Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Методические рекомендации для аспирантов и соискателей





ПРОГРАММА-МИНИМУМ

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Методические рекомендации для аспирантов и соискателей

 

 

Екатеринбург-2007

Программа составлена в соответствии с обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований, одобренным президиумом Высшей аттестационной комиссии и утвержденной приказом Минобразования России от 17. 02. 2004 № 697.

 

Рекомендована межвузовским центром по проблемам гуманитарного и социально-экономического образования

 

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии 07.02.2007 г. Протокол № 1.

Заведующий кафедрой В.И. Кашперский

Одобрена Методической комиссией Факультета Гуманитарного образования протокол №2 от 14.02.07

Председатель Методической комиссии Н.П. Коновалова

 

Утверждена решением Ученого совета факультета гуманитарного образования от 28.02. 2007 г., протокол № 7.

 

Ученый секретарь Ученого совета ФГО И.В. Петухова

 

Председатель Методического

Совета УГТУ-УПИ И.Н. Огородников

 

 

Программу составили: Кашперский В.И.

Селезнев В.М.

Кузубова Т.С.

Прытков В.П.

Фокин Н.П.

Дороненко О.Е.

Петько А.А.

Коновалова Н.П.

© ГОУ ВПО «Уральский государственный

технический университет – УПИ». 2007

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

I. Разделы дисциплины и виды учебной работы……………………..……………5

II. Содержание программы курса…………………………………………………...7

Раздел 1. Общие проблемы философии науки…………….…………………..7

Раздел 2.1 Философские проблемы физики и естественных наук…………12

Раздел 2.2 Философские проблемы техники и технических наук………….14

Раздел 2.3 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук…...15

III. Темы семинарских занятий……………………………………………………19

Раздел 1. Общие проблемы философии науки……………………………….19

Раздел 2.1 Философские проблемы физики и естественных наук…………22

Раздел 2.2 Философские проблемы техники и технических наук…………25

Раздел 2.3 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук…..26

IV. Примерные вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену………….28

V. Примерные темы рефератов……………………………………………………32

VI. Требования к написанию и оформлению реферата…………..…………...…34

VII. Литература………………………………………..……………………………37

Введение

В подготовке кадров высшей квалификации – кандидатов наук возрастает значимость философского осмысления процессов научно-технического развития современного общества, перспектив этого развития. Вопреки распространенному мнению, творцы науки будущего, создатели новой техники отнюдь не ограничены рамками «своего дела», научной школы или конкретного производства. С сожалением приходится констатировать, что с масштабным процессом научно-технических инноваций сопряжен процесс нарастания не менее масштабного культурно-исторического кризиса. Научная рефлексия в ХХ веке обрела статус самоосуществления, ибо наука превратилась в непосредственную производительную силу. Научные дискурсы не остаются на уровне безобидного теоретизирования, они воплощаются и присутствуют в окружающей нас действительности в качестве технологий и «застывших» результатов деятельности, начиная от производственных технологий и вплоть до социальных и политических, примером которых могут служить современные выборы органов власти или программы экономического развития государств. Подобно тому, как спроектированные разумом научно-технические идеи застывают на отведенное время в изделии, становятся частью нашего мира вплоть до домашнего обихода, и социальные технологии застывают в формах собственности, социальных структурах народов, составах законодательных органов и правительств. Тем самым рациональность, и в особенности научная рациональность своим содержанием наполняет наше бытие не только теоретически, но и практически: земное существование человека оказывается зеркалом его собственных черт и качеств, инобытием мышления. Ее обострение обусловлено новыми масштабами влияния человека на среду собственного обитания, прежде всего на природу: до XIX столетия влияние человека на природное окружение было несопоставимо с естественными изменениями, теперь же ситуация изменилась кардинальным образом. Многочисленные кризисы современного мира заставляют гораздо внимательнее отнестись к проблематике разума человека, рациональных форм познания и деятельности, философской антропологии как анализу качеств современных людей, задающих характер и содержание проектов деятельности – от моделей и картин мира в науке до технологических и социокультурных прогнозов будущего. Ведь эти проекты воплощаются в действительность. Выражая объективные потенции природы, они обретают ту форму существования, которую задают люди.

Цель преподавания данного курса мы видим не только в том, чтобы ввести аспирантов и соискателей в духовную атмосферу современности, но также и в том, чтобы заложить прочный фундамент для их самостоятельной мировоззренческой работы. Философское образование предполагает выход на широкое поле культурного синтеза и осознание проблем и интересов своего времени в качестве звена общегуманитарной традиции.

В соответствии с поставленной целью, задачи курса включают:

- исследование условий и возможности возникновения науки и научного мышления;

- раскрытие этого процесса как процесса нарастающей рационализации деятельности людей, начиная с так называемого «осевого времени» и включая этапы христианизации и сайентификации европейской культуры;

- выявление оснований всемирно-исторической экспансии критериев и норм рациональности в жизни современного человечества;

- анализ рационально-теоретических истоков и последствий господства в аксиологической сфере человеческой жизни, в самосознании этической проблематики, влияния кризиса классической этики на науку и весь современный мир с его идеалами гуманизма и свободы;

- демонстрация базисной роли философской антропологии как условия понимания преимуществ и изъянов рационального осмысления мироотношения, а также как резервуара возможностей для поиска новых решений в области экологии, глобальных проблем и искомого образа науки будущего.

 

Date: 2015-06-11; view: 334; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию