Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Л.Ф. Обухова
Ж.Пиаже и Б.Инельдер – имена этих ученых мы привыкли видеть рядом. На протяжении пяти десятилетий они работали вместе, и нередко Пиаже признавал приоритет своей ученицы. Инельдер принадлежат слова о том, что Пиаже хорошо известен, но мало понят. Она разъясняла, развивала, углубляла и расширяла теоретическую систему своего учителя не только при жизни Пиаже, но и после его смерти. Их содружество Стало прочным, несмотря на то, что прерывалось во времени и сопровождалось стремлением с обеих сторон выразить свою собственную позицию в науке. Инельдер родилась 15 апреля 1913 г. в семье профессора естествознания, где была единственным любимым и любящим ребенком. Воспитание в высоко образованной протестантской семье, открытой для всего нового, создавали почву для принятия в молодые годы мировоззрения Пиаже. По словам Пиаже, жизнь – это не только персональный путь по осуществлению своей частной биографии, но и религиозный долг; религиозный долг свободен от эмоций, он требует от человека умения сосредоточиться на самом главном в жизни. В 1932–1939 гг. Инельдер стала студенткой, а затем и ассистенткой Пиаже в Институте Ж.Ж.Руссо в Женеве. Ее первая научная работа [1936] была посвящена анализу представлений ребенка о сохранении сахара при его погружении в воду. В ней описано, как ребенок, подобно Демокриту, открывает атомистическое строение вещества. Идея параллелизма между историей физики и детским мышлением уже тогда была близка Пиаже. Однако в 1939 г. Инельдер вернулась в свой родной город Санкт-Галлен, где начала работать школьным психологом. В то время школьная психологическая служба только зарождалась в Швейцарии и главными были проблемы школьной неуспеваемости и диагностики умственной отсталости. Именно тогда возникла идея сравнительного исследования стадий умственного развития у олигофренов и нормально развивающихся детей. Докторская диссертация на эту тему была защищена Инельдер в 1943 г. В ней с педантичностью строгого экспериментатора и тонкого наблюдателя впервые описан феномен колебаний рассуждений у детей с различной степенью умственной отсталости. Пиаже был глубоко заинтересован этой работой. Он предложил Инельдер вернуться в Женеву. С 1943 г. возобновилось ее сотрудничество с Пиаже, в результате которого появилось множество совместно написанных статей и книг, среди которых наиболее известны монографии, изданные на французском; английском и русском языке – «The child's construction of quantities» [1942/1974], «The conception of geometry» [1948/1960], «The child's conception of space» [1948/1967], «The origin of the idea of chance in children» [1951/1975], «Генезис элементарных логических структур» [1959/ 1963], «The psychology of the child» [1966/1969] и др. Во всех публикациях каждый из авторов вел свою линию: Инельдер – экспериментальную, Пиаже – теоретическую. В 50-е гг. вместе с молодыми сотрудниками, дипломниками и аспирантами Инельдер провела серию исследований, которые привели к открытию новой стадии в развитии интеллекта – стадии формальных one- раций. Известно, что Пиаже просил у Инельдер разрешения использовать полученные ею эмпирические данные и применить к их анализу разработанные им логико-математические модели «группировки», «группы», «решетки». Так появилась их совместная работа «The growth of logical thinking from childhood to adolescent» [1956/1958], в которой показано возрастающее умение подростка рассуждать научно на основе экспериментирования, т.е. дифференциации, варьирования и комбинирования переменных. С 1953 по 1955 г. Инельдер принимала активное участие в цикле конференций, организованных по инициативе Всемирной организации здравоохранения (WHO), которые проходили в Женеве. В них участвовали представители многих крупных научных школ – К.Лоренц, Г.Уолтер, М.Мид, Дж.Боулби, Р.Заззо, Э.Эриксон, Дж.Таннер, Ж.Пиаже и др. Цель конференций – разработка комплексного подхода к изучению психического развития ребенка для профилактики психических заболеваний в детском возрасте. Небольшая; часть материалов этих конференций опубликована на русском языке в книге «Развитие ребенка» [1968]. Выступая на одной из таких конференций, Инельдер сказала: «Я нахожусь сейчас в весьма затруднительном положении... мне поручено изложить концепцию Пиаже в присутствии Пиаже и самому Пиаже!» С этого началась, а потом долгие годы продолжалась ее нелегкая, но почетная миссия – нести знамя Пиаже, вплоть до последнего доклада, сделанного ею на Международной конференции, посвященной столетию со дня рождения Пиаже и Выготского (Женева, 1996). В своей автобиографии Инельдер отмечала, что начиная с 1957 г. в их группе стало отчетливо проявляться разделение научных интересов. Пиаже был погружен в исследование механизмов восприятия, изучение физической причинности, противоречия, законов осознания и разработку проблем генетической эпистемологии, а Инельдер интересовали проблемы генетической психологии и роли умственных образов (воображения и памяти) в познавательной деятельности ребенка. Однако еще две большие книги были написаны вместе и опубликованы одна за другой: «L’image mentale chez l'enfant» [1966] и «Mémoire et intelligence» [1968]. Благодаря личным встречам и дискуссиям с крупными американскими психологами Брунером, Миллером, Брауном и после знакомства с книгой Миллера, Галантера и Прибрама о планах и структурах поведения [1960] у Инельдер возникло намерение изучить роль обучения в развитии познавательных структур. Первые результаты исследований роли обучения в развитии познавательных структур были представлены Инельдер на XVIII Международном психологическом конгрессе (Москва, 4– 11 августа 1966 г.), где она вме- сте с П.Я.Гальпериным и Дж.Брунером руководила симпозиумом «Психология формирования понятий и умственных действий» На этом симпозиуме Пиаже выступил с докладом о механизмах преобразования схем действия в обратимые операции. Московский конгресс, по словам Инельдер, отчетливо показал, что недостаточно только анализировать особенности и результаты поведения, необходимо объяснять его механизмы. Поэтому рано «ли поздно (психологи будут вынуждены изучать генезис поведения. И тогда, наконец, генетический метод приобретет объяснительный статус. Этот конгресс предоставил Инельдер уникальную возможность четко показать сходство и различие двух научных школ в психологии развития – Женевской и Московской. С особым удовлетворением Инельдер отметила согласие московских и женевских ученых в вопросе о роли активной деятельности субъекта в ходе выработки понятий. Одновременно с этим она подчеркнула и существенные отличия научных подходов обеих школ. Инельдер отметила в концепции московских психологов приверженность теории отражения и, участвуя в дискуссии, она открыто высказала общее с Пиаже мнение: «Мы не можем не выразить наше удивление по поводу того, что в обществе, которое сделало возможным изобретение спутника, знание иногда еще продолжает рассматриваться исключительно как отражение действительности (концепция, близкая к эмпиризму XIX в.; в духе которого были воспитаны крупнейшие вдохновители советской мысли)». Важное для Пиаже различие между двумя типами абстракции – физической и логико-математической – позволяет понять, говорила Инельдер, что знания (понятия) формируются на основе координации действий субъекта. В процессе формирования понятий предметы являются лишь опорой для действия субъекта: Возможно, что различие несущественно для Московской школы, согласно которой любое знание есть образ или отражение действительности. Однако оно приобретает первостепенное значение, как только мы осознаем, что действие, и в особенности акт познания, преобразует действительность, само изменяясь под ее воздействием. По словам Инельдер, на Московском конгрессе по-новому была поставлена проблема соотношения между развитием и обучением. Классическая дихотомия – созревание или обучение – оказалась решительно преодоленной. Все ученые, которые внесли свой вклад в разработку этой темы, проявили интерес к динамическим законам развития, его периодам, его ритму. Оптимистическая надежда Брунера на то, что с помощью адекватного метода можно обучить ребенка любого возраста всему чему угодно, уступила место более тонкому соотношению. Многочисленные факты, собранные и в Гарварде, и в Москве, и в Женеве, свидетельствуют в пользу мнения, ранее высказанного Выготским о том, что для формиро- вания знаний существуют оптимальные периоды, которые, впрочем, не обязательно связаны с хронологическим возрастом. Женевские исследователи предполагают, что каждая новая структура мысли зависит от схем, выработанных в предыдущий период развития. Психология развития в том виде, в таком она нашла свое отражение на XVIII Международном психологическом конгрессе, по утверждению Инельдер, подводит нас прямо к эпицентру основных проблем нашей науки. Приветствуя сближение точек зрения, мы не должны бояться различий, которые и побуждают нас идти единственным путем расширения наших познаний, путем продолжения экспериментальных исследований. В 70-е гг. в исследованиях Инельдер осуществлялись новые замыслы, рождались различные гипотезы исследования. Одна из них касалась соотношения между операторным и фигуративным аспектами познания у больных афазией, другая – специфики представления о случайности у психотиков. Гипотезы проверялись в многочисленных экспериментах, анализ которых составлял содержание новых публикаций, подготовленных уже без участия Пиаже. Среди публикаций этого времени особое место занимает книга Инельдер и ее коллег о влиянии обучения на развитие интеллекта (Inhelder В., Sinclair H., Bovet M. «Learning and the development of cognition» [1974]), которая была опубликована одновременно на французском и английском языках. Последним трудом Инельдер была книга «Le cheminement des découvertes de 1'enfant» [1992]. В ней представлено экспериментальное исследование когнитивных стратегий ребенка в процессе решения задач. В 1974 г. Инельдер создала научный центр «The Jean Piaget Archives Foundation» – архив, где собраны все материалы, имеющие отношение к Пиаже и его теории. Вначале Инельдер возглавила его как директор, а позже стала Председателем научного комитета (этот центр успешно функционирует и по сей день). Барбель Инельдер умерла 17 февраля 1997 г., прожив, как и Пиаже, 84 года.
|