Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общий взгляд на непроизвольное течение мыслей. 15 page
наты самопроизвольно придвинулся ко мне,— он оста- ется неподвижным. Мое желание так же мало может побудить меня чихнуть, как и побудить этот стол при- двинуться ко мне. Но здесь в обоих случаях происходит веление так же, как и тогда, когда я захотел писать.
Словом, воление есть чисто психическое явление, ко- торое всегда налицо там, где есть известное устойчивое состояние сознания в виде моторной идеи. <;...>•
Волевое усилие есть усилие внимания. Итак, мы по- дошли к центральному пункту учения о воле, к выясне- нию вопроса о том, в силу какого процесса мысль об известном действии становится устойчивой в нашем со- знании. В главах об ощущениях, ассоциации и внима- нии мы подробно рассмотрели, при каких условиях про- никают в сознание и делаются в нем устойчивыми мысли, не связанные с усилием. Чтобы не повторяться, ограничимся следующим замечанием: каково бы ни было значение закона ассоциаций и связанных с ними интересов, этот закон остается главным руководящим принципом наших объяснений. Что касается случаев, когда наличие мысли сопровождается психическим яв- лением усилия, то здесь требуется более разъяснений. Для нас должно быть ясно, что для произвольного во- левого акта не требуется ничего иного, кроме внимания, сопряженного с усилием. Короче говоря, в случаях наи- более «произвольного» воления главнейший подвиг во- ли заключается в том, чтобы направить сознание на непривлекательный объект и сосредоточить на нем все внимание. Произойдут ли при этом ожидаемые движе- ния или нет — уже зависит от простой физиологической случайности.
Таким образом, усилие внимания составляет суще- ственную черту волевого акта '. Читатель мог убедиться
• Необходимо строго различать волевое усилие в собственном смысле слова от мышечного усилия, с которым его обыкновенно смешивают. Последнее есть совокупность всех периферических ощущений, вызываемых «применением» мышц. Ощущения эти, когда они массивны, а мышцы несколько утомлены, скорее неприятны, чем приятны, в особенности если сопровождаются одышкой, прили- вом крови к голове, грубым трением по коже пальцев (на руках и ногах) или плеч и напряжением связок. И только в этой неприят- ности напряжения волевое усилие, будучи направлено на осуще- ствление известного малопривлекательного акта, сходно с мышеч- ным. Что волевое усилие нередко связано с мышечным — это про- стая случайность. С одной стороны, иногда требуется большое уси- лие воли при незначительном применении мышечной силы, напри-
в справедливости этого положения из личного опыта, ибо ему наверное случалось когда-нибудь испытать по- рыв бурной страсти. Почему человеку, который пыта- ется отделаться от охватившей его безумной страсти, трудно поступать так, как будто страсть его была бла- горазумна? Разумеется, не вследствие физических при- чин. Физически одинаково легко избежать драки или за- вязать ее, прикарманить чужие деньги или растратить собственные на чужие прихоти, пойти или не пойти на любовное свидание. Трудность здесь заключается в психическом напряжении, в умении найти соответствую- щую благоразумную идею и на ней сосредоточить свое внимание.
При сильном эмоциональном возбуждении мы склон- ны вызывать в себе только те представления, которые благоприятствуют нашей страсти. Если при этом нам приходят в голову иные представления, мы тотчас от- вергаем их и вытесняем из сферы сознания. Если нас охватило радостное настроение, то мы крайне не рас- положены думать о непредвиденных случайностях, ко- торые могут нас постигнуть в будущем; если мы чув- ствуем дурное расположение духа, мысли о торжестве, приятных путешествиях, счастливых любовных приклю- чениях и других радостях жизни не идут нам на ум; ес- ли мы хотим отомстить кому-нибудь, то не чувствуем ни малейшего желания сравнивать врага с собой и на- ходить у обоих сходные черты.
Ничто на свете не способно так раздражать нас, как хладнокровные советы, даваемые нам в момент сильней- шего порыва страсти. Не будучи в состоянии ничего возразить на них, мы начинаем сердиться, ибо с нашей страстью бывает связан какой-то инстинкт самосохра- нения; она будто чует, что холодные соображения, раз забравшись в нашу голову, постепенно ослабят пыл на- ших восторгов и разрушат до основания те воздушные замки, которыми заполнено наше воображение. Таково неизбежное влияние благоразумных соображений на неблагоразумные в тех случаях, когда мы даем себе труд спокойно выслушать приводимые нам резоны.
мер, когда нам нужно утром вставать с постели или мыться в хо- лодной воде. С другой стороны, солдат, стоя неподвижно под гра- дом пуль, должен испытывать неприятное чувство от бездеятель- ности мышц. Волевой акт, который ему приходится выполнять, тот же, какой необходим для мышечного усилия, сопряженного с болью. В обоих случаях тяжела непосредственная реализация идеи.
Ввиду этого страсть стремится окончательно заглушить их слабый голос: «Ах, лучше не думать об этом!»; «Не говорите мне об этом!» ~ вот обычные восклицания ос- лепленных страстью людей, которым приводят разум- ные доводы, идущие вразрез с их стремлениями. Есть что-то холодное, мертвящее, глубоко враждебное нашим жизненным стремлениям в голосе разума, говорящего нам: «Стой! Удержись! Отступись! Оставайся на месте!» Поэтому не мудрено, что большинство людей в минуту увлечения боятся увещания разума, как призрака смерти.
Впрочем, человеком с сильной волей может быть назван только тот, кто неуклонно выслушивает слабый голос разума, не старается выкинуть из головы страш- ные мысли о будущем, а, наоборот, сосредоточивает на неблагоприятных соображениях свое внимание, согла- шается с ними и пытается глубже вникнуть в них, не- взирая на то, что множество иных идей возмущаючся против этих соображений и стремятся вытеснить их из области сознания. Соображения эти, удерживаясь энер- гичными усилиями внимания в нашем сознании, влекут за собой сходные с ними мысли и элементы ассоциаций и в конце концов вызывают в человеке полную пере- мену настроения. А с переменой взгляда на дело и об- раз действия человека меняется, направляется на новый объект мысли, который становится господствующим в его сознании и неизбежно влечет за собой какие-то дей- ствия.
Вся трудность в том, чтобы сделать известный объ" ект мысли господствующим в области сознания. Для этого мы должны, несмотря на то что произвольное те- чение мысли направлено на посторонние предметы, упорно сосредоточивать внимание на нужном объекте, пока он не начнет разрастаться так, чтобы без труда овладеть областью сознания и стать в ней господствую- щим.
Таким образом, напряжение внимания—основной волевой акт. И в большинстве случаев активность во- ли заканчивается в тот момент, когда она оказала до- статочную поддержку объекту мысли, который обыкно- венно сам по себе неохотно удерживается нами в обла- сти ^сознания. Только вслед за этим устанавливается таинственная связь между мыслью и двигательными цен- трами, а затем уже (невозможно даже догадаться, ка- ким именно путем) наступают как необходимый конеч-
ный результат послушные нашей воле движения телес- ных органов.
Из сказанного легко увидеть, что непосредственное применение волевого усилия есть чисто психический факт: вся внутренняя борьба, переживаемая нами при этом, есть чисто психическое явление; вся трудность, которую нам приходится преодолевать при волевом ак- те, заключается в стремлении сделать известный психи- ческий элемент господствующим в области сознания,— короче говоря, все дело заключается в идее, на которую направлена наша воля и которую мы удерживаем, так как в противном случае она ускользнет от нас. Весь подвиг волевого усилия состоит в том, чтобы вынудить у нас согласие на господство определенной идеи в об- ласти нашего сознания. Единственное назначение уси- лия—в достижении такого согласия. Достигнуть же его можно только одним путем: надо задержать в области сознания то соображение, которое должно вызвать в нас согласие, и не давать этому соображению ускользнуть, пока оно не заполнит всю область сознания. <....'> Если данное представление или соображение так или иначе связано с какими-то движениями нашего тела, то, допуская после некоторых усилий его присутствие в об- ласти сознания, мы тем самым совершаем то, что на- зывается произвольным движением. В этом случае при- рода «следует по пятам» за нашим внутренним волевым процессом, немедлено воплощая наши помыслы в дви- жении тела. Как жаль, что она не оказалась еще ве- ликодушнее, не подчинила непосредственно нашей воле и перемены в остальном внешнем мире!
