Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Предмет и основные концепции философии науки





 

Предмет современной философии науки, его историческое и социокультурное развитие. Предварительный анализ условий возможности научно-теоретического мышления и познания: как специфического знания, как деятельности по получению нового знания, как коммуникации (системы социальных связей и отношений), как особой сферы культуры, как социального института. Место философии науки в системе целей и ценностей, относящихся к производству новых знаний, к антропологическим основаниям научно-теоретического мышления и познания. Философский анализ научной рациональности. Экстернализм и интернализм в понимании механизмов научной деятельности.

Позитивизм и неопозитивизм как течение в философии науки второй половины XIX–первой половины ХХ вв., его методологические и эпистемологические особенности. Критический анализ достоинств и недостатков позитивизма. Особенности постпозитивистских концепций развития науки в ХХ в. К. Поппер в ранний и поздний периоды творчества. Концепция «третьего мира» и эволюционная эпистемология К. Поппера. Концепция смены научных парадигм Т. Куна, методология смены научно-исследовательских программ И. Лакатоса, «методологический анархизм»
П. Фейерабенда. М. Полани о личностном характере научного знания. Новый антропологический поворот в современной философии и методологии науки.

 

Тема 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторического развития

 

Переход от преднауки к науке, от дотеоретического (чувственно-образного) к теоретическому (понятийно-концептуальному) мышлению. Феномен «осевого времени» (К. Ясперс) и становление рациональности в качестве мировоззренческой установки и теоретизации картины мира.

Основные особенности теоретического мышления (сверхчувственность, умопостигаемость, рефлексивность, пограничность), нашедшие выражение в философии как исторически первой форме теоретико-концептуального миропонимания. Особенности античной логики и математики. Систематизация наук Аристотелем. Античная наука как феномен культуры.

Христианская модель человека в Средние века и возникновение предпосылок классического идеала рациональности как мировоззренческой установки. Ориентация на неограниченные возможности познания и преобразования мира человеком. Влияние антропоцентрического мировоззрения на классический идеал научной рациональности.

Становление экспериментального метода и опытной науки в Новое время, роль достижений основоположников современной науки (Г. Галилей,
Н. Коперник, И. Кеплер, И. Ньютон). Две основные стратегии порождения знаний (модели Ф. Бэкона и Р. Декарта). Индуктивный и дедуктивный методы как универсальные средства получения истинных знаний. «Третий путь»
И. Канта и антропологический поворот в философии науки. И. Кант об условиях возможности научно-теоретического мышления. Особенности развития науки в России.

Формирование науки как профессиональной деятельности, появления ее дисциплинарной организации, разграничения естественных, социально-гуманитарных и технических наук.

 

Тема 3. Знание и наука в культуре современной цивилизации. Научное и вненаучное знание

Знание как системообразующий фактор современной цивилизации. Объективный статус существования автономной области ментального, идеального по своим свойствам бытия, неотделимого вместе с тем от языка и социальных связей. Знание как результат преобразующей предметной деятельности, распредмечивание свойств и отношений физического и социального мира в форму собственных объектов, обладающих новыми, физически неинтерпретируемыми качествами, такими как обобщенность, универсальность, целенаправленность, идеальность. Интерсубъективная объективация знания в языке и отношениях людей, в предметных формах деятельности.

Позитивное значение науки, научно-технического развития, инновационной деятельности в переходе от традиционных к техногенным обществам. Различие формационных и цивилизационных моделей исторического процесса, положительные и отрицательные проявления научной рациональности.

Особенности перехода от индустриального к постиндустриальному (техногенному, информационному) обществу высоких технологий и инновационного мышления. Современный антропологический поиск нового культурно-исторического типа рациональности.

Роль научных знаний в современном образовании. Научное образование как важнейшее средство культурного воспроизводства и развития человеческого потенциала в современном мире; как основной ресурс развития техногенной цивилизации.

Критерии различения научного и вненаучного знания, анализ современных проблем, связанных с их разграничением. Основные трудности демаркации между научным и вненаучным знанием.

