Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Теории, эксперименты, дискуссииСтр 1 из 53Следующая ⇒ Теории, эксперименты, дискуссии Выходные данные: Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской; предисл. Л.Ф. Обуховой. – М., 2001. – 624 с: – (Psychologia universalis). Аннотация: Книга посвящена творчеству классика психологии Жана Пиаже. Помимо фундаментальных работ Пиаже сборник содержит исследования отечественных и зарубежных авторов, анализирующих теоретический и экспериментальный вклад основателя Женевской школы в изучение стадий развития интеллекта в онтогенезе. Впервые в отечественной литературе творчество Пиаже представлено столь объемно, в исторической перспективе и в сопоставлении со взглядами его наиболее авторитетных критиков – психологов и философов (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.). Наряду с работами, опубликованными ранее на русском языке, но ставшими труднодоступными, включены новые переводы и комплекс заданий для определения уровня умственного развития детей и подростков. Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов психологических факультетов, аспирантов, преподавателей и специалистов в области психологии и педагогики. Примечания: · Номера страниц оригинала выделены серым цветом и предшествуют тексту соответствующей страницы. · Электронная версия снабжена интерактивным оглавлением. Если вы подведете курсор к нужному разделу и нажмете Ctrl, то попадете в соответствующее место в тексте книги · В оглавлении указаны номера страниц оригинала
Предисловие
Сборник, предлагаемый вниманию читателя, необычен по форме и по содержанию. Он задуман как хрестоматия по психологии развития, но посвящен только одной научной системе – теории Жана Пиаже, которая составляет одно из высших достижений психологии XX века. За шестьдесят лет научной работы Пиаже написал отдельно и в соавторстве 52 книги и 458 статей! В сборник вошли статьи и отрывки из работ Пиаже, которые в разные годы были переведены на русский язык и опубликованы в научных изданиях, однако со временем большая часть из них стала труднодоступной. Наряду с теоретическими идеями Пиаже в систематизированном виде представлены статьи, в которых отражено отношение к его теории отечественных и некоторых зарубежных ученых – психологов, философов и логиков. В области психологии такое издание осуществляется впервые. Оно представляет собой научное свидетельство того времени, когда происходило становление психологии как самостоятельной отрасли науки, когда «открывались новые факты, формулировались законы развития, выявлялись внутренние механизмы этого процесса, когда происходило осознание общих методологических принципов, лежащих в основе различных подходов к изучению развития психики. Разумеется, этот процесс не был простым и однозначным. Путь к истине, по словам Пиаже, пролегает через дискуссии и споры, что происходит и в развитии мышления каждого человека, и в истории любой науки. В сборнике наиболее полно представлены взгляды двух научных психологических школ – Женевской и Московской. Женевская школа генетической психологии связана с именами Ж.Пиаже и Б.Инельдер. Биографии этих выдающихся ученых представлены в первом разделе книги. Психологи Женевской школы изучают происхождение и развитие интеллекта у ребенка; способы и пути формирования таких фундаментальных понятий, как объект, пространство, время, причинность, случайность и др.; особенности детской логики; развитие восприятия, памяти, воображения и их функции в процессе познания. Однако главная задача этой школы – изучение механизмов познавательной деятельности ребенка, скрытой за внешней картиной его поведения. Ученым важно понять, как происходит переход от одних форм мыслительной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной и каковы причины этих структурных преобразований. Женевские психологи пытаются осмыслить факты детского развития в аспекте их жизненного, биологического значения и поэтому связывают развитие детского мышления помимо классических факторов (созревания нервной системы и опыта взаимодействия ребенка с миром вещей и людей) с общебиологическими способами жизнедеятельности организма, ассимиляцией, аккомодацией, адаптацией. В постоянном взаимодействии и противоречии процессов ассимиляции и аккомодации, в постоянной тенденции к их уравновешиванию женевские психологи видят источник непрерывности психического развития. Качественное своеобразие развития интеллекта в каждом возрасте, скачки и переходы от одной возрастной ступени к другой определяются прижизненным формированием структур интеллектуальной деятельности, специфических для каждого возраста. Становление интеллекта для Женевской школы – стержневая линия в психическом развитии ребенка, от которой зависят все другие психические процессы. Подход Л.С.Выготского, его учеников и последователей (представителей Московской школы) отличается от основополагающих принципов теории Пиаже. В школе Выготского разрабатывается учение о социально-историческом происхождении и развитии психики. Высшие психологические процессы не даны человеку от рождения, а лишь заданы как общественные образцы. Психическое развитие осуществляется в форме усвоения таких образцов. Оно происходит в процессе коллективно распределенной деятельности, в сотрудничестве со взрослыми и осуществляется в форме обучения. Выготский и его последователи подчеркивают, что нельзя начинать анализ психического развития с индивида, потому что нет и не может быть независимости ребенка от общества. Несмотря на то, что на протяжении многих лет дискуссии между двумя школами проходили заочно и осуществлялись в условиях «железного занавеса» и в атмосфере противостояния двух идеологических систем, их отличает высокий уровень культуры научного спора, заданный с самого начала в работах Л.С.Выготского. * * * Анализируя ранние работы Пиаже, которые в данном сборнике кратко представлены в гл. 2, Выготский признал, что эти исследования составили целую эпоху в развитии учения о речи и мышлении ребенка, о его логике и мировоззрении, «они отмечены историческим значением». Такие слова, сказанные молодым ученым о своем коллеге и ровеснике, говорят о многом. Это признание того, что именно Пиаже первым поставил проб- лему детского развития как проблему качественную и показал, в чем своеобразие мышления ребенка по сравнению с мышлением взрослого человека. Это – искреннее восхищение тем, что «море новых фактов, крупных и мелких, первой и второй величины, открывающих новое и дополняющих известное раньше, хлынуло в детскую психологию со страниц Пиаже»[1]. Это – высокая оценка клинического метода, который был разработан Пиаже для изучения развития детского мышления; Выготский часто сопоставлял свою теорию развития высших психических функций с взглядами Пиаже и отмечал, что по сравнению с традиционной детской психологией теория Пиаже представляет собой шаг вперед: Пиаже занимается новыми вопросами, которые предполагают исследование сложных форм поведения. Однако, по мнению Выготского, Пиаже использует при этом старый подход к фактам развития ребенка как к природным процессам, что затрудняет их правильное понимание. Выготский упрекал Пиаже в том, что он рассматривает развитие высших психических функций абстрактно, вне социальной и культурной среды, вне конкретной обстановки, окружающей ребенка. Критика Выготского отличается тем, что, возражая Пиаже, он выдвигает Новые интересные гипотезы. Так, например, он впервые в отечественной психологии дал теоретический и экспериментальный анализ феномена эгоцентризма и эгоцентрической речи, выдвинул новую гипотезу о происхождении внутренней речи. По его мнению, эгоцентрическая речь – начальная форма развития внутренней речи. Она выполняет функцию организации и планирования поведения. Однако Выготский не учел в достаточной степени роли важнейшей психологической структуры в развитии мышления – эгоцентрической позиции ребенка-дошкольника по отношению к внешнему миру и к себе самому, описанию которой Пиаже уделил так много внимания в своих ранних работах, а позднее еще раз пояснил в ответных «Комментариях к критическим замечаниям Л.