Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Методические рекомендации для аспирантов и соискателейСтр 1 из 12Следующая ⇒ ПРОГРАММА-МИНИМУМ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» Методические рекомендации для аспирантов и соискателей
Екатеринбург-2007 Программа составлена в соответствии с обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований, одобренным президиумом Высшей аттестационной комиссии и утвержденной приказом Минобразования России от 17. 02. 2004 № 697.
Рекомендована межвузовским центром по проблемам гуманитарного и социально-экономического образования
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии 07.02.2007 г. Протокол № 1. Заведующий кафедрой В.И. Кашперский Одобрена Методической комиссией Факультета Гуманитарного образования протокол №2 от 14.02.07 Председатель Методической комиссии Н.П. Коновалова
Утверждена решением Ученого совета факультета гуманитарного образования от 28.02. 2007 г., протокол № 7.
Ученый секретарь Ученого совета ФГО И.В. Петухова
Председатель Методического Совета УГТУ-УПИ И.Н. Огородников
Программу составили: Кашперский В.И. Селезнев В.М. Кузубова Т.С. Прытков В.П. Фокин Н.П. Дороненко О.Е. Петько А.А. Коновалова Н.П. © ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ». 2007 Содержание Введение……………………………………………………………………………...4 I. Разделы дисциплины и виды учебной работы……………………..……………5 II. Содержание программы курса…………………………………………………...7 Раздел 1. Общие проблемы философии науки…………….…………………..7 Раздел 2.1 Философские проблемы физики и естественных наук…………12 Раздел 2.2 Философские проблемы техники и технических наук………….14 Раздел 2.3 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук…...15 III. Темы семинарских занятий……………………………………………………19 Раздел 1. Общие проблемы философии науки……………………………….19 Раздел 2.1 Философские проблемы физики и естественных наук…………22 Раздел 2.2 Философские проблемы техники и технических наук…………25 Раздел 2.3 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук…..26 IV. Примерные вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену………….28 V. Примерные темы рефератов……………………………………………………32 VI. Требования к написанию и оформлению реферата…………..…………...…34 VII. Литература………………………………………..……………………………37 Введение В подготовке кадров высшей квалификации – кандидатов наук возрастает значимость философского осмысления процессов научно-технического развития современного общества, перспектив этого развития. Вопреки распространенному мнению, творцы науки будущего, создатели новой техники отнюдь не ограничены рамками «своего дела», научной школы или конкретного производства. С сожалением приходится констатировать, что с масштабным процессом научно-технических инноваций сопряжен процесс нарастания не менее масштабного культурно-исторического кризиса. Научная рефлексия в ХХ веке обрела статус самоосуществления, ибо наука превратилась в непосредственную производительную силу. Научные дискурсы не остаются на уровне безобидного теоретизирования, они воплощаются и присутствуют в окружающей нас действительности в качестве технологий и «застывших» результатов деятельности, начиная от производственных технологий и вплоть до социальных и политических, примером которых могут служить современные выборы органов власти или программы экономического развития государств. Подобно тому, как спроектированные разумом научно-технические идеи застывают на отведенное время в изделии, становятся частью нашего мира вплоть до домашнего обихода, и социальные технологии застывают в формах собственности, социальных структурах народов, составах законодательных органов и правительств. Тем самым рациональность, и в особенности научная рациональность своим содержанием наполняет наше бытие не только теоретически, но и практически: земное существование человека оказывается зеркалом его собственных черт и качеств, инобытием мышления. Ее обострение обусловлено новыми масштабами влияния человека на среду собственного обитания, прежде всего на природу: до XIX столетия влияние человека на природное окружение было несопоставимо с естественными изменениями, теперь же ситуация изменилась кардинальным образом. Многочисленные кризисы современного мира заставляют гораздо внимательнее отнестись к проблематике разума человека, рациональных форм познания и деятельности, философской антропологии как анализу качеств современных людей, задающих характер и содержание проектов деятельности – от моделей и картин мира в науке до технологических и социокультурных прогнозов будущего. Ведь эти проекты воплощаются в действительность. Выражая объективные потенции природы, они обретают ту форму существования, которую задают люди. Цель преподавания данного курса мы видим не только в том, чтобы ввести аспирантов и соискателей в духовную атмосферу современности, но также и в том, чтобы заложить прочный фундамент для их самостоятельной мировоззренческой работы. Философское образование предполагает выход на широкое поле культурного синтеза и осознание проблем и интересов своего времени в качестве звена общегуманитарной традиции. В соответствии с поставленной целью, задачи курса включают: - исследование условий и возможности возникновения науки и научного мышления; - раскрытие этого процесса как процесса нарастающей рационализации деятельности людей, начиная с так называемого «осевого времени» и включая этапы христианизации и сайентификации европейской культуры; - выявление оснований всемирно-исторической экспансии критериев и норм рациональности в жизни современного человечества; - анализ рационально-теоретических истоков и последствий господства в аксиологической сфере человеческой жизни, в самосознании этической проблематики, влияния кризиса классической этики на науку и весь современный мир с его идеалами гуманизма и свободы; - демонстрация базисной роли философской антропологии как условия понимания преимуществ и изъянов рационального осмысления мироотношения, а также как резервуара возможностей для поиска новых решений в области экологии, глобальных проблем и искомого образа науки будущего.
|