Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция IV. Генезис и онтогенез знаковых систем 123ний и движений; эмблемы клубов, партий, олимпийских игр, фестивалей, спартакиад; ордена и медали; фирменные значки и знаки принадлежности (например, особые галстуки у выпускников некоторых привилегированных британских школ); дорожные знаки; печати, клейма, торговые марки, товарные знаки и многое другое. В культуре есть множество знаковых систем, сочетающих в себе свойства естественных и искусственных семиотик, так что отнесение таких систем к тому или иному классу определяется преобладанием в них черт естественного или искусственного происхождения. Такого рода амбивалентность характерна, например, для человеческого языка. С одной стороны, никто не сомневается в естественном происхождении этнических языков. Однако, с другой стороны, в естественных языках, в самом их существовании' в конкретных социумах есть феномены искусственного происхождения или феномены, содержащие в себе черты искусственности («рукотворности», «кабинетности»). Таковы, во-первых, системы письма, а также сознательно проводимые графико-орфографи-ческие реформы письма; во-вторых, научно-технические терминологии, где всегда высок удельный вес единиц кабинетно-лабо-раторного происхождения и время от времени проводится сознательное упорядочение терминологий и номенклатур; в-третьих, больший или меньший элемент искусственности присутствует в процессах формирования литературного языка и кодификации его нормативно-стилистической системы; в-четвертых, сознательное языковое планирование всегда присутствует в феномене языковой политики — и в условиях одноязычия, и, в особенности, в многоязычном социуме; в-пятых, существуют так называемые «плановые», или «рукотворные», языки — эсперанто, идо, волапюк, окциденталь и другие «кабинетные» аналоги естественных языков. Названные пять групп искусственных феноменов в лингвистической области подробно представлены в книгах (см.: Мечковская 2000; Мечковская 2001). С другой стороны, многие искусственные семиотики обнаруживают черты естественности и той стихийности, которая свойственна истории культуры. Это легко увидеть при обращении к генезису и истории почти любых семиотических феноменов. Например, есть все основания рассматривать письмо в качестве одной из искусственных лингвистических семиотик (что и было сделано абзацем выше): недаром так часто говорят о «изобретении» или «изобретателях» письма. Однако историческое знание открывает в письме мощное стихийное и эволюционное начало. В сложении самобытных (не заимствованных) систем буквенно-зву-кового письма стихийно-естественное начало связано с тем, что такие 124 Часть вторая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ системы вырастали из идеографического (обобщенно-рисуночного) письма, поэтому новые буквы оказывались зависимы (и при этом в разной степени) от прежних уходящих пиктограмм или иероглифов. Например, алеф, первая буква еврейского алфавита, передавала звук, которым начиналось древнееврейское слово со значением 'бык'. Поэтому буква алеф обозначала быка, но связано это не только с мнемотехникой, но и с тем, что бык, по древнейшим мифологическим представлениям скотоводческих народов, — это верховное божество. Древнее начертание буквы алеф, к которому восходят первые буквы греческого, латинского и кириллического алфавита, — соответственно А {альфа), А (а) и А (аз), по-видимому, представляло собой перевернутое (в некоторых древнесе-митских алфавитах — повернутое на 90°) схематичное изображение рогатой морды: V. Однако и заимствования алфавитов часто оказывались далекими от простоты или прямолинейности «одномоментных» искусственных установлений. Например, славянская кириллица — это результат стихийной аккумуляции ряда событий, процессов и тенденций в истории славянского письма, таких как 1) практика записи славянской речи буквами греческого алфавита «без устроения» (т.е. специальных букв для тех славянских звуков, которым не было аналогов в греческом языке); 2) создание в 863 г. св. Кириллом глаголицы на основе объединения в ней разных графических традиций и изобретение ряда новых букв, в том числе букв-идеограмм, включающих три сакральных символа христианства (крест, круг, треугольник)1; 3) насильственное прекращение моравской миссии и изгнание учеников Кирилла и Мефодия из Моравии; 4) приспособление греческого алфавита для записи славянской речи с использованием аналогов букв глаголицы. В той мере, в какой нам становится-известной история тех или иных искусственных семиотик, их генезис предстает как естественный, т.е. в обычном драматизме стихийных процессов, составляющих историю культуры. Место языка в континууме природных и куль-■ турных семиотик. Язык человека оказывается тем центром и вместе с тем основным водоразделом, который объединяет и разделяет мир природных и мир культурных семиотик. В самом же языке природное и культурное находятся в сложном и неравновесном единстве: культурное начало в языке преобладает и имеет тенденцию возрастать.
