непроизводных слов и значений, они относятся к классу мотивированных знаков. В мотивации тех производных слов3, которые образованы от знаков-индексов {ахать, охать и т.п.) или от иконических знаков (кукарекать, промямлить, хрипун и т.п.), представлены оба типа мотивации: 1) они частично сохраняют первичную мотивацию индексальных или иконических знаков; 2) будучи производными словами, обладают словообразовательной мотивированностью. Удельный вес производных слов (т.е. знаков с вторичной мотивацией) в лексике разных языков различен. О широте колебаний можно судить по данным о количестве производных слов в русском, французском, вьетнамском и китайском языках, а также в новой английской лексике (включая словосложения)4. В русском языке производных слов примерно 66 % (в новой лексике — более 80%), во французском — 68 %, во вьетнамском — 31 %, в 1 Здесь и далее в п. 50 состав значений и их толкования даны по MAC. 2 Говоря о словообразовательной мотивации производного слова, следует 3 Далее будем говорить только о словообразовательных (морфемных) дерива 4 Учет словосложений существен для данных по вьетнамскому языку, в кото новой английской лексике -- около 65%, в китайском они составляют подавляющее большинство1. Данные по вьетнамскому языку позволят сформулировать исключительно важную семиотическую закономерность, которая касается «удельного веса» вторичной мотивированности, ее статуса: в языках мира, по-видимому, преобладают слова с вторичной мотивированностью, однако есть языки, в которых большинство слов вообще не обладает мотивированностью. См. итоговые замечания в этой связи в конце п. 52. Вторичная (внутрисистемная и межсистемная) ■ мотивированность неязыковых знаков. Вторичная (внутрисистемная) мотивированность знаков имеет место не только в этнических языках, но и в большинстве других культурных семиотик как естественного, так и искусственного происхождения. Вторичная мотивация особенно характерна для гербов, эмблем, орденов, медалей, знаков принадлежности и отличий, государственных флагов. В геральдической практике гербы составлялись в основном из элементов, представленных в традиции: только при этом условии они «прочитывались» (семантизировались) так, как было задумано. Каким образом происходит координация мотивов в геральдике, можно видеть по истории эмблемы Международного общества Красного Креста (МОКК). Общество было создано в 1863 г. по инициативе двух швейцарских граждан; они же предложили эмблему МОКК: красный равноконечный широкий крест на белом поле. Этот знак является обратным по отношению к официальной эмблеме — гербу и флагу Швейцарской Конфедерации (белый крест на красном поле). Принятие МОКК эмблемы, столь близкой к государственному гербу Швейцарии, осознавалось как особая честь для Швейцарии, и 28 стран, подписавших в 1864 г. Женевскую конвенцию, были с этим согласны, поскольку видели в нейтральной Швейцарии идеал миролюбия. Турция, присоединившись в 1865 г. к Женевской конвенции, приняла эмблему МОКК, но через 10 лет заявила, что не признает эмблемы Красного Креста, основанной на христианском символе, и заменила его эмблемой Красного Полумесяца (в духе мусульманской символики). В МОКК постепенно согласились с решением Турции. С выходом МОКК за пределы Европы различие в эмблемах организации в христианских и мусульманских странах стало общепринятым. В советской эмблеме МОКК красный крест и полумесяц совмещались (цит. по: Похлебкин 1995, 212-214). 1 По данным В.Г.Гака, В.М.Солнцева, В.И.Заботкиной и словарным источникам (см. соответствующую библиографию) информацию можно найти в книге (см.: Мечковская 2003, 102—103); сведения о китайском языке взяты из Работы (см.: Задоенко, Хуан Шуин 1983, 8). 168 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ...
Внутрисистемная мотивированность и координированность особенно характерны для знаков в составе униформ. Ср. иерархию погон; знаки, объединяющие некоторые категории военных, и знаки дифференцирующие: знаки, общие для вооруженных сил; общие для родов войск; знаки, различающие рода войск; ср. цвета мундиров, достаточно разные, чтобы различать военных, милиционеров, таможенников и железнодорожников и т.д. В математической символике знак тождества =, знак неточного равенства «, знак неравенства *, знаки > ('больше или равно'), < ('меньше или равно') производны от знака равенства =; знак % ('процент') мотивирован знаком / дроби (т.е. деления на 100); знак + ('плюс'), по-видимому, был мотивирован знаком - 'минус'. Впрочем, иногда вторичная мотивированность носит (или носила, но сейчас не ощущается) не внутрисистемный, а кросс-семиотический» (межсистемный) характер: знаки одной семиотики мотивированы знаками другой системы. Особенно часто в качестве мотивирующих знаков используются элементы письма. Например, на географических картах некоторые знаки полезных ископаемых включают первую букву соответствующего названия (М — марганец, А — апатиты и т.п.). Математический знак интеграла J — это в прошлом латинская буква S (начало слов summa, synthesis)', заглавная греческая буква Z (сигма) — знак суммы. Знак извлечения корня V восходит к строчной букве г (с которой начинается лат. radix — корень); знак вопроса? восходит к латинской букве Q (с которой в латыни начинаются все вопросительные местоимения). Этот же мнемонический и акронимический принцип мотивации использован в образовании химических символов: знак молекулы воды Н20 образован первыми буквами латинских слов Hydrogenium (водород) и Oxygenium (кислород); цифра указывает на количество атомов в молекуле. Обилие в разных культурных семиотиках знаков с вторичной мотивированностью говорит о том, что в использовании знаков мотивированность приветствуется.
|