Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Терминологическое введение1. Предмет семиотики. Знаковая природа информации. - 2. Многообразие коммуникативных (информационно-семиотических) процессов в природе и обществе. Границы предметной области семиотики. - Передача информации от человека к человеку. Слова, жесты и парасемиотические явления. - Коммуникация в мире животных. Биокоммуникация на уровне ДНК и генов. - Коммуникация внутри организма или машины. - Мышление как цепочка межкодовых переводов информации. - «Надсознательная» коммуникация групп и сообществ (макрокоммуникация). - Предмет семиотики: знаки, но не содержание сознания. - З. Назначение и возможности семиотики. - 4. Междисциплинарный характер семиотики и ее место в кругу гуманитарных наук. --,- 5. Лингвоцентризм семиотики. В чем ценность семиотики для языкознания? - 6. Дефиниция и строение знака. Формула знака: бином или триада? - Варианты терминов, представляющих семиотический треугольник. - Субзнаки: частичные знаки, полузнаки, фигуры, экспоненты. - 7. Явления, сочетающие в себе знаковые и незнаковые (утилитарные) функции Предмет семиотики. Знаковая природа информации. 11 Семиотика (от греч. semeion - 'знак, признак') изучает знаки и знаковые системы как средства хранения, передачи и переработки информации в человеческом обществе, в природе и в самом человеке. Термин семиотика помимо значения 'наука о знаках и знаковых системах' метонимически употребляется также в значении 'знаковая система' (например, биологические семиотики, семиотика бессознательного, ритуальная семиотика, семиотика сцены, картографическая семиотика, искусственные семиотики и т. п.). Все процессы, связанные с передачей, хранением и переработкой информации в природе и обществе, протекают с использованием знаковых систем или внесистемных (изолированных) знаков, т. е. являются семиотическими. В информационных процессах знаки выступают в качестве элементарных носителей информации, а знаковые системы - в качестве элементарных баз данных (о том или ином фрагменте мира), при этом отдельная 4. Л е к Ц u я 1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 7 семиотика (отдельная база данных) представляет собой некоторую модель (образ, аналог) соответствующего фрагмента мира, в которой отображены те или иные черты и возможные состояния этого фрагмента. В информационных процессах конкретная семиотика функционирует как моделирующая система, с помощью которой субъект коммуникации моделирует в своем сознании соответствующий фрагмент мира и порождает актуальную' информацию об этой действительности. В порядке иллюстрации рассмотрим информационно-моделирующие возможности двух семиотик: первая - это относительно простая и искусственная (т.е. сознательно созданная людьми) семиотика - система знаков, регулирующих дорожное движение, и вторая - содержательно более богатая и естественно сложившаяся семиотика одного из изобразительных искусств - скульптура. Несколько десятков дорожных знаков, знаки дорожной разметки, сигналы светофора и сигналы регулировщика в совокупности образуют обобщенную картину современного дорожного движения с выделением тех его аспектов, которые наиболее важны для безопасности участников. Вот только некоторые сведения, представленные в данной семиотике: а) информация об основных видах транспорта, участвующего в дорожном движении (легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, гужевой транспорт, транспортные средства с прицепом, а также допустимые предельные габариты транспортных средств); б) информация об основных видах дорог, по которым осуществляется движение (главная и второстепенная дороги; автомагистраль; дороги с одно- И двусторонним движением; дорога с полосой для транспортных средств общего пользования и др.); в) информация об основных опасных ситуациях в дорожном движении (пешеходный переход, дети, пересечение с велосипедной дорожкой, железнодорожный переезд, обгон, дорожные работы и т.д.); г) информация о водителях (водитель-инвалид, водитель-врач, водитель-ученик, водитель использует ручное управление) и многое другое. Щитки с дорожными знаками, при помощи которых в надлежащих местах оборудуются дороги, разметка определенных участков дороги, сигналы светофора, предупредительные знаки на встречных и попутных транспортных средствах - все это в совокупности сообщает каждому участнику движения информацию, регулирующую его поведение в зависимости от условий движения на конкретном участке дороги. Семиотика скульптуры, в отличие от живописи и графики, моделирует представления человечества о значительном, характерном, выразительном, непреходящем, может быть, даже вечно 63,85*963м в трехмерной и обособленной, внеконтекстной фигуре человека (существенно реже - в фигурах групп людей, еще реже - в фигуре или фигурах животного). Семиотические возможности скульптуры связаны с рядом факторов: а) информативностью выбора прототипов изображения: в большинстве это вожди, цари, герои - в том или ином отношении выдающиеся люди 'особенно в памятниках), крайне редко - животные и никогда - то, -что в живописи и графике назовут пейзажем и натюрмортом. Для харак- 5. 8 Ч а с т ь пер в а я. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ теристики представлений людей о содержательности объемных антропоморфных изображений много говорит существование символических, аллегорических, обобщенных скульптур (например, атланты и кариатиды; или скульптура «Правосудие,) В виде фигуры женщины; монумент «Победа,} в виде фигуры воина и т. п.); б) информативностью выбора тех или иных художественно-изобразительных возможностей, которыми располагает семиотика скульптуры: изображение в полный рост (статуя), бюст или только голова или даже лицевая маска; изображение в натурапьную величину, увеличенное или уменьшенное (статуэтка); изображение обобщенное, условное, символическое, романтическое или конкретное, узнаваемое, «реалистическое,} И Т.д. Легко видеть, что возможности искусства скульптуры не удается так же легко обозреть и перечислить, как все значения, представпенные в дорожных знаках. Возможности искусства принципиально не ограничены: таллантливый скульптор, создавая новое произведение, не только выбирает и соединяет те элементы языка скульптуры, которые существовапи до него, но и открывает, вырабатывает новые, тем самым расширяя содержательные возможности данного искусства. ·Многообразие коммуникативных (информационносемиотических) процессов в природе и обществе. Границы предметной области семиотики. В обыденном сознании и нетерминологической речи слова передача информации понимаются существенно более узко, чем в семиотике и теории коммуникации.
Передача информации от человека к человеку. слова, жесты и парасемиотические явления. В общем языке слово информация чаще связывают с официальным, служебным, научным, деловым, а если газетным, то «суховатым>} И коротким сообщением о каких-то событиях, положении дел в какой-то области жизни. Люди не назовут словом информация ни молитву, ни признание в любви или гневные укоры, ни чувства и мысли поэта, ни слова Привет/или Здоров(о)/, ни рукопожатие при встрече, кивок или улыбку. Между тем с общенаучной и семиотической точек зрения все это - тоже информация. В устном общении почти всегда присутствует информация, которую собеседник выразил: без специальной цели (ненамеренно), очень часто неосознанно (безотчетно), а иногда и вопреки своему желанию (нечаянно, машинально, физиологически, «симптоматически»). Например, человек не хотел обнаружить свою досаду, но собеседник понял это по закушенной губе и помрачневшему взгляду. Другой случай: ваш собеседник, отвечая на случайный вопрос, вдруг краснеет, и вы понимаете, что связанные с вопросом обстоятельства задели человека за живое, что они эмоционально (положительно или отрицательно) значимы для него.
л е к Ц u я 1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 9 Подобные ситуации, в которых отсутствует намерение передать сообщение или отсутствует определенный адресат сообщения" можно назвать парасемиотическими1, однако они входят в границы семиотики (если их понимать достаточно широко). ШиpoKoe понимание семиотики с включением в нее парасемиотических явлений позволяет увидеть источники и предпосылки некоторых типов классических знаков и почувствовать и с т о р и чн о с т ь мира семиотики. В этой книге всякого рода «пограничные» явления не исключаются из поля зрения, но рассматриваются на правах периферийных. Информацией является и то содержание, которое священник выражает в литургии, композитор - в музыке, художник - красками на полотне, хореограф - в танце, архитектор - планируя объемно- пространетвенные структуры будущего здания... Информация - это все, что можно так или иначе сообщить, передать. Таким образом, все, что люди сообщают друг другу (намеренно или непроизвольно, «машинально») или машинам,- это информация. Информация всегда имеет знаковую природу и передается с помощью знаков.
Коммуникация в мире животных. Однако информационно-семиотические процессы происходят не только в человеческом обществе. Коммуникация животных: пение птиц, мяуканье кошки или крики обезьян; устрашающие позы или, напротив, позы «подставления» (в знак покорности) у многих животных; слизывание пчелами так называемого «маточного вещества» с поверхности тела пчелиной матки; нежные касания самца и самки, особенно у некоторых птиц, или символическая чистка пера друг у друга во время брачных игр; выделение пахучих веществ, чтобы привлечь самку или самца, отметить «свою» территорию или быть опознанным «своими»; «подарки» у некоторых птиц и обезьян во время брачных церемоний и многое другое (см. подробно п. 20 - 24; 26, 27) - это тоже передача информации, и она также осуществляется с помощью знаков. В коммуникации животных есть принципиальные отличия от коммуникации людей. Главные из них состоят в том, что в своих I От греч. рага - 'возле, мимо, около'. В близком значении иногда употребляются термины паралuнгвuстuческuе явленuя, паралингвuстuческuе средства общенuя и nаралuнгвuстuка, а также термин квазuсемuотuческuе явления. Термин nаралuнгвuстuка охватывает явления, сопровождающие прежде всего речевое (языковое) общение (жесты, мимику, интонацию), в то время как термин nарасемиотика может относиться также и к неязыковой коммуникации. Термины квазuсемuотuческuй, квазuзнакu (от лат. quasi - 'как будто, наподобие, словно; почти, без малого') нежелательны, потому что префиксоид квазu- может быть понят как 'ненастоящий, мнимый', что чревато недоразумениями среди говорящих (пишущих) о семиотике. 6.
10 Часть первая. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ основных проявлениях общение животных протекает инстинктивно, физиологично И вне связи с ориентированием в окружающей среде и развитием условных рефлексов. Однако при всем своеобразии в коммуникации животных имеются черты, свидетельствующие о ее информационно-семиотической природе: животные используют знаки - явления, которые значат больше самих себя, т. е. больше того, что может быть воспринято рецепторами животного. Так, оскал пасти собаки - это не просто вдруг обнажившиеся клыки, но и угроза, и, следовательно, все вместе - это знак, в котором угроза - это информация (значение), а обнаженные клыки - это форма, в которой заключается или передается (выражается) данная информация. В информационно-семиотических природных процессах, далее, не всегда присутствует намерение (желание, воля, тем более осознаваемая цель) передать информацию. Не всегда имеется и реципиент информации - конкретный адресат сообщения. В мире животных таковы, в частности, процессы регулирования поведения особей, осуществляемые с помощью фером6иов (от греч. pherlJ- 'несу' и hormao - 'привожу в движение, возбуждаю') - химических летучих веществ, которые вырабатываются железами секреции животных и, выделяясь во внешнюю среду, служат средством внутривидовой сигнализации. Феромоны влияют на поведение, иногда на рост и морфологию других особей (например, подавляют или стимулируют развитие яичников у рабочих пчел). Различают половые феромоны (аттрактанты, способствующие встрече самца и самки), возбуждающие, успокаивающие, феромоны сбора, тревоги, следа и др. Особенно важную роль феромоны играют в жизни насекомых. У общественных насекомых (пчел, муравьев, термитов) феромоны регулируют состав колонии и функции подклассов особей. Известный этолог1 И. И. Акимушкин назвал феромоны муравьев их «химическим словарем». «Разные пахучие вещества, которые выделяют их экзокринные железы, побуждают рабочих муравьев собираться по тревоге, бежать за добычей, ухаживать за маткой, кормить личинок, перетаскивать коконы. Муравьи и после смерти продолжают некоторое время 'разговаривать': их тела выделяют феромоны, поэтому собратья ухаживают за ними как за живыми. Но через день-два начинается разложение, и запахи смерти заставляют рабочих муравьев 'прозреть': тут только уносят они мертвых подальше от муравейника»2 (Акимушкин 1999, 90). Однако, несмотря на элементарную физиологичность испускания феромонов и отсутствие конкретного адресата (феромон направлен к «социально-половым» группам особей внутри вида - самкам, рабочим пче- 1 Эmологuя (от греч. ёtоs - 'обычай, нрав, характер' и /ogos - 'слово, учение') раздел биологии, изучающий поведение животных в естественных условиях. 2 Многие из феромонов идентифицированы, синтезированы и применяются для борьбы с вредными насекомыми (путем заманивания в ЛОВУШКИ, дезориентации в период спаривания и др.). Лекция 1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 11 лам, пчелам «СВИТЫ» при матке и т.д.), процесс имеет информационнознаковую природу: химическое явление (запах) выступает как знак, носитель сообщения и действует как к о м а н д а, меняя физиологию и/или поведение особей.
Биокоммуникация на уровне ДНК и генов. Глубинные механизмы наследственности также имеют информационно-знаковую природу. Н а с л е Д с т в е н н о с т ь обусловлена информацией, которая «записана» путем комбинирования трехчленных химических соединений и «прочитывается» (реализуется) Формирующимся организмом в процессе становления. Так, в химической оболочке передается «сообщение», которое определит степень преемственности организма по отношению к предшествующим поколениям в строении, обмене веществ, индивидуальном развитии. Носителем генетической информации являются полимерные молекулы нуклеиновых кислот (ДНК), входящие в хромосомы клеточного ядра. Наследственность обеспечивается «записью», «сообщением» наследственной информации с помощью своеобразного химического «алфавиTa~. В этом «алфавите» четыре исходных элемента (химических радикала), т.е. четыре «буквы». Четыре элемента комбинируются в трехчленные сочетания «<триплеты»); в результате образуются единицы генетического кода (в молекулярной генетике их называют «кодонами»), это вроде генетического «словаря», В котором всего 64 «слова,> (поскольку число комбинаций из четырех элементов по три - 64). Две длинные цепочки трехэлементных «слов»-кодонов, закрученные одна вокруг другой в спираль, образуют молекулу ДНК, и это как бы «химический текст» наследственности. Он программирует формирование белков, специфических для данного организма. Структура ДНК точно воспроизводится при делении клеток, что обеспечивает передачу генетической информации новому поколению. Изменения в комбинаторике кодонов приводят к изменениям в организме - мутациям!. Бессознательные информационно-семиотические процессы (на основе феромонов и генетического кода) являются особым случаем коммуникации: здесь адресат не может о т в е т и т ь отправителю своим сообщением, т. е. это коммуникация без о б р а тной связи.
Коммуникация внутри организма или машины. Особый класс информационно-семиотических процессов (которые, впрочем, соответствуют определению понятия «коммуникация») составляют процессы передачи информации в н у т р и отдельного организма или отдельного компьютера. Так, в 1 О семиотических идеях, вызванных открытием генетического кода, в частности 06 идеях Р.О.Як06сона, см. в п. 14.
7.
8. Л е к Ц u я /. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 13 в дискуссии «Жизнь И язык» на французском телевидении (1968) ЛевиСтрос следующим образом представлял свою концепцию: «Социальные феномены, человеческие сообщества все больше и больше представляются нам как огромные машины обмена информацией. Имеем ли мы дело с обменом женщинами между разными социальными группами через брачные запреты и предпочтения, или с обменом материальными ценностями и услугами в области экономической, или с обменами речевыми сообщениями, или с любыми другими операциями, предполагающими участие языка. <... >... так вот, все чаще и чаще мы заинтересованы рассматривать все социальные феномены как феномены коммуникации. Но я пойду еще дальше, сказав, что и целые человеческие сообщества, не зная о том, общаются друг с другом, так как каждое сообщество находит пути выражения, свойственные его манере и собственному языку, при помощи выбора, который оно сделало между всеми возможными верованиями, обычаями и институтами; каждое другое сообщество выражается совершенно по-другому, другими способами. Вплоть до того, что все, что касается человеческой-жизни от ее самых скрытых биологических основ до ее наиболее гроМОздких и показных проявлений, кажется нам зависящим от коммуникации»!. (Подробно о семиотических идеях Леви-Сrроса см. в п. 16.1.) Современная теория коммуникации, стремясь понять подлинную роль «информационной составляющей» в разные периоды истории, вводит понятие макрокоммуникации, субъектами которой являются массовые совокупности людей и которая осуществляется как взаимодействие (диалог или полилог) культур (Соколов 2002,55). Макрокоммуникация происходит в формах заимствования достижений другой культуры (или культур) в сферах технологий и наук, коммуникаций, искусств, управления, образования, организации быта и др. Как и в межплеменных контактах, подчиненных брачным регламентациям (о которых писал Леви-Строс), межкультурная макрокоммуникация, СКJIадываясь из массы отдельных вполне осознанных действий и поступков конкретных людей, в итоге может приводить к крупным И никем не планируемым (и в этом смысле «н а Д с о з н а т е л ь н ы м,» последствиям. Например, человек привез сыну из-за границы игрушку, которая неожиданно подсказала пришедшему в гости инженеру решение технической задачи, занимавшейЙ его целый день. В случае одностороннего движения информационных потоков их результаты приводят к экспансии той или иной культуры в новые регионы. В древности такие процессы обычно бывали связаны с этноязыковой, иногда также и религиозной экспансией (на- I Стенограмма дискуссии, в;Оторой участвовал также и Р.О.Якобсон, в русском переводе опубликована под заглавием «Жить И говорить» В книге: Якобсон Р. Язык и бессознательное. - М., 1996. - С. 199-222. Приведенную цитату см. на с. 214, 215. 9.
10.
14 Часть первая. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ пример, эллинизация северо-восточной Африки, арабизация Испании и др.). В современном мире к культурной экспансии (вестернизации, американизации, китаизации и т.п.) ведут перемещения не столько людей, сколько информации. Процессы такого рода в конкретных случаях могут оцениваться отрицательно (как культурный империализм, информационная агрессия, информационная экспансия и т. п.). Предмет семиотики: знаки, но не содержание сознания. Таким образом, процессы коммуникации неоднородны: наряду с ее классическими видами (находящимися в светлом поле сознания и характеризующимися наличием адресата и адресанта, намерением передать информацию, а также наличием обратной связи) бывают бессознательные коммуникативные процессы, которые происходят независимо от намерения и сознания адресанта (человека или животного). Существуют также процессы коммуникации внутри организма, а также внутри естественного или искусственного интеллекта; наконец, бывают процессы «надсознательной» коммуникации, принадлежащие уровню групп и сообществ и изучаемые в антропологии и социологии. Знаковые аспекты всех видов коммуникации составляют предмет семиотики. Однако в предмет семиотики входит отнюдь н е с о Д е р ж ан и е процессов коммуникации, но только их знаковое в о п л 0щение, Т.е. закономерности семиозuса (означивания, знакового представления информации и использования знаков) во всех сферах природной и социальной жизни, где имеют место информационные процессы. В <<Эпилоге» к своим «Очеркам по предыстории и истории семиотики» Вяч. Вс. Иванов, подчеркивая необходимость семиотики дЛя теории познания, вместе с тем вполне определенно, терминологически, разделил сферу знаков и сферу сознания: «Задача семиотики - описывать семиосферу, без которой немыслима ноосфера»! (Иванов 1998, 791). Назначение и возможности семиотики. Разнообразиенинформационно-семиотических процессов, знаков и знаковых систем в природе и обществе так велико, что его не в силах вместить семиотические энциклопедии, атласы и словари (ер.: Похлебкин 1995; Бидерманн 1996; Шейнина 2002). Появились спе- I Понятие ноосферы (от греч. пoos 'разум' и spharia 'шар') как «мыслящей,> оболочки Земли, надстроенной над ее биосферой, ввел французский ученый Эдуард Леруа (1927); в раБОlах Пьера Тейяра де Шардена, В. И. Вернадского, А.А.Любищева ноосфера трактуется как новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.
Л е к Ц и я 1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 15 циализированные издания по семиотике - энциклопедии символов отдельных культур и народов, отдельных эпох, религиозных традиций и искусств, отдельных классов знаков (например, книги по геральдике, альбомы товарных знаков или знаков воинских различий). Словари и альбомы знаков интересны сами по себе - в не меньшей мере, чем книги по изобразительному искусству, кино, театру, иллюстрированные рок-энциклопедии... Однако в каком отношении может быть интересна и полезна теоретическая книга по семиотике, особенно если в ней нет цветных картинок и систематизированных сведений по истории символов? В чем назначение семиотики? А. Увидеть семиотическое единство информационных процессов. Семиотика открывает единую знаковую (заместительную) основу информационных процессов в природе и обществе. Семиотика показывает онтологическое единство любых информационHыx процессов, обусловленное использованием в них знаков (т. е. з а м е с т и т е л е й вещей, признаков, действий и представлений, понятий, идей). Б. Понять своеобразие конкретных семиотик. Исследование знаков и знаковых систем помогает понять материал, в котором осуществляются разные виды общения и познания. Семиотика помогает осмыслить закономерности познания и общения, обусловленные семиотической природой этих процессов, - как их общие (универсальные семиотические) черты, так и своеобразие процессов, протекающих в конкретных семиотиках. Между тем закономерности общения и познания - это предметы прежде всего теории коммуникации, социальной психологии и наук о познании (гносеологии, когнитологии, эпистемологии). В чем, в таком случае, продуктивность семиотического подхода к коммуникации и познанию - подхода, который не может не быть достаточно общим и абстрактным, как бы с высоты птичьего полета? При таком взгляде открываются рельефные картины отдельных семиотик (языка людей, языков животных, языков искусств, этикета, языков ЭВМ и т.д.) В целом, в главном; становятся видны магистральные линии в развитии коммуникации и познания человечества; становится возможным в какой-то мере видеть перспективы этого развития. В. «Взвесить» семиотическую компоненту индивида или общества. Семиотические характеристики человека и социума обладают высокой социально-психологической эвристичностью. Семиотика позволяет охарактеризовать информационно-семиотическую компоненту в структуре конкретной личности и в структуре конKpeTHoгo социума. Между тем значимость семиотической компоненты для характеристики и человека, и социума трудно переоценить. Люди различаются между собой тем, сколько семиотик
Л е к Ц u я J. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 17 геометрии, грамматики, риторики. По стилю мышления и по семиотическому объекту «№ 1» - естественному язьку - семиотика ивсего лингвистам. В антологиях и обзорах современной семиотики к ее классикам относят философов, логиков, математиков (Чарлз С. Пире, Чарлз У.Моррис, Умберто Эко), психологов (Жан Пиаже, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин), литературове10В (М.М.Бахтин, Ролан Барт, Ю.М.Лотман, Цветан Тодоров), антропологов и этнологов (Бронислав Малиновский, Клод ЛевиСтрое, Виктор Тэрнер), фольклористов (В.Я. Пропп, Е. М. Мелетинекий, Г.Л. Пермяков), лингвистов (Фердинанд де Соссюр, Роман Якобсон, Вяч. Вс. Иванов, Б.А. Успенский), историков ре.1ИГИЙ, культуры и искусств (П.А.ФлоренскиЙ, А.Ф.Лосев, Мишель Фуко, А. М. Пятигорский), режиссеров театра и кино (В. Э. Мейерхольд, С. М. Эйзенштейн, Пьер Паоло Пазолини), ро\шнистов и эссеистов (Хорхе Луис Борхее, Умберто Эко, который, впрочем, не только романист, но и философ и искусствовед) (см.: Семиотика 1983; Иванов 1976; Почепцов 1998; Почепцов 2001; см. лекцию II в этой книге). Еще более разнообразна «цеховая принадлежность» работ, в которых были высказаны важные для семиотики идеи (впрочем, часто не в традиционных для семиотики терминах), обоснованы или продемонстрированы семиотические подходы к изучению различных гуманитарных объектов. Авторов, которых можно было представить в качестве «чистых семиотиков», «только семиотиков» или даже «в первую очередь семиотиков», по-видимомму, пока нет или мало. Иногда ценной ДJIЯ семиотики признается «просто хорошая» гуманитарная работа - в которой есть глубина, ум и кругозор. «Глубина» - это умение увидеть ненаблюдаемое и внутреннее - ТО, что определяет ВИдимое; «ум» - это логика и методичность исследования; «кругозор» - способность увидеть аналогии и параллели, а также факторы влияния за пределами «своего» объекта исследования. Но именно этому и учит семиотика. Ни один эмпирический объект не принадлежит «только» семиотике и «в первую очередь» семиотике: язык изучается в первую очередь лингвистикой, языки животных - зоопсихологией и этологией, языки программирования - информатикой, ритуалы - антропологией и религиоведением, язык rеографической карты - картографией (в теории картографических проекций и способов отображения объектов картографирования), языки сцены, кино, изобразительного искусства - соответствующими разделами искусствознания и т. д. Что, В таком случае, привносит в понимание конкретного «языка» его семиотический анализ, дополнительный и хронологически более поздний? То, чего нет ни в одной конкретноЙ науке по рознь: во-первых, общую концепцию, которая в любой от- ,~.-. 11.
18 Часть первая. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ дельной семиотике видит коммуникативную систему с моделирующими и порождающими возможностями, а также принимает во 'Внимание знаковую (заместительную) природу тех единиц (тех «кирпичиков»), из которых строится данная система; во-вторых, семиотика предлагает гуманитарному знанию результативный общий метод исследования разных систем; в-третьих, сопоставление разных знаковых систем позволяет лучше понять своеобразие каждой отдельной семиотики, подобно тому как своеобразие конкретного этнического языка в полной мере может быть выявлено и осознано только при его сопоставлении с другими языками (как родственными, так и неродственными). Наконец, на путях семиотики благодаря при сущему ей абстрагирующему вщению своих объектов удается выявить не просто те или иные «особенности» отдельных систем, но с а м ы е с у Щ е с т в е н н ы е ч е рты их строения и содержания (см. об этом в лекциях Х11 и Х111). В общий «план» гуманитарного знания семиотика входит в качестве крупного блока в составе теоретико-методологического основания конкретных гуманитарных наук (табл. 1). В хх в. постепенно вырабатывается теория самой семиотики, ее категориальный аппарат и собственная методология, не только структурная. Тем не менее пока семиотические исследования довольно разнородны. Своеобразие отдельных классов семиотик настолько влияет на методы и содержание исследований, что у разных знаковых систем во многом «своя» семиотическая теория, при этом «вертикальные» связи частных семиотик (например, семиотики языка или семиотики религии) со «своими» дисциплинами (в данных примерах - с лингвистикой и религиоведением) оказываются более сильными, чем их «горизонтальные» связи (т. е. связи между семиотикой языка и семиотикой религии). Поэтому совокупность частных семиотик не всегда мыслится как единая «<цельная») наука; в 1960-х годах ее определяли не как «самостоятельную» науку, но как «исследовательскую область» или как «комплекс научных теорий, изучающих свойства знаковых систем» (Философская энциклопедия: В V т. - Т. IV. - М., 1967).Ср. «переходное» определение семиотики в «Философском энциклопедическом словаре» (1983) в качестве «общей теории (или комплекса науЧных теорий), исследующей свойства знаковых систем». Однако философские справочники 1990-2001 ГГ. определяют семиотику уже как отдельную науку: «Семиотика... - научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию» (ВЭФ 2001, 913). Помимо своего основного теоретико-методологического значения для всего гуманитарного знания семиотика важна в каче- Таблица 1 Место семиотики в кругу гуманитарных наук
п о я с н е н и я. В таблице представлсны только 3 типа теоретико-методологоческих оснований гуманитраных исследований, хотя их может быть больше(например, некоторая религиозная доктрина или теория эволюции). Представяленные типы имеют (в скобках) указатели 1,2 и 3 при этом внутренняя структура областей 2 и 3 не детаоизируется.
12.
20 Ч а с т ь пер в а я. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ стве объединяющей теоретической науки для ряда вспомогательных исторических дисциплин - таких как нумизматика (история монетной чеканки и обращения монет и денежных слитков), сфрагистика (история печатей; от греч. sphragis - 'печать, перстень с печатью'), геральдика (история гербов; ранее, с XIII В., составление дворянских, цеховых и земельных гербов), эмблематика (изучение символов и знаков принадлежности, собственности и т. п., исключая гербы и печати, например, знаков родов войск, воинских различий, фирменных и товарных знаков, логотипов и т. п.), фалеристика I (история орденов, медалей, металлических знаков отличия). Реалии, изучаемые названными дисциплинами, объединяет то, что все они являются знаками, т. е. носителями некоторых значений, замещенных условными изображениями. Семиотические исследования символики и эмблематики, представляя самодостаточный интерес, ценны также для культурологии, истории искусств, психологии: они приближают к пониманию не только культуры отдельных народов, но и эстетических универсалий и психологических констант человечества. Лингвоцентризм семиотики. В чем ценность семиоотики для языкознания? Семиотика, будучи одной из общих теорий разных гуманитарных объектов, находится в особо тесных отношениях с лингвистикой2 Это связано с особым статусом языка среди других знаковых систем: по Соссюру, язык «наиважнейшая из этих систем» (Соссюр (1916] 1977). Луи Ельмслев, основатель и глава копенгагенской школы структурной лингвистики, видел уникальность языка в том, что «практически язык является семиотикой, в которую могут быть переведены все другие семиотики - как все другие языки, так и все другие мыслимые семиотические структуры. <... > Данное свойство языка обусловлено неограниченной возможностью образования знаков и очень свободными правилами образования единиц большей протяженности (предложения и т.д.)>> (Ельмслев [1942] 1999, 231). Некоторые семиотики способны выразить более сложное (более «глубокое» или «богатое») содержание, чем язык «сам по себе» (т.е. в наборе значений своеЙ лексики и грамматики), - таковы литература, искусства, религии (см. об этом подробно в п. 81- 91). При этом назначение религии, литературы, искусств не исчер- 1 Фалеристика - от лат. falerae, phalerae - 'металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия'; восходит к греч. phalara- 'металлические бляхи на шлеме, на узде (ДЛЯ защиты или украшения)'; 'украшения, побрякушки' (от pha - 'светлыЙ, блестящий, белыЙ'). Фалеристикой называют также коллекционирование орденов, медалей, значков, нагрудных знаков и др. 2 Характерно объединение двух дисциплин в некоторых словарях и руководствах (см.: Соломоник 1995; Баранов и др. 2001). Лекция 1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 21 пывается их семиотической функцией; их незнаковые аспекты (формирование в сознании реципиента той или иной общей концепции человека и мира; воспитание реципиента (т. е. внедрение в сознание человека этических норм); утешение; развлечение и др.) весомее, богаче их семиотики (их формы сообщения и способа существования). В отличие от названных, более содержательных, семиотик, язык является семиотикой по преимуществу, «чистой» семиотикой, как бы обще семиотической моделью разных «устройств», предназначенных для сообщения информации. Неслучайно искусствоведы, затрагивая художественные средства того или иного искуствоведы - а это и есть семиотический аспект искусствознания, начинают говорить о «я зык е» соответствующего искусства 1. Привычность подобных «лингвистических метафор» говорит о семиотическом видении искусства, а может быть, и о том, что принципы анализа поэтики разных искусств во многом «подсказаны» семиотическим эталоном - языком. Онтология языка может быть понята в наибольшей мере на основе именно знаковой теории, потому что в языке нет не знакомых утилитарных функций. Вот почему семиотика так важна для языкознания. Знаковая теория языка (лингвосемиотика) позволяет увидеть наиболее существенные черты языка - как в содержательно-функциональном плане, так и в строении языка (см. часть четвертую). Опираясь на типологию знаковых систем, лингвосемиотика очерчивает место языка среди природных и социaльHыx семиотик (см. п. 142). Она обладает большими возможностями, как в объяснении природы языка, так· и в плане эвристики (открытия нового знания о своем объекте). Важно при этом, что знаковая теория языка не является альтернативой по отношению к другим концепциям. В корпусе знаний о языке у лингвосемиотики своя ниша - она изучает те свойства языка, которые выявляюTcя при сопоставлении языка с другими семиотиками. Это существенные свойства, приоритетные для онтологии языка, однако исследования такого рода не создают особых методов описания фонологии, грамматики и лексики, Т.е. не развиваются в специ- I Ср. обычность слова язык (и его пере водных соответствий) в названиях работ по поэтике искусств: Мартен М. Язык кино. - М., 1959; Лоусон Дж. Г. Фильм - творческий процесс, или Язык и структура фильма. - М., 1965; Жегuн Л. Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). М., 1970; Metz Chr. Film language: а semiotics of the cinema. - Indiana University Press, 1974; Соболев Р.Л. Что такое язык кино? - М., 1983; Сарджент У. Джаз. Генезис. Музыкальный язык. Эстетика. - М., 1987. Ср. также заглавия семиотических разделов в «Эстетике,> Ю. Б. Борева (М., 1988): (,Искусство как язык», «Многоязычие художественной деятельности».
л е к Ц и я 1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 23 ставлений, и их вариативность; 2) знаковаятеория языка больше не ограничивается рамками структурализма; 3) предмет лингвосемиотики представлен как более широкий и значительный: вместо «исследует свойства единиц языка и правила их сочетания>} стало «[исследует) строение языка»; 4) история лингвосемиотики «удлинилась», Т.е. обогатилась более чем на два тысячелетия, в том числе философской мыслью Средних веков; 5) в новой редакции вместо знаменитой, но для многих дискуссионной фигуры зачинателя структурализма Фердинанда де Соссюра семиотику связывают с именем Вильгельма фон Гумбольдта - величайшего и общепризнанного авторитета, родоначальника теоретического языкознания Нового времени, лингвистической типологии и философии языка. Дефиниция и строение знака. Со времен стоиков • (III - II вв. до н. э.) все определения знака указывают на его двусторонний - м а те ри ал ьн о-иде альн ый - характер. Знак (лат. sigпum) - это материальный, чувственно воспринимаемый предмет (вещь, явление, действие, признак), выступающий в качестве представителя (заместителя, репрезентанта) другого предмета, свойства или отношения и используемый для получения, хранения, переработки и передачи информации. Каждый знак имеет, во-первых, материальную сторону - это его о значающее (лат. sigпaпs), или план выражения!, и, во-вторых, идеальную сторону - это значение знака, или содержание, в терминах семиотики - о з н а ч а е м о е (лат. sigпatum), или план сожержания. Древнегреческие прототипы терминов знак, означающее и означаемое впервые появляются у ранних стоиков (IП в. до н. э.) В сочинениях по «логике», которую они понимали как учение о речи (см.: Античные теории 1936, 26). Термины план выражения и план содержания могут показаться пери фразой древнейшей философской оппозиции «форма И содержание». Действительно, если иметь в виду такую единицу языка, как слово, по отношению к которому традиционно говорят о звуковой оболочке, о грамматической форме и о значении как о содержании слова, то может показаться, что термины план выражения и план содержания слова ничего не добавляют к уже имеющимся представлениям о диалектике формы и содержания вязыке. Однако в семиотической оппозиции «план выражения - план содержания» в центре внимания оказываются не взаимозависимости и корреляции формы и содержания~ но их асимметрия, иногда разномасштабность. План выражения - это отнюдь не всегда «оболочка» или «вместилище» содержания, часто это просто «метка», «ярлычок», «репрезентативная малость», пусть сверну- 1 В когнитивной лингвистике для «означающего» появился выразительный термин тело знака (см.: Кубрякова и др. 1996, 55), подчеркивающий материальность носителя значения. 13. 14.
24 Часть первая. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ тая и концентрированная, однако в сопоставлении с означаемым, с тем, на что указывает метка, - это всегда «малость» (ср. означающее и означаемое в государственном флаге и гербе; ср. богатство содержания географической карты уши чертежа, с одной стороны, и принципиальную «экономность», «схемностъ» представления соответствующего содержания средствами названных семиотик, - с другой). С точки зрения «техники» И «экономики» информационно-семиотических процессов обязательная и сущностная «экономность» знака, т. е. способность выразить и.i1И репрезентировать «большое» через «малое», - это его ценное свойство. Формула знака: бином или триада? Тезис о материально-идеальном характере знака требует пояснения. Значением (содержанием) любого знака является не «замещаемый» предмет, а представление о нем. Например, в дорожном знаке «Дети» его материальная оболочка - это силуэт двух бегущих детей, помещенный в треугольнике с красной обводкой, а его содержание (значение) - это не реальные конкретные дети, а представление о том, что на этом участке дороги часто появляются дети. По отношению к реальным ситуациям (о которых предупреждает данный знак) его значение представляет собой обобщение и абстракцию: ведь реально дети могут не обязательно бежать, а идти или играть; не такими, как «на картинке», могут быть их количество, а также Пол, возраст и т.Д. Нематериальность содержания знака видели уже стоики эллинистической поры, когда определяли означающее как «воспринимаемое» (aisthetaп), а означаемое - не как «вещь», но как «понимаемое, осознаваемое» (пaetoп). Поэтому, несмотря на бинарность знака, его сущностной графической формулой в семиотике стал треугольник (схема 1). Легко видеть, что к этой триаде восходят и «логический треуголънк» выдающегося немецкого логика Готлоба Фреге (в его работах конца XIX В.) - графический образ, разводящий и объединяющий «денотат - концепт - знаю>, и «семантический треуголъник» «слово - понятие - вещь» (восходящий к работе «Значение значения» (1923) американских семасиологов Ч.Огдена и А. Ричардса). Схема 1
|