Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Главные события в истории семиотики 1 page8. Спор о природе имен в Древней Греции (теории «фюсей» и «тесей»). Диалог Платона «Кратил» (IY в. до н.э.). - 9. Чарльз Сандере Пире, признанный основатель семиотики Нового времени. -10. Фердинанд де Соссюр как семиотик. - 11. Методологический экскурс: о необходимости различать «ценные для семиотики идеи» и работы, составляющие предмет истории семиотики. -12. Герменевтическая семиотика Г. Г. Шпета. -13. Первая в ХХ в. книга по семиотике: «Основания теории знаков» Чарльза Морриса (Чикаго, 1938). -14. Семиотические идеи Романа Якобсона. - 15. Проблемы семиотики в психологии. Жан Пиаже, Л.С.выготский, Н. И.Жинкин. -16. Семиотика в западноевропейском структурализме. Клод Леви-Строс, Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Деррида, Умберто Эко. - 17. Московскотартуская семиотическая школа. Ю. М.Лотман, Вяч. Вс. Иванов, Вл.Н.Топоров, Б.А.УспенскиЙ, Н.И.ТолстоЙ Спор о природе имен в Древней Греции (теории «фюсей» и «тесей»). Диалог Платона «Кратил» (IV В. дО н. э.). Согласно первой рефлексии человеческого ума над словом, слово (имя вещи) мыслилось не как условное обозначение вещи, но неконвенционально: как часть или даже как сущность вещи. Неконвенциональная трактовка ЯЗЫКОВОГО знака характерна для пралогического мышления; она лежит в основе языковой магии и, шире, разных видов фидеистического (религиоз- 17.
30 Часть первая. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ ного) отношения к слову (подробнее СМ.: Мечковская 1998). Неконвенциональное восприятие слов дошкольниками хорошо известно детской психологии: «слово отождествляется с вещью» (к. И. Чуковский); например, первоклассник может считать, что в предложении Там стояло два стула и один стол всего три слова, или что слово конфета - сладкое. Неконвенциональность часто присутствует в художественном (эстетическом) восприятии слова. Согласно древнейшей в европейской античности концепции слова, имя вещи соответствует ее природе. В этом суть теории фюсей (от греч. physis 'природа'). Так считали Гераклит (ОК 520ОК. 460 до н.э.), позже - стоики, отчасти - гностики и пифагорейцы. Сторонники противоположной концепции, известной как теория тесей (от греч. thesis 'положение, установление'), видели в именах условное установление, сознательно принятое людьми. Так понимали природу имени Демокрит (460-370 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), отчасти Платон (428-348 до н.э.). Сторонники теории фюсей связывали «природную» мотивированность имени, во-первых, с «изобразительностью» звуков речи по отношению к внеязыковому миру и, во-вторых, с обусловленностью звуков речи физиологическими ощущениями человека. Шесть веков спустя св. Августин (354-430) следующим образом представлял доводы стоиков: «природность» названий доказывается, во-первых, звукоподражаниями (т. е. словами, с помощью которых МЫ говорим о звоне меди, ржании лошадей или скрипе цепей); во-вторых, - сходством между воздействием вещи на человека и его ощущениями от этой вещи: «Сами вещи воздействуют так, как ощущаются слова: те! (мед) - как сладостно воздействует на вкус сама вещь, так и именем она мягко действует на слух; асге (острое) в обоих отношениях жестко; !апа (шерсть) и vepres (терн) - каковы для слуха слова, таковы сами предметы для осязания. Это согласие ощущения вещи с ощущением звука стоики считают как бы колыбелью слов» (цит. по: Античные теории 1936, 72). Спор о природе названий вызвал самое знаменитое сочинение древнегреческой философии о языке - диалог Платона «Кратил, или О правильности имен». Обсуждают проблему трое: Кратил, защитник правильности «подлинных» имен (тех, которые присущи вещам от природы), Гермоген, уверенный в том, что «никакое имя никому не врождено от природы, но принадлежит на основании закона и обычая тех, которые этот обычай установили и так называют», и мудрейший арбитр Сократ, ищущий «третий берег». Это, очевидно, и точка зрения самого ПЛатона. Устами Сократа Платон говорит, что имена были установлены, но «зако-
Лекция 11. ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ СЕМИОТИКИ 31 нодатель имен» (OHOMaтoтeт1) устанавливал имена таким образом, чтобы звуки, из которых создавалось имя, отвечали «природе» называемого предмета или действия. И далее, показывая, каким образом звучание и значение могут отвечать природе друг друга, Платон по сути закладывает основы концепции звукосимволизма (аргументы Платона приведены в обширной выдержки из «Кратила» в п. 42, в лекции УН «Иконические знаки. 3вукосимволизм»). Компромисс Платона в понимании имени (компромисс между «природой» И «установлением») связан с историей названий: при возникновении слова между его звуковой оболочкой и называемой вещью существовала та или иная внутренняя связь (звуко- или образоподражательного характера), но потом возникает такое множество производных слов, с настолько далеко разошедшимися значениями, что первоначальная мотивированность забывается, и связь имени и вещи держится традицией, договором, а не природой. Размышляя над природой названий, Платон в «Кратиле» высказывает замечательные и до сих пор вполне актуальные семи0TичecKиe идеи. Например, такие: - мотивированность слова может быть различной природы (разного характера): «... одни имена составлены из более первичных, а другие являются первыми» (Античные теории, 1936, 55-56); - мотивированность может быть присуща имени в разной (большей или меньшей) степени: «Итак, мой славный, смело признавай, что и имя одно назначено хорошо, а другое - нет, и не заставляй его иметь все буквы, чтобы быть совершенно такими же, как то, чьим именем оно является, но позволь вносить в него и неподходящую букву» (там же, 55); - принятие имени людьми зависит не от «правильности» имени (его адекватной мотивированности), но от «договоренности», Т.е. конвенции, условленности между людьми: «Мне И самому нравится, чтобы имена в пределах возможности были сходны с вещами. Однако, в самом деле, как бы это стремление к сходству не оказалось, как говорит Гермоген, слишком стеснительным и не пришлось бы привлекать к вопросу о правильности имен грубое соображение о договоре» (там же, 57). 1 От греч. oпoтato-thifis (дословно 'установитель, законодатель имен', от опота 'имя, название' и thеtёs - 'полагатель, установитель, закладыватель'; существовало также слово oпoтatoп - 'дающий имя'), однако не ясно, кто именно был этим богом или героем. По преданию, Пифагор на вопрос «Что самое мудрое?» ответил: «Число; а на втором месте тот, кто установил имена вещам» (Античные теории 1936, 32). О том, как объяснялось происхождение имени в разных мифологиях, см.: Иванов 1962; Топоров 1991. 18.
32 Часть первая. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ Последующее языкознание и, в частности, семасиология и теория номинации - это, по сути, развитие и конкретизация ~ семиотических идей Платона. Чарльз Сандерс Пирс, признанный основатель семиотики Нового времени. А11ериканский математик, логик, естествоиспытатель и философ Ч. С. Пире (Piers) (18391914) вошел в историю знания как родоначальник философии прагматизма и основатель современной семиотики. В 1861-1891 гг. Пире преподавал в знаменитых американских университетах (Кембридж, Гарвард, университет Джона Гопкинса), и его идеи формировались и получали известность в лекциях, однако большинство работ не было опубликовано при жизни автора. Труды Пирса получили всеобщее признание в 1930-х годах: когда в 1931 г. в Гарварде начало выходить 8-томное собрание его сочинений (издание которого было закончено в 1958 г.), и о Пирсе стали писать как об «отце научной философии CШA»I. Развитие семиотики до Пирса - это история отдельных семиотических идей, озарений и споров о словах или знаках в безбрежном море философских поисков. Хронология семиотики богата событиями и славными именами. Вот только некоторые из них, позволяющие видеть масштаб идей и личностей: • древнегреческий спор о природе имени; анализ строения знака у стоиков; • учение Филона Александрийского (ок. 25 г. до н. э. - ОК. 50 г. Н. э.) О четырех смыслах текста Писания и разных способах интерпретации текста; • неоплатонические идеи Псевдо-Дионисия Ареопагита (У или начало VI в.) о бессилии человеческого языка в познании; • средневековый спор номиналистов и реалистов о природе универсалий (общих понятий) и их обозначений; • принципы работы логического автомата, разработанные и отчасти реализованные (!) Раймондом Луллием (ок. 1235 - ОК. 1315), испанским поэтом и философом, миссионером и первым европейским арабистом; • теория познания Джона Локка (1632-1704), сенсуалистаэмпирика и провозвестника политического либерализма, который в «Опыте О человеческом разуме» (1690, рус. пер. 1898) укаЗа:1 на важность проблемы обозначения простых и сложных идей с I Р. О.Якобсон отмечал, однако, что это издание, осуществленное без должного текстологического и биобиблиографического обеспечения, не позволяет Е полной мере представить развитие идей Пирса. В 2000 Г. в Санкт-Петербурге в Лаборатории метафизических исследований при философском факультете СПБГУ были подготовлены два тома сочинений Пирса в русском переводе по трем американским изданиям (см.: Пирс 2000; Пире 2000 [а]).
Лекция 11. ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ СЕМИОТИКИ 33 ПОМОЩЬЮ знаков; в процессах означивания он видел одну из «трех важнейших областей умственной работы» и считал, что знаки и означивание следует рассматривать в специальной теории (Локк назвал ее семиотикой!); • семиотический раздел (один из четырех) в двухтомном философском -онтологическом построении немецкого философа и логика Иоганна Генриха Ламберта (1728 -1777), названном «Новый Органон» (1764)2; У Ламберта существенно расширяются граHицы философской семиотики: кроме естественных языков он рассматривает, с одной стороны, неязыковые средства коммуникации - музыку, хореографию, гербовые знаки и эмблемы, церемонии' и др., а с другой - алгебру и другие искусственные языки наук, видя в них «повторный перевод»» (gedoppe1te Ubersetzиng): знание о мире «переводится» на обычный язык, а затем на язык знаков науки (о Ламберте как о видном предшественнике Пирса см.: Якобсон [1975] 1996). Таким образом, у Пирса были предшественники, однако Пирс первым разработал ц е л о с т н у ю теорию знаков и знаковых систем(назвав ее, вслед за Локком, семиотикой) и предложил ее основные термины. Пирс шел к семиотике от средневековой логики и умозрительной (теоретической) универсальной грамматики (лат. grammatica sресиlаtivа) средневековых философов, стремившихся выявить универсальные категории мышления (которые, по доктринам grammatica specи1ativa, присутствуют в любом языке). Неслучайно первые книги, в которых Пирс формулирует принципы семиотики, названы им во вкусе Средних веков: «Grammatica specиlativa» (1867)3 и «О новом списке категорий» (1867). Семиотика была для него делом жизни: с семиотики он начинал; о ней в начале ХХ в. написал свою главную книгу - «Система логики С точки зрения семиотики». Пирс разработал самую о р г а н и ч н у ю для семиотики классификацию знаков, в которой три основных класса знаков - знаки-индексы, знаки-копии (или знаки-иконы) и знаки-символы (подробно см. лекции V - IX) - отражают три ступени семиозиса (становления знака). В отличие от других классификаций знаков (в том числе таких естественных и важных, как различение зна- I Слово семиотика издавна и до сих пор используется в медицине, обозначая раздел диагностики, связанный с изучением и оценкой проявлений, признаков, симптомов болезни. О терминологической новизне семиотики как науки о знаках говорит тот факт, что во 2-м издании Большой Советской энциклопедии (Т. 38. - М., 1955) термин семиотика объясняется только в медицинском смысле. 2 Аллюзия к названию свода логических сочинений Аристотеля - «Органон,> (греч. 6rgaпoп 'орудие, инструмент'), т. е. логика мыслилась как инструмент ума. 3 Ее IV глава «Предложение,> опубликована в антологии (см.: Семиотика 1983) с комментариями Т. В. БулыгиноЙ.
34 Часть первая. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ ков по физической природе их оболочек - знаки оптические, слуховые, осязательные и Т.д.; см. п. 21-24), классификация Пирса является сущностной, поскольку в ней учитывается главное в двусторонней структуре знака - степень мотивированности обо-. лочки знака его содержанием. Эта полностью актуальная для со-временной семиотики концепция будет представлена в лекции выдержками из работ Пирса, что позволит почувствовать силу и проницательность его мысли. Первопроходческую семиотику Пирса исключительно высоко ценил Р.О.Якобсон. Он писал, что Пирс «возможно, был самым ~ изобретательным и разносторонним из американских мыслите- лей», с горечью добавляя: «настолько великим, что ни в одном университете не нашлось для него места» (Якобсон [1965) 1983, 102). Якобсон разделял убежденность Пирса в фундаментальном значении семиотики для всего гуманитарного знания, но особенно для лингвистики: «Полувековая работа Пирса по созданию общих основ семиотики имеет эпохальное значение, и если бы работы Пирса не остались большей частью неопубликованными вплоть до 30-х годов <... >, они, несомненно, оказали бы ни с чем не сравнимое влияние на развитие лингвистической теории в мировом масштабе» (там же, 103). Якобсон считал «одной из наиболее плодотворных и блестящих идей» Пирса его определение значения «как перевода знака одной системы в другую систему знаков». Процитировав эти слова, Якобсон замечает: «Сколь многих бесплодных дискуссий о ментализме и антиментализме можно бьто бы избежать, если бы к понятию значения подходили как к переводу, который не могли бы отрицать ни менталист, ни бихевиорист» (Якобсон [1977] 1996, 164). В 1975 г. на симпозиуме, посвященном Пирсу, Якобсон сожалел о том, что «после великого брожения в науке, которое последовало за Первой мировой войной, только что появившийся "Курс общей лингвистики" Соссюра не мог быть сопоставлен с аргументами Пирса: такое сопоставление идей, одновременно и сходных, и противоположных, возможно, изменило бы историю общей лингвистики и начала семиотики» (Якобсон [1977] 1996, 164). (Подробно о Пирсе см. также: Якобсон [1975] 1996.) Фердинанд де Соссюр как сеМИОТИК. Родоначальник структурной концепции языка Ф. де Соссюр (1857 -1913) не знал о семиотических идеях своего американского современника Ч. Пирса и шел к семиотике не от логики и истории схоластики, как Пирс, но от лингвистики, размышляя над природой языка. Соссюр считал семuологuю (так он предлагал называть науку о знаках) частью социальной психологии, а лингвистику - частью семиологии. «Для нас же проблемы лингви- Лекция 1/. ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ СЕМИОТИКИ 35 стики - это прежде всего проблемы семиологические. <... > Кто хочет обнаружить истинную природу языка, должен прежде всего обратить внимание на то, что в нем общего с иными системами того-же порядка» (Соссюр 1977, 55). Соссюр указал три свойства языкового знака «первостепенной важности»: 1) его проuзвольность (или арбитрарность), т. е. условность, конвенциональность слова; 2) линейность означающего языкового знака; 3) «неизменчивость и изменчивость» знака. А. Говоря о преобладании в языке произвольных знаков, Соссюр вместе с тем называет два главных класса языковых явлений, где наблюдается мотивированность (звукоподражания и междометия), однако считает эти исключения малостью: принцип произвольности знака «подчиняет себе всю лингвистику языка; следcтвия из него неисчислимы» (там же, 101). «Сама произвольность знака защищает язык от всякой попытки сознательно изменить его», поэтому исчезает всякая почва для обсуждения «рациональНОСТИ» знаков, предпочтения одних знаков другим. «Именно потому, что знак произволен, он не знает другого закона, кроме закона традиции, и, наоборот, он может быть произвольным только потому, что опирается на традицию» (там же, 106-107). Б. Линейный характер означающего языкового знака Соссюр раскрывает так: «элементы следуют один за другим, образуя цепь». Таким образом, означающее языкового знака характеризуется признаками «заимствованными у времени»: он обладает протяженностью. Признак линейности существен, «от него зависит весь механизм языка» (там же, 103), поскольку линейность означает _ н е о Д н о в р е м е н н о с т ь восприятия одного сообщения (например, двух сегментов одного высказывания). Вслед за Соссюром при классификации знаковых систем различают семиотики, порождающие линейные сообщения (язык, музыка, танец и др.), и семиотики, чьи произведения нелинейны (изобразительные искусства, дорожные знаки, униформа и др.). Это полезное различение, оно существенно для психологии восприятия текстов разной семиотической природы. Например, можно с раз у окинуть взглядом полотно, которое художник писал два года, в то время как произведение словесного искусства, если оно длиннее пословицы, загадки или четверостишия, воспринимается не одномоментно. В. «Неизменчивость и изменчивость знака» - так парадоксально, антиномично называет Соссюр главу в первой части своего «Курса общей ЛИНГВИСТИКИ» (1916) и далее не боится два соседних параграфа назвать так же противоречиво: § 1 - «Неизменчивость знака», § 2 - «Изменчивость знака». Однако в данной оппозиции существенна очередность, т. е. иерархия терминов: «При всяком изменении преобладающим моментом является устойчи- 19.
36 Часть первая. ОСНОВНЫЕ понятия И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ
вость прежнего материала, неверность прошлому лишь относительна. Вот почему принцип изменения опирается на принцип ~. непрерывности» (там же, 107).
В общей теории знаковых систем оппозиция семиотик, способных к изменениям (адаптивных, динамичных, открытых), и семиотик неизменчивых (неадаптивных, статичных, закрытых), является одной из наиболее глубоких и эвристически ценных.
Подробно о семиотических идеях Соссюра, в том числе о его недавно изданных ранних работах можно прочитать в книгах Якобсона (см.: Якобсон [197511996).
Методологический экскурс: о необходимости • различать <щенные для семиотики идеи» и работы, составляющие предмет истории семиотики. После беспрецедентного в истории языкознания успеха идей Соссюр<: (его «Курс общей лингвистики» был издан 17 раз на 11 языках) и по мере расширения известности работ Пирса семиотика постепенно становится отдельной дисциплиной, хотя и сохраняет своЙ междисциплинарный характер. Важной вехой в самоопределении семиотики было появление первой в хх в. книги по семиотике «Основания теории знаков» логика и философа Чарльза Уильяма Морриса (Чикаго, 1938). Применительно к хх в. имеет смысл различать работы по «собственно семиотике» и всякое другое гуманитарное знание, которое всегда, по определению, изучает реальность, существенным компонентом которой являются семиотические процессы и явления.
В гуманитарных науках семиотика имеет главным образом методологическое и инструментальное значение: это система понятий и исследовательских принципов, доказавших свою результативность при изучении разных информационных процессов и И\ знаковых (текстовых) реализаций. У семиотики нет объекта, который бы не рассматривался в других областях знаний. Специфика семиотики состоит не в особой предметной области интересов. но в о с о б о м, именно семиотическом, взгляде на объекты разных гуманитарных наук.
«Семиотический взгляд» предполагает, во-первых, наличие«семиотического самосознания» автора: последний отдает себе' отчет в том, что пишет именно семиотическую работу (на мате риале, допустим, истории театра), или, по меньшей мере, что некоторый конкретный раздел в его работе - это семиотическиi1 анализl; во-вторых, автор-семиотик использует категории и тер-
I Поэтому представляется спорным решение Ю. С. Степанова относить к семиотике «иногда помимо собственного мнения их авторов» (Семиотю 1983, 6).
Лекция 1/. ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ СЕМИОТИКИ
..•
мины семиотики; в-третьих, исследователь-семиотик всегда выходит за границы о Д н о й знаковой системы: сопоставление разных семиотик может не входить в его задачи, однако такое сопоставление оказывается основным методом для выяснения сущностного своеобразия прямого объекта в конкретном исследовании. Работы, отвечающие названным признакам, образуют предмет истории семиотики. Однако их авторы работали в необозримо широком культурно-гуманитарном контексте своего времени - с его философскими, художественными, интеллектуальными, религиозными и иными вопросами и поисками. В общем контексте времени семиотические идеи и догадки нередко рождались не под пером семиотика, но в суждениях кинорежиссера, книгоиздателя или хореографа, и потом становились дневниковой записью, речью или статьей художника, звучали на репетициях или форму.1ИРОВались в эстетических манифестах. Рефлексия наук и искусств, во-первых, над процессами коммуникации и познания и, во-вторых, над поисками «своего языка» в искусствах и науках - это с е м и о т и ч е с к а я реальность в их истории, однако это еще не собственно семиотическая рефлексия. В «досемиотической» рефлексии были увидены и сформулированы замечательно глубокие закономерности в разных областях «семиотической реальности», может быть, даже более глубокие, чем построения записных семиотиков, однако без категорий и терминов семиотики такие работы принадлежат не столько семиотике, сколько философии познания, эстетике, культурологии. Разумеется, в «семиотической реальности» можно видеть определенный этап в развитии семиотики - такова позиция Вяч. Вс. Иванова в его «Очерках по истории семиотики в СССР» (см.: Иванов 1976; а также переработанную версию книги в: Иванов 1998). Основной предмет «Очерков» составили те закономерности человеческого познания (в первую очередь мифопоэтического и интуитивно-художественного), которые открывались в трудах С. М. Эйзенштейна, Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, П.А. Флоренского и других выдающихся представителей гуманитарной мысли первой половины хх в. Однако легко видеть, что Вяч. Вс. Иванов прежде всего систематизирует и компрессирует их идеи и гипотезы (подчас содержавшиеся в труднодоступных источниках, например, в тогда еще не изданных рукописях и рабочих тетрадях Эйзенштейна), отчасти как бы «п е р е в о Д я» их на язык семиотики, однако сами авторы (герои «Очерков») думали не о семиотике, но о своем «прямом деле» - об истории культуры и искусства, истории сознания или о возможностях киноязыка. История того, «как люди относились К знаковым системам» (Иванов 1976, 5), разумеется, шире истории терминированной семиотики - настолько шире, что такая история превратилась бы
38 Часть первая. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ
12Герменевтическая семиотика Г. Г. Шпета. Философ И эстетик Густав Густавович Шпет (1879-1937), выпускник Киевского университета и профессор Московского (в 1918-1921 гг.), вице-президент Российской Академии художественных наук (в 1923 -1929 гr.) и проректор организованной К. С. Станиславским Академии высшего актерского мастерства (в 1931-1935)2, был видным последователем и другом основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля (с которым сблизился в 1910-1913 гг., когда завершал свое образование в Гёттингене). В 1916 г. избран доцентом Московского УJшверситета (1916). Шпет был одним из создателей и руководителей Московского лингвистического кружка (1915 -1924), составляя его логикотеоретическое и феноменологическое крыло, автором книг по философии, теории искусства, этнологии, переводчиком с немецкого, английского, французского, итальянского и польского (в числе его переводов - «Феноменология духа» Гегеля и еще около 20 работ по философии, психологии, логике, эстетике, а также пьесы Байрона и Шекспира) и непревзойденным комментатором трагедий Шекспира и «Посмертных записок Пиквикского клуба» Диккенса. По словам современного биографа Шпета, он «обладал фантастической эрудицией и начитанностью» (Пастернак 1989, 5). ~ По сведениям Г. Г. Почепцова, слово семиотический (не в ме дицинском смысле) на русском языке впервые встречается имен- = I Указанное широкое понимание семиотики реализовано в интересных кни~ гах Г. Г. Почепцова (см.: По чепцов 1998; Почепцов 2001), ценность которых зак~ лючается прежде всего в их, как сказано в аннотациях, «максимально цитатной форме». Эти книги знакомят с теми идеями виднейших русских гуманитариев (включая психологов и физиологов, экономистов и философов) и деятелей искусства, которые связаны с их профессией и при этом касаются формы и содер- ~ жания разных искусств и видов познания и коммуникации. Понятно, что раз- @ личных интересных мыслей на эти темы высказано и написано целые библиоте- ~ ки (поэтому, В частности, библиография в книге Почепцова (2001) включает ~ 912 позиций). При таком понимании истории семиотики она оказывается рав- ~ ной истории гуманитарных дисциплин (включая искусствоведение), Т.е. стано- ~ вится своего рода «наукой наук», что обернулось бы просто растворением семи-.~ отики в гуманитарном знании. §! 2 В 1935 г. Шпет был арестован и сослан в Сибирь (где недолгое время работал.~ в Томском университете), затем снова арестован и расстрелян. Реабилитирован в ~ ]%6~ ~
л е к Ц и я 11. ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ СЕМИОТИКИ 39 но у Шпета - в его докторской диссертации «История как предмет логики. Критические и методологические исследования. Ч. 1» (М., 1916) в следующем контексте: «... Историческое познание никогда не является познанием чувственным или рассудочным или познанием внешнего, или внутреннего опыта, а всегда есть познание, предполагающее уразумение или интерпретацию как средство уразумения. Такого рода познание можно условиться называть семиотическим познанием» (цит. по: Почепцов 2001, 215). Однако, как можно видеть, здесь семиотический - это еще не прилагательное к слову семиотика, но характеристика феноменологической герменевтики (предполагающей методическую, по строгим правилам редукции в духе Гуссерля, интерпретацию исторических данных (а эти «данные» - всегда «малое») для уразумения «большого» - ушедшей в прошлое реальности). Во второй части своих «Эстетических фрагментов» Шпет характеризует семиотику как «формальную онтологию»!. Здесь особенно весомо слово формальный: оно удерживает от понимания семиотики как «науки наук»; семиотика исследует не значения, но способы означивания. Работы «русского гуссерлианца» Шпета (определение В. В. Зеньковского в его «Истории русской философии», 1950) были одним из основных источников феноменологического мышления в русской филологии. Вяч. Вс. Иванов приводит мнение (хотя и не вполне принимая его) Эльмара Холенштейна, немецкого исследователя творчества Якобсона, о том, что «в основе всей его (Якобсона. Н. М.) концепции лингвистики и поэтики лежит «феноменологический принцип»» (Иванов 1985, 7)2. Влияние Шпета ощутимо в работах ученых Московского лингвистического кружка (Р. О. Якобсона, Г. О. Винокура, П. Г. Богатырева), а также в трудах более позднего поколения русских лингвистов - А. А. Реформатского, П. С. Кузнецова, М. В. Панова3• В семиотическом наследии Г. Г. Шпета обратим внимание читателя на три ключевые идеи, относящиеся к разным областям гуманитарного знания, - к герменевтике, этнологии и теории театра. 1 «Теория слова как знака есть задача формальной онтологии, или учения о предмете, в отделе семиотики,} (Шпет 1989, 381-382). 2 См.: Holeпsteiп Е. Jakobson und Husserl. Ein Beitrag zur Genialogie des Strukturalismus / / Нistory of Linguistics. - Berlin; New York, 1976. - Р. 773-810. з Ср. резюме и оценку центральной идеи «Эстетических фрагментов» Шпета в журнальном отклике г. о. Винокура 1925 г.: «В основании "Эстетических фраг~!eHTOB" <... > лежит большая и огромной ценности философская мысль. <... > Мысль эта заключается в усмотрении с т р у к т у р н о г о строения всего нашего культурно-социального бытия и в понимании культуры как вы р а ж е н и я, овнешнения, реализации смысла. Смысл не дан иначе как через знак <... >'> (Винокур 1990, 87). 20. 21.
40 Ч а с т ь пер в а я. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ А. Б сфере герменевтики Шпет показал Д в о я к у ю роль языка
|