Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция V. Принципы классификации знаков 131





 

мого. «Индекс физически связан со своим объектом»; «Индекс есть знак, отсылающий к Объекту, который он денотирует, находясь под реальным влиянием (beeing really affected by) этого Объекта» (Пирс 2000, 90; 59). Примеры: 1) оскал собаки — это знак угрозы и одновременно компонент ее готовности к защите или нападе­нию; 2) вскрик Ой! в момент, когда человек почувствовал вне­запную боль, — это часть его непроизвольной физиологической реакции на боль и вместе с тем знак (междометие), отчасти выра­жающий данное состояние. Отношения естественной смежности, сопредельности, вовлеченности в одну ситуацию двух представ­лений, как известно, лежат в основе метонимии, поэтому моти­вированность означающего означаемым в знаках-индексах право­мерно характеризовать как метонимическую.

1-6. В знаках-копиях (варианты термина: знаки-иконы, или ико-нйческие знаки1) связь означающего и означаемого мотивирована сходством, подобием между ними. Примеры: 1) слово жук (озна­чающее) звучит похоже на те звуки, которые издает это насеко­мое (денотат означаемого); 2) на физической карте распределе­ние светлых и темных оттенков голубого, синего, зеленого и ко­ричневого цветов (означающего) соответствует означаемому: глу­бине «синих» морей, уровню по отношению к морю «зеленых» долин и высоте «коричневых» гор. В отличие от знаков-индексов, в которых мотивированность означающего означаемым носит ме­тонимический характер, мотивированность знаков-копий осно­вана на подобии, сходстве означающего с означаемым, т.е. носит метафорический характер.

2. В знаках-символах2 мотивированность в связи данного озна­чающего с данным означаемым отсутствует. Примеры: 1) никто, в том числе этимологи, не знают, почему звуковой комплекс рыба обозначает этот класс водных позвоночных: для современ­ного языкового сознания (говорящих по-русски) эта связь не мо­тивирована; 2) также необъяснимо, почему знак 4 связан с коли­чеством 'четыре', а знак 5 — с количеством 'пять'.

Три названных типа элементарных знаков соответствуют трем ступеням семиозиса (процесса означивания и возникновения в

1 От греч. eik&n 'изображение, образ, подобие'; ср. использование в компью­
терном деле термина иконка (для «подсказывающих», благодаря изобразитель­
ности, значков в меню).

2 В термине семиотики знаки-символы компонент символ является омони­
мом по отношению к нетерминологическому, более широкому значению этого
слова (ср.: Белый голубь— символ мира; NN— символ уходящей эпохи и т.п.) и по
отношению к специальному значению термина символ, которым обозначается
один из видов сложных знаков (символ в противопоставлении эмблеме, образу,
сравнению, метафоре, аллегории
и др., о чем см. лекцию VI). Указанную омонимию
следует иметь в виду во избежание путаницы.


132 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ...

сознании знака и знаковых отношений между явлением действи­тельности, его отображением в сознании и формой знака). Три ступени образуют градацию в направлении увеличения ус­ловности (конвенциональное™) знака, т. е. увеличения его зна­ковое™. Наименьшая степень условности характерна для знаков-индексов, наибольшая — для знаков-символов.

Однако и внутри каждого из трех классов знаков разные знаки могут различаться по степени знаковости (т.е. условности). На­пример, мимика и интонация (а это, как и междометие, — зна­ки-индексы) в большей степени зависимы от состояния человека и, следовательно, чаще выражают это состояние, чем междомет­ный возглас. Иначе говоря, у междометий степень условности (знаковости) выше, чем у паралингвистических средств обще­ния. В кругу иконических знаков фотоснимок более иконичен, чем карандашный портрет (того же лица), а реалистический портрет более иконичен, чем кубистическое изображение. Преобладание условности в форме по" отношению к содержанию знака делает его знаком-символом. Если в кубистическом портрете, как прави­ло, сохраняется иконичность, то полотно беспредметника или абстракциониста в терминах семиотики — это именно знаки-сим­волы.

Таким образом, оппозиция знаков-индексов, знаков-икон и знаков-символов носит градуальный характер по степени знако­вости (т.е. условности, конвенциональное™): это градация от зна­ков с относительно невысокой степенью условности (индексов), к более условным знакам (иконам) и от них к еще более услов­ным знакам — символам.

Некоторые авторы связывают понятие знака только с чисто условны­ми знаками (т.е. символами, в терминах Пирса), называя их «подлинны­ми» знаками (ср., например: Никитин 1997). Однако при таком опреде­лении знака поле семиотического зрения резко сужается и действитель­ная жизнь знаков, включая нарастание их конвенциональное™, вслед­ствие постепенной «деэтимологизации» ранее мотивированной внутрен­ней формы знаков (прежде всего иконических), оказывается не увиден­ной.

Сам Пирс глубоко понимал градуальный характер оппозиции зна­ков-индексов, икон и символов и указывал на двойственные и переход­ные случаи между основными классами знаков. Так, он различал не­сколько видов иконических знаков, различных по степени и характеру сходства между формой и замещаемым содержанием: образы (основан­ные на непосредственном сходстве, или, говоря словами Пирса, «те, что причастны к простым качествам»), схемы (репрезентирующие стро­ение предмета «через аналогичные отношения» в структуре плана выра­жения знака, например, размещение слов в предложении, знаков в ал­гебраических уравнениях и формулах) и метафоры, которые репрезен­тируют содержание «через параллелизм в чем-то ином» (Пирс 2000, 77).


Date: 2015-07-25; view: 702; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию