Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Терминологическое введение





1. Предмет семиотики. Знаковая природа информации. - 2. Много­образие коммуникативных (информационно-семиотических) процес­сов в природе и обществе. Границы предметной области семиоти­ки. - Передача информации от человека к человеку. Слова, жесты и парасемиотические явления. - Коммуникация в мире животных. ­Биокоммуникация на уровне ДНК и генов. - Коммуникация внутри организма или машины. - Мышление как цепочка межкодовых пе­реводов информации. - «Надсознательная» коммуникация групп и сообществ (макрокоммуникация). - Предмет семиотики: знаки, но не содержание сознания. - З. Назначение и возможности семиоти­ки. - 4. Междисциплинарный характер семиотики и ее место в кругу гуманитарных наук. --,- 5. Лингвоцентризм семиотики. В чем ценность семиотики для языкознания? - 6. Дефиниция и строение знака. ­Формула знака: бином или триада? - Варианты терминов, представ­ляющих семиотический треугольник. - Субзнаки: частичные знаки, полузнаки, фигуры, экспоненты. - 7. Явления, сочетающие в себе знаковые и незнаковые (утилитарные) функции

 

Предмет семиотики. Знаковая природа информации. 11 Семиотика (от греч. semeion - 'знак, признак') изучает знаки и знаковые системы как средства хранения, передачи и пе­реработки информации в человеческом обществе, в природе и в самом человеке. Термин семиотика помимо значения 'наука о зна­ках и знаковых системах' метонимически употребляется также в значении 'знаковая система' (например, биологические семиоти­ки, семиотика бессознательного, ритуальная семиотика, семиотика сцены, картографическая семиотика, искусственные семиотики и т. п.).

Все процессы, связанные с передачей, хранением и перера­боткой информации в природе и обществе, протекают с исполь­зованием знаковых систем или внесистемных (изолированных) знаков, т. е. являются семиотическими. В информационных про­цессах знаки выступают в качестве элементарных носителей ин­формации, а знаковые системы - в качестве элементарных баз данных (о том или ином фрагменте мира), при этом отдельная


4.

Л е к Ц u я 1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 7

семиотика (отдельная база данных) представляет собой некото­рую модель (образ, аналог) соответствующего фрагмента мира, в которой отображены те или иные черты и возможные состояния этого фрагмента. В информационных процессах конкретная семио­тика функционирует как моделирующая система, с помощью ко­торой субъект коммуникации моделирует в своем сознании соот­ветствующий фрагмент мира и порождает актуальную' информа­цию об этой действительности.

В порядке иллюстрации рассмотрим информационно-моделирующие возможности двух семиотик: первая - это относительно простая и ис­кусственная (т.е. сознательно созданная людьми) семиотика - система знаков, регулирующих дорожное движение, и вторая - содержательно более богатая и естественно сложившаяся семиотика одного из изобра­зительных искусств - скульптура.

Несколько десятков дорожных знаков, знаки дорожной разметки, сигналы светофора и сигналы регулировщика в совокупности образуют обобщенную картину современного дорожного движения с выделением тех его аспектов, которые наиболее важны для безопасности участников. Вот только некоторые сведения, представленные в данной семиотике: а) информация об основных видах транспорта, участвующего в дорож­ном движении (легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, велоси­педы, трактора, гужевой транспорт, транспортные средства с прицепом, а также допустимые предельные габариты транспортных средств); б) информация об основных видах дорог, по которым осуществляется движение (главная и второстепенная дороги; автомагистраль; дороги с одно- И двусторонним движением; дорога с полосой для транспортных средств общего пользования и др.); в) информация об основных опас­ных ситуациях в дорожном движении (пешеходный переход, дети, пере­сечение с велосипедной дорожкой, железнодорожный переезд, обгон, дорожные работы и т.д.); г) информация о водителях (водитель-инвалид, водитель-врач, водитель-ученик, водитель использует ручное управление) и многое другое. Щитки с дорожными знаками, при помощи которых в надлежащих местах оборудуются дороги, разметка определенных участков дороги, сигналы светофора, предупредительные знаки на встречных и попутных транспортных средствах - все это в совокупности сообщает каждому участнику движения информацию, регулирующую его поведение в зависимости от условий движения на конкретном участке дороги.

Семиотика скульптуры, в отличие от живописи и графики, модели­рует представления человечества о значительном, характерном, вырази­тельном, непреходящем, может быть, даже вечно 63,85*963м в трехмерной и обо­собленной, внеконтекстной фигуре человека (существенно реже - в фигурах групп людей, еще реже - в фигуре или фигурах животного). Семиотические возможности скульптуры связаны с рядом факторов: а) информативностью выбора прототипов изображения: в большинстве это вожди, цари, герои - в том или ином отношении выдающиеся люди 'особенно в памятниках), крайне редко - животные и никогда - то, -что в живописи и графике назовут пейзажем и натюрмортом. Для харак-


5.

8 Ч а с т ь пер в а я. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ

теристики представлений людей о содержательности объемных антропо­морфных изображений много говорит существование символических, ал­легорических, обобщенных скульптур (например, атланты и кариатиды; или скульптура «Правосудие,) В виде фигуры женщины; монумент «По­беда,} в виде фигуры воина и т. п.); б) информативностью выбора тех или иных художественно-изобразительных возможностей, которыми рас­полагает семиотика скульптуры: изображение в полный рост (статуя), бюст или только голова или даже лицевая маска; изображение в натурапь­ную величину, увеличенное или уменьшенное (статуэтка); изображение обобщенное, условное, символическое, романтическое или конкретное, узнаваемое, «реалистическое,} И Т.д.

Легко видеть, что возможности искусства скульптуры не удается так же легко обозреть и перечислить, как все значения, представпенные в дорожных знаках. Возможности искусства принципиально не ограниче­ны: таллантливый скульптор, создавая новое произведение, не только выбирает и соединяет те элементы языка скульптуры, которые суще­ствовапи до него, но и открывает, вырабатывает новые, тем самым рас­ширяя содержательные возможности данного искусства.

 

·Многообразие коммуникативных (информационно­семиотических) процессов в природе и обществе.

Границы предметной области семиотики. В обыденном со­знании и нетерминологической речи слова передача информации понимаются существенно более узко, чем в семиотике и теории коммуникации.

2.1

Передача информации от человека к человеку. слова, жесты и парасемиотические явления. В общем язы­ке слово информация чаще связывают с официальным, служебным, научным, деловым, а если газетным, то «суховатым>} И коротким сообщением о каких-то событиях, положении дел в какой-то об­ласти жизни. Люди не назовут словом информация ни молитву, ни признание в любви или гневные укоры, ни чувства и мысли поэта, ни слова Привет/или Здоров(о)/, ни рукопожатие при встрече, ки­вок или улыбку. Между тем с общенаучной и семиотической точек зрения все это - тоже информация.

В устном общении почти всегда присутствует информация, которую собеседник выразил: без специальной цели (ненамерен­но), очень часто неосознанно (безотчетно), а иногда и вопреки своему желанию (нечаянно, машинально, физиологически, «симп­томатически»). Например, человек не хотел обнаружить свою до­саду, но собеседник понял это по закушенной губе и помрачнев­шему взгляду. Другой случай: ваш собеседник, отвечая на случай­ный вопрос, вдруг краснеет, и вы понимаете, что связанные с вопросом обстоятельства задели человека за живое, что они эмо­ционально (положительно или отрицательно) значимы для него.

 

 

л е к Ц u я 1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 9

Подобные ситуации, в которых отсутствует намерение пере­дать сообщение или отсутствует определенный адресат сообще­ния" можно назвать парасемиотическими1, однако они входят в границы семиотики (если их понимать достаточно широко). Ши­poKoe понимание семиотики с включением в нее парасемиоти­ческих явлений позволяет увидеть источники и предпосылки не­которых типов классических знаков и почувствовать и с т о р и ч­н о с т ь мира семиотики. В этой книге всякого рода «пограничные» явления не исключаются из поля зрения, но рассматриваются на правах периферийных.

Информацией является и то содержание, которое священник выражает в литургии, композитор - в музыке, художник - крас­ками на полотне, хореограф - в танце, архитектор - планируя объемно- пространетвенные структуры будущего здания... Инфор­мация - это все, что можно так или иначе сообщить, передать.

Таким образом, все, что люди сообщают друг другу (намерен­но или непроизвольно, «машинально») или машинам,- это ин­формация. Информация всегда имеет знаковую природу и переда­ется с помощью знаков.

2.2

Коммуникация в мире животных. Однако информа­ционно-семиотические процессы происходят не толь­ко в человеческом обществе. Коммуникация животных: пение птиц, мяуканье кошки или крики обезьян; устрашающие позы или, на­против, позы «подставления» (в знак покорности) у многих жи­вотных; слизывание пчелами так называемого «маточного веще­ства» с поверхности тела пчелиной матки; нежные касания самца и самки, особенно у некоторых птиц, или символическая чистка пера друг у друга во время брачных игр; выделение пахучих ве­ществ, чтобы привлечь самку или самца, отметить «свою» терри­торию или быть опознанным «своими»; «подарки» у некоторых птиц и обезьян во время брачных церемоний и многое другое (см. подробно п. 20 - 24; 26, 27) - это тоже передача информации, и она также осуществляется с помощью знаков.

В коммуникации животных есть принципиальные отличия от коммуникации людей. Главные из них состоят в том, что в своих

I От греч. рага - 'возле, мимо, около'. В близком значении иногда употребля­ются термины паралuнгвuстuческuе явленuя, паралингвuстuческuе средства обще­нuя и nаралuнгвuстuка, а также термин квазuсемuотuческuе явления. Термин nа­ралuнгвuстuка охватывает явления, сопровождающие прежде всего речевое (язы­ковое) общение (жесты, мимику, интонацию), в то время как термин nарасемио­тика может относиться также и к неязыковой коммуникации. Термины квазuсе­мuотuческuй, квазuзнакu (от лат. quasi - 'как будто, наподобие, словно; почти, без малого') нежелательны, потому что префиксоид квазu- может быть понят как 'ненастоящий, мнимый', что чревато недоразумениями среди говорящих (пишущих) о семиотике.


6.

 


 

10 Часть первая. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ

основных проявлениях общение животных протекает инстинктив­но, физиологично И вне связи с ориентированием в окружающей среде и развитием условных рефлексов. Однако при всем своеоб­разии в коммуникации животных имеются черты, свидетельству­ющие о ее информационно-семиотической природе: животные используют знаки - явления, которые значат больше самих себя, т. е. больше того, что может быть воспринято рецепторами жи­вотного. Так, оскал пасти собаки - это не просто вдруг обнажив­шиеся клыки, но и угроза, и, следовательно, все вместе - это знак, в котором угроза - это информация (значение), а обна­женные клыки - это форма, в которой заключается или переда­ется (выражается) данная информация.

В информационно-семиотических природных процессах, далее, не всегда присутствует намерение (желание, воля, тем более осо­знаваемая цель) передать информацию. Не всегда имеется и реци­пиент информации - конкретный адресат сообщения.

В мире животных таковы, в частности, процессы регулирования по­ведения особей, осуществляемые с помощью фером6иов (от греч. pherlJ-

'несу' и hormao - 'привожу в движение, возбуждаю') - химических летучих веществ, которые вырабатываются железами секреции живот­ных и, выделяясь во внешнюю среду, служат средством внутривидовой сигнализации. Феромоны влияют на поведение, иногда на рост и мор­фологию других особей (например, подавляют или стимулируют разви­тие яичников у рабочих пчел). Различают половые феромоны (аттрактан­ты, способствующие встрече самца и самки), возбуждающие, успокаи­вающие, феромоны сбора, тревоги, следа и др.

Особенно важную роль феромоны играют в жизни насекомых. У об­щественных насекомых (пчел, муравьев, термитов) феромоны регули­руют состав колонии и функции подклассов особей. Известный этолог1 И. И. Акимушкин назвал феромоны муравьев их «химическим словарем». «Разные пахучие вещества, которые выделяют их экзокринные железы, побуждают рабочих муравьев собираться по тревоге, бежать за добычей, ухаживать за маткой, кормить личинок, перетаскивать коконы. Муравьи и после смерти продолжают некоторое время 'разговаривать': их тела выделяют феромоны, поэтому собратья ухаживают за ними как за жи­выми. Но через день-два начинается разложение, и запахи смерти за­ставляют рабочих муравьев 'прозреть': тут только уносят они мертвых подальше от муравейника»2 (Акимушкин 1999, 90).

Однако, несмотря на элементарную физиологичность испускания фе­ромонов и отсутствие конкретного адресата (феромон направлен к «со­циально-половым» группам особей внутри вида - самкам, рабочим пче-

1 Эmологuя (от греч. ёtоs - 'обычай, нрав, характер' и /ogos - 'слово, учение') ­раздел биологии, изучающий поведение животных в естественных условиях.

2 Многие из феромонов идентифицированы, синтезированы и применяются для борьбы с вредными насекомыми (путем заманивания в ЛОВУШКИ, дезориен­тации в период спаривания и др.).


Лекция 1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 11

лам, пчелам «СВИТЫ» при матке и т.д.), процесс имеет информационно­знаковую природу: химическое явление (запах) выступает как знак, но­ситель сообщения и действует как к о м а н д а, меняя физиологию и/или поведение особей.

2.3

Биокоммуникация на уровне ДНК и генов. Глубинные механизмы наследственности также имеют информа­ционно-знаковую природу. Н а с л е Д с т в е н н о с т ь обусловлена информацией, которая «записана» путем комбинирования трех­членных химических соединений и «прочитывается» (реализует­ся) Формирующимся организмом в процессе становления. Так, в химической оболочке передается «сообщение», которое опреде­лит степень преемственности организма по отношению к пред­шествующим поколениям в строении, обмене веществ, индиви­дуальном развитии.

Носителем генетической информации являются полимерные моле­кулы нуклеиновых кислот (ДНК), входящие в хромосомы клеточного ядра. Наследственность обеспечивается «записью», «сообщением» наслед­ственной информации с помощью своеобразного химического «алфави­Ta~. В этом «алфавите» четыре исходных элемента (химических радикала), т.е. четыре «буквы». Четыре элемента комбинируются в трехчленные со­четания «<триплеты»); в результате образуются единицы генетического кода (в молекулярной генетике их называют «кодонами»), это вроде ге­нетического «словаря», В котором всего 64 «слова,> (поскольку число ком­бинаций из четырех элементов по три - 64). Две длинные цепочки трех­элементных «слов»-кодонов, закрученные одна вокруг другой в спираль, образуют молекулу ДНК, и это как бы «химический текст» наследствен­ности. Он программирует формирование белков, специфических для дан­ного организма. Структура ДНК точно воспроизводится при делении клеток, что обеспечивает передачу генетической информации новому поколению. Изменения в комбинаторике кодонов приводят к изменени­ям в организме - мутациям!.

Бессознательные информационно-семиотические процессы (на основе феромонов и генетического кода) являются особым слу­чаем коммуникации: здесь адресат не может о т в е т и т ь отпра­вителю своим сообщением, т. е. это коммуникация без о б р а т­ной связи.

2.4

Коммуникация внутри организма или машины. Особый класс информационно-семиотических процессов (ко­торые, впрочем, соответствуют определению понятия «коммуни­кация») составляют процессы передачи информации в н у т р и от­дельного организма или отдельного компьютера. Так, в

1 О семиотических идеях, вызванных открытием генетического кода, в част­ности 06 идеях Р.О.Як06сона, см. в п. 14.


 

 
 
 
 
 
2...ю

7.

организме имеет место обмен информацией между разными отде­лами нервной системы (центральной, периферийной, вегетатив­ной; между разными отделами головного мозга); в компьютере ­между отдельными «языками», образующими цепочку - иерар­хию «кодов», по которым «продвигается» (т. е. переводится) ин­формация Б ходе компьютерного решения задачи.
  Мышление как цепочка межкодовых переводов информации. Все информационные процессы (порождение и восприятие информации, ее переработка в ходе мышления, т. е. решения тех или иных задач) представляют собой процесс про­хождения информации по цепочке - иерахии кодов внутри неко­тороЙ системы (мозга, организма, компьютера), между отправи­телем (-ями) и получателем (-ями) сообщения в конкретном акте коммуникации, т. е. процесс внутримозгового ИJIИ внутрикомпью­терного пе р е кодир о вания (пе ре в ода) инфор мации.
Концепция порождения высказывания как перевода мысли с «внут­peHHeto» (находящегося внутри сознания) языка на «натуральный» (внеш­ний, этнический) язык и восприятия (понимания) речи как «перевода С натурального языка на внутренний» бьта разработана Н.И.Жинки­ным в начале 1960-х гг. (Жинкин [1964] 1998). По мысли Жинкина, внут­ренний язык является «двухзвенным}}: его первое звено составляет субъек­тивный (т. е. принадлежащий конкретному субъекту восприятия речи ­реципиенту) «предметно-схемный» «<предметно-изобразительный») код, с помощью которого реципиент «переводит» слышимое или читаемое сообщение (на «натуральном» языке) в схематическое представление ситуации (о которой идет речь), образованное знаками своего собствен­ного предметно-изобразительного кода (в виде мысленной «картинки», «схемы», «чертежа.> ситуации). Второе звено внутреннеГ0 языка состав­ляют его автоматизированные коды: «речедвигательный» И сформиро­ванные на егоЬснове «звуковой» и «буквенный» КОДЫ, а также метаязы­ковой (контролирующий) КОД. (Подробнее см. в п. 15.3.) ер. также поня­тие «языки мозга» к.Прибрама (см.: При:брам 1975).   «   Надсознательная коммуникации\ групп и сообществ {макрокоммуникзция}. Концепцию, согласно которой социальная организация человеческих сообществ имеет коммуни ­кативную природу, вьщвинул вьщающийся антрополог ХХ в. Клод Леви~Строс. Идеи Леви-Строса поддержал Р.О.Якобсон. Изучая формы организации архаических социумов (сохранявших племенной уклад и примитивное хозяйство), Леви-Строе пришел к выво­ду о том, что взаимодействие соседних племен и их информирова­ние о себе дРУГ друга происходят путем обмена женщинами (через брачные установления), материальными благами, услугами. Согласно Леви -Стросу существует принципиальное (<<матричное») структур­ное сходство между языком, искусствами и типами культур.
2.  
 

8.

Л е к Ц u я /. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 13

в дискуссии «Жизнь И язык» на французском телевидении (1968) Леви­Строс следующим образом представлял свою концепцию: «Социальные феномены, человеческие сообщества все больше и больше представля­ются нам как огромные машины обмена информацией. Имеем ли мы дело с обменом женщинами между разными социальными группами через брачные запреты и предпочтения, или с обменом материальными цен­ностями и услугами в области экономической, или с обменами речевы­ми сообщениями, или с любыми другими операциями, предполагаю­щими участие языка. <... >... так вот, все чаще и чаще мы заинтересова­ны рассматривать все социальные феномены как феномены коммуника­ции. Но я пойду еще дальше, сказав, что и целые человеческие сообще­ства, не зная о том, общаются друг с другом, так как каждое сообщество находит пути выражения, свойственные его манере и собственному языку, при помощи выбора, который оно сделало между всеми возможными верованиями, обычаями и институтами; каждое другое сообщество вы­ражается совершенно по-другому, другими способами. Вплоть до того, что все, что касается человеческой-жизни от ее самых скрытых биологи­ческих основ до ее наиболее гроМОздких и показных проявлений, кажет­ся нам зависящим от коммуникации»!. (Подробно о семиотических идеях Леви-Сrроса см. в п. 16.1.)

Современная теория коммуникации, стремясь понять подлин­ную роль «информационной составляющей» в разные периоды истории, вводит понятие макрокоммуникации, субъектами кото­рой являются массовые совокупности людей и которая осуществ­ляется как взаимодействие (диалог или полилог) куль­тур (Соколов 2002,55). Макрокоммуникация происходит в фор­мах заимствования достижений другой культуры (или культур) в сферах технологий и наук, коммуникаций, искусств, управления, образования, организации быта и др. Как и в межплеменных кон­тактах, подчиненных брачным регламентациям (о которых писал Леви-Строс), межкультурная макрокоммуникация, СКJIадываясь из массы отдельных вполне осознанных действий и поступков конкретных людей, в итоге может приводить к крупным И никем не планируемым (и в этом смысле «н а Д с о з н а т е л ь н ы м,» по­следствиям. Например, человек привез сыну из-за границы иг­рушку, которая неожиданно подсказала пришедшему в гости ин­женеру решение технической задачи, занимавшейЙ его целый день.

В случае одностороннего движения информационных потоков их результаты приводят к экспансии той или иной культуры в новые регионы. В древности такие процессы обычно бывали связа­ны с этноязыковой, иногда также и религиозной экспансией (на-

I Стенограмма дискуссии, в;Оторой участвовал также и Р.О.Якобсон, в русском переводе опубликована под заглавием «Жить И говорить» В книге: Якоб­сон Р. Язык и бессознательное. - М., 1996. - С. 199-222. Приведенную цитату см. на с. 214, 215.


9.

2.7

10.

 


 

 

14 Часть первая. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ

пример, эллинизация северо-восточной Африки, арабизация Ис­пании и др.). В современном мире к культурной экспансии (вес­тернизации, американизации, китаизации и т.п.) ведут переме­щения не столько людей, сколько информации. Процессы такого рода в конкретных случаях могут оцениваться отрицательно (как культурный империализм, информационная агрессия, информа­ционная экспансия и т. п.).

Предмет семиотики: знаки, но не содержание созна­ния. Таким образом, процессы коммуникации неодно­родны: наряду с ее классическими видами (находящимися в свет­лом поле сознания и характеризующимися наличием адресата и адресанта, намерением передать информацию, а также наличием обратной связи) бывают бессознательные коммуникативные про­цессы, которые происходят независимо от намерения и сознания адресанта (человека или животного). Существуют также процессы коммуникации внутри организма, а также внутри естественного или искусственного интеллекта; наконец, бывают процессы «над­сознательной» коммуникации, принадлежащие уровню групп и со­обществ и изучаемые в антропологии и социологии. Знаковые ас­пекты всех видов коммуникации составляют предмет семиотики.

Однако в предмет семиотики входит отнюдь н е с о Д е р ж а­н и е процессов коммуникации, но только их знаковое в о п л 0­щение, Т.е. закономерности семиозuса (означивания, зна­кового представления информации и использования знаков) во всех сферах природной и социальной жизни, где имеют место информационные процессы.

В <<Эпилоге» к своим «Очеркам по предыстории и истории се­миотики» Вяч. Вс. Иванов, подчеркивая необходимость семиоти­ки дЛя теории познания, вместе с тем вполне определенно, тер­минологически, разделил сферу знаков и сферу сознания: «Зада­ча семиотики - описывать семиосферу, без которой немыслима ноосфера»! (Иванов 1998, 791).

 

Назначение и возможности семиотики. Разнообразиенинформационно-семиотических процессов, знаков и зна­ковых систем в природе и обществе так велико, что его не в силах вместить семиотические энциклопедии, атласы и словари (ер.:

Похлебкин 1995; Бидерманн 1996; Шейнина 2002). Появились спе-

I Понятие ноосферы (от греч. пoos 'разум' и spharia 'шар') как «мыслящей,> оболочки Земли, надстроенной над ее биосферой, ввел французский ученый Эдуард Леруа (1927); в раБОlах Пьера Тейяра де Шардена, В. И. Вернадского, А.А.Любищева ноосфера трактуется как новое эволюционное состояние био­сферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.


 


 

Л е к Ц и я 1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 15

циализированные издания по семиотике - энциклопедии симво­лов отдельных культур и народов, отдельных эпох, религиозных традиций и искусств, отдельных классов знаков (например, кни­ги по геральдике, альбомы товарных знаков или знаков воинских различий). Словари и альбомы знаков интересны сами по себе - в не меньшей мере, чем книги по изобразительному искусству, кино, театру, иллюстрированные рок-энциклопедии... Однако в каком отношении может быть интересна и полезна теоретическая книга по семиотике, особенно если в ней нет цветных картинок и систематизированных сведений по истории символов? В чем на­значение семиотики?

А. Увидеть семиотическое единство информационных процес­сов. Семиотика открывает единую знаковую (заместительную) основу информационных процессов в природе и обществе. Семи­отика показывает онтологическое единство любых информацион­Hыx процессов, обусловленное использованием в них знаков (т. е. з а м е с т и т е л е й вещей, признаков, действий и представлений, понятий, идей).

Б. Понять своеобразие конкретных семиотик. Исследование зна­ков и знаковых систем помогает понять материал, в котором осу­ществляются разные виды общения и познания. Семиотика помо­гает осмыслить закономерности познания и общения, обуслов­ленные семиотической природой этих процессов, - как их об­щие (универсальные семиотические) черты, так и своеобразие процессов, протекающих в конкретных семиотиках. Между тем закономерности общения и познания - это предметы прежде всего теории коммуникации, социальной психологии и наук о позна­нии (гносеологии, когнитологии, эпистемологии). В чем, в таком случае, продуктивность семиотического подхода к коммуникации и познанию - подхода, который не может не быть достаточно общим и абстрактным, как бы с высоты птичьего полета? При таком взгляде открываются рельефные картины отдельных семио­тик (языка людей, языков животных, языков искусств, этикета, языков ЭВМ и т.д.) В целом, в главном; становятся видны магистральные линии в развитии коммуникации и познания че­ловечества; становится возможным в какой-то мере видеть пер­спективы этого развития.

В. «Взвесить» семиотическую компоненту индивида или обще­ства. Семиотические характеристики человека и социума облада­ют высокой социально-психологической эвристичностью. Семио­тика позволяет охарактеризовать информационно-семиотическую компоненту в структуре конкретной личности и в структуре кон­KpeTHoгo социума. Между тем значимость семиотической компо­ненты для характеристики и человека, и социума трудно пере­оценить. Люди различаются между собой тем, сколько семиотик


 

 

доступно конкретному человеку, сколько он знает этнических язы­ков, на скольких языках умеет читать и писать, разберется ли в топографическом плане или карте дорог, ПО1-пп"шет ли нотную грамоту, может ли представить себе механизм по трем чертежным проекциям, владеет ли юридическим языком (например, спосо­бен ли самостоятельно понять суть и важные детали закона). Аналогичным образом и для характеристик общества важно количество и состав семиотик, которые в нем используются; су­щественны, кроме того, густота и: надежность каналов распрост­ранения информации. Информационно-семиотическая насыщен­ность и оснащенность общества может служить достаточно надеж­ным суммарным показателем уровня его Цивилизационного раз­вития, аналогичным таким традиционным критериям благополу­чия, как количество электроэнергии, вырабатываемой на душу населения, или средняя продолжительность жизни. Г. Улучшить логику и расширить кругозор гуманитарных иссле­дований. Занятия семиотикой повышают логическую культуру. Присущий семиотике взгляд на гуманитарные объекты с высоты <<птичьего полета» - несколько абстрагирующий и дискретный (разделяющий <<пограничные» и «переходные» зоны) - В Свое время был естественной предпосылкой популярности структур­ных методов в гуманитарном знании. Долгое время структурализм и семиотика шли рука об руку, так что в 50-70-е ГГ. хх в. многим казалось, что по большому счету это одна методология - струк­турно-семиотическая'. Семиотический подход, таким образом, способствовал использованию в гуманитарных науках наиболее точных и результативных (в гуманитаристике) методов - струк­турных, что в свое время было сильным позитивным фактором в развитии знания. Однако по мере утраты структурализмом своих командных высот (особенно в лингвистике) семиотика переставала ассоциироваться только со структурализмом. Тем не менее семиотика по-прежнему укрепляет в rуманитарных исследовани­ях логику и методичность.

 

 

 
16 Часть первая. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ
"  

 

4 Междисциплинарный характер семиотики и ее • место в кругу гуманитарных наук. Основы семиотики закладывались в трудах философов и логиков классической древ­ности (У в. до н.э.), которые, впрочем, сами не отделм1И себя от

Л е к Ц u я J. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 17

геометрии, грамматики, риторики. По стилю мышления и по се­миотическому объекту «№ 1» - естественному язьку - семиоти­ка ивсего лингвистам. В антологиях и обзорах современной семиотики к ее классикам относят философов, логиков, матема­тиков (Чарлз С. Пире, Чарлз У.Моррис, Умберто Эко), психологов (Жан Пиаже, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин), литературове­10В (М.М.Бахтин, Ролан Барт, Ю.М.Лотман, Цветан Тодоров), антропологов и этнологов (Бронислав Малиновский, Клод Леви­Строе, Виктор Тэрнер), фольклористов (В.Я. Пропп, Е. М. Меле­тинекий, Г.Л. Пермяков), лингвистов (Фердинанд де Соссюр, Роман Якобсон, Вяч. Вс. Иванов, Б.А. Успенский), историков ре­.1ИГИЙ, культуры и искусств (П.А.ФлоренскиЙ, А.Ф.Лосев, Ми­шель Фуко, А. М. Пятигорский), режиссеров театра и кино (В. Э. Мейерхольд, С. М. Эйзенштейн, Пьер Паоло Пазолини), ро­\шнистов и эссеистов (Хорхе Луис Борхее, Умберто Эко, кото­рый, впрочем, не только романист, но и философ и искусство­вед) (см.: Семиотика 1983; Иванов 1976; Почепцов 1998; Почеп­цов 2001; см. лекцию II в этой книге).

Еще более разнообразна «цеховая принадлежность» работ, в которых были высказаны важные для семиотики идеи (впрочем, часто не в традиционных для семиотики терминах), обоснованы или продемонстрированы семиотические подходы к изучению различных гуманитарных объектов. Авторов, которых можно было представить в качестве «чистых семиотиков», «только семиоти­ков» или даже «в первую очередь семиотиков», по-видимомму, пока нет или мало. Иногда ценной ДJIЯ семиотики признается «просто хорошая» гуманитарная работа - в которой есть глубина, ум и кругозор. «Глубина» - это умение увидеть ненаблюдаемое и внут­реннее - ТО, что определяет ВИдимое; «ум» - это логика и мето­дичность исследования; «кругозор» - способность увидеть анало­гии и параллели, а также факторы влияния за пределами «своего» объекта исследования. Но именно этому и учит семиотика.

Ни один эмпирический объект не принадлежит «только» се­миотике и «в первую очередь» семиотике: язык изучается в пер­вую очередь лингвистикой, языки животных - зоопсихологией и этологией, языки программирования - информатикой, ритуа­лы - антропологией и религиоведением, язык rеографической карты - картографией (в теории картографических проекций и способов отображения объектов картографирования), языки сце­ны, кино, изобразительного искусства - соответствующими раз­делами искусствознания и т. д.

Что, В таком случае, привносит в понимание конкретного «язы­ка» его семиотический анализ, дополнительный и хронологиче­ски более поздний? То, чего нет ни в одной конкретноЙ науке по рознь: во-первых, общую концепцию, которая в любой от-

,~.-.


11.

 

18 Часть первая. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ

дельной семиотике видит коммуникативную систему с моделиру­ющими и порождающими возможностями, а также принимает во 'Внимание знаковую (заместительную) природу тех единиц (тех «кирпичиков»), из которых строится данная система; во-вто­рых, семиотика предлагает гуманитарному знанию результатив­ный общий метод исследования разных систем; в-третьих, со­поставление разных знаковых систем позволяет лучше понять свое­образие каждой отдельной семиотики, подобно тому как своеоб­разие конкретного этнического языка в полной мере может быть выявлено и осознано только при его сопоставлении с другими языками (как родственными, так и неродственными). Наконец, на путях семиотики благодаря при сущему ей абстрагирующему вщению своих объектов удается выявить не просто те или иные «особенности» отдельных систем, но с а м ы е с у Щ е с т в е н н ы е ч е рты их строения и содержания (см. об этом в лекциях Х11 и Х111).

В общий «план» гуманитарного знания семиотика входит в ка­честве крупного блока в составе теоретико-методологического основания конкретных гуманитарных наук (табл. 1). В хх в. посте­пенно вырабатывается теория самой семиотики, ее категориаль­ный аппарат и собственная методология, не только структурная. Тем не менее пока семиотические исследования довольно разно­родны. Своеобразие отдельных классов семиотик настолько влия­ет на методы и содержание исследований, что у разных знаковых систем во многом «своя» семиотическая теория, при этом «вер­тикальные» связи частных семиотик (например, семиотики языка или семиотики религии) со «своими» дисциплинами (в данных примерах - с лингвистикой и религиоведением) оказываются более сильными, чем их «горизонтальные» связи (т. е. связи между семиотикой языка и семиотикой религии). Поэтому совокупность частных семиотик не всегда мыслится как единая «<цельная») наука; в 1960-х годах ее определяли не как «самостоятельную» науку, но как «исследовательскую область» или как «комплекс научных теорий, изучающих свойства знаковых систем» (Фило­софская энциклопедия: В V т. - Т. IV. - М., 1967).Ср. «переходное» определение семиотики в «Философском энциклопедическом сло­варе» (1983) в качестве «общей теории (или комплекса науЧных теорий), исследующей свойства знаковых систем». Однако фило­софские справочники 1990-2001 ГГ. определяют семиотику уже как отдельную науку: «Семиотика... - научная дисциплина, изу­чающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию» (ВЭФ 2001, 913).

Помимо своего основного теоретико-методологического зна­чения для всего гуманитарного знания семиотика важна в каче-


Таблица 1

Место семиотики в кругу гуманитарных наук

                  ·т_·т •••
        Гуманитарное знание        
Исследования Зоопсихо- Социаль- Психоло- Лингви- Теория и Религио- Когнитив- Конкрет- Конкрет-
гуманитарных логия, ная психо- гия лично- стика (тео- история ведение ные науки, ные гума- ные гума-
объектов этология логия, эт- сти И меж- рия языка; искусств,   лингво-се- нитарные нитарные
(современного   нография, личност- общее и включая   миотиче- исследова- исследова-
состояния и   этика, ис- ныхотно- частное теорию и   ские аспек- ния (совре- ния (со-
истории)   следование шений, синхрони- историю   ты автома- менного временно-
    массовой антропо- ческое и литерату-   тической состояния го состоя-
    коммуни- логия, эт- диахрони- ры; эстети-   переработ- и его ис- ния и его
    кации нология чеcKoe язы- ка   ки инфор- тории) истории)
        кознание)     мации    
Теоретико-     (1) Семиотика     (2) Фило- (3) Психо-
методологи-               софия, аналитика
ческие осно- Семиотика Семиотика Семиотика Семиотика Семиотика Семиотика Семиоти- теория (фрейдизм,
вания иссле- биологи- социаль- поведения языка искусства религии чсекис ае- познания, юнгианст-
дований ческой ной ком- и социаль-       пек:гы 110- логика во и др.)
  коммуни- муникации ноЙ рспре-       знания и    
  кации и упраIJJIС- зентации       прсдетав-    
    ния         лсния зна-    
              ний    
      --       --    
    Теория (категории и мстоды) семиотики      
          -----------      

 

п о я с н е н и я. В таблице представлсны только 3 типа теоретико-методологоческих оснований гуманитраных исследований, хотя их может быть больше(например, некоторая религиозная доктрина или теория эволюции). Представяленные типы имеют (в скобках) указатели 1,2 и 3 при этом внутренняя структура областей 2 и 3 не детаоизируется.

 


12.

 


 

 

20 Ч а с т ь пер в а я. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ

стве объединяющей теоретической науки для ряда вспомогатель­ных исторических дисциплин - таких как нумизматика (история монетной чеканки и обращения монет и денежных слитков), сфра­гистика (история печатей; от греч. sphragis - 'печать, перстень с печатью'), геральдика (история гербов; ранее, с XIII В., состав­ление дворянских, цеховых и земельных гербов), эмблематика (изу­чение символов и знаков принадлежности, собственности и т. п., исключая гербы и печати, например, знаков родов войск, воин­ских различий, фирменных и товарных знаков, логотипов и т. п.), фалеристика I (история орденов, медалей, металлических знаков отличия). Реалии, изучаемые названными дисциплинами, объ­единяет то, что все они являются знаками, т. е. носителями неко­торых значений, замещенных условными изображениями. Семи­отические исследования символики и эмблематики, представляя самодостаточный интерес, ценны также для культурологии, ис­тории искусств, психологии: они приближают к пониманию не только культуры отдельных народов, но и эстетических универса­лий и психологических констант человечества.

 

Лингвоцентризм семиотики. В чем ценность семио­отики для языкознания? Семиотика, будучи одной из общих теорий разных гуманитарных объектов, находится в особо тесных отношениях с лингвистикой2 Это связано с особым стату­сом языка среди других знаковых систем: по Соссюру, язык ­«наиважнейшая из этих систем» (Соссюр (1916] 1977). Луи Ельмс­лев, основатель и глава копенгагенской школы структурной линг­вистики, видел уникальность языка в том, что «практически язык является семиотикой, в которую могут быть переведены все дру­гие семиотики - как все другие языки, так и все другие мысли­мые семиотические структуры. <... > Данное свойство языка об­условлено неограниченной возможностью образования знаков и очень свободными правилами образования единиц большей про­тяженности (предложения и т.д.)>> (Ельмслев [1942] 1999, 231).

Некоторые семиотики способны выразить более сложное (бо­лее «глубокое» или «богатое») содержание, чем язык «сам по себе» (т.е. в наборе значений своеЙ лексики и грамматики), - таковы литература, искусства, религии (см. об этом подробно в п. 81- 91). При этом назначение религии, литературы, искусств не исчер-

1 Фалеристика - от лат. falerae, phalerae - 'металлические украшения, слу­жившие воинскими знаками отличия'; восходит к греч. phalara- 'металлические бляхи на шлеме, на узде (ДЛЯ защиты или украшения)'; 'украшения, побрякуш­ки' (от pha - 'светлыЙ, блестящий, белыЙ'). Фалеристикой называют также кол­лекционирование орденов, медалей, значков, нагрудных знаков и др.

2 Характерно объединение двух дисциплин в некоторых словарях и руковод­ствах (см.: Соломоник 1995; Баранов и др. 2001).


Лекция 1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 21

пывается их семиотической функцией; их незнаковые аспекты (формирование в сознании реципиента той или иной общей кон­цепции человека и мира; воспитание реципиента (т. е. внедрение в сознание человека этических норм); утешение; развлечение и др.) весомее, богаче их семиотики (их формы сообщения и способа существования).

В отличие от названных, более содержательных, семиотик, язык является семиотикой по преимуществу, «чистой» семиоти­кой, как бы обще семиотической моделью разных «устройств», предназначенных для сообщения информации. Неслучайно искус­ствоведы, затрагивая художественные средства того или иного ис­куствоведы - а это и есть семиотический аспект искусствознания, ­начинают говорить о «я зык е» соответствующего искусства 1. При­вычность подобных «лингвистических метафор» говорит о семио­тическом видении искусства, а может быть, и о том, что принци­пы анализа поэтики разных искусств во многом «подсказаны» се­миотическим эталоном - языком.

Онтология языка может быть понята в наибольшей мере на основе именно знаковой теории, потому что в языке нет не знакомых утилитарных функций. Вот почему семиотика так важна для языкознания.

Знаковая теория языка (лингвосемиотика) позволяет увидеть наиболее существенные черты языка - как в содер­жательно-функциональном плане, так и в строении языка (см. часть четвертую). Опираясь на типологию знаковых систем, линг­восемиотика очерчивает место языка среди природных и соци­aльHыx семиотик (см. п. 142). Она обладает большими возможностями, как в объяснении природы языка, так· и в плане эвристики (открытия нового знания о своем объекте). Важно при этом, что знаковая теория языка не является альтернативой по отношению к другим концепциям. В корпусе знаний о языке у лингвосемиоти­ки своя ниша - она изучает те свойства языка, которые выявля­юTcя при сопоставлении языка с другими семиотиками. Это суще­ственные свойства, приоритетные для онтологии языка, однако исследования такого рода не создают особых методов описания фонологии, грамматики и лексики, Т.е. не развиваются в специ-

I Ср. обычность слова язык (и его пере водных соответствий) в названиях работ по поэтике искусств: Мартен М. Язык кино. - М., 1959; Лоусон Дж. Г. Фильм - творческий процесс, или Язык и структура фильма. - М., 1965; Жегuн Л. Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). ­М., 1970; Metz Chr. Film language: а semiotics of the cinema. - Indiana University Press, 1974; Соболев Р.Л. Что такое язык кино? - М., 1983; Сарджент У. Джаз. Генезис. Музыкальный язык. Эстетика. - М., 1987. Ср. также заглавия семиоти­ческих разделов в «Эстетике,> Ю. Б. Борева (М., 1988): (,Искусство как язык», «Многоязычие художественной деятельности».


 

 
 
22Ч а с т ь пер в а я. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ
альную методологию. Поэтому семиотика не конкурирует с дру­гими лингвистическими концепциями и методологиями, а мирно с ними сосуществует. С точки зрения логики представления знания семиотический подход к конкретной знаковой системе соответствует этапу л 0­г и ч е с к о г о оп р е Д е л е н и я объекта, которое в Клaссическом случае (definitio рег genus proximl1m et differentiam specificam 'оп­ределение через ближайший род и видовое отличие') предпола­гает отыскание ближайшего рода для определяемого объекта и отличительных признаков, имеющихся только у данного объекта. Ближайший род для понятия «естественный язык» - это «семио­тические системы»; видовые отличия - это те признаки, которы­ми «естественный язык» ОТJIИчается от других «семиотических си­cTeM» - языка животных, языка жестов и мимики, языков ис­кусств, языков программирования и т.д. Таким образом, знаковая теория языка выступает как его «макроопределение» или как се­миотическое введение в теорию языка. В истории языкознания хх в. наблюдается упрочение и даль­нейшее развитие семиотических представлений о языке. Ср. харак­терные различия между двумя редакциями статьи «Знаковая тео­рия языка» в двух изданиях (разделенных сроком чуть более 20 лет) авторитетной энциклопедии (см. ниже) 1 • Две характеристикипонятия «знаковая теорияязыка»
Знаковая теория языка - принятая в структурной лингвистике концеп­ция, рассматривающая язык как одну из знаковых систем. Исследу­ет свойства единиц языка и прави­ла их сочетания в аспекте их зна­ковой природы. Основатель знако­вой теории языка - Ф. де Соссюр (Советский энциклопедический словарь. - М., 1979. - С. 470)
Знаковые теории языка - совокуп­ность теоретических положений (идей, гипотез) о строении языка, рассматриваемого как система зна­ков (см. Знак языковой). Понятие зна­ка восходит к стоикам, определение знака как единства звуков и значе­ния прошло через всю средневеко­вую философию; большой вклад в разработку знаковой теории языка внес В. Гумбольдт. Существенное влияние на формирование знаковой теории языка оказала семиотика (Российский энциклопедическиЙ: сло­варь: В 2 т. - Т. 1. - М., 2000. - С. 545).
Из значимых для динамики лингвосемиотики изменений отметим сле­дующие: 1) речь стала вестись не об одной, а о нескольких знаковых тео­риях языка, Т.е. отмечается и распространенность семиотических пред-
I Новая редакция опирается на статью А.А. Уфимцевой <<Знаковые теории языка» в ЛЭС 1990.


 

л е к Ц и я 1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 23

ставлений, и их вариативность; 2) знаковаятеория языка больше не огра­ничивается рамками структурализма; 3) предмет лингвосемиотики пред­ставлен как более широкий и значительный: вместо «исследует свойства единиц языка и правила их сочетания>} стало «[исследует) строение язы­ка»; 4) история лингвосемиотики «удлинилась», Т.е. обогатилась более чем на два тысячелетия, в том числе философской мыслью Средних ве­ков; 5) в новой редакции вместо знаменитой, но для многих дискуссион­ной фигуры зачинателя структурализма Фердинанда де Соссюра семио­тику связывают с именем Вильгельма фон Гумбольдта - величайшего и общепризнанного авторитета, родоначальника теоретического языкозна­ния Нового времени, лингвистической типологии и философии языка.

 

Дефиниция и строение знака. Со времен стоиков • (III - II вв. до н. э.) все определения знака указывают на его двусторонний - м а те ри ал ьн о-иде альн ый - характер. Знак (лат. sigпum) - это материальный, чувственно восприни­маемый предмет (вещь, явление, действие, признак), выступаю­щий в качестве представителя (заместителя, репрезентанта) дру­гого предмета, свойства или отношения и используемый для по­лучения, хранения, переработки и передачи информации. Каж­дый знак имеет, во-первых, материальную сторону - это его о з­начающее (лат. sigпaпs), или план выражения!, и, во-вто­рых, идеальную сторону - это значение знака, или содержание, в терминах семиотики - о з н а ч а е м о е (лат. sigпatum), или план сожержания. Древнегреческие прототипы терминов знак, озна­чающее и означаемое впервые появляются у ранних стоиков (IП в. до н. э.) В сочинениях по «логике», которую они понимали как учение о речи (см.: Античные теории 1936, 26).

Термины план выражения и план содержания могут показаться пери фразой древнейшей философской оппозиции «форма И со­держание». Действительно, если иметь в виду такую единицу язы­ка, как слово, по отношению к которому традиционно говорят о звуковой оболочке, о грамматической форме и о значении как о содержании слова, то может показаться, что термины план выра­жения и план содержания слова ничего не добавляют к уже имею­щимся представлениям о диалектике формы и содержания вязы­ке. Однако в семиотической оппозиции «план выражения - план содержания» в центре внимания оказываются не взаимозависи­мости и корреляции формы и содержания~ но их асимметрия, иногда разномасштабность. План выражения - это отнюдь не все­гда «оболочка» или «вместилище» содержания, часто это просто «метка», «ярлычок», «репрезентативная малость», пусть сверну-

1 В когнитивной лингвистике для «означающего» появился выразительный термин тело знака (см.: Кубрякова и др. 1996, 55), подчеркивающий материаль­ность носителя значения.


13.

14.

 


 

 

24 Часть первая. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ

тая и концентрированная, однако в сопоставлении с означаемым, с тем, на что указывает метка, - это всегда «малость» (ср. означающее и означаемое в государственном флаге и гербе; ср. богатство содержания географической карты уши чертежа, с одной сторо­ны, и принципиальную «экономность», «схемностъ» представле­ния соответствующего содержания средствами названных семио­тик, - с другой). С точки зрения «техники» И «экономики» ин­формационно-семиотических процессов обязательная и сущност­ная «экономность» знака, т. е. способность выразить и.i1И репре­зентировать «большое» через «малое», - это его ценное свойство.

 

Формула знака: бином или триада? Тезис о материально-идеальном характере знака требует пояснения. Значением (содержанием) любого знака является не «замещаемый» предмет, а представление о нем. Например, в дорожном знаке «Дети» его материальная оболочка - это силуэт двух бегущих де­тей, помещенный в треугольнике с красной обводкой, а его со­держание (значение) - это не реальные конкретные дети, а пред­ставление о том, что на этом участке дороги часто появляются дети. По отношению к реальным ситуациям (о которых пред­упреждает данный знак) его значение представляет собой обоб­щение и абстракцию: ведь реально дети могут не обязательно бе­жать, а идти или играть; не такими, как «на картинке», могут быть их количество, а также Пол, возраст и т.Д.

Нематериальность содержания знака видели уже стоики элли­нистической поры, когда определяли означающее как «воспри­нимаемое» (aisthetaп), а означаемое - не как «вещь», но как «по­нимаемое, осознаваемое» (пaetoп). Поэтому, несмотря на бинар­ность знака, его сущностной графической формулой в семиотике стал треугольник (схема 1).

Легко видеть, что к этой триаде восходят и «логический тре­уголънк» выдающегося немецкого логика Готлоба Фреге (в его работах конца XIX В.) - графический образ, разводящий и объ­единяющий «денотат - концепт - знаю>, и «семантический треу­голъник» «слово - понятие - вещь» (восходящий к работе «Значе­ние значения» (1923) американских семасиологов Ч.Огдена и А. Ричардса).

Схема 1

Date: 2015-07-25; view: 3161; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию