Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восемь сосудов





 

Восемь сосудов (ба май) — один из важнейших элементов системы каналов и коллатералей. Полное название этого элемента — «восемь сосудов — необычных каналов», то есть восемь «необычных» каналов противопоставляются двенадцати «обычным» каналам[1].

Самые ранние упоминания о восьми сосудах разрозненно содержатся в каноне «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем). Обобщенный термин «восемь сосудов» впервые появляется в каноне «Нань цзин» (Канон трудностей). Здесь кратко описаны линии прохождения сосудов и соответствующие им болезни. Более подробное описание восьми сосудов приводится в книге Ли Шичжэня (1518—1593 гг.) «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.).

К восьми сосудам относятся: Ду-май, Жэнь-май, Чун-май, Дай-май, Инь-вэй-май, Ян-вэй-май, Инь-цяо-май, Ян-цяо-май. Названия восьми сосудов имеют определенный смысл:

- «ду» в названии сосуда Ду-май имеет значения «военный губернатор». Свое название этот сосуд получил из-за того, что «управляет» всеми Ян-каналами[2];

- «жэнь» в названии сосуда Жэнь-май имеет значения «беременность», а также «отвечать за...». Свое название этот сосуд получил из-за того, что он «отвечает» за переполнение или нехватку Ци и крови всех Инь-каналов, а также имеет прямую связь с беременностью;

- «чун» в названии сосуда Чун-май означает «проход, проходить» или «стратегически важный перекресток путей сообщения». Свое название он получил из-за того, что проходит по путям циркуляции Ци и крови двенадцати каналов, а также «проходит» с двух сторон от пупка;

- «дай» в названии сосуда Дай-май имеет значение «пояс, кушак». Этот сосуд опоясывает туловище в талии, из-за чего и получил такое название;

- «вэй» в названиях сосудов Инь-вэй-май и Ян-вэй-май означает «связывать», «соединять». Инь-вэй-май связывает все Инь-каналы, а Ян-вэй-май — все Ян-каналы;

- «цяо» в названиях сосудов Инь-цяо-май и Ян-цяо-май имеет значение «пятка». Инь-цяо-май начинается в Инь-стороне пятки и идет по Инь-стороне тела, а Ян-цяо-май начинается в Ян-стороне пятки и идет по Ян-стороне тела.

Таким образом, названия восьми сосудов можно перевести как:

- Ду-май — «сосуд-губернатор/управляющий сосуд»;

- Жэнь-май — «ответственный сосуд/сосуд беременности»;

- Чун-май — «проходящий сосуд/сосуд стратегического значения»;

- Дай-май — «опоясывающий сосуд»;

- Инь-вэй-май — «сосуд, связывающий Инь»;

- Ян-вэй-май — «сосуд, связывающий Ян»;

- Инь-цяо-май — «пяточный Инь-сосуд»;

- Ян-цяо-май — «пяточный Ян-сосуд».

Основные отличия восьми сосудов от двенадцати каналов таковы:

- восемь сосудов, кроме Ду-май и Жэнь-май, не имеют своих точек, однако пересекаются с другими каналами в точках этих каналов;

- восемь сосудов не имеют прямой связи с цзанфу-органами;

- восемь сосудов не имеют наружно-внутренних взаимосвязей.

Среди восьми сосудов особо выделяются Ду-май и Жэнь-май. Как и двенадцать каналов эти сосуды имеют свои точки, поэтому они объединены с двенадцатью главными каналами термином «четырнадцать каналов».

Кроме того, в каноне «Лин шу» сосуды Ду-май и Жэнь-май включены в суточный ритм циркуляции канальной Ци. Здесь говорится: «Ци выходит из тай-инь [легких], вливается в ручной ян-мин [толстого кишечника]... (далее описана циркуляция Ци по другим каналам)...соединяется с ножным цзюэ-инь [печени], поднимается до печени, от печени вливается в легкие, поднимается по горлу, входит в отверстие носоглотки (шейный отрезок сосуда Жэнь-май). Достигает носогубной борозды. Его ветвь поднимается ко лбу, идет по макушке, опускается в шею, входит в копчик — это сосуд Ду-май. Связывается с половыми органами, поднимается и проходит в волосах [на лобке], входит в пупок, поднимается в животе (грудобрюшной отрезок сосуда Жэнь-май). Входит в надключичную ямку. Опускается и вливается в легкие, снова выходит в тай-инь [легких]. Это места прохождения питательной Ци».

Основной функцией восьми сосудов является их способность вбирать в себя избыток Ци и крови двенадцати каналов при переполнении в них и отдавать их при опустошении, тем самымрегулируя состояния недостатка и избытка. В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) для объяснения этой функции двенадцать каналов сравниваются с оросительными каналами (арыками), а восемь сосудов — с водоемами.

Кроме того, восемь сосудов во многих местах пересекаются с двенадцатью каналами, чем также способствуют усилению связей между каналами.

Сосуды Чун-май и Жэнь-май тесно связаны с менструальным циклом, беременностью и родами. В каноне «Лин шу» говорится: «Сосуды Чун-май и Жэнь-май начинаются в матке». Поэтому два этих сосуда называют «сосудами матки». В каноне «Су вэнь» также говорится: «Когда [у девочки] менструации еще не начались, сосуды матки закрыты...».

В каноне «Су вэнь» указано на связь функциональной активности сосудов Жэнь-май и Чун-май с 7-летними жизненными циклами у женщин: «В возрасте 14 лет у женщины возникает половое влечение, в сосуде Жэнь-май начинается движение, наполняется сосуд Чун-май, временами происходят менструации, поэтому и может забеременеть... В возрасте 49 лет в сосуде Жэнь-май возникает недостаток, ослабевает и истощается сосуд Чун-май, менструации прекращаются, тело стареет и женщина не беременеет...»

С маткой связан и сосуд Ду-май. Ли Шичжэнь (1518—1593 гг.) писал: «Ду [-май] ~ это „море Ян-сосудов", этот сосуд начинается в матке ниже почек». Чжан Цзебинь (1563—1640 гг.) также писал: «Матка — это место хранения квинтэссенции Цзин у мужчин и женщин... Сосуды Чун-май, Жэнь-май и Ду-май начинаются в матке, поэтому и говорится „один источник — три разветвления"

Функции восьми сосудов кратко представлены в таблице 4.

Восемь сосудов вдоль и поперек пересекаются с двенадцатью каналами:

- Ду-май проходит по задней срединной линии тела, пересекается с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря и сосудом Жэнь-май;

- Жэнь-май проходит по передней срединной линии тела, пересекается с ножным ян-мин каналом желудка и сосудом Ду-май;

- Чун-май проходит по животу, пересекается с ножным шао-инь каналом почек;

- Дай-май опоясывает туловище в талии, пересекается с ножным шао-ян каналом желчного пузыря;

- Инь-вэй-май проходит по внутренней поверхности ноги, по животу идет к шее, пересекается с ножным шао-инь каналом почек, ножным тай-инь каналом селезенки, ножным цзюэ-инь каналом печени и сосудом Жэнь-май;

- Ян-вэй-май проходит по наружной поверхности ноги, поднимается до надплечья, шеи и головы, пересекается с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря, ручным тай-ян каналом тонкого кишечника, ручным шао-ян каналом Сань-цзяо, ножным шао-ян каналом желчного пузыря, ножным ян-мин каналом желудка и сосудом Ду-май;

- Инь-цяо-май проходит по внутренней поверхности ноги, поднимается до глаза, пересекается с ножным шао-инь каналом почек и ножным тай-ян каналом мочевого пузыря;

- Ян-цяо-май проходит по наружной поверхности ноги, надплечью и голове, пересекается с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря, ножным ян-мин каналом желудка, ручным ян-мин каналом толстого кишечника и ножным шао-ян каналом желчного пузыря.

В литературе на русском языке в обозначении сосудов Ду-май и Жэнь-май и их точек используется следующая аббревиатура, принятая во Франции:

Сосуд Ду-май VG Vaisseau Gouverneur

Сосуд Жэнь-май VC Vaisseau de la Conception

 

Ду-май

 

Ход сосуда:

Согласно записям в канонах «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем) и «Нань цзин» (Канон трудностей), сосуд Ду-май кроме главного ствола имеет еще три ветви.

Главный ствол начинается внутри нижней части живота, выходит на поверхность в области точки Хуэй-инь VC.1, поднимается по позвоночнику, достигает точки Фэн-фу VG.16 на затылке и входит в головной мозг, связывается с головным мозгом, затем вновь выходит на поверхность, поднимается до макушки, по средней линии лба достигает кончика носа, огибает верхнюю губу, заканчивается в точке Инь-цзяо VG.28.

Первая ветвь вместе с сосудами Чун-май и Жэнь-май начинается в матке, выходит в