 

Тема 4. Научное знание как система: структура, уровни, основания

 

Процессы интеграции в науке, возникновение междисциплинарных направлений (кибернетика, системный подход), сближении естественнонаучного и социально-гуманитарного знания, в поисках единой научной картины мира. Анализ понятия «картина мира», специфики в этом вопросе научного подхода. Онтологическая роль научной картины мира в утверждении научного мировоззрения, в образовании, а также ее значение в качестве основания дальнейшего теоретического поиска, исследовательской программы. Значение философских идей и принципов при выдвижении конструктивных научных гипотез в переломные моменты развития науки, т.е. в периоды научных революций.

Эмпирический и теоретический уровни научного знания как сложной и находящейся в развитии системы. Анализ эксперимента и наблюдения, измерения и использования приборной базы в их взаимосвязи с творческим воображением и построением теоретических моделей.

Структура научной теории (ядро, периферия и эмпирический базис). Идеальные объекты теории, роль гипотез в ее построении, ограниченность как «чисто» эмпирических попыток ее построения, так и гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Язык науки, значения терминологической лексики и строгости использования понятий, различения предметного, операционального и ценностного знания в структуре научной теории.

Роль норм, идеалов, принципов научных исследований в структуре теории. Сциентизм как последовательное проведение объективистского принципа и как беспредпосылочная уверенность в абсолютности научных истин. Антисциентизм как отрицание ведущей роли науки и ее конструктивных возможностей, как позитивного социального института. Социальная ответственность ученого, сферы и границы его социальной компетентности и свободы научного творчества.

 

Тема 5. Динамика науки: порождение и обоснование нового знания. Эпистемология, основные концепции научной истины

 

Возникновение нового знания в науке как проблема. Обоснование общности и необходимости знаний: недостаточность индуктивных и гипотетико-дедуктивных методов. Развитие проблематики нового знания в ХХ веке.

Процесс порождения научного и философского знания (процедуры обоснования, недопустимость беспредпосылочных, безосновательных суждений). Различия в обосновании знаний в философии и естественных науках.

Понятия объекта и субъекта познания. Идеал классической рациональности: познание объекта в его «чистоте», исключение влияния субъекта и его деятельности, процедуры десубъективации и депсихологизации знаний. Иллюзорность идеала в свете научной революции конца XIX – начала ХХ вв. Дискуссии физиков о природе квантово-механических объектов. Включение в поле формирования научных знаний деятельности субъекта по их получению и формирование неклассического внутринаучного подтипа (вида) рациональности. Вторая половина ХХ века: кибернетика, неравновесная термодинамика, синергетика и формирование постнеклассической рациональности.

Различия между логикой открытия и логикой обоснования теоретических знаний. Новые подходы к исследованию взаимодействия теоретического и эмпирического в науке. Классическая и неклассические (прагматизм, операционализм, конвенционализм, когерентный подход) концепции истины. Кризис классического идеала рациональности, изменение в процедурах развития и обоснования научных понятий. Эволюция знаний данной предметной области как решение задач с перерастанием последних в проблемы (проблемный подход), влияние новых теорий на культурное развитие. Основные особенности постнеклассической науки, антропологические сдвиги в научном поиске и становление нового культурно-исторического типа рациональности.

 

Тема 6. Традиции и новация в науке. Научные революции и их воздействие на культуру. Роль философского знания в перестройке основании науки

Научные традиции и их роль в познании. Преемственность в развитии научных знаний. Виды («формы) науки и особенности традиций: доантичная «преднаука», античная науки, средневековая наука, классическая, неклассическая и постнеклассическая наука современности. Получение нового знания и значение инновационной деятельности ученого в современном мире научно-технического развития. Продуктивное воображение в научно-исследовательской деятельности. Дискуссии о природе интуиции и ее роли в познании.

Обыденное знание, специфика взаимосвязи рационального и иррационального в науке, философии, религии, искусстве. Традиционное и нетрадиционное в научной деятельности.

Модели развития науки. Кумулятивная, парадигмальная (Т. Кун), проблемная (К. Поппер) модели. Развитие науки как конкуренция и смена исследовательских программ (И. Лакатос).

Основные научные революции: XVII век, конец XIX-начало XX столетия, последняя треть XX столетия. Особенности выбора стратегий научного развития в ходе этих революций. Проблема нелинейности роста научных знаний.

Тема 7. Особенности современного этапа развития науки. Наука и техника. Этика науки. Перспективы научно-технического развития

 

Процессы дифференциации и интеграции в науке. Парадоксы синтеза современных научно-технических знаний и особенности сближения науки и философии в конце XX–XXI вв. Множественность оснований современной математики, теоретической физики.

Становление неклассической (нелинейной) термодинамики
(И. Пригожин) и синергетики (Г. Хакен и др.). Идеи синергетики (открытые развивающиеся системы как объект исследования, наличие точек бифуркации и моментов непредсказуемости в развитии сложной системы, понятие катастрофы и др.), ноосферы В.И. Вернадского, антропной гипотезы современных физиков-теоретиков и их влияние на разработку новых методов исследования, на поиск нового культурно-исторического типа рациональности. Сближения идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.

Наука и нравственность. Проблемы научной этики: внутринаучные и общекультурные аспекты. Этические оценки взаимодействия научного сообщества со своим окружением. Проблемы объективного знания и этической ответственности ученого, техника, инженера. Анализ глобальных проблем современного мира, перспективы научно-технического развития.

 

Тема 8. Наука как социальный институт

 

Становление и интерпретация науки как социального института, причины этого процесса. Период «науки одиночек», возникновение первых научных сообществ, форм организации научных исследований в первых университетах Европы. Появление в XX веке научных школ и междисциплинарных сообществ ученых.

Вопросы образования и подготовки научных кадров, специфика становления науки в России. Развитие в России инженерного знания и технических наук, особенности этого процесса (жесткая дисциплина, принадлежность к военно-промышленному комплексу), влияние этих особенностей на характер индустриализации в СССР.

Переход к современной техногенной цивилизации от индустриального к информационному обществу, компьютеризация, программированное развитие, феномен виртуальности с точки зрения воздействия на науку и организацию научных сообществ, трансформация индустриальных форм организации науки. Взаимодействие науки и власти, науки и процессов экономического развития, понимание самого знания как власти, науки как непосредственной производительной силы.

 

 

Раздел 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЛАСТЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Раздел 2.1 ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИКИ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

 

Тема 1. Место физики в системе культуры и наук

Естествознание в жизни общества. Физика как фундамент естествознания. Проблема классификации наук. Оппозиция «редукционизм-антиредукционизм». Физика и синтез естественнонаучного и гуманитарного знания. Проблема физикализма в философии науки.

 

Тема 2. Онтологические проблемы физики

Понятие физической картины мира (ФКМ): структура, функции, развитие. Исторические формы физической картины мира как этапы развития физического познания. Онтологический статус фундаментальных абстракций современной физической картины мира. Понятия виртуальная частица и виртуальная реальность. Физический вакуум и поиск новой онтологии.

Тема 3. Проблемы пространства и времени: онтогносеологические аспекты

Проблемы пространства и времени в классической механике
(Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, И. Кант). Философские и религиозные предпосылки концепций абсолютного пространства и времени. Переход от механической к электромагнитной картине мира. Пространство и время в релятивистской механике. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

Предпосылки возникновения общей теории относительности (ОТО). Проблема взаимоотношения пространственно-временного континуума и гравитационного поля. Концепция геометризации физики на современном этапе.

Тема 4. Проблемы детерминизма в современной физической картине мира

Концепция детерминизма и ее роль в физическом познании. Детерминизм и причинность. Дискуссии по проблемам причинности: от
Д. Юма до К. Поппера.

Причинность и целесообразность. Телеология и телеономия: от Аристотеля до К. Лоренца. Причинное и функциональное объяснение. Вклад дарвинизма и кибернетики в демистификацию понятия цели. Теория функциональной системы П.К. Анохина.

Релятивистская причинность. Лапласовский детерминизм и вероятностная причинность. Детерминизм и индетерминизм в современной философии науки. Проблемы скрытых параметров и полноты квантовой механики. Дискуссия Н. Бора и А. Эйнштейна. Философские интерпретации принципов дополнительности и неопределенности.

 

Date: 2015-06-11; view: 706; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию