Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Главные события в истории семиотики 3 pageЕ. Универсальность оппозиции «метафора - метони..\шя» вязыке, в работе мозга, искусствах. В статье «Два аспекта языка и два типа афатических нарушениЙ» (Якобсон [19561 1990)1 Якобсон показал, что в л ю б о й системе знаков пер в е н с т в у е т различение двух ВИдов отношений (связей) между знака."rn: с одной стороны, это связи элементов по сходству (метафора), а с другой - связи по смежности (метонимия). Разумеется, если принять во внимание, что различению метафоры и м:етони},пш по меньшей мере 26 веков, и Пирс использоваJI оппозицию {<связь по смежности - связь по сходству» щlЯ различения знаков-индексов и знаков-копий, а Соссюр различал парадигматич:еские и синтагматические отношения между языковыми знаками, то становится понятно, что в конuепuии Якобсона новым было обобщение и универса.iIИзаuия этой оппозиции: Якобсон у~,(аза..'I на ее первостепенную значимость для самых разных знаковых систем и сеJl.Шотических проuессов (афазии, поэзии, искусства кино и др.). При этом термины метафора и метоншш.я становятся перифрастическими обозначениями двух главных видов отношениЙ между знаками (парадигматики и сuнтаг.,иатuк.u) и соответствующиХ им операциЙ над знаками (селекции и ко.мбинацuu). В таблиuе 3 показано, насколько широко оппозиция «метафора - ме'fсОНИМИЯ» используется в гуманитарных исследованиях. Мысли Якобсона об универсальной значимости рассматриваемоЙ оппозиuии получили подтвеРЖдение и развитие в разных ис- ! Вариант этой работы под заглавием «Два вида афатических нарушений и два полюса языка,> напечатан в книге (см.: Якобсон 1996, 27 -52).
Лекция 11. ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ СЕМИОТИКИ 51 следовательских областях. Достаточно сказать, что в монографии А. Р.Лурия «Основные проблемы нейролингвисппси» в основе нейропсихологической классификации афазий (и композиции 2-й части книги) лежит систематизация речевых расстроЙств в зависимости от их связи с одним из двух «аппаратов формирования речевого высказывания» - синтагматичеСКИIYf И.)1И парадигматическим!. Ж. Корреляции между онтогенезом речи, ее фИJюгенезом и речевыми расстройствами. Когда в начале 1940-х П. Якобсон эмигрировал в Швецию, ему представитraсь возможность КJIинического изучения афазии (локальных речевых расстроЙств). Первые результаты этого исследования Якобсон опубтIковал в работе «Детская речь, афазия и универсальные звуковые законы», которая вышла в 1942 г. в Упсале на немецком языке2• Тема бьша продолжена в его работах 1960-х П., в том числе в книге <,Исследования речи ребенка и афазия»3. Сформулированные Якобсоном заВИСИМОСПI меЖдУ онтогенезом речи, ее филогенезом и речевыми расстройствами представляют собой лингво-сем:иотическую коллектиретизацию и развитие биогенетического закона, в 1864-1866 п. сформулированного немецкими последователями Дарвина Ф. Мюллером и Э. Геккелем. Согласно биогенетическо:му закону, онтогенез (индивидуальное развитие особи) является как бы кратким повторением важнейших этапов филогенеза (т. е. эволюции того вида, к KOTOpOJ.ry эта особь относится). Аналогичные коррелящш имеют место в онтои филогенезе речи; относительная хронология их формирования в общем совпадает: та языковая ОППОЗIшшr И}IИ категория, которая формируется на относительно более ранни..х этапах онтогенеза, занимает аналогичную ступень в исторшr языка. Таким образом, характеристики тех или иных языковых категориЙ как «молодых», или «ранних», С одной стороны, и как «поздних», С другой, применительно к онто- и филогенезу совпадают. Например, пассивные конструкции (страдательньп1 заJIOГ) формируются и в ОНТО-, и в филогенезе позже, чем конструкции активньrе (действительный за.лог). I ер.: «Кодирование речевого сообщения оmrрается на два основных вида связи: на синтarматическую организацию связного высказывания, с одной стороны, и на парадигматическую организацию входящих в состав языка фонематических, лексических, морфологических, синтаксических и семантических единиц, с другой,} (Лурия 1975, 54). 2 По данным Вяч. Вс. Иванова, в 1945 г. в письме к Дм. Чижевскому Якобсон назвал это исследование своей лучшеЙ работой (см.: Иванов 1996, 11). 3 JаkоЬsол R. Stиdies in child 1angиage and aphasia. - The Hague; Moиton, 1971. Книга вошла во 2-й том его <,Избранных работ» (Jakobsoп R. Selected writings. Vol. 2. - The Hague; Paris, 1971).
Таблица 3 Общесемиотическая значимость оппозиции «метафора-метонимия» (по Якобсону и другим авторам)
25.
~ I 54 Ч а с т ь пер в а я. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ Что касается корреляций между фИJIO- и онтогенезом, с одноЙ стороны, и распадом речевой способности - с дитоЙ, то здесь зависимости носят о б р а т н ы й характер: чем раньше формируется то или иное языковое явление, тем оно более устоЙчиво и дольше сохраняется при афазиях и тем раньше и быстрее восстанавливается при выздоровлении больного. И наоборот: чем позже формируется некоторое ЯВJIение в онтогенезе, тем менее оно устойчиво по отношению к афалш, тем раньше разрушается и тем позже возвращается в ходе восстановительного обучения. з. Природа сходства между генетическим кодом человека и его языком. Обсуждая причины указанного сходства (см. об этом в пп. 2.3), Якобсон высказа.i1 допущение о том, что все живое способно прави.i1ЬНО считывать генетическую информацию и синтезировать самое себя в соответствии с этой протраммой, а затем формировать внутривидовые комуникативные (сеМ:ИОПIЧеские) системы, в первую очередь язык. Согласно Якобсону, естественный язык возник как результат эволюционного конструирования языка по образцу генетического кода. Структурное сходство (изоморфизм) естественного языка и генетического кода обусловлено бессознательным владением живым организмом информаuией о своей структуре. В теледискуссии в Париже в 1968 г. Якобсон так говорю! об этом сходстве: «... И мне не кажется особо удивительным, что язык смоделирован по принципам молекулярной структуры, так как в целом ясно, что язык, т. е. способность понимать язык, усваивать язык, использовать язык является БИОЛОПIЧескоЙ. <... > Язык это единственная подлинная наследственность, которая сосуществует с молекулярной наследственностью <... > и которая вполне может использовать в качестве модели этот второЙ тип наследственности» (Якобсон 1996, 213; см. также: Гамкрелидзе 1996, 173). Проблемы семиотики в психологии. Интерес психологов К семиотике объясняется как близостью психологии к языкознанию, так и собственными спеuиальными интересами. Что касается отношений психологии и тшгвистики, то они не просто взаимно связаны как когнитивные дисцишIИНЫ: они Б м е с т е решают свои наиболее глубокие и принципиа.i1ьные проблемы. Создатель нейролингвистики А. Р.Лурия, «великий исследователь церебральных механизмов афазию>, как писаJI о нем в 1975 г. Якобсон (Якобсон 1996, 78), считал проблеJlЛУ психологической структуры языка Ц е н т р а л ь н о й в психологии. Книга его лекций «Язык И сознание» открьrnается словами: «Проблема психологического строения языка, его роли в общении и формирования сознания является едва ли не самым важным разделом психологии» (Лурия 1979, 11). В силу тесной связи психологии и науки о Л е к Ц u я 11. ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ СЕМИОТИКИ 55 языке возникли дисциплины на стыке наук с «двойным гражданcTBoM»: психолингвистика и психология речи, патология речи и афазиология!, нейролингвистика. Естественно поэтому, что семиотические проблемы теории языка существенны и для психологии. С другой стороны, психологи приходят к семиотическим вопросам и своими путями, независимо от лингвистики: например, в инженерной психологии при разработке средств отображения информации на приборных панелях, пульта.х управления, на мнемосхемах; в школьной психологии при разработке систем невербальных средств обучения; в психологических исследованиях массовой коммуникации, искусства, реКJlамы и др. Напомним,, что Ф. де Соссюр включал семиотику (вместе с лингвистикой в качестве ее ядра) в социальную психологиюю. В таблице 4 представлены основные семиотические темы, или проблемы, в психологии и ключевые работы (по указанным проблемам). Семиотика в области психологии, как и семиотика в искусствознании и культурологии, имеет свою предысторию, поскольку важные для семиотики открыпiЯ бьши спеланы вне се!vfИотической традиции и терминологии. В изученшr сознания к таким открытиям правомерно отнести, во-первых, работу Чарлза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (см. Дарвин [1872] 1953) и, во-вторых, концепцию второй сигнальной системы, разработанную И. П. Павловым (1932). Названная книга Дарвина важна для понимания не только закономерностей КО?vfМyникации животных, но и генезиса жестов и ми!vшки людей, включая некоторые компоненты поведения и этикета (подробно см. п. 26, 27). В учении Павлова о второй СИГНЮIЬНОЙ системе сформулировано главное различие между познавательными процессами (высшей нервной деятельностью) в мире животных и в мире людей. Павлов показал, что абстрактное мышление человека происходит с оп 0рой Формирующихся В сознании мыслей на знаковую систему речи, которая не является врожденной (генетически обусловленной). Знаки языка - это «вторая» система сигналов в отличие от «первой» (чувственно воспринимаемых раздражителей). В процессах мышления челове ка при постоянной опоре на знаки языка происходит обобщеНIJL' чувственной информации (воспринятой извне), ее замещение языковыми знаками и абстрагирование от компонентов информации, не существенных для формирования мысли (понятия). 1 К афазиям (как предмету афазиологии) относятся только те нарушения речи, которые возникают при л о к ал ь н ы х поражениях коры левого полушария (у правшей) при сохранности органов речи и слуха. Слово афазия бьmо уже в древнегреческом языке (греч. а - отрицание, phasis - высказывание, речь), но с более общим значением: 'онемение, оцепенение; У'жас, лишающий языка'. Л е к Ц и я 11. ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ СЕМИОТИКИ 55 языке возникли ДИСЦИПJIИНЫ на стыке наук с «ДВОЙНЫМ гражданcTBoM»: психолингвистика и психология речи, патология речи и афазиология!, неЙролингвистика. Естественно поэтому, что семиотические проблемы теории языка существенны и для психологии. С другой стороны, психологи приходят к семиотическим вопросам и своими путями, независимо от лингвистики: например, в инженерной психологии при разработке средств отображения информации на приборных панелях, пультах управ..:тения, на мнемосхемах; в школьной психолопrn при разработке систем невербальных средств обучеНия; в психологических исследованиях массовой коммуникации, искусства, рею-та,\fЫ и др. Напомним, что Ф. де Соссюр включал семиотику (вместе с лингвистикой в качестве ее ядра) в социальную психологию. В таблице 4 представлены основные семиотические темы, или проблемы, в психологии и ключевые работы (по указанным проблемам). Семиотика в области психологии, как и семиотика в искусствознании и культурологии, имеет свою предысторию, поскольку важные для семиотики открытия были сделаны вне семиотической традиции и терминолопш:. В изучении сознания к таким открытиям правомерно отнести, во-первых, работу Чарлза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (см. Дарвин [1872] 1953) и, во-вторых, концепцию второй сигнальной системы, разработанную И. П. Павловым (1932). Названная книга Дарвина важна для понимания не только закономерностей коммуникации животных, но и генезиса жестов и мимики людей, включая некоторые компоненты поведения и эпrкета (подробно см. п. 26, 27). В учении Павлова о второй сигнальной системе сформулированно главное различие меЖдУ познавательными процесса}..fИ (высшей нервной деятельностью) в мире животных и в мире людей. Павлов показал, что абстрактное мышление человека происходит с оп 0рой Формирующихся В сознании мыслей на знаковую систему речи, которая не является ВрОЖденной (генетически обусловленной). Знаки языка - это «вторая» система сигналов в отличие от «первой» (чувственно воспринимаемых раздражителей). В процессах мышления человека при постоянной опоре на знаки языка происходит обобщенно-' чувственной информации (воспринятой извне), ее замещение языковыми знаками и абстрагирование от компонентов информации, не сушественных для формирования мысли (понятия). 1 К афазиям (как предмету афазиологии) относятся только те нарушения речи, которые возникают при л о к а л ь н ы х поражениях коры левого полушария (у правшей) при сохранности органов речи и слуха. Слово афазия было уже в древнегреческом языке (греч. а - отрицание, phasis - высказывание, речь), но с более общим значением: 'онемение, оцепенение; ужас, лишающий языка'. 58 Ч а с т ь пер в а я. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ это обобщение с помощью «символических» жестов, «напоминающих,> им О нужном действии (открывании): один ребенок открывал: и закрывал рот; второй (в другое время) - сжимал и разжимал своЙ кулачок. Знакообразование «<символическая, или семиотическая, функция», В терминологии Пиаже), не будучи врожденным феноменом, является не обходи м ым услов ием формирования обобщения. Знакообразование возникает раньше языка, при этом, как подчеркивает Пиаже, «форма» знаков может быть любоЙ, т. е. знакообразование шире языка: «Символическая, ю-ш: семиотическая, функция формируется в течение второго года жизни ребенка... Язык же является лишь частным случаем семиотическоЙ фуw,(ции (безусловно, важным, я этого не отрицаю), но всего лишь частным случаем, и притом весьма ограниченные в совокупности проявлениЙ символическоЙ функции» (Пиаже {l979] 1983, 134-135).
Лев Семенович ВыготскиЙ(1896-19З4). За свою недолгую жизнь и только десять лет психологгическихзанятиЙ! Л. С. ВыготскиЙ успел стать признанным главоЙ советской психологии. Вытотский выдвинул культурно-историческую теорию онто- и филогенеза сознания (называя свою конuепцию «высотной психологиеЙ» в пику «глубинной» психологии Фрейда, потому что учитьmал не «телесный низ» (термин Ба.1I.Iина), но социально-культурные факторы в становлении сознания). Выготский разработал концепцию aHOMRiThHoro развития ребенка (результат его многолетнеЙ работы в основанном им ЭкспериментаJIьно-дефектологическом институте)2; написал исследование по истории психологии «Учение об эмоциях (учение Декарта и Спинозы о страстях»> (впервые опубликовано в 1984 г. в последней книге шеститомного собрания его сочиненИЙ). Люди, знавшие Вытотскorо ЮIИ изучавшие его творчество, отмечают его необькновенную одаренность3 и многогранность исследовательских интересов. I Выготский начина.п как литературовед и критик. В 1925 г. он защитил в качестве диссертаuии работу «Психология искусства,>. Книга была издана первый раз 40 лет спустя (М.: Искусство, 1965) и потом многократно переиздавалась, в том чиспе в переводах на нескольких языках. 2 Работы «Основные проблемы дефектологии», "Принuипы соuиального воспитания глухонемых детей», «Проблема умственной отсталости», «Слепой ребенок» и др. 3 Такие оценки весомы у психологов, и особенно если они чуть варьируются: «Не будет преувеличением назвать Л. С. Выготского гением» (А. Р.Лурия); человек «на грани гениальности» (Н. А. Бернштейн). Ср. в комментариях Вяч. Вс. Иванова к «Психологии искусства»: «ученый С чертами гениальности» (З-е изд. - М., 1968. С. 496), а один американский историк науки назвал Выготского «Моцартом в психологию>. Лекция 11. ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ СЕМИОТИКИ 59 Для истории семиотики особенно важны «Этюды по истории поведения: Обезьяна. Пр:и:м:и:т:и:в. Ребенок» (1930), написанные в соавторстве с А. Р.Лурия, сборник статей Выготского «Мышление и речь» (1934) и работа «Орудие и знак в развитии ребенка» (1930), оставшаяся в свое время в рукописи1• Наиболее ценные семиотические идеи Выготского можно представить в следующем виде. А. Концепция Выготского о «внутренней речи» ценна в двух отношениях: во-первых, постулированность наличия латентного (скрытого от наблюдателя) речемыслительного этапа в порождении речи, который протекает по иным законам (на основе иного кода), нежели «внешняя речь». Внутренняя речь грамматически свернута и редупированна, она неэтнична (т. е. не содержит черт, позволяющих считать ее русской, японскоЙ или французской) и в основном предикативна (т.е. в неЙ присутствуют смыслы, необходимые для рематического (содержательно нового) компонента высказывания). Во-вторых, в учении о внутренней речи получили дальнеЙшее развитие мысли Пиаже об онтогенезе языковых функций. Выготск:и:Й покаЗЮI, что в онтогенезе внутренняя речь возникает в результате интериоризации ('помещения внутрь') речи «эгоцетрической» (открьпой Пиаже) в ее мыслительной функции. Б. Языковой знак - это «единство обобщения и общения, коммуникации и мышления}} (П, 19). Формула Выготского указывает на принципиа..тrьное своеобразие языка, составляющее его главное отличие от биологических СЙШОПIК: языковое общение людей в отличие от коммуникации животных тесно связано с п 0з н а в а т е л ь н ы м и процессами, в то же время ни у одного вида животных коммуникация не бьша и не является орудием познания (подробно см. п. 81-83). Языковая семантика и механизмы речи участвуют в формировании мысли. «Речь по своему строению не представляет простого зеркального отражения строения мысли. Поэтому она не может надеваться на мысль, как готовое платье. Речь не служит выражением готовой мысли. Мысль, превращаясь в речь, перестраивается и видоизменяется. Мысль не выражается, но совершается в слове» (П, 307). I Второе издание книги «Мышление И речь» вышло в свет в 1956 Г.; затем последовали многократные переиздания, в том числе в переводах. В США послееJlD"В1Л~ 11.. 1Л:1}\'О.I'i\\1\) \\~~1'> ~'O.l\V.S.Th "%.'O.~ \\\\OX~ \~).~ '1. 'rn.v.."i.~ \\(JI:.'I>9.Щ~i:\"О. 1-1\. \!\а.ва., в свое время (1932) написанная в качестве предисловия Выготского к русскому изданию книги Пиаже «Речь и мышление ребенка)}). Далее «Мышление И речь» и «Орудие И знак в развитии ребенка)} цитируются соответственно по II и VI томам Собрания сочинений Выготского. Римская цифра в скобках указывает том, арабская - страниuy. <<Этюды по истории поведения» цитируются по переизданию 1993 г. (см. Выготский, Лурия [1930] 1993). 60 Ч а с т ь пер в а я. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ В. В филогенезе, как и в онтогенезе, важен процесс интериоризации знаков (команд), т. е. постепенное превращение знаковрегуляторов из внешних во внутренние д.ля управления с о б о й. «cDилогенетическая история практического интеллекта человека тесно связана не только с овладением ПРИРОДОЙ, но и с овладением собой» (VI, 84). «Первобытный человек, пользующийся палкой, овладевает с помощью знака, извне, процессами собственного поведения и подчиняет свои действия той цели, которой он заставляет служить внешние объекты своей деятельности - орудие, почву, рис» (VI, 85). г. Догадка Выготского о возможности выработать у обезьян язык знаков-жестов на 40 лет опередила позднейшие открытия зоосемиотики. В начале 1930-х годов Выготский предл:ожил поставить опыт обучения человекообразных обезьян языку жестов, используемому глухонемыми; при этом он указывал: на сходство между мозгом обезьяны и «правым мозгом}) (неречевым полушарием) афатика, т. е. больного, левое полушарие которого поражено афазией. Несколько продолжительных экспериментов, проведенных в конце 1960-х годов независимо друг от друга, подтвердили догадки Выготского. Знаки-жесты, которым удавалось обучить обезьян, имели иконический (т. е. изобразительный (имитирующий) и правополушарный) характер. В жестовом языке обезьян имелись даже элементы синтаксиса: для выражения составных представлений использовз;.ись к о М б и н аЦ и и ж е с т о в, причем некоторые составные знаки придумывала сама обезьяна, а отдельные из них она придумывала в з а м е н тех знаков, которые для нее «изобрели» исследователи-воспитатели. Так, для обозначения холодильника люди предложили комбинацию знаков 'холод' + 'ящик' (по аналогии сангл. ice-box), обезьяна же стала передавать значение 'холодильник' сочетанием трех преЖде усвоенных знаков, семантически более близких к ее повседневному опыту и заботам: 'открой' + 'пища' + 'питье' (подробно см.: Иванов 1978, 80).
Николай Иванович Жинкин (1893-1979) и его се- миотические идеи. Н. И.Жинкин, психолог по базовому образованию (полученному в Московском университете), бьт одним из самых глубоких и разносторонних гуманитариев-исследователей, соединяя в себе психолога, философа, лингвиста-экспериментатора и теоретика разных искусств (музыки, кино, живописи). В его меж.дисциплинарных и вместе с тем философски глубоких и специальных исследованиях семиотические аспекты проблем были не только естественны, но и н е о б х о д и м ы. В мщюдости Жинкин был близок к Г. г. Шпету и всю жизнь сохранял вкус к строгой фРJIОСОфИИ, как и высокую логико-фил:ософскую культуру изложения. Но большинство его философских работ 1920-х ГГ., по Лекция 11. ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ СЕМИОТИКИ 61 условиям того времени, остались ненапечатанными. По-шщимому, дружба со Шпетом привела Жинкина в Московский лингвистический кружок, он был его членом вплоть до закрытия кружка в 1924 г. Исследования Жинкина высоко ценил Якобсон. При его содействии главная книга Жинкина «Механизмы речи» (1958) в 1968 г. бьша полностью издана в переводе на английский язык (Гиндин 1996). В течение многих лет Жинкин работал сценаристом и редактором кино, создавая учебные и научно-популярные фильмы (впл:оть до середины 1960-х п.); параллельно вел во логике курс «Методика построения учебного фильма,>. Его исследовательский интерес к кинематографу реаJIИЗОвался в ряде первопроходческих работ по теории кино как искусства и психологии киновосприятия. ПараПJlельно работая в созданной Шпетом Российской Академии художественнш:: наук (до ее закрытия в 1930 г.), Жинкин изучает закономерности организаuии и восприятия произведений разных искусств. Еще в 1960-х годах он бьш членом научного совета издательства «Музыка,> (КОНСУЛЬПIРУЯ издание литературы по проблемам вокала). Работая с 1947 г. в Институте психолопш АПН РСФСР, Жинкин стал лучшим в стране исследователем речи эксперютеНТШIьно-аппаратными методами (включая кинорентгенографию). В 1947 г. за теоретическую работу «Интонация речи в связи с общими вопросами экспрессии,> е:му ПРИСуЖДена первая ученая степень, а за монографию «Механизмы речи» (М., 1958) - степень доктора психологии. Как выдающийся знаток звучащеЙ речи он участвует в работе Лаборатории музыка.i1ЬНОЙ акустики МосковскоЙ консерватории, ЛабораториЙ экспериментальной фонетики МГПИИЯ имени М. Тореза и МГУ имени М. В.Ломоносова. Одним из первых в стране Жинкин обратился к изучению информационно-семиотических и психологических аспектов кибернетики, в том числе и в качестве руководителя ПсихологическоЙ секции Совета по кибернетике АН СССР.
|