Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1. Предмет и основные концепции философии науки
Предмет современной философии науки, его историческое и социокультурное развитие. Предварительный анализ условий возможности научно-теоретического мышления и познания: как специфического знания, как деятельности по получению нового знания, как коммуникации (системы социальных связей и отношений), как особой сферы культуры, как социального института. Место философии науки в системе целей и ценностей, относящихся к производству новых знаний, к антропологическим основаниям научно-теоретического мышления и познания. Философский анализ научной рациональности. Экстернализм и интернализм в понимании механизмов научной деятельности. Позитивизм и неопозитивизм как течение в философии науки второй половины XIX–первой половины ХХ вв., его методологические и эпистемологические особенности. Критический анализ достоинств и недостатков позитивизма. Особенности постпозитивистских концепций развития науки в ХХ в. К. Поппер в ранний и поздний периоды творчества. Концепция «третьего мира» и эволюционная эпистемология К. Поппера. Концепция смены научных парадигм Т. Куна, методология смены научно-исследовательских программ И. Лакатоса, «методологический анархизм»
Тема 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторического развития
Переход от преднауки к науке, от дотеоретического (чувственно-образного) к теоретическому (понятийно-концептуальному) мышлению. Феномен «осевого времени» (К. Ясперс) и становление рациональности в качестве мировоззренческой установки и теоретизации картины мира. Основные особенности теоретического мышления (сверхчувственность, умопостигаемость, рефлексивность, пограничность), нашедшие выражение в философии как исторически первой форме теоретико-концептуального миропонимания. Особенности античной логики и математики. Систематизация наук Аристотелем. Античная наука как феномен культуры. Христианская модель человека в Средние века и возникновение предпосылок классического идеала рациональности как мировоззренческой установки. Ориентация на неограниченные возможности познания и преобразования мира человеком. Влияние антропоцентрического мировоззрения на классический идеал научной рациональности. Становление экспериментального метода и опытной науки в Новое время, роль достижений основоположников современной науки (Г. Галилей, Формирование науки как профессиональной деятельности, появления ее дисциплинарной организации, разграничения естественных, социально-гуманитарных и технических наук.
Тема 3. Знание и наука в культуре современной цивилизации. Научное и вненаучное знание Знание как системообразующий фактор современной цивилизации. Объективный статус существования автономной области ментального, идеального по своим свойствам бытия, неотделимого вместе с тем от языка и социальных связей. Знание как результат преобразующей предметной деятельности, распредмечивание свойств и отношений физического и социального мира в форму собственных объектов, обладающих новыми, физически неинтерпретируемыми качествами, такими как обобщенность, универсальность, целенаправленность, идеальность. Интерсубъективная объективация знания в языке и отношениях людей, в предметных формах деятельности. Позитивное значение науки, научно-технического развития, инновационной деятельности в переходе от традиционных к техногенным обществам. Различие формационных и цивилизационных моделей исторического процесса, положительные и отрицательные проявления научной рациональности. Особенности перехода от индустриального к постиндустриальному (техногенному, информационному) обществу высоких технологий и инновационного мышления. Современный антропологический поиск нового культурно-исторического типа рациональности. Роль научных знаний в современном образовании. Научное образование как важнейшее средство культурного воспроизводства и развития человеческого потенциала в современном мире; как основной ресурс развития техногенной цивилизации. Критерии различения научного и вненаучного знания, анализ современных проблем, связанных с их разграничением. Основные трудности демаркации между научным и вненаучным знанием.
Тема 4. Научное знание как система: структура, уровни, основания
Процессы интеграции в науке, возникновение междисциплинарных направлений (кибернетика, системный подход), сближении естественнонаучного и социально-гуманитарного знания, в поисках единой научной картины мира. Анализ понятия «картина мира», специфики в этом вопросе научного подхода. Онтологическая роль научной картины мира в утверждении научного мировоззрения, в образовании, а также ее значение в качестве основания дальнейшего теоретического поиска, исследовательской программы. Значение философских идей и принципов при выдвижении конструктивных научных гипотез в переломные моменты развития науки, т.е. в периоды научных революций. Эмпирический и теоретический уровни научного знания как сложной и находящейся в развитии системы. Анализ эксперимента и наблюдения, измерения и использования приборной базы в их взаимосвязи с творческим воображением и построением теоретических моделей. Структура научной теории (ядро, периферия и эмпирический базис). Идеальные объекты теории, роль гипотез в ее построении, ограниченность как «чисто» эмпирических попыток ее построения, так и гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Язык науки, значения терминологической лексики и строгости использования понятий, различения предметного, операционального и ценностного знания в структуре научной теории. Роль норм, идеалов, принципов научных исследований в структуре теории. Сциентизм как последовательное проведение объективистского принципа и как беспредпосылочная уверенность в абсолютности научных истин. Антисциентизм как отрицание ведущей роли науки и ее конструктивных возможностей, как позитивного социального института. Социальная ответственность ученого, сферы и границы его социальной компетентности и свободы научного творчества.
Тема 5. Динамика науки: порождение и обоснование нового знания. Эпистемология, основные концепции научной истины
Возникновение нового знания в науке как проблема. Обоснование общности и необходимости знаний: недостаточность индуктивных и гипотетико-дедуктивных методов. Развитие проблематики нового знания в ХХ веке. Процесс порождения научного и философского знания (процедуры обоснования, недопустимость беспредпосылочных, безосновательных суждений). Различия в обосновании знаний в философии и естественных науках. Понятия объекта и субъекта познания. Идеал классической рациональности: познание объекта в его «чистоте», исключение влияния субъекта и его деятельности, процедуры десубъективации и депсихологизации знаний. Иллюзорность идеала в свете научной революции конца XIX – начала ХХ вв. Дискуссии физиков о природе квантово-механических объектов. Включение в поле формирования научных знаний деятельности субъекта по их получению и формирование неклассического внутринаучного подтипа (вида) рациональности. Вторая половина ХХ века: кибернетика, неравновесная термодинамика, синергетика и формирование постнеклассической рациональности. Различия между логикой открытия и логикой обоснования теоретических знаний. Новые подходы к исследованию взаимодействия теоретического и эмпирического в науке. Классическая и неклассические (прагматизм, операционализм, конвенционализм, когерентный подход) концепции истины. Кризис классического идеала рациональности, изменение в процедурах развития и обоснования научных понятий. Эволюция знаний данной предметной области как решение задач с перерастанием последних в проблемы (проблемный подход), влияние новых теорий на культурное развитие. Основные особенности постнеклассической науки, антропологические сдвиги в научном поиске и становление нового культурно-исторического типа рациональности.
Тема 6. Традиции и новация в науке. Научные революции и их воздействие на культуру. Роль философского знания в перестройке основании науки Научные традиции и их роль в познании. Преемственность в развитии научных знаний. Виды («формы) науки и особенности традиций: доантичная «преднаука», античная науки, средневековая наука, классическая, неклассическая и постнеклассическая наука современности. Получение нового знания и значение инновационной деятельности ученого в современном мире научно-технического развития. Продуктивное воображение в научно-исследовательской деятельности. Дискуссии о природе интуиции и ее роли в познании. Обыденное знание, специфика взаимосвязи рационального и иррационального в науке, философии, религии, искусстве. Традиционное и нетрадиционное в научной деятельности. Модели развития науки. Кумулятивная, парадигмальная (Т. Кун), проблемная (К. Поппер) модели. Развитие науки как конкуренция и смена исследовательских программ (И. Лакатос). Основные научные революции: XVII век, конец XIX-начало XX столетия, последняя треть XX столетия. Особенности выбора стратегий научного развития в ходе этих революций. Проблема нелинейности роста научных знаний. Тема 7. Особенности современного этапа развития науки. Наука и техника. Этика науки. Перспективы научно-технического развития
Процессы дифференциации и интеграции в науке. Парадоксы синтеза современных научно-технических знаний и особенности сближения науки и философии в конце XX–XXI вв. Множественность оснований современной математики, теоретической физики. Становление неклассической (нелинейной) термодинамики Наука и нравственность. Проблемы научной этики: внутринаучные и общекультурные аспекты. Этические оценки взаимодействия научного сообщества со своим окружением. Проблемы объективного знания и этической ответственности ученого, техника, инженера. Анализ глобальных проблем современного мира, перспективы научно-технического развития.
Тема 8. Наука как социальный институт
Становление и интерпретация науки как социального института, причины этого процесса. Период «науки одиночек», возникновение первых научных сообществ, форм организации научных исследований в первых университетах Европы. Появление в XX веке научных школ и междисциплинарных сообществ ученых. Вопросы образования и подготовки научных кадров, специфика становления науки в России. Развитие в России инженерного знания и технических наук, особенности этого процесса (жесткая дисциплина, принадлежность к военно-промышленному комплексу), влияние этих особенностей на характер индустриализации в СССР. Переход к современной техногенной цивилизации от индустриального к информационному обществу, компьютеризация, программированное развитие, феномен виртуальности с точки зрения воздействия на науку и организацию научных сообществ, трансформация индустриальных форм организации науки. Взаимодействие науки и власти, науки и процессов экономического развития, понимание самого знания как власти, науки как непосредственной производительной силы.
Раздел 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЛАСТЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Раздел 2.1 ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИКИ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
Тема 1. Место физики в системе культуры и наук Естествознание в жизни общества. Физика как фундамент естествознания. Проблема классификации наук. Оппозиция «редукционизм-антиредукционизм». Физика и синтез естественнонаучного и гуманитарного знания. Проблема физикализма в философии науки.
Тема 2. Онтологические проблемы физики Понятие физической картины мира (ФКМ): структура, функции, развитие. Исторические формы физической картины мира как этапы развития физического познания. Онтологический статус фундаментальных абстракций современной физической картины мира. Понятия виртуальная частица и виртуальная реальность. Физический вакуум и поиск новой онтологии. Тема 3. Проблемы пространства и времени: онтогносеологические аспекты Проблемы пространства и времени в классической механике Предпосылки возникновения общей теории относительности (ОТО). Проблема взаимоотношения пространственно-временного континуума и гравитационного поля. Концепция геометризации физики на современном этапе. Тема 4. Проблемы детерминизма в современной физической картине мира Концепция детерминизма и ее роль в физическом познании. Детерминизм и причинность. Дискуссии по проблемам причинности: от Причинность и целесообразность. Телеология и телеономия: от Аристотеля до К. Лоренца. Причинное и функциональное объяснение. Вклад дарвинизма и кибернетики в демистификацию понятия цели. Теория функциональной системы П.К. Анохина. Релятивистская причинность. Лапласовский детерминизм и вероятностная причинность. Детерминизм и индетерминизм в современной философии науки. Проблемы скрытых параметров и полноты квантовой механики. Дискуссия Н. Бора и А. Эйнштейна. Философские интерпретации принципов дополнительности и неопределенности.
|