Р.О.Якобсон в дискуссии на французском телевидении (1968) о том, какое место разные семиотики занимают в культуре, говорил о срединном положение языка между природой и культу- _____________ Лекция IV. ГЕНЕЗИС И ОНТОГЕНЕЗ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ 125 рой и о его связующей и программирующей роли. По отношению ко всем другим культурным семиотикам язык — это «орудие, модель и метаязык. Что дает нам возможность контролировать все прочие системы (коммуникации. — Н. М.)» (Цит. по: Якобсон 1996, 218). Все знаковые системы культуры создавались и создаются с помощью языка, по образцу языка (в том числе и отталкиваясь от языка) и усваиваются, объясняются и верифицируются на основе естественного языка. Переход от биологической коммуникации к культурной связан с тем, что «язык привносит новый момент — момент креативный. Только при наличии речи можно говорить о вещах, отдаленных во времени и пространстве, или даже сочинять, говорить о вещах несуществующих, и только в этот момент возникают термины, имеющие обобщенное значение, только в этот момент возникает возможность научного и поэтического творчества» (там же, 217). Вместе с тем, отмечая уникальную роль языка как главного организатора семиотического континуума культуры, Якобсон особо подчеркивал его биологические корни (о чем современная гума-нитаристика склонна забывать): «Язык, который в основе своей является биологическим феноменом, тесно связан со всеми другими феноменами (биологии. — Н.М.), с проблемами молекулярной коммуникации, с взаимодействием между молекулами, с феноменами коммуникации между животными и даже между растениями» (там же, 217). Важное свидетельство биологической природы языковой способности Якобсон видел в раннем и быстром онтогенезе языка: «Мы усваиваем все законы фонетической и грамматической структуры в возрасте до двух-трех лет» (там же, 213). Биологичность языка отличает его от всех других культурных феноменов: «В этом-то (в биологичности языковой способности. — Н. М.) состоит та особенность, которая отличает язык от всех культурных феноменов и которая, кстати, является предпосылкой культуры» (там же, 213). Онтогенез усвоения важнейших семиотик особью ■ (или индивидом). В континууме разных путей и способов получения или усвоения некоторого знания или умения различают три основные возможности: а) знание (умение) наследуется генетически и, таким образом, является общевидовым и инстинктивным, хотя может проявиться не сразу (например, умение ходить у человека или летать у птицы) и в разной мере (ср. индивидуальные различия в скорости, силе и т.п. тех или иных действий или реакций); б) естественное научение в ходе социализации молодняка, что происходит во время взросления и неформального (имплицитного) воспитания; в) искусственное (школьное, формальное) научение. 128 Часть вторая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ _______________________ разбираются в погонах, государственных флагах и гербах и т.п.; 2) в наше время дети все чаще выучиваются читать до школы, при этом с минимальной помощью взрослых — в силу насыщенности современного быта надписями и текстами; известен случай (в США), когда двухлетний мальчик научился писать прежде, чем стал говорить: целыми днями он один играл в манеже перед включенным телевизором (родители в это время были на работе) и стал записывать часто повторявшиеся на экране надписи — названия телепрограмм, компаний, рекламные тексты (Иванов 1978, 50 — 51); впрочем, это не просто нетипичный случай, но патология — предшизофренический детский аутизм; 3) в театральных школах есть классы мимики, сценического движения, интонации. Говоря о путях усвоения семиотик искусств, по-видимому, целесообразно различать разные степени семиотической компетентности разных людей: с одной стороны, авторы-профессионалы, с другой, — неискушенные потребители произведений искусства, так сказать, воскресные посетители Третьяковской галереи или любители музыки, не знающие нот. В современной культуре большинство авторов в той или иной мере проходят искусственное (формальное) обучение своему ремеслу, при том что большинство зрителей, читателей, слушателей «умеют» смотреть кино, получать удовольствие от балетного спектакля, скульптуры или музыки без специального изучения языка соответствующего искусства. Практика показывает, что даже минимальное знакомство подростка с языком искусства повышает его интерес к искусству и удовольствие от его восприятия.
|