Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция VI. ЗНАКИ-ИНДЕКСЫ 135
Индексальность, иконичность или символичность знака в сложном знаке рекламного ролика (или постера) может зависеть от контекста. «Например, изображение женщины может играть роль указателя на обобщенную аудиторию "женщины" (лично не известная зрителю модель, помещенная в типичный интерьер) — индекс; может быть портретным изображением какой-либо известной женщины (например, при использовании в рекламе в качестве рекомендателя нового товара известной актрисы или певицы) — икона; и, наконец, может символизировать характеристики рекламируемого продукта через соотнесение с традиционными характеристиками женского начала — символ» (Морозова 2002, 44 — 45). Лекция VI ЗНАКИ-ИНДЕКСЫ Знаки-индексы в биокоммуникации. — 33. Жесты и мимика человека: на семиотическом перекрестке биологического и социального. — 34. Знаки-индексы в естественном языке: интонация, междометия, шифтеры. — 34.1. Интонация. — 34.2. Междометия. — 34.3. Шифтеры Знаки-индексы в биокоммуникации. В коммуни-■ кации животных знаки-индексы составляют подавляющее большинство. Их индексальность (симптоматичность) состоит в том, что они представляют собой внешнее проявление и вместе с тем слагаемое некоторого психофизиологического или соматического состояния животного (страх, радость, голод, боль, готовность к половому контакту и др.). Например, собака от радости виляет хвостом; кошка, разомлев от сытости и покоя и ласкаясь к хозяину, мурлычит. Знаковость названных симптомов заключаются в том, что они адресуются партнеру (иногда коллективному, например, пчелиному рою или колонии термитов). Дополнительные примеры знаков-индексов в биокоммуникации, систематизированных по сенсорным каналам восприятия, см. выше, в п. 20 — 24). Дискуссионный вопрос о том, является ли ситуация знаковой, если отправление информации осуществляется инстинктивно и непроизвольно (например, путем испускания запаха) и имеет неопределенно широкую адресацию (например, покраснение с наступлением брачной поры брюшка самца рыбы колюшки адресовано в качестве знака всем самкам в популяции), решается в этой книге положительно (см. п. 2.1 — 2.3), поскольку лучше принять во внимание своеобразие менее типичных семиотических феноменов, чем искусственно сузить семиотическую панораму мира.
Жесты и мимика человека: на семиотическом пе-■ рекрестке биологического и социального. В силу единства эволюции в паралингвистическом сопровождении вербальной коммуникации людей имеются явления, уходящие корнями в биологическое прошлое человечества (общее с другими видами животных). Частично эта связь была показана в п. 26, когда речь шла о градуальном характере противопоставления врожденных (биологических) и культурных семиотик. Частично эту связь можно видеть в сходстве симптоматических движений тела и мимики у животных и людей. Это сходство известно зоопсихологам, особенно тем, кто изучает обезьян: обезьяны от холода ежатся, дрожат, могут нахохлиться; от усталости зевают; при озабоченности чешут в затылке; в хорошем настроении улыбаются и смеются; обижаясь, дуются (надувают губы / щеки), могут насупиться; при досаде, недовольстве кривят рот, морщатся; угрожая, хмурят брови и т.д. Показательно, что одни и те же слова и обороты передают пантомимику и животных, и человека. Вместе с тем в общении людей постепенно вырабатывались знаки, которых не было в мире животных. Движения тела и лица, как никакая другая группа физических движений (бег, ходьба, рубка, косьба и др.), насыщены парасемиотическими явлениями. Движения тела и выражения лица всегда находятся в поле внимания: гладя на своих близких и дальних, старших и младших, клиентов и конкурентов, человек все время спрашивает себя о своем партнере (хотя и молча, и между прочими вопросами): «что может значить этот быстрый (или прямой) взгляд», «эти растопыренные пальцы», «что это он так ноги расставил» или «отчего кусает губы»?.. «От радости в зобу дыханье сперло» (И. А. Крылов) — это не только собственное переживание сильной эмоции, но и наблюдаемое состояние. Многовековой опыт таких вопросов и ответов привел к высокой семиотизации движений тела: люди постоянно стремятся увидеть в них знаки — безотчетные симптомы и/или сознательные сообщения. Ср. паралингвистическую симптоматику при изображении душевных состояний человека в русских былинах: Один на пиру невесел сидит, Понизя сидит буйну голову И потупя сидит очи ясные Во матушку да во сыру землю Молодой Иванушко да Гудинович. Ср. симптоматическое описание гнева Ильи Муромца и последствий гнева: Разъярилося сердце богатырское, Раскипелася кровь молодецкая: Как ударил он Сокольника во черны груди, Помутилися его очушки ясные, С точки зрения семиотики в обыденной жизни (которую будем отличать от ритуально-религиозных практик и искусств, говорящих посредством движений тела, т.е. ритуала, танца, пантомимы, театра) существуют три класса движений тела. 26.Движения, которые не являются знаками, — это психологически незначимые физические движения тела и физиологические процессы («почесался», «открыл глаза (проснувшись)», «разжал кулак» и т.п.). 27.Знаки-симптомы (т.е. приметы, признаки тех или иных состояний) — это психологически значимые позы, жесты, мимические движения, которые, однако, не являются условными, направленными от говорящего к его адресату: они «значат то, что значат» — не больше того: «плакал», «улыбнулся», «поморщился», «надулся», «стиснул зубы», «(непроизвольно) зевнул», «забил в ладоши (от радости)», «вспотел», «дрожал», «расправил плечи»; сюда же следует отнести внешние (звуковые и «цветовые») проявления психологически значимых состояний: «стонал», «рыдал», «стучал зубами», «покраснел», «побледнел», «мямлил», «произнес дрожащим голосом» и т. п. В своей основе и в большинстве случаев их использования такие действия непроизвольны и безотчетны. Для внешнего наблюдателя они являются источником информации о субъекте действия или состояния1. 28.Знаки-кинемы (как явления кинезики) — это коммуникативно значимые телодвижения, жесты и мимические движения, используемые в качестве узуальных поведенческих актов: «встал (в знак приветствия или уважения)», «кивнул (в знак согласия или приветствия)», «погрозил кулаком (или указательным пальцем) в знак угрозы», «козырнул (приветствуя)», «(демонстративно) зевнул», «поцеловал руку (женщине, священнику) в знак приветствия или почтения)», «аплодировал», «расшаркался» и т. п. В отличие от непроизвольности жестов-симптомов, С непроизвольностью действий-симптомов связана их безадресность. Ситуация плача как адресуемого аргумента, которую передает К. Чуковский в «От двух до пяти» (— «Нуу Нюра, довольно, не плачь!»-— «Я плачу не тебе, а тете Симе»), потому и вызывает улыбку, что это достаточно особый случай (хотя и не уникальный) в той мере, в какой люди во взаимоотношениях друг с другом «играют», т.е. 'принимают на себя тот или иной вид с целью ввести в обман, заблуждение'. Однако в целом в своих жестах и мимике, а также в интонации люди более искренни или, точнее говоря, в большей мере обнаруживают свои эмоции, желания и отношения, чем в словах. Разумеется, бывают двойственные и переходные случаи: искренние улыбки при встрече друзей не столько «адресуются», сколько «имеют место», хотя, конечно, воспринимаются партнерами. В той улыбке, о которой говорят вежливая, деланная, казенная, театральная, фальшивая и т.п., или, как у М.Жванецкого: И держи улыбочку, пока я перевешивать буду, «адресация» присутствует. 138 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ...
кинемы производятся сознательно и имеют адресата. Симптомы, по мере того, как жест утрачивает прямую причинную связь с определенным состоянием, могут становиться кинемами (т.е. более условными знаками). Однако провести границу между симптомами и кинемами иногда трудно. Некоторые «одноименные» действия могут быть и симптомом, и кинемой —- в зависимости от ситуации. Например, непроизвольная улыбка, иногда даже наедине, как бывает при воспоминании о чем-то радостном, — это симптом, но профессиональная улыбка стюардессы — это кинема; болельщик, услышав по радио сообщение о победе своей команды, от радости захлопал в ладоши —• это симптом, но «вежливые» аплодисменты зрителей / слушателей после малоинтересного выступления — это кинема. Некоторые кинемы восходят не к биологически мотивированным жестам-симптомам, но к элементам ритуала или связаны с поверьями. Таковы жесты и позы «ударить по рукам», «вытянуться в струнку», «присесть на дорожку», «снять шляпу», «показать кукиш», «взять под козырек» и т.п. Жесты-симптомы и жесты-кинемы соответствуют двум первым (еще «доязыковым») ступеням семиозиса. Однако иногда образование знаков, мотивированных жестами, продолжается дальше — уже не в жестовом, а в естественном (звуковом) языке. Мир психологически значимых движений тела человека, запечатленный в языковой «картине человека», интересен своей близостью к первичному, телесному опыту жизни — близостью к природе, безотчетности, искренности. Соответствующие слова и обороты имеются во всех языках, хотя и в разной мере. В своем большинстве это прямые названия соответствующих жестов (ср. надуть губы, погладить по головке, пожать плечами, всплеснуть руками, нахмуриться). Что касается характера мотивированности формы и содержания в самих жестах и мимических движениях, то она разная у жестов-симптомов и у жестов-кинем. Жесты-симптомы имеют индексальную мотивированность, хотя люди могут об этом просто никогда не задумываться. В родной культуре для человека почти нет чисто условных жестов: он по опыту жизни, без объяснений, понимает, что такое, например, «почесать в затылке», «кусать губы» или «потирать руки»1. Среди жестов-кинем также почти нет знаков-символов, т.е. полностью немотивированных знаков. Исключение составляют те движения, которые изначально были условным (но, конечно, иконическим, т.е. «с намеком») обозначением половых движе- 1 Разумеется, речь идет о практическом знании сегодняшних значений этих жестов, но не о их «этимологии», которая известна иногда только зооэтологам или исследователям архаических социумов.
|