С.Выготского», также опубликованным во второй главе сборника. Открытие эгоцентризма рассматривается в настоящее время как первое крупное достижение Пиаже в области детской психологии. Именно оно принесло ученому всемирное признание. В то же время термин «эгоцентризм» вызвал ряд недоразумений. Позднее Пиаже признал неудачность выбора слова, но, поскольку этот термин уже стал широко распространенным, он пытается уточнить его смысл. Эгоцентризм, по Пиаже, – это разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствует интеллектуальная релятивность и реципрокность. Эгоцентризм – это умственная позиция, характеризующая психическую ак- тивность в ее истоках. Она сохраняется на всю жизнь у людей, остающихся на низком уровне психического развития. Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует прямо на ум субъекта, а наши знания о мире – это не простой отпечаток внешних событий. Идеи субъекта мелются и даже искажаются в зависимости от господствующей умственной позиции. В автобиографии Пиаже признавал, что, опубликовав свои первые работы, он не уделил достаточного внимания более точной форме представления своих научных текстов, полагая, что их будут мало читать. Он думал, что эти тексты послужат главным образом в качестве документации для позднейшего синтеза, который будет адресован уже более широкой аудитории. Однако, против его ожидания, работы читались и обсуждались как самое новое слово по этому вопросу. «Этот неожиданный шумный прием заставил меня почувствовать некоторую неловкость, поскольку я вполне отдавал себе отчет, что все еще не организовал свои идеи и едва лишь приступил к их предварительному изложению... В молодости не подозреваешь, что в течение долгого времени о тебе будут судить по первым работам и что только очень добросовестные люди будут читать последующие»[2], – признавал много лет спустя Пиаже. Рассматривая различные определения эгоцентрической речи, которые часто встречаются в ранних работах Пиаже, можно заметить, что он характеризует ее еще достаточно синкретично: то как «речь для себя» или «речь преимущественно о себе», то как «речь со своей точки зрения». Выготский определяет эгоцентрическую речь более строго: только как «речь для себя». Разное содержание понятия влечет за собой различное понимание происхождения, функции и судьбы эгоцентрической речи. Если понимать эгоцентрическую речь как «речь со своей точки зрения», то она действительно отмирает с возрастом. Взрослея, ребенок приобретает способность соотносить свою точку зрения с точкой зрения других и понимать основания своей точки зрения. Если же определять эгоцентрическую речь как «речь для себя», то становится понятным, что она выполняет интеллектуальную функцию планирования действия и в процессе развития не отмирает, а переходит во внутренний план. Сегодня можно сказать, что в дискуссии об эгоцентрической речи правы оба исследователя! У нескольких поколений отечественных психологов формировалось представление о том, что Выготский разбил «наголову» концепцию Пиаже. Своими опытами он показал, что эгоцентрическая речь не оторвана от практической деятельности ребенка, в ходе его развития она интел- легализируется, «начинает служить средством образования намерения и плана» при выполнении более сложной деятельности. Выготский и в самом деле считал, что между эгоцентрической речью и эгоцентрическим характером мышления может не существовать никакой связи, что эгоцентрическая речь ребенка может не только не являться выражением эгоцентрического мышления, но выполнять функцию прямо противоположную эгоцентрическому мышлению, – функцию реалистического мышления, сближаясь с логикой разумного, целесообразного действия. «Прямая связь между фактом эгоцентрической речи и вытекающим из этого факта признанием эгоцентрического характера детского мышления не выдерживает экспериментальной критики. Это – главное и основное, это – центральное, а вместе с этой связью падает и главное фактическое основание, на котором построена концепция детского эгоцентризма»[3]. Однако эгоцентрическая речь – лишь один из многочисленных симптомов эгоцентрической позиции, которая проявляет себя, когда ребенок еще недостаточно осознает свою собственную субъективность и не умеет находить место собственной точки зрения в системе других возможных. Другое важнейшее понятие в системе психологических взглядов раннего периода научного творчества Пиаже – понятие социализации, которое ему также пришлось уточнить в комментариях к «Критическим замечаниям Л.С.Выготского». По мнению Пиаже, есть два понятия: «социальный» и «социализованный». Ребенок живет в обществе. Взрослый для ребенка – источник воспитательных воздействий, он передает ему культуру общества. В этом смысле ребенок социален с самого начала. Однако, будучи с самого начала социальным существом, ребенок социализируется постепенно. Социализация, по Пиаже, – это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка – переход от эгоцентрической позиции к объективной. Социальная жизнь, как ее понимает Пиаже, начинает играть прогрессивную роль в развитии ума довольно поздно, лишь на тех этапах, когда складываются отношения кооперации, споры и дискуссии между детьми-ровесниками. Только с установлением этих отношений Пиаже связывает овладение ребенком нормами поведения и мышления. Такой перелом в развитии наступает около 7–8 лет. До этого возраста в развитии ребенка ведущую роль играют его отношения со взрослыми, которые строятся преимущественно на основе одностороннего уважения и признания ребенком авторитета взрослого. Эта идея Пиаже была заново открыта и получила экспериментальное подтверждение в исследованиях довременных швейцарских психологов (А.Н. Перре-Клермон и др.), а также в отечественной концепции формирования учебной деятельности (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, Г.А.Цукерман). В отечественной психологии, со времени Выготского, взгляд Пиаже на социализацию соотносили с социологическими теориями Дюркгейма, Богданова и др. Однако между ними есть принципиальное различие. Во французской социологической школе социализация понимается как «очеловечивание» под влиянием воспитания, «воздействие поколения взрослых на поколение молодых» (Э.Дюркгейм). Человек появляется на свет как природное, несоциальное существо. Воспитание, социализация создают в нем новую сущность. Она накладывается на биологическую природу человека, вытесняя свойственные ребенку как природному существу способы мышления. Для индивида такое воспитание выступает как давление, принуждение. По Пиаже, отношения принуждения, которые имеют место между ребенком и взрослым, не приводят к осознанию ребенком своей субъективности, они лишь навязывают ребенку систему правил, которые ребенок понимает на основе своей собственной эгоцентрической умственной позиции. Это проявляется в систематическом искажении ребенком информации, сообщаемой ему взрослыми. Отсюда наблюдаемые нами у сегодняшних детей феномены интеллектуального и морального реализма; анимизма, артифициализма и др., несмотря на их более высокую информированность по сравнению с детьми начала XX в которых изучал Пиаже. Преодоление эгоцентризма происходит благодаря установлению отношений равенства, кооперации, сотрудничества. Обобщение фактов, полученных в ранних работах, позволило Пиаже вывести общий закон психического развития – закон децентрации, характеризующий переход ребенка от эгоцентризма к объективной позиции в познании вещей, других людей и самого себя. Этот закон получил многократное подтверждение в последующих работах Пиаже. Он проявляется на разных уровнях онтогенеза психики ребенка. Суть его составляет процесс социализации, т.е. переход от индивидуально-субъективного к социальному. Выготскому также принадлежит открытие нового закона в психологии – закона развития высших психических функций. Главное в нем – отражение противоположного процесса, перехода от социального к индивидуальному в развитии психики ребенка. В книге «Мышление и речь», критикуя Пиаже, Выготский писал: «Действительное движение процесса развития детского мышления совершается не от индивидуального к соци- ализированному, а от социального к индивидуальному»[4]. Процесс психического развития, таким образом, состоит не в социализации, а в индивидуализации психики. Экспериментальный анализ этого процесса пред-.ставлен в статье известного отечественного дефектолога Р.Е. Левиной на примере развития сопровождающей, отображающей и планирующей функции детской речи. Вспоминая исследования, выполненные ею при непосредственном участии Выготского, она подтверждает, что начатки планирующей речи наблюдаются тогда, когда ребенок обращается к экспериментатору. Таким образом, планирование для других – это первый этап в развитии собственно планирующей речи! И Пиаже, и Выготский открыли два закона, которые действительно характеризуют процесс психического развития ребенка, но при этом оба закона, на первый взгляд, взаимно исключают друг друга. Как это можно понять? По-видимому, в психологии существуют разные уровни проникновения в глубь процесса развития, выявление которых зависит от метода исследования. Пиаже называет свой метод генетическим, позволяющим на основе описания последовательности стадий развития (в ранних работах это стадии аутизма, эгоцентризма, социализации) понять функциональную зависимость между ними. Метод Выготского – каузально-генетический, направленный на выявление причины психологического явления. По его мнению, чтобы понять психический процесс, его необходимо построить, создать, сформировать, и только в результате такого исследования можно раскрыть причину психического явления. Позволим себе смелость сказать, что методы этих двух исследователей показывают разное понимание ими природы человека и его развития. Если метод Пиаже сегодня представляется нам рациональным, вполне объективным, соответствующим естественно-научному подходу к изучению психики человека, то метод Выготского дает основу для нового взгляда на природу человека и его развитие, взгляда высоконравственного и в полном смысле слова гуманистического, который можно соотнести, как это ни странно, с религиозными идеями Творения и Любви. Именно с этим новым подходом к пониманию культурно-исторической сущности человека связано решение проблемы соотношения обучения и развития, по которой между Пиаже и Выготским до сих пор продолжается неоконченная дискуссия. Много лет спустя после смерти Выготского, появилась возможность проверить еще одно его критическое замечание в адрес Пиаже. Завершая очерк о Пиаже, Выготский писал: «Те закономерности, которые Пиаже установил, те факты, которые он нашел, имеют не всеобщее, но ограниченное значение. Они действительны hinc et nunc, здесь и теперь, в данной и определенной социальной среде. Так развивается не мышление ребенка вообще, но мышление того ребенка, которого изучал Пиаже, что закономерности, найденные Пиаже, суть не вечные законы природы, но исторические и социальные законы»[5]. В конце 70-х гг. феномены Пиаже были обнаружены у детей из детских садов г.Москвы, т.е. в обстановке, отличающейся от социальной среды детей в Женеве 20-х гг. Об этом можно прочитать в статье Л.Ф.Обуховой «Еще раз об эгоцентризме», представленной в той же главе сборника. Воспроизведение фактов Пиаже в иное историческое время и в другой стране можно объяснить тем, что в процессе исследования был использован метод клинической беседы, разработанный Пиаже. Подчеркнем, что, пользуясь методом Пиаже, никому из исследователей еще не удалось получить факты, противоречащие данным Пиаже. Возможно, в этом и состоит значимость его теории.
* * * Третья глава нашей книги представлена работами самого Пиаже, в которых излагается содержание операциональной концепции развития интеллекта, и одной работой Инельдер. Разумеется, статьи Пиаже не нуждаются в комментариях, они свидетельствуют сами о себе. Однако в предисловии важно еще раз выделить и подчеркнуть ключевые идеи теории Пиаже, которые помогают лучше осознать актуальные проблемы современной психологии развития, увидеть сходство и различие в их решении между Женевской и Московской школами, а может быть, поставить вопросы для новых исследований. Важнейшие проблемы, на которых нам хотелось бы остановиться, – проблема истоков и критериев интеллекта; роли действия субъекта в развитии интеллекта; взаимосвязи между фигуративным аспектом познания (образами восприятия, памяти, воображения) и интеллектуальными операциями; это определение понятий субъекта познания, развития как саморазвития; это анализ взаимосвязи обучения и умственного развития, соотношения генетической психологии, логики и эпистемологии. Все эти и многие другие проблемы проясняет сам Пиаже в одной из самых важных публикаций этого сборника – в статье, названной им «Теория Пиаже». Оригинальное название статьи свидетельствует о желании Пиаже быть правильно понятым молодыми людьми, начинающими изучать психологию. Статья специально была написана для фундаментального учебника по детской психологии Carmichael's Manual of Child Psychology [1970]. Наблюдая за развитием собственных детей, Пиаже показал, что интеллект возникает у ребенка до овладения речью. В его истоках лежит действие ребенка. При этом интеллект не возникает сразу, а постепенно подготавливается и в определенный момент обнаруживает себя во внешнем поведении ребенка. Но тогда возникает вопрос, имеющий общепсихологическое значение: каковы критерии интеллекта? Ответ на этот вопрос особенно важен в наше время, когда ученые пытаются найти истоки психической жизни до рождения ребенка. Э.Клапаред – учитель Пиаже, характеризовал функцию интеллекта как приспособление психики к новым условиям. Он противопоставлял интеллект инстинктам и навыкам как наследственной или приобретенной форме адаптации к повторяющимся условиям. Интеллект, по его мнению, – это приспособление к новым условиям, поэтому он проявляется в самых элементарных пробах и ошибках, так как в процессе этих проб рождаются гипотезы. В.Кёлер и К.Бюлер относили интеллект к действиям внезапного озарения, переструктурирования, исключающим пробы и ошибки. По мнению Пиаже, критерий Клапареда слишком широкий, а ккритерий Кёлера и Бюлера – слишком узкий. Момент возникновения интеллекта, установить очень трудно, отмечал Пиаже. Поэтому, следуя генетическому методу, Пиаже намечал последовательность стадий развития, при этом каждая последующая стадия имеет некоторые достижения по отношению к предшествующей; в этом прогрессивном движении наступает момент, когда поведение ребенка можно охарактеризовать как интеллектуальное. Это происходит в возрасте от восьми до двенадцати месяцев, здесь ребенок использует одни действия в качестве цели (взять игрушку), а другие в качестве средства для ее достижения (притянуть к себе простынку, на которой желаемая игрушка лежит). Критерием интеллекта, по Пиаже, является дифференциация цели и средства для ее достижения; таким образом, интеллект появляется раньшe инсайта, но позже возникновения «проб и ошибок». Другой, не менее важный дискуссионный вопрос – это вопрос об истоках интеллекта. Что лежит в основе формирования интеллекта: восприятие, умственный образ, речь или предметное действие? Ответ на этот вопрос особенно полно освещен в статье «Роль действия в формировании мышления». В психологии известны две гипотезы об отношении между восприятием и интеллектом. Согласно первой, существует линейная, непрерывная связь между восприятием и интеллектом. Перцептивные структуры расширяются, становятся более гибкими и порождают операторные структуры. Этой гипотезы придерживаются гештальтпсихологи и сторонники эмпирической психологии. Согласно Пиаже, нельзя рассматривать обобщения в форме понятий как абстракции из восприятия. В понятии следует различать содержание и форму. Восприятие доставляет понятию его содержание, но форма понятия постоянно конструируется благодаря коор- динациям действий, т.е. деятельности неперцептивного характера. В понятие помимо знаний о внешней картине вещей, о явлении входит система преобразований или операций, не представленных наглядно. В психологии существует точка зрения, согласно которой образы составляют фундаментальный элемент мышления (мышление – «конгломерат образов»). По мнению Пиаже, образ – не первичный элемент, как долгое время представляли себе ассоцианисты. Он – активная копия, а не след, сенсорный осадок воспринятых объектов. В теории Пиаже подчеркивается, что фундаментальным элементом мысли должны стать схемы действия, в выработке которых субъект принимает активное участие. Не отрицая существования образов, Пиаже приписывает им совсем другую функцию, чем это делала классическая психология. Образ – опора для мысли. Символизируя операции, образ дает возможность их внутреннего представления. Операция – активный элемент мысли, а образ – ее символ, позволяющий субъекту вспомнить целую операцию. Противоположные по своей функции образ и операция имеют общий источник – действие. Умственный образ со знаком времени или образ памяти, как показали исследования Пиаже и Инельдер, также развивается в соответствии с формированием операторных схем интеллекта. Полученные ими факты свидетельствуют о том, что типы памяти соответствуют уровню развития операциональных схем. Более того, образ памяти улучшается с течением времени, ибо мнемический код развивается и меняет свою структуру по мере общего развития интеллекта. Ключевыми фактами для решения вопроса о генетических корнях мышления и речи могут служить исследования интеллектуального развития глухих и слепых детей [Oleron Р., 1957; Furth H., 1966]. Глухие дети не обладают артикулированной речью, но у них есть полноценные сенсомоторные схемы, а слепые дети владеют речью, но их сенсомоторные схемы неполноценны. Результаты изучения развития логики у этих детей показали, что глухие дети проходят те же самые стадии развития, что и нормальный ребенок, но с небольшим запаздыванием – в один-два года. Сенсорные ограничения слепого ведут к еще большему запаздыванию формирования логических структур. Оказалось, что речь недостаточна, чтобы компенсировать неполноценность сенсомоторных координации. Запаздывание в развитии логики слепого ребенка затягивается почти на четыре года. В статьях Пиаже, опубликованных в данном сборнике, неоднократно упоминается экспериментальное исследование X.Синклер (соавтора Пиаже и Инельдер) о формировании речи и развитии мышления. Ее исследования позволили Пиаже утверждать, что речь нельзя рассматривать в качестве источника логики; напротив, интеллектуальные операции ведут к речевому развитию. Все исследования когнитивных процессов пронизывает мысль Пиаже о том, что следует различать два аспекта познания – операторный и фигуративный. Они дают нам разные знания о действительности. Операторные структуры доставляют знания о преобразовании одного явления в другое, одной конфигурации в другую. Фигуративные структуры позволяют узнать об этих явлениях, об их состояниях в результате преобразований, о внешней непосредственно воспринимаемой картине вещей. Эти два аспекта познавательной деятельности развиваются разными путями, хотя они происходят из одного общего источника – сенсомоторных действий. Они развиваются по коллатералям, поэтому между ними существуют различия и «коллатеральное родство». Операторные структуры развиваются благодаря непрерывной преемственности, начиная от стадии сенсомоторных действий и до стадии формальных операций. Фигуративные структуры развиваются не только через прямую преемственность, но и через непрерывное обогащение этих структур благодаря развитию интеллекта. Интеллект строится на основе действия. «Мысль есть сжатая форма действия», – подчеркивал Пиаже. Чтобы познавать объекты, субъект должен действовать с ними: перемещать, соотносить, комбинировать, удалять, вновь возвращать. Утверждая это, Пиаже последовательно дифференцирует опыт, который ребенок приобретает, действуя с вещами. Существует опыт-упражнение, который имеет значение для формирования навыка. Есть физический опыт, благодаря которому ребенок начинает различать физические свойства объектов (форму, вес, объем, площадь и т.п.). Это – рефлексия первого порядка. Такой опыт необходим для познания вещей, но недостаточен для формирования логических структур. Определяющее значение для развития интеллекта имеет логико-математический опыт, который ребенок извлекает из самих действий с предметами. И это уже более высокий уровень умственного развития – рефлексия второго порядка. Ориентация не только на достижение прагматического результата, но, главное, на сам способ действия составляет необходимое условие развития интеллекта. Кроме того, рефлексия второго порядка – показатель креативных, творческих способностей человека. Об этом Пиаже пишет в статье «О природе креативности». Одно из наиболее важных понятий в концепции Пиаже – понятие схемы действия. С самого начала ребенок приобретает свой опыт на основе действия: он следит глазами, поворачивает голову, исследует рутами, тащит, ощупывает, схватывает, исследует ртом и т.п. Весь приобретенный опыт оформляется в схемы действия. По Пиаже, схема действия в узком смысле слова – это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. Схема действия в широком смысле слова – это структура на опреде- ленном уровне умственного развития. Структура, по определению Пиаже, – это умственная система или целостность, принципы активности которой отличны от активности частей, которые эту структуру составляет. Структура – это саморегулирующаяся система. Механизм саморегуляции системы осуществляется благодаря тенденции к уравновешиванию составляющих ее частей, что внутренне присуще системе на всех уровнях жизнедеятельности. Потребность живого организма в равновесии со средой составляет внутреннюю причину развития. Равновесие в статическом, уже осуществленном виде представляет собой адаптацию – состояние, при котором каждое воздействие равно противодействию. Уравновешивание – это система балансирующих взаимодействий, колебаний, которые постоянно компенсируют друг друга. Равновесие – это тот механизм, который обеспечивает основную функцию психической деятельности – конструирование представлений о реальности, обеспечивает связь субъекта и объекта, регулирует их взаимодействие. Именно фактор равновесия позволяет понять психическое развитие как процесс самодвижения, саморазвития. Допустим, что это только общая гипотеза. Но существуют ли в современной психологии иные гипотезы, которые позволяют ответить на вопрос о развитии познания как о процессе, имеющем внутренние, биологические причины самодвижения? По-видимому ответ на этот вопрос следует искать в психофизиологии, а возможно, и в несуществующей еще отрасли науки будущего. В генетической психологии, подчеркивал Пиаже, не существует абсолютного начала. Мы никогда не сможем подойти к точке, когда уверенно можно сказать: «Здесь начало логических структур». В поисках абсолютного начала исследователь переходит из одной области в другую. От уровня онтогенетического развития, где существует рефлексивная абстракция, операции, координации действий, исследователь переходит к уровню координации внутри нервной системы; отсюда можно сделать дальнейший шаг в новую область исследования, где обнаруживаются основные органические координации; углубляясь дальше, исследователь приходит в область сравнительной биологии. Осознавая «опасность бесконечной регрессии», Пиаже признавал, что у него не было намерения углубляться в биологию. Он лишь хотел подчеркнуть, что формирование логических и математических структур имеет свои корни в общей координации действий. В экспериментах с детьми, опираясь на генетический метод, Пиаже ищет ответ на кардинальные вопросы теории познания: как происходит переход от незнания к знанию, от менее достоверного знания к более достоверному; существуют ли врожденные идеи или наши знания целиком извлекаются из опыта; как формируются категории, познания и среди них – категория объекта, пространства, количества, времени, причинности, случайности и др.? Продвижение вперед в решении этих вопросов возможно лишь благодаря соединению историко-критического, логико-философского метода с психогенетическим анализом. Пиаже призывает ученых «отнестись к психологии серьезно и попытаться верифицировать вопросы, поднимаемые эпистемологическими теориями, заменив спекулятивную или имплицитную психологию контролируемыми исследованиями» (см. статью «Генетическая эпистемология»). Пиаже прозорливо подчеркивает, что первым правилом генетической эпистемологии, науки о происхождении и развитии научного знания, должно быть правило сотрудничества. Для понимания того, каким образом возрастает наше знание, генетическая эпистемология «в каждом конкретном случае объединяет психологов, изучающих развитие как таковое, логиков, формализующих этапы или периоды временного равновесия в этом развитии, и специалистов науки, занимающихся рассматриваемой областью знаний; к ним, конечно, должны присоединиться математики, обеспечивающие связь между логикой и той областью знания, о которой идет речь, и кибернетики, обеспечивающие связь между психологией и Логикой» [там же]. В рамках сотрудничества Пиаже предложил много новых тем для междисциплинарных исследований, которые были представлены им на XVIII Международном психологическом конгрессе (Москва, 1966) в вечерней лекции «Психология, междисциплинарные связи и система наук». По устремленности в будущее, по теоретической значимости поставленных проблем эту лекцию, прочитанную Пиаже накануне своего семидесятилетия, можно считать научным завещанием ученого, несмотря на то, что в последующие годы им было написано немало книг и статей. В процессе развития любая наука неизбежно приходит к необходимости осознания своих оснований. Поиск оснований приводит ученых к проблеме взаимодействия субъекта и объекта. «Только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии», – отмечает Пиаже. Поэтому она и занимает центральное место в системе наук. Анализ взаимоотношений между субъектом и объектом еще раз возвращает нас к статье «Теория Пиаже». В ней подчеркивается, что формула S → R недостаточна для характеристики поведения, так как нет одностороннего воздействия субъекта на объект, а есть взаимодействие меж-ДМ ними. Поэтому правильнее писать эту формулу так: S ↔ R или,S → (AT) → R, где (AT) есть ассимиляция стимула S к структуре Т. В другом варианте эта формула записывается как S → (OD) → R, где (OD) есть организующая деятельность субъекта. Субъект, по Пиаже, – это организм, наделенный функциональной активностью приспособления, которая состоит из двух процессов, биоло- гически присущих любому живому организму, – организации и адаптации. Каждый акт поведения организован или, иначе говоря, представляет собой определенную структуру (интеллект – частный случай структуры, т.е. структура мыслительной деятельности), а ее динамический аспект составляет адаптация, которая, в свою очередь, состоит из процессов ассимиляции и аккомодации. В течение всего онтогенетического развития функции адаптации, ассимиляции и аккомодаций как динамические процессы неизменны, наследственно закреплены, не зависят от опыта. В отличие от функций, структуры складываются при жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени. Таким образом, характеризуя субъекта познания, Пиаже дает четкий ответ на дискуссионный вопрос – является ли развитие непрерывным процессом или в нем имеются качественные скачки. Определяя понятие субъекта деятельности, Пиаже практически не раскрывает понятие объекта. В концепции Пиаже объект – это всего лишь материал для манипулирования, это только лишь «пища» для действия. Из приятия субъекта познания следует эпистемологическое различение между формой и содержанием познания. Содержание познания – все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания – та схема мыслительной деятельности, более или менее общая, в которую внешние воздействия включаются. Влияние окружения никогда не может быть воспринято в «чистом» виде, так как на каждый внешний стимул всегда имеется ответ, внутренняя реакция. Когда познание начинает развиваться, у субъекта уже готовы, сформированы определенные моторные схемы (к примеру, рефлекс сосания), которые по отношению к познанию играют роль формы. Как говорит Пиаже, человек усваивает то, что его окружает, но он усваивает это соответственно своей «умственной химии». Познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур. В познании, с точки зрения Пиаже, определяющую роль играет не объект сам по себе, который выбирается по инициативе субъекта, а прежде всего его доминирующие умственные структуры. От них решающим образом зависит познание действительности. Отсутствие таких структур делает субъекта интеллектуально слепым. Богатство опыта, которым человек может располагать, зависит от количества и качества имеющихся у него интеллектуальных структур. Само развитие – это смена господствующих умственных структур. Это непреложный закон. Экспериментальные факты для его подтверждения содержатся, в частности, в статьях Пиаже «Как дети образуют математические понятия», «Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте» и др. Переходы ребенка от меньшего знания к большему позволяет проследить статья Б. Инельдер, в которой описано экспериментально-генетическое исследование развития представлений о случайности и вероятности в детском возрасте. Эта статья публикуется на русском языке впервые. В связи с ее публикацией мы задали несколько вопросов кандидату физико-математических наук А.В.Прохорову – преподавателю математических методов в психологии, специалисту в области теории вероятности и случайных процессов. Кратко опишем содержание беседы. 1. Можно ли говорить о параллелизме между формированием представления о вероятности у ребенка (по стадиям, выявленным Инельдер) и становлением науки? Этот вопрос в какой-то степени можно отнести к любой науке. Самостоятельной математической наукой теория вероятности стала в начале XX в. благодаря обретению аксиоматики. Теория вероятности прошла долгий путь от начальных представлений о случайных явлениях до возможности выразить числом степень уверенности в наступлении случайного события. В развитии представлений ребенка о случайности и вероятности можно увидеть постепенное приближение к научному знанию, но оно остается житейским представлением. 2. В чем состоит различие между житейскими представлениями о вероятности и научными понятиями? Житейское представление о случайности «невероятностно». У ребенка есть некоторое представление о событиях, которые могут происходить, но ребенок не осознает, как это связано со случайностью. Для него «случайно» часто означает «нечаянно». Для младшего школьника и даже подростка «чудо» – это одновременно и случайное и ожидаемое событие. В науке случайность – это выражение принципиальной неопределенности в исходе опыта. К такому представлению мысль движется в процессе познания. Развивающаяся мысль ребенка, как видно из наблюдений Инельдер, все еще остается в русле житейских представлений. Научные понятия зарождаются, когда мы осознаем, что (а) случайное явление характеризуется принципиальной неопределенностью в предсказании конечного результата; (б) для количественного прогноза некоторого результата необходимо суждение о вероятности того или иного исхода; (в) вычисление вероятности возможно только в рамках модели, которую нужно построить. 3. Как должен быть построен эксперимент, чтобы проверить достижение ребенком уровня научных понятий? Эксперимент нужно построить так, чтобы дать возможность ребенку сосчитать количество вариантов с благоприятным и неблагоприятным исходами и тем самым численно оценить различие шансов осуществления этих исходов в некотором ряду испытаний. Словом, в экспериментальной ситуации должна быть преду- смотрена возможность исчисления. В экспериментах Инельдер, описанных в статье, вероятность и случайность оцениваются на качественном уровне, а этого, по-видимому, недостаточно. 4. Может ли ребенок спонтанно прийти к уровню понятийного осознания феномена вероятности? Повторяю, что житейское представление о случайности и вероятности далеко от научного, хотя люди часто оперируют выражениями «вероятно», «маловероятно», «невероятно», «достоверно». Прошло около двух столетий, пока специалисты научились измерять случайность с помощью вероятностей. Но имеются и другие примеры: А.Н.Колмогоров в 6 лет открыл (для себя), что сумма последовательных нечетных чисел равна квадрату их количества. Конечно, это особенный случай – начало гения (сам пример не связан с вероятностью, но его герой – создатель современной теории вероятностей), и произошло это несомненно вне целенаправленного возрастно-ориентированного обучения, но не было случайностью. Открытию предшествовало необычное увлечение маленького ребенка действиями с числами. В обычной жизни для перехода от житейских к научным знаниям необходимо вхождение в систему научных понятий в процессе обучения. Для первоначального знакомства с теорией вероятности следует начинать с большого числа примеров, которые призваны помочь развить определенную вероятностную интуицию с тем, чтобы облегчить переход к введению формального понятия вероятности в рамках вероятностной модели. 5. Достаточно ли структур формально-операционального мышления (гипотетико-дедуктивной логики, комбинаторной системы, структуры группы) для профессиональной деятельности в области теории вероятности? Вообще говоря; да. Но желательно иметь чуть более широкое представление о задаче, чем необходимо для ее выполнения. Это представление помогает как бы забегать вперед и соотносить решение данной задачи с достижением более отдаленной цели. Когда вы идете по темной дороге, вам нужен фонарь, который не только ярко освещает место под ногами, но рассеянным ореолом своего света подсказывает следующий шаг. Интервью с высококвалифицированным специалистом в области теории вероятности представляет большой интерес для понимания теории Пиаже. Как математик, он строит свою теорию на основе операциональной системы, хотя она не является для него объектом анализа. Структуры мыслительной деятельности, как подчеркивал Пиаже, не осознаются думающим субъектом, они используются им; только психолог с помощью специально разработанного метода анализа способен их обнаружить и описать. Метод Пиаже одновременно экспериментальный и теоретический. Он позволяет получить богатство фактов в экспериментах с детьми и интер- претировать их на основе моделей, разработанных самим Пиаже. Проблема интерпретации психологических фактов актуальна и сегодня, поэтому ее решение, предложенное Пиаже, сохраняет свое эвристическое значение по сей день. Как отмечал Пиаже, психологи часто пытаются в математической форме выразить законы поведения. Однако психологические факты индивидуальны, изменчивы и не всегда подчиняются действию статистических законов; математический подход не позволяет выяснить внутренние механизмы психической деятельности. Метрические шкалы интеллекта позволяют сравнить результаты, достигнутые интеллектом в онтогенезе, но они не дают возможность измерить переход от одной схемы интеллектуальной деятельности к другой и изучить механизмы этого перехода. Поэтому Пиаже предложил описывать качественные аспекты развития интеллектуальных операций не на языке математики, а на другом аксиоматическом языке – языке логического исчисления. Пиаже ввел в психологию понятие группировки. Точнее говоря, он разработал его и этим вырвал недовольство со стороны логиков. С формальной точки зрения группировка – это закрытая обратимая система, в которой все операции объединены в одно целое, подчиняющееся пяти формальным законам (комбинативности, обратимости, ассоциативности, общей и специальной идентичности). В реальной жизни ребенок выполняет группировки объектов и действий (собирает пирамидку, ищет спрятанный объект, возвращается разными дорогами из школы домой и т.п.). В мышлении – шкала ценностей, система родословных связей, выведение причинно-следственных связей – все это различные группировки. Группировка, для Пиаже, – единица анализа мышления, и он изучает, как формируются у ребенка простые и мультипликативные классификации, сериации, отношения симметрии и др. Пиаже работает в области психологии как естествоиспытатель и четко определяет путь теоретического анализа. Сначала он классифицирует факты (описывает стадии развития), затем устанавливает закономерности (среди них закон децентрации, универсальность и последовательность стадий развития) и, наконец, выявляет причины и механизмы этого явления (кооперация, рефлексивная абстракция, тенденция к уравновешиванию схем действия). Даже если признать, что в психологии нет абсолютного знания и созданное Пиаже есть только одна из возможных гипотез о развитии интеллекта, изучение этой целостной психологической системы формирует научное мышление.
* * * Приступая к теоретическому анализу операциональной концепции Пиаже в отечественной психологии, мы опираемся на два методологических принципа. Один из них был сформулирован Р.Декартом, другой – Б.М.Кедровым. Декарт писал: «Мне кажется, идут вспять, т.е. делаются в некотором роде менее учеными, чем если бы они вовсе не занимались исследованиями, те, кто не довольствуясь уразумением того, что понятно объяснено у данного автора, хотят, помимо того, найти у него разрешения ряда трудностей, о которых он ничего не говорил, а может быть, никогда и не думал»[6]. Кедров подчеркивал другую, не менее важную характеристику научной критики: «Задача критики состоит не в том, чтобы огульно, с порога отвергать те или иные научные взгляды, наперед объявляя их ложными, реакционными, а в том, чтобы внимательно проанализировать их по существу, строго отчленяя содержащуюся в них относительную истину от заблуждения, а тем более – от извращения действительности»[7]. Этим критериям полностью соответствует статья Кедрова «Пять встреч с Жаном Пиаже», публикуемая в данном сборнике. Уникальность этой статьи состоит в том, что в ней мы имеем возможность по-новому увидеть Пиаже. Мы видим его в необычной обстановке: за рабочим столом в собственном Доме, узнаем, как воспринимали его личность коллеги, как искусно он умел организовать дискуссию, насколько глубоко затрагивали его проблемы психологии и ее места в системе наук. Но самое главное – эта статья позволяет увидеть сходство и различие в мировоззрении двух ученых, Пиаже и Кедрова, которые имели возможность разговаривать на равных, проявляя стремление к пониманию и глубокое взаимное уважение. Между тем существенные и наиболее серьезные разногласия между ними касались вопроса о значении диалектики и ленинской теории отражения для теории познания и генетической эпистемологии. За этими разногласиями скрыта проблема догматизма в науке, актуальная и сегодня. Можно сказать, что догматизм состоит не только в признании абсолютной истинности каких-либо философских взглядов (в частности, теории отражения), но и в их полном отвержении. Глобальные гносеологические проблемы – взаимосвязь субъекта и объекта познания, социального и индивидуального в познании, логического и психологического, происхождение и развитие знания – находится в центре концепции Пиаже. В статье В.Н.Садовского и Э.Г.Юдина проанализированы исходные основания теории Пиаже – принципы «биологизма», генетизма, дейст- вия и структурности. При этом подчеркивается, что рассуждения Пиаже не имеют ничего общего ни с биологическим, ни с логическим редукционизмом. Интеллект – сложная система, которая должна исследоваться одновременно с нескольких сторон – биологической, гносеологической, психологической, логической и социологической. Именно Пиаже ставит эту грандиозную задачу, и его подход к ее решению и к решению других гносеологических проблем отнюдь не является тривиальным. Указания авторов статьи на то, что в концепции Пиаже нет логического анализа развития интеллекта, не вскрыты специфические логические механизмы этого развития, нет анализа ставшего, зрелого интеллекта, отсутствует рассмотрение традиционных гносеологических проблем (например, проблемы, истины можно воспринимать не столько как критику, сколько как установку на ближайшее будущее в развитии науки, как «послание» молодому поколению исследователей). Теоретический анализ концепции Пиаже в отечественной психологии представлен в данном сборнике статьями, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Н.И.Непомнящей, Д.Б.Эльконина и др. Важно напомнить, что эти статьи были написаны в то время, когда работы Пиаже после перерыва почти в четверть века стали вновь появляться на русском языке. Ученые 60-х гг. нуждались в разъяснении ключевых понятий операциональной концепции интеллекта, разработанной Пиаже в 30-50-е гг. Понимание Пиаже происходило благодаря сопоставлению методологических оснований его теории с культурно-исторической концепцией развития психики, представленной в работах Выготского и его школы. В соответствии с законом осознания, сформулированным Клапаредом, осознание сходства появляется в развитии ума позже, чем осознание различия. По мнению Выготского, «само осознание отношения сходства требует более сложной и позже развивающейся структуры обобщения и понятий, чем осознание отношений различия»[8]. Интересно, что та же закономерность проявляет себя и в научной критике. Продолжая линию анализа теории Пиаже, начатую Выготским, наиболее крупные представители отечественной научной школы считали неверным стремление Пиаже рассматривать психическое развитие ребенка как индивида, который лишь постепенно и довольно поздно вовлекается в систему общественных отношений. Такой первоначальной независимости индивида от общества нет. Пиаже, по их мнению, не учитывал того факта, что ребенок с самых первых дней своей жизни включен в общение с окружающими людьми, становится членом человеческого коллектива. Пиаже прошел мимо того важнейшего факта, что уже первое предметное действие ребенка осуществляется в условиях его общения со взрослыми, которые организуют действие ребенка в соответствии с общественно закрепленной функцией предмета. По словам Леонтьева, отношение ребенка к окружающему предметному миру всегда общественно, социально опосредовано. Вместо прямого отношения «ребенок – предмет», которое мы находим у Пиаже, более правильным следует считать, как подчеркивает Эльконин, отношение «ребенок – взрослый – предмет». Различие взглядов Пиаже и психологов Московской школы проявляется в понимании источника и движущих сил развития. Пиаже рассматривает умственное развитие ребенка как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется внутреннему, присущему жизнедеятельности, закону уравновешивания схем действия субъекта. Влияние среды Пиаже сводит к задержке или стимуляции процесса умственного развития, а самый источник развития помещает внутрь индивида. В противоположность такому пониманию отечественные психологи подчеркивают, что источник развития лежит вне ребенка, в его среде. Основной фактор умственного развития – присвоение ребенком общественно-исторического опыта. Уже самые первые предметные действия ребенка строятся не только в соответствии с физическими свойствами окружающих его предметов, но и в соответствии с их назначением, фиксированным в обществе. Леонтьев пишет, что ближайший к человеку мир, который определяет его жизнь, – это мир предметов, созданных человеческой деятельностью. Этот мир, воплощающий человеческие способности, непосредственно не дан индивиду. Он предстоит перёд каждым отдельным человеком как задача и должен быть раскрыт ему в своем специфическом качестве. Ребенок должен осуществить по отношению к этому миру такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна воплощенной в них человеческой деятельности. По словам Леонтьева, духовное, психическое развитие отдельных людей есть продукт совершенно особого процесса – процесса присвоения, которого нет у животных. Процесс присвоения Леонтьев определяет как воспроизведение индивидом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций, поэтому деятельность человека нельзя трактовать в терминах уравновешивания со средой, как это делает Пиаже. Процесс уравновешивания характеризует только индивидуальное приспособление к естественной среде. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии ребенка. Выготский утверждал, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Он развивал гипотезу о «зоне ближайшего развития», в соответствии с которой психическое развитие надо определять не только по показателям, характеризующим самостоятельную деятельность ребенка, но и по тем возможностям, которые ребенок может реализовать в сотрудниче- стве со взрослым. Гальперин и Эльконин в статье, опубликованной в сборнике, еще сильнее заостряют проблему. Они пишут: «Развитие возможно лишь в том случае, если происходит учение и научение... учение, и только оно, составляет тот процесс, внутри которого, как в некоей форме, осуществляется развитие. И лишь пока человек чему-нибудь учится, Вон развивается. Вне учения нет развития, учение (а следовательно, и обучение) есть форма развития». Такая точка зрения принципиально отличается от взглядов Пиаже, согласно которым обучение зависит от процесса развития. По Пиаже, обучение может быть успешным лишь в той мере, в какой оно использует достижения спонтанного умственного развития ребенка. В статьях отечественных авторов содержится много возражений относительно операциональной концепции интеллекта, предложенной Пиаже. Гальперин, Давыдов и др. не рассматривают логику как единственный, основной критерий мышления и не оценивает уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Не логические операции, а ориентировка в вещах, согласно теории Гальперина, есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности, и от ее характера зависят результаты этой деятельности. По Гальперину, «разум выражается ориентировкой на существенные отношения задачи, а существенные отношения – это вовсе не только логические отношения и большей частью не они одни» (см. статью «К анализу теории Ж.Пиаже»). «Уровень мышления, характеризуемый Пиаже как «формальный», нельзя определить как высший уровень «мышления вообще», – принимаяточку зрения Гальперина, пишет в своей статье Давыдов. «Формальноемышление», описываемое в работах Пиаже, – «это мышление, остающееся на рассудочном уровне и еще не достигающее понятийной формы. Момент рассудочности, конечно, является необходимым в целостном процессе теоретического мышления. Но если этот момент начинает превалировать и становится «гегемоном» в реальной мыслительной деятельности, то мышление приобретает по преимуществу классифицирующий и комбинирующий характер». По словам Давыдова, Пиаже «абстрагируется от содержательных процессов развития и концентрирует свое внимание на структурно-рассудочных сторонах мышления». Читателю этого сборника предстоит самому судить, кто из дискуссирующих сторон прав. Однако выбор сделать нелегко. Об этом свидетельствует и публикуемая статья И.И.Ильясова, представляющая собой отрывок из его монографии «Структура процесса обучения» [М., 1986]. В заключение краткой характеристики теоретической критики учения Пиаже в России позволим себе еще раз напомнить для будущих исследователей, что дискуссия Пиаже – Выготский, начатая в 30-е гг., была продолжена и расширена в 60–80-е гг., но уже на новом этапе становления психологии развития, в диаде Пиаже – Гальперин. В центре этой дискуссии – проблемы природы психического, субъект-объектных отношений, структуры предметного действия, адекватного метода изучения становления психических процессов. Эти вопросы частично освещаются в работах, публикуемых в данном сборнике.
* * * Экспериментальная критика операциональной теории интеллекта посвящена анализу феноменов детского мышления, которые впервые были описаны Пиаже и сегодня по праву носят его имя. Все эти феномены характеризуют представления ребенка дошкольного возраста о сохранении (инвариантности) различных свойств объекта при его пространственном преобразовании. «Феномены Пиаже» – самые достоверные факты в области детской психологии. Их может получить каждый, практически у любого ребенка. Задача экспериментального анализа состоит в том, чтобы понять психологический механизм возникновения этих феноменов в развитии ребенка и условия перехода к более высокому уровню развития интеллекта (по Пиаже, от дооперационального к конкретно-операциональному уровню, по Гальперину, от донаучного мышления к элементам собственно научного мышления). В отечественной психологии, начиная с 60-х гг., анализ «феноменов Пиаже» осуществлялся на основе теории планомерного формирования умственных действий, разработанной П.Я.Гальпериным. В исследовании Л.С.Георгиева у детей старшего дошкольного возраста формировались понятия начальной арифметики. В результате обучения, организованного в соответствии с требованиями метода формирования умственных действий, эти дети начали проявлять понимание сохранения количества в задачах Пиаже. Георгиев учил детей измерению и формировал у них понятие числа, а получил новое представление о вещах и их свойствах. В этих экспериментах еще не ставилась задача сформировать у ребенка понятие о сохранении количества. Такая задача специально была поставлена в исследованиях Л.Ф.Обуховой и Х.М.Тепленькой, в то время аспиранток П.Я.Гальперина. В хрестоматии представлены их первые публикации на эту тему, в которых описаны методики целенаправленного формирования у детей 5-6 лет понятия об инвариантности свойств объекта и операции классификации. В дальнейшем методика формирования представления о сохранении у детей дошкольного возраста была неоднократно проверена другими исследователями (Бурменская, Мартинес идр.). На ее основе было установлено, что у старших дошкольников можно сформировать полноценное зна- ние принципа сохранения. Перенос принципа сохранения на новое задание не был ограничен ни материалом, ни параметром; указанным в вопросе. У испытуемых не было запаздываний (décalage, по Пиаже) в формировании представления о сохранении разных свойств объекта. Было получено не только полноценное знание принципа сохранения. Произошел переход от эгоцентрической, непосредственной к орудийно-опосредованной оценке вещей, и в результате – сама вещь своими яркими свойствами уже не поглощала все внимание ребенка. Возникла более дифференцированная ориентировка в объектах, ранее выступавших для ребенка как глобальное целое – каждое свойство объекта получило качественную и количественную определенность. Была сформирована новая для ребёнка оперативная схема мышления: с помощью взаимно-однозначного соответствия, построенного на основе использования меры и фиксации с помощью меток, ребенок разумно и осознанно улавливал в задачах Пиаже отношения между существенными элементами ситуации. Более того, в исследовании Бурменской (1978) было показано, что влияние обучения принципу сохранения различных параметров объекта по методу Гальперина не ограничивается только развитием мышления ребенка, существенные изменения происходят в развитии памяти, воображения, речи и даже в восприятии иллюзий. Таким образом, впервые экспериментальным путем были получены факты, свидетельствующие о влиянии обучения на развитие сознания ребенка. Исследования, выполненные в русле теорий планомерного формирования умственных действий, разработанной Гальпериным, подтверждают слова Выготского, точно отражающие позицию отечественных психологов в дискуссии с Пиаже о связи обучения и умственного развития ребенка: «Обучение... может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах. Приложенное к одной точке в сфере детской мысли, оно видоизменяет и перестраивает и многие другие точки. Оно может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия»[9]. Важное место в экспериментальном анализе фактов Пиаже занимает цикл работ, выполненных в 70–80-е гг. под руководством Эльконина (исследования Бильчугова, Недоспасовой, Филипповой). Все эти исследования объединяет идея применения к анализу умственного развития ребенка экспериментально-генетического метода или, точнее говоря, метода экспериментально вызванного генеза феномена децентрации (преодоление познавательного эгоцентризма), операции включения классов и шоке элементов пропозициональной логики уже в старшем дошкольном возрасте. Даже краткие публикации статей этого цикла дают яркое пред- ставление об особой, далеко не простой работе, которую осуществляет ребенок совместно со взрослым в процессе формирования логических операций. Благодаря исследованиям Эльконина и его сотрудников, в психологию вошло новое научное понятие – «условно-динамическая позиция», означающее умение ребенка рассматривать ситуацию одновременно с двух точек зрения (со своей их точки зрения другого лица). В лабораторном эксперименте был продемонстрирован следующий путь преодоления эгоцентрических установок: от организации ориентировки ребенка в системе отношений взаимосвязанных объектов, осуществляемой с помощью модели, к использованию условных графических изображений, а затем и к выполнению действий в чисто вербальном плане. Для Эльконина важен вопрос о том, как соотносятся между собой данные, получаемые в лаборатории, с тем, что происходит в реальном процессе развития «ребенка. Он высказал гипотезу, согласно которой преодолению познавательного эгоцентризма способствует коллективная форма сюжетно-ролевой игры дошкольника. Лабораторный эксперимент – модель действительных процессов, позволяющий, по словам Выготского, вскрыть в отвлеченной форме самую сущность генетического процесса. Игра ребенка-дошкольника – еще один пример того, как два выдающихся ученых, Пиаже и Эльконин, изучая один и тот же объект, видят его по-разному. По Эльконину, ролевая игра дошкольника «расшатывает» эгоцентризм, по Пиаже, напротив, «фиксирует» его. Причина столь диаметральных взглядов становится понятной, если обратить внимание на то, что у истоков теории игры Эльконина находится учение Выготского о социальном происхождении высших психических функций, а у истоков психологической теории Пиаже – система М.Монтессори, суть которой состоит в развитии сенсомоторных способностей в процессе индивидуальных занятий детей. Действительно, открытие эгоцентризма и эгоцентрической речи произошло благодаря наблюдению и экспериментам с детьми в детском саду Монтессори. Можно даже предположить, что разнообразное экспериментирование детей с водой и сыпучими предметами по системе Монтессори побудило Пиаже к созданию знаменитых задач на сохранение свойств объекта (из личной беседы с Х.М.Тепленькой). Среди публикаций данного сборника представлен цикл статей Бурменской (с соавторами), посвященный теоретико-экспериментальному анализу основных проблем, по которым дискуссии между Женевской и Московской школами были наиболее острыми и продолжительными. К ним относится проблема «обучение и развитие», проблема функции и судьбы эгноцентрической речи в дошкольном возрасте, проблема метода в исследовании внутренних механизмов психического развития. Теорети- ческий анализ перечисленных проблем осуществляется Бурменской на основе учения Гальперина о психике как ориентировочной деятельности, а экспериментальный анализ опирается на его метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. * * * Последн
|