Описывая разумный тип решимости, мы заметили, что к нему относятся обыкновенно те случаи, в которых мы подыскиваем для предстоящего действия аналогич- ный поступок в прошлом. Впрочем, когда мы должны на основании прежних опытов задержать действие, вся изворотливость нашего ума тратится на то, чтобы по- дыскать благоприятный случай, якобы аналогичный дан- ному, в котором действие не задерживалось, и гаким путем, потворствуя нашим страстям, мы санкциониру- ем предосудительное действие. Как много оправданий находит пьяница для выпивки в минуты соблазна! То перед ним новый необыкновенный род вина, который необходимо попробовать как явление, знаменующее шаг вперед по пути умственного прогресса; тем более оно уже разлито по рюмкам — не за окно же выливать его!
сить букву за буквой из какого-нибудь текста Священ- ного писания, то почти всегда это оказывает надлежа- щее физиологическое действие и сон наступает. Толь- ко трудно сосредоточивать внимание на впечатлениях, не представляющих никакого интереса. Мышление, со- средоточение внимания на определенных представле- ниях — вот единственный связанный с моральным уси- лием акт, общий и для здоровых лиц, и для сумасшед- ших, и для людей с повышенной, и для людей с пони- женной активностью воли. Большинство маньяков сознают нелепость своих мыслей, но не могут от них от- делаться вследствие их неотразимости. Разумный образ мыслей по сравнению с дикими фантазиями пред- ставляется им таким бесцветным, прозаически-трезвым, что у них не хватает духу сказать себе: «Пусть этот взгляд на вещи сделается моим постоянным миросозер- цанием». Но при достаточном усилии воли, говорит Ви- ган, таким людям удается на время взвинтить себя и внушить себе, что нелепые фантазии, связанные с рас- стройством мозга, не должны больше приходить на ум. <...>
Итак, мы приходим к выводу, что в волевом процес- се опорным пунктом, па который воля непосредственно направлена, всегда бывает известная идея. Существует группа идей, которых мы смертельно боимся и потому не даем переходить выше порога сознания. Единствен- ное сопротивление, какое может испытывать наша во- ля,—это сопротивление подобных идей, когда мы хотим насильно вовлечь их в область нашего сознания. Стрем- ление удерживать в области сознания подобные идеи, и только оно одно, и составляет внутреннюю сторону всякого волевого акта.
Вопрос о свободе воли. Выше мы заметили, что при волевом усилии нам кажется, будто в каждую минуту мы могли бы сделать это усилие большим или меньшим по сравнению со сделанным нами. Другими словами, нам кажется, будто усилие не зависит постоянно от ве- личины сопротивления, которое оказывает известный объект нашей воли; будто по отношению к окружаю- щим обстоятельствам (к мотивам, складу характера и т. д.) оно представляет то, что на математическом языке называется независимой переменной. Если сте- пень усилия представляет независимую переменную в отношении к окружающим условиям, то наша аоля, как говорится, свободна. Если же, наоборот, степень
усилия есть вполне определенная функция, если моти- вы, которые должны влиять вполне точным образом на наше усилие, оказывающее им равное противодействие, если эти мотивы были предопределены от вечности, то воля наша несвободна и все наши действия обусловле- ны предшествующими действиями. Таким образом, воп- рос о свободе воли чрезвычайно прост: все дело сводит- ся к определению степени усилия внимания, когорым мы можем располагать в данную минуту. Находятся ли продолжительность и интенсивность усилия в постоян- ной зависимости от окружающих условий или нет?
Нам кажется, как я заметил выше, будто в каждом отдельном случае мы можем по произволу проявить большую или меньшую степень усилия. Если человек в течение дней и даже недель предоставлял полную сво- боду течению своих мыслей и вдруг завершил его ка- ким-нибудь особенно подлым, грязным или жестоким поступком, то после, в минуту раскаяния, трудно убе- дить его, что он не мог не совершить этого поступка, роковым образом обусловленного всем предшествую- щим ходом мысли; трудно заставить его поверить, что поступок был подготовлен влиянием окружающего внешнего мира и предопределен от вечности.
Но в то же время несомненно, что все акты его во- ли, не связанные с чувством усилия, представляют не- обходимый результат тех интересных для него идей и ассоциаций между ними, интенсивность и последователь- ность которых были в свою очередь обусловлены строе- нием физического тела — его мозга; мысль об общей связи мировых явлений и потребность в единстве миро- вого зрения также по необходимости заставляюг его предполагать, что и столь незначительное явление, как степень усилия, не может не быть подчиненным всеоб- щему господству закона причинности. И при отсутствии усилия в волевом акте мы представляем себе возмож- ность иной альтернативы, иного образа действия. Здесь эта возможность есть на самом деле самообман; почему же не быть ей самообманом и при всяком вообще во- левом акте?
В самом деле, вопрос о свободе воли на почве чи- сто психологической неразрешим. После того как вни- мание с известной степенью усилия направлено на дан- ную идею, мы, очевидно, не в состоянии решить, можно ли было бы сделать степень усилия большей или мень- шей или нет. Чтобы решить это, мы должны выяснить,
какие мотивы предшествовали волевому решению, оп- ределить с математической точностью степень интенсив- ности каждого из них и показать на основании законов, о которых мы не имеем в настоящее время ни малейше- го понятия, что степень сделанного в данном случае усилия была единственно возможной.
Разумеется, математически точное измерение интен- сивности психических или физиологических сил навсег- да останется недоступным человеческому уму. Ни один психолог или физиолог не станет всерьез даже выска- зывать догадок о том, каким путем можно было бы до- биться такой точности измерения на практике. Не имея других оснований для составления окончательного суж- дения об этом вопросе, мы могли бы оставить его не- решенным. Но психолог не может поступить так, он мо- жет привести важные соображения в пользу детерми- низма. Он участвует в построении науки, наука же есть система определенных отношений. Где мы сталки- ваемся с «независимой неременной», там для науки нет места.
Таким образом, научная психология должна постоль- ку игнорировать произвольность наших действий, по- скольку они представляют «независимую переменную», и рассматривать в них лишь ту сторону, которая строго предопределена предшествующими явлениями. Другими словами, она должна иметь дело исключительно с об- щими законами волевых действий, с идеями, поскольку они служат импульсами для наших действий или задер- живают последние, с теми условиями, при которых мо- жет возникнуть усилие, но она не должна пытаться оп- ределять точную степень наших волевых усилий, ибо последние в случае, если воля свободна, не поддаются точному вычислению. Психология оставляет без внима- ния проявления свободы воли, не отрицая, безусловно, их возможности. На практике, конечно, это сводится к отрицанию свободы воли, и большинство современных психологов действительно, не колеблясь, отвергают су- ществование свободы воли.
Что касается нас, то мы предоставим метафизикам решать вопрос о том, свободна воля или нет. Без сом- нения, психология никогда не дойдет до такого совер- шенства, чтобы применять математически точные изме- рения к индивидуальным волевым актам. Она никогда не будет иметь возможности сказать заранее, до совер- шения действия (как в случае, когда усилие, вызвав-
23 —833
шее его, было предопределено предшествующими явле- ниями, так и в случае, когда оно было отчасти произ- вольно), каким путем совершен данный поступок. Сво- бодна ли воля или нет, но психология всегда останется психологией, а наука — наукой.
Итак, вопрос о свободе воли может быть в психо- логии оставлен без внимания. Как мы заметили выше, свобода воли, если только она существует, всецело сво- дится к более или менее продолжительному, более или менее интенсивному созерцанию известного представле- ния или известной части представления. Перевес в про- должительности или интенсивности одного из мотивов, равно возможных для осуществления, и придает этому мотиву решающее значение, реализуя связанный с ним акт воли. Такое усиление или ускорение мотива может иметь огромное значение для моралиста или историка, но для психолога, рассматривающего явления с точки зрения строго детерминистской, проявления свободы воли могут быть отнесены к числу бесконечно малых факторов, которые современной науке позволительно оставить без внимания.
Важное этическое значение волевого усилия. Но, ос- тавляя в стороне вопрос об определении степени воле- вого усилия как вопрос, который психологии никогда не потребуется решать в ту или другую сторону, я дол- жен заметить, что чувство усилия имеет важное значе- ние в наших глазах при оценке человеческой личности. Разумеется, мы можем оценивать ее с различных точек зрения. Физическая сила, ум, здоровье и счастливая судьба дороги для нас: они сообщают нам достаточный запас сил для житейской борьбы. Но осознание той степени усилия, которую мы способны проявлять, со- ставляет внутреннюю сущность нашей личности, оно одно, помимо всего остального, способно доставлять нам в жизни полное удовлетворение. Другие наши до- стоинства — так или иначе результат воздействий внеш- него мира на нашу личность и всецело развиваются под влиянием окружающих условий, чувство же усилия, по-видимому, относится к совершенно иному миру, оно как будто составляет нашу внутреннюю сущность, нас самих; все же остальное принадлежит нам. Если цель житейской борьбы заключается в том, чтобы мы постиг- ли в ней внутреннюю сущность нашей духовной при- роды, то мы должны видеть эту сущность именно в чувстве усилия, какое способны проявлять. Кто не спо-
собен к проявлению усилий воли, тот не заслуживает имени человека; кто способен проявлять громадные уси- лия воли, того мы называем героем.
Необъятный окружающий мир предлагает нам все- возможные вопросы, подвергает нас всевозможным ис- пытаниям. На иные вопросы нам удается найти ответы, из некоторых испытаний мы без труда выходим побе- дителями. Но на важнейший вопрос жизни у нас нет ответа: в минуту нравственной борьбы мы безмолвно напрягаем нашу волю, как бы желая сказать: «А все- таки я поставлю на своем».
Когда мы встречаемся с чем-нибудь трагическим в жизни, когда она раскрывает перед нами свои мраччые бездны, то слабейшие из нас теряют голову, спешат отвлечь внимание от страшного зрелища, если же это не удается, то впадают в полное отчаяние. Они не в состоянии сделать над собой усилие и сохранить доста- точно присутствия духа, чтобы смело взглянуть в лицо ужасной действительности. Иначе поступает героическая натура. На нее созерцание ужасного производит не ме- нее потрясающее впечатление, но она в случае необхо- димости сохраняет в себе достаточно мужества, чтобы примириться с ужасным, найдя себе опору в других сто- ронах жизни. Для героической личности мир является достойной ареной, а ее роль в житейской борьбе изме- ряется непосредственно степенью усилия, при помощи которого она придает себе бодрость и мужество. По- добная личность в состоянии вынести бремя жизни, со- храняя веру в нее при таких обстоятельствах, когда сла- бейшие гибнут. Она умеет найти в жизни нравственное удовлетворение, не закрывая глаза перед опасностью, но силой одной своей воли заставляя себя идти ей на- встречу. Подобные люди всегда в жизни господа поло- жения, с ними приходится считаться, так как они игра- ют видную роль в истории человечества. Ни в области умозрения, ни в практической жизни нам нечего беспо- коиться о тех, которые ничего не боятся, которым незна- комо чувство страха. В настоящее время в практической жизни чувство страха нам приходится испытывать ре- же, чем прежде; в религиозной сфере, наоборот, страш- ные мысли чаще приходят в голову, чем в былое вре- мя. Но, подобно тому как наша храбрость нередко бы- вает отголоском чужой храбрости, наша вера может быть отголоском веры другого человека. Героический поступок служит нам примером для подражания. Релн
23*
гиозный проповедник гораздо более нас изведал горечь жизни, но бодрый вид его и восторженная речь неволь- но вызывают в нас аналогичные чувства, мы покоря- емся его воле и следуем за ним.
Итак, и в нравственном, и в религиозном чувстве (в последнем постольку, поскольку оно зависит от на- шей воли) волевое усилие играет первостепенную роль. «Хочешь ли ты, чтобы это было так или иначе?» — вот вопрос, который мы ежечасно предлагаем себе и в тео- рии, и на практике, и в важнейших случаях жизни, и по поводу самых ничтожных житейских мелочей. Отве- чаем на этот вопрос мы не словами, а поступками, со- вершая или не совершая известные действия. Вот по- чему усилие воли составляет сокровенную сущность на- шей духовной природы, мерило, при помощи которого мы оцениваем достоинство человека; вот почему прояв- ление этого усилия есть та единственная присущая на- шему духу особенность, которая не зависит от окружаю- щего мира.
|