Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Главные события в истории семиотики 3 page





Е. Универсальность оппозиции «метафора - метони..\шя» вязы­ке, в работе мозга, искусствах. В статье «Два аспекта языка и два типа афатических нарушениЙ» (Якобсон [19561 1990)1 Якобсон показал, что в л ю б о й системе знаков пер в е н с т в у е т разли­чение двух ВИдов отношений (связей) между знака."rn: с одной стороны, это связи элементов по сходству (метафора), а с дру­гой - связи по смежности (метонимия). Разумеется, если принять во внимание, что различению метафоры и м:етони},пш по мень­шей мере 26 веков, и Пирс использоваJI оппозицию {<связь по смежности - связь по сходству» щlЯ различения знаков-индексов и знаков-копий, а Соссюр различал парадигматич:еские и синтаг­матические отношения между языковыми знаками, то становится понятно, что в конuепuии Якобсона новым было обобщение и универса.iIИзаuия этой оппозиции: Якобсон у~,(аза..'I на ее перво­степенную значимость для самых разных знаковых систем и сеJl.Ш­отических проuессов (афазии, поэзии, искусства кино и др.). При этом термины метафора и метоншш.я становятся перифрастиче­скими обозначениями двух главных видов отношениЙ между зна­ками (парадигматики и сuнтаг.,иатuк.u) и соответствующиХ им опе­рациЙ над знаками (селекции и ко.мбинацuu). В таблиuе 3 показано, насколько широко оппозиция «метафора - ме'fсОНИМИЯ» исполь­зуется в гуманитарных исследованиях.

Мысли Якобсона об универсальной значимости рассматривае­моЙ оппозиuии получили подтвеРЖдение и развитие в разных ис-

! Вариант этой работы под заглавием «Два вида афатических нарушений и два полюса языка,> напечатан в книге (см.: Якобсон 1996, 27 -52).


 

Лекция 11. ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ СЕМИОТИКИ 51

следовательских областях. Достаточно сказать, что в монографии А. Р.Лурия «Основные проблемы нейролингвисппси» в основе ней­ропсихологической классификации афазий (и композиции 2-й части книги) лежит систематизация речевых расстроЙств в зави­симости от их связи с одним из двух «аппаратов формирования речевого высказывания» - синтагматичеСКИIYf И.)1И парадигмати­ческим!.

Ж. Корреляции между онтогенезом речи, ее фИJюгенезом и ре­чевыми расстройствами. Когда в начале 1940-х П. Якобсон эмиг­рировал в Швецию, ему представитraсь возможность КJIиническо­го изучения афазии (локальных речевых расстроЙств). Первые ре­зультаты этого исследования Якобсон опубтIковал в работе «Дет­ская речь, афазия и универсальные звуковые законы», которая вышла в 1942 г. в Упсале на немецком языке2• Тема бьша продол­жена в его работах 1960-х П., в том числе в книге <,Исследования речи ребенка и афазия»3.

Сформулированные Якобсоном заВИСИМОСПI меЖдУ онтогене­зом речи, ее филогенезом и речевыми расстройствами представ­ляют собой лингво-сем:иотическую коллектиретизацию и развитие биогенетического закона, в 1864-1866 п. сформулированного немецкими последователями Дарвина Ф. Мюллером и Э. Гекке­лем. Согласно биогенетическо:му закону, онтогенез (индивидуальное развитие особи) является как бы кратким повторением важ­нейших этапов филогенеза (т. е. эволюции того вида, к KOTOpOJ.ry эта особь относится). Аналогичные коррелящш имеют место в онто­и филогенезе речи; относительная хронология их формирования в общем совпадает: та языковая ОППОЗIшшr И}IИ категория, кото­рая формируется на относительно более ранни..х этапах онтогене­за, занимает аналогичную ступень в исторшr языка. Таким обра­зом, характеристики тех или иных языковых категориЙ как «мо­лодых», или «ранних», С одной стороны, и как «поздних», С дру­гой, применительно к онто- и филогенезу совпадают. Например, пассивные конструкции (страдательньп1 заJIOГ) формируются и в ОНТО-, и в филогенезе позже, чем конструкции активньrе (дей­ствительный за.лог).

I ер.: «Кодирование речевого сообщения оmrрается на два основных вида связи: на синтarматическую организацию связного высказывания, с одной сто­роны, и на парадигматическую организацию входящих в состав языка фонемати­ческих, лексических, морфологических, синтаксических и семантических еди­ниц, с другой,} (Лурия 1975, 54).

2 По данным Вяч. Вс. Иванова, в 1945 г. в письме к Дм. Чижевскому Якобсон назвал это исследование своей лучшеЙ работой (см.: Иванов 1996, 11).

3 JаkоЬsол R. Stиdies in child 1angиage and aphasia. - The Hague; Moиton, 1971.

Книга вошла во 2-й том его <,Избранных работ» (Jakobsoп R. Selected writings. ­Vol. 2. - The Hague; Paris, 1971).


 

Таблица 3 Общесемиотическая значимость оппозиции «метафора-метонимия» (по Якобсону и другим авторам)

 

Область знания оппозиция «метафора-метонимия» В той или иной Терминологической модификации У кого из авторов и КОГДа
            .. -
Семиотика Два основных класса мотивированных знаков: знаки-копии vrs* Пирс 1860-е годы
знаки-индексы              
Лингвистика Два основных вида отношений между знаками: парадигматика vrs Соссюр [1916] 1977
синтактика              
Нейролингвистика Два основных класса нарушений формирован ин речевого сообще- Якобсон 1942
ния: нарушеuия синтагматическойI организации реци VJ's нарушение Лурин 1975
парадигматической организации реци          
      -     --
Лингвистика, поэтика Две основные операции в речевом поведении: селекция (основана Якобсон [1960] 1975
на сходствах и различиях) vrs комбинация (основана на смежно-    
сти). «Поэтическая функция I1роецирует принцип эквивалентности    
с оси селекции на ось комбинации» (Якобсон 1960 [1975], 204)    
        '--   1------.
Теория фольклора Русские народные лирические песни метaфоричны VI"S героический Барт [1964] 1975
  эпос метонuмичеu              
      -.. .-------- ............... ---.---.. -... ----
Теория изобразитель- ного искусства Метафоры у сюрреалистов vrs метафорическая орuетnацuя тсу6изма Яхобсон 1956
               
  -   .--- •..... -.- \--------------.-
Теория кино Метафора у Ч. чаплина V!'S преобладание местоимении при монтаже Якобсон 1956
д.Гриффита              
        '-'--'-.- ...   -.... -----... ----
Теория дискурса МетафориЦНbl дидактические систематuческое лuтерату- Барт [19641 1975
  роведение, афоризмы vrs метоuuмия преобладает в массовой лите-    
ратуре и газетной беллетристике        
        - ..... ------ •..... -.------.. ---..... -.. ----

25.


Поэтика Романтизм и символизм используют метафорический стиль vrs Якобсон [1956] 1990
  реализм метонимичен; У ро~юнтиков первенствует метафора vrs У Смирнов 1977
  акмеистов - метонимия  
История лите- Два этапа (и две школы) в развитии структурализма: русский фор- Барт [1964] 1975
ратуроведения мализм 1920-х ГГ, (синтагматическое сознание) vrs структурализм  
  1960-х п. (парадигматическое сознание)  
Культурология Парадигматический тип культуры (Средние века,) vrs синтагмати- Лотман 1970
  ческuй (Новое время)  
Семиотика Дискретная (парадигматичес/сая) передача информации (напри- Лотман 1970
  мер, с помощью формалы/ых языков) vrs нсдискретнаи (синтагма·· ИваНОD 1978
  тическая) передача (например, II рамках одно/'о фИJJl)ма /  
  передачи на телевидении)  
Семиотика Дискурс нефигуративuый (тематический, абстртС/1ЩЫЙ) vrs дис/сурс Греймас и Курте [1979]
  фигуративный  
  .-.  

 


 

~

I


54 Ч а с т ь пер в а я. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ

Что касается корреляций между фИJIO- и онтогенезом, с одноЙ стороны, и распадом речевой способности - с дитоЙ, то здесь зависимости носят о б р а т н ы й характер: чем раньше форми­руется то или иное языковое явление, тем оно более устоЙчиво и дольше сохраняется при афазиях и тем раньше и быстрее вос­станавливается при выздоровлении больного. И наоборот: чем позже формируется некоторое ЯВJIение в онтогенезе, тем менее оно устойчиво по отношению к афалш, тем раньше разрушается и тем позже возвращается в ходе восстановительного обучения.

з. Природа сходства между генетическим кодом человека и его языком. Обсуждая причины указанного сходства (см. об этом в пп. 2.3), Якобсон высказа.i1 допущение о том, что все живое способно прави.i1ЬНО считывать генетическую информацию и син­тезировать самое себя в соответствии с этой протраммой, а затем формировать внутривидовые комуникативные (сеМ:ИОПIЧеские) системы, в первую очередь язык. Согласно Якобсону, естествен­ный язык возник как результат эволюционного конструирования языка по образцу генетического кода. Структурное сходство (изо­морфизм) естественного языка и генетического кода обусловлено бессознательным владением живым организмом информаuией о своей структуре.

В теледискуссии в Париже в 1968 г. Якобсон так говорю! об этом сходстве: «... И мне не кажется особо удивительным, что язык смоделирован по принципам молекулярной структуры, так как в целом ясно, что язык, т. е. способность понимать язык, усваивать язык, использовать язык является БИОЛОПIЧескоЙ. <... > Язык ­это единственная подлинная наследственность, которая сосуще­ствует с молекулярной наследственностью <... > и которая вполне может использовать в качестве модели этот второЙ тип наслед­ственности» (Якобсон 1996, 213; см. также: Гамкрелидзе 1996, 173).

 

Проблемы семиотики в психологии. Интерес пси­хологов К семиотике объясняется как близостью психо­логии к языкознанию, так и собственными спеuиальными интере­сами. Что касается отношений психологии и тшгвистики, то они не просто взаимно связаны как когнитивные дисцишIИНЫ: они Б м е с т е решают свои наиболее глубокие и принципиа.i1ьные про­блемы. Создатель нейролингвистики А. Р.Лурия, «великий иссле­дователь церебральных механизмов афазию>, как писаJI о нем в 1975 г. Якобсон (Якобсон 1996, 78), считал проблеJlЛУ психологи­ческой структуры языка Ц е н т р а л ь н о й в психологии. Книга его лекций «Язык И сознание» открьrnается словами: «Проблема пси­хологического строения языка, его роли в общении и формирова­ния сознания является едва ли не самым важным разделом психо­логии» (Лурия 1979, 11). В силу тесной связи психологии и науки о


Л е к Ц u я 11. ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ СЕМИОТИКИ 55

языке возникли дисциплины на стыке наук с «двойным граждан­cTBoM»: психолингвистика и психология речи, патология речи и афазиология!, нейролингвистика. Естественно поэтому, что семи­отические проблемы теории языка существенны и для психологии.

С другой стороны, психологи приходят к семиотическим во­просам и своими путями, независимо от лингвистики: например, в инженерной психологии при разработке средств отображения информации на приборных панелях, пульта.х управления, на мне­мосхемах; в школьной психологии при разработке систем невербальных средств обучения; в психологических исследованиях мас­совой коммуникации, искусства, реКJlамы и др. Напомним,, что Ф. де Соссюр включал семиотику (вместе с лингвистикой в каче­стве ее ядра) в социальную психологиюю.

В таблице 4 представлены основные семиотические темы, или проблемы, в психологии и ключевые работы (по указанным про­блемам).

Семиотика в области психологии, как и семиотика в искусст­вознании и культурологии, имеет свою предысторию, поскольку важные для семиотики открыпiЯ бьши спеланы вне се!vfИотиче­ской традиции и терминологии. В изученшr сознания к таким от­крытиям правомерно отнести, во-первых, работу Чарлза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (см. Дарвин [1872] 1953) и, во-вторых, концепцию второй сигнальной системы, раз­работанную И. П. Павловым (1932). Названная книга Дарвина важна для понимания не только закономерностей КО?vfМyникации жи­вотных, но и генезиса жестов и ми!vшки людей, включая не­которые компоненты поведения и этикета (подробно см. п. 26, 27). В учении Павлова о второй СИГНЮIЬНОЙ системе сформулировано главное различие между познавательными процессами (высшей нервной деятельностью) в мире животных и в мире людей. Павлов показал, что абстрактное мышление человека происходит с оп 0­рой Формирующихся В сознании мыслей на знаковую систему речи, которая не является врожденной (генетически обусловлен­ной). Знаки языка - это «вторая» система сигналов в отличие от «первой» (чувственно воспринимаемых раздражителей). В процес­сах мышления челове ка при постоянной опоре на знаки языка происходит обобщеНIJL' чувственной информации (воспринятой извне), ее замещение языковыми знаками и абстрагирование от компонентов информации, не существенных для формирования мысли (понятия).

1 К афазиям (как предмету афазиологии) относятся только те нарушения речи, которые возникают при л о к ал ь н ы х поражениях коры левого полуша­рия (у правшей) при сохранности органов речи и слуха. Слово афазия бьmо уже в древнегреческом языке (греч. а - отрицание, phasis - высказывание, речь), но с более общим значением: 'онемение, оцепенение; У'жас, лишающий языка'.


Л е к Ц и я 11. ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ СЕМИОТИКИ 55

языке возникли ДИСЦИПJIИНЫ на стыке наук с «ДВОЙНЫМ граждан­cTBoM»: психолингвистика и психология речи, патология речи и афазиология!, неЙролингвистика. Естественно поэтому, что семи­отические проблемы теории языка существенны и для психологии.

С другой стороны, психологи приходят к семиотическим во­просам и своими путями, независимо от лингвистики: например, в инженерной психологии при разработке средств отображения информации на приборных панелях, пультах управ..:тения, на мне­мосхемах; в школьной психолопrn при разработке систем невер­бальных средств обучеНия; в психологических исследованиях мас­совой коммуникации, искусства, рею-та,\fЫ и др. Напомним, что Ф. де Соссюр включал семиотику (вместе с лингвистикой в каче­стве ее ядра) в социальную психологию.

В таблице 4 представлены основные семиотические темы, или проблемы, в психологии и ключевые работы (по указанным про­блемам).

Семиотика в области психологии, как и семиотика в искусст­вознании и культурологии, имеет свою предысторию, поскольку важные для семиотики открытия были сделаны вне семиотической традиции и терминолопш:. В изучении сознания к таким от­крытиям правомерно отнести, во-первых, работу Чарлза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (см. Дарвин [1872] 1953) и, во-вторых, концепцию второй сигнальной системы, раз­работанную И. П. Павловым (1932). Названная книга Дарвина важна для понимания не только закономерностей коммуникации жи­вотных, но и генезиса жестов и мимики людей, включая не­которые компоненты поведения и эпrкета (подробно см. п. 26, 27). В учении Павлова о второй сигнальной системе сформулированно главное различие меЖдУ познавательными процесса}..fИ (высшей нервной деятельностью) в мире животных и в мире людей. Павлов показал, что абстрактное мышление человека происходит с оп 0­рой Формирующихся В сознании мыслей на знаковую систему речи, которая не является ВрОЖденной (генетически обусловлен­ной). Знаки языка - это «вторая» система сигналов в отличие от «первой» (чувственно воспринимаемых раздражителей). В процес­сах мышления человека при постоянной опоре на знаки языка происходит обобщенно-' чувственной информации (воспринятой извне), ее замещение языковыми знаками и абстрагирование от компонентов информации, не сушественных для формирования мысли (понятия).

1 К афазиям (как предмету афазиологии) относятся только те нарушения речи, которые возникают при л о к а л ь н ы х поражениях коры левого полуша­рия (у правшей) при сохранности органов речи и слуха. Слово афазия было уже в древнегреческом языке (греч. а - отрицание, phasis - высказывание, речь), но с более общим значением: 'онемение, оцепенение; ужас, лишающий языка'.


58 Ч а с т ь пер в а я. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ

это обобщение с помощью «символических» жестов, «напоминающих,> им О нужном действии (открывании): один ребенок открывал: и закры­вал рот; второй (в другое время) - сжимал и разжимал своЙ кулачок.

Знакообразование «<символическая, или семиотическая, функ­ция», В терминологии Пиаже), не будучи врожденным феноме­ном, является не обходи м ым услов ием формирования обобщения. Знакообразование возникает раньше языка, при этом, как подчеркивает Пиаже, «форма» знаков может быть любоЙ, т. е. знакообразование шире языка: «Символическая, ю-ш: семиотиче­ская, функция формируется в течение второго года жизни ребен­ка... Язык же является лишь частным случаем семиотическоЙ фуw,(­ции (безусловно, важным, я этого не отрицаю), но всего лишь частным случаем, и притом весьма ограниченные в совокупно­сти проявлениЙ символическоЙ функции» (Пиаже {l979] 1983, 134-135).

15.2

Лев Семенович ВыготскиЙ(1896-19З4). За свою недолгую жизнь и только десять лет психологгическихзанятиЙ! Л. С. ВыготскиЙ успел стать признанным главоЙ совет­ской психологии. Вытотский выдвинул культурно-историческую теорию онто- и филогенеза сознания (называя свою конuепцию «высотной психологиеЙ» в пику «глубинной» психологии Фрейда, потому что учитьmал не «телесный низ» (термин Ба.1I.Iина), но соци­ально-культурные факторы в становлении сознания). Выготский разработал концепцию aHOMRiThHoro развития ребенка (результат его многолетнеЙ работы в основанном им ЭкспериментаJIьно-де­фектологическом институте)2; написал исследование по истории психологии «Учение об эмоциях (учение Декарта и Спинозы о стра­стях»> (впервые опубликовано в 1984 г. в последней книге шести­томного собрания его сочиненИЙ). Люди, знавшие Вытотскorо ЮIИ изучавшие его творчество, отмечают его необькновенную ода­ренность3 и многогранность исследовательских интересов.

I Выготский начина.п как литературовед и критик. В 1925 г. он защитил в качестве диссертаuии работу «Психология искусства,>. Книга была издана первый раз 40 лет спустя (М.: Искусство, 1965) и потом многократно переиздавалась, в том чиспе в переводах на нескольких языках.

2 Работы «Основные проблемы дефектологии», "Принuипы соuиального вос­питания глухонемых детей», «Проблема умственной отсталости», «Слепой ребе­нок» и др.

3 Такие оценки весомы у психологов, и особенно если они чуть варьируются: «Не будет преувеличением назвать Л. С. Выготского гением» (А. Р.Лурия); человек «на грани гениальности» (Н. А. Бернштейн). Ср. в комментариях Вяч. Вс. Иванова к «Психологии искусства»: «ученый С чертами гениальности» (З-е изд. - М., 1968. ­С. 496), а один американский историк науки назвал Выготского «Моцартом в психологию>.


Лекция 11. ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ СЕМИОТИКИ 59

Для истории семиотики особенно важны «Этюды по истории поведения: Обезьяна. Пр:и:м:и:т:и:в. Ребенок» (1930), написанные в соавторстве с А. Р.Лурия, сборник статей Выготского «Мышле­ние и речь» (1934) и работа «Орудие и знак в развитии ребенка» (1930), оставшаяся в свое время в рукописи1• Наиболее ценные семиотические идеи Выготского можно представить в следующем виде.

А. Концепция Выготского о «внутренней речи» ценна в двух от­ношениях: во-первых, постулированность наличия латентного (скры­того от наблюдателя) речемыслительного этапа в порождении речи, который протекает по иным законам (на основе иного кода), нежели «внешняя речь». Внутренняя речь грамматически свернута и редупированна, она неэтнична (т. е. не содержит черт, позволяющих считать ее русской, японскоЙ или французской) и в основном предикативна (т.е. в неЙ присутствуют смыслы, не­обходимые для рематического (содержательно нового) компо­нента высказывания). Во-вторых, в учении о внутренней речи получили дальнеЙшее развитие мысли Пиаже об онтогенезе язы­ковых функций. Выготск:и:Й покаЗЮI, что в онтогенезе внутрен­няя речь возникает в результате интериоризации ('помещения внутрь') речи «эгоцетрической» (открьпой Пиаже) в ее мысли­тельной функции.

Б. Языковой знак - это «единство обобщения и общения, ком­муникации и мышления}} (П, 19). Формула Выготского указывает на принципиа..тrьное своеобразие языка, составляющее его глав­ное отличие от биологических СЙШОПIК: языковое общение лю­дей в отличие от коммуникации животных тесно связано с п 0­з н а в а т е л ь н ы м и процессами, в то же время ни у одного вида животных коммуникация не бьша и не является орудием позна­ния (подробно см. п. 81-83). Языковая семантика и механизмы речи участвуют в формировании мысли. «Речь по своему строению не представляет простого зеркального отражения строения мысли. Поэтому она не может надеваться на мысль, как готовое платье. Речь не служит выражением готовой мысли. Мысль, превращаясь в речь, перестраивается и видоизменяется. Мысль не выражается, но совершается в слове» (П, 307).

I Второе издание книги «Мышление И речь» вышло в свет в 1956 Г.; затем последовали многократные переиздания, в том числе в переводах. В США после­еJlD"В1Л~ 11.. 1Л:1}\'О.I'i\\1\) \\~~1'> ~'O.l\V.S.Th "%.'O.~ \\\\OX~ \~).~ '1. 'rn.v.."i.~ \\(JI:.'I>9.Щ~i:\"О. 1-1\. \!\а.ва., в свое время (1932) написанная в качестве предисловия Выготского к русскому изданию книги Пиаже «Речь и мышление ребенка)}). Далее «Мышление И речь» и «Орудие И знак в развитии ребенка)} цитируются соответственно по II и VI томам Собрания сочинений Выготского. Римская цифра в скобках указывает том, араб­ская - страниuy. <<Этюды по истории поведения» цитируются по переизданию 1993 г. (см. Выготский, Лурия [1930] 1993).


60 Ч а с т ь пер в а я. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ

В. В филогенезе, как и в онтогенезе, важен процесс интерио­ризации знаков (команд), т. е. постепенное превращение знаков­регуляторов из внешних во внутренние д.ля управления с о б о й. «cDилогенетическая история практического интеллекта человека тесно связана не только с овладением ПРИРОДОЙ, но и с овладе­нием собой» (VI, 84). «Первобытный человек, пользующийся пал­кой, овладевает с помощью знака, извне, процессами собствен­ного поведения и подчиняет свои действия той цели, которой он заставляет служить внешние объекты своей деятельности - ору­дие, почву, рис» (VI, 85).

г. Догадка Выготского о возможности выработать у обезьян язык знаков-жестов на 40 лет опередила позднейшие открытия зоосе­миотики. В начале 1930-х годов Выготский предл:ожил поставить опыт обучения человекообразных обезьян языку жестов, исполь­зуемому глухонемыми; при этом он указывал: на сходство между мозгом обезьяны и «правым мозгом}) (неречевым полушарием) афатика, т. е. больного, левое полушарие которого поражено афа­зией. Несколько продолжительных экспериментов, проведенных в конце 1960-х годов независимо друг от друга, подтвердили до­гадки Выготского.

Знаки-жесты, которым удавалось обучить обезьян, имели икониче­ский (т. е. изобразительный (имитирующий) и правополушарный) ха­рактер. В жестовом языке обезьян имелись даже элементы синтаксиса: для выражения составных представлений использовз;.ись к о М б и н а­Ц и и ж е с т о в, причем некоторые составные знаки придумывала сама обезьяна, а отдельные из них она придумывала в з а м е н тех знаков, которые для нее «изобрели» исследователи-воспитатели. Так, для обозна­чения холодильника люди предложили комбинацию знаков 'холод' + 'ящик' (по аналогии сангл. ice-box), обезьяна же стала передавать значение 'хо­лодильник' сочетанием трех преЖде усвоенных знаков, семантически бо­лее близких к ее повседневному опыту и заботам: 'открой' + 'пища' + 'питье' (подробно см.: Иванов 1978, 80).

15.3

Николай Иванович Жинкин (1893-1979) и его се- миотические идеи. Н. И.Жинкин, психолог по базо­вому образованию (полученному в Московском университете), бьт одним из самых глубоких и разносторонних гуманитариев-иссле­дователей, соединяя в себе психолога, философа, лингвиста-экс­периментатора и теоретика разных искусств (музыки, кино, жи­вописи). В его меж.дисциплинарных и вместе с тем философски глубоких и специальных исследованиях семиотические аспекты проблем были не только естественны, но и н е о б х о д и м ы.

В мщюдости Жинкин был близок к Г. г. Шпету и всю жизнь сохранял вкус к строгой фРJIОСОфИИ, как и высокую логико-фил:ософскую куль­туру изложения. Но большинство его философских работ 1920-х ГГ., по


Лекция 11. ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ СЕМИОТИКИ 61

условиям того времени, остались ненапечатанными. По-шщимому, дружба со Шпетом привела Жинкина в Московский лингвистический кружок, он был его членом вплоть до закрытия кружка в 1924 г. Исследования Жинкина высоко ценил Якобсон. При его содействии главная книга Жинкина «Механизмы речи» (1958) в 1968 г. бьша полностью издана в переводе на английский язык (Гиндин 1996).

В течение многих лет Жинкин работал сценаристом и редактором кино, создавая учебные и научно-популярные фильмы (впл:оть до середины 1960-х п.); параллельно вел во логике курс «Методика построения учеб­ного фильма,>. Его исследовательский интерес к кинематографу реаJIИЗО­вался в ряде первопроходческих работ по теории кино как искусства и психологии киновосприятия. ПараПJlельно работая в созданной Шпетом Российской Академии художественнш:: наук (до ее закрытия в 1930 г.), Жинкин изучает закономерности организаuии и восприятия произведе­ний разных искусств. Еще в 1960-х годах он бьш членом научного совета издательства «Музыка,> (КОНСУЛЬПIРУЯ издание литературы по пробле­мам вокала).

Работая с 1947 г. в Институте психолопш АПН РСФСР, Жинкин стал лучшим в стране исследователем речи эксперютеНТШIьно-аппарат­ными методами (включая кинорентгенографию). В 1947 г. за теоретиче­скую работу «Интонация речи в связи с общими вопросами экспрессии,> е:му ПРИСуЖДена первая ученая степень, а за монографию «Механизмы речи» (М., 1958) - степень доктора психологии. Как выдающийся зна­ток звучащеЙ речи он участвует в работе Лаборатории музыка.i1ЬНОЙ аку­стики МосковскоЙ консерватории, ЛабораториЙ экспериментальной фонетики МГПИИЯ имени М. Тореза и МГУ имени М. В.Ломоносова. Одним из первых в стране Жинкин обратился к изучению информаци­онно-семиотических и психологических аспектов кибернетики, в том числе и в качестве руководителя ПсихологическоЙ секции Совета по ки­бернетике АН СССР.

Date: 2015-07-25; view: 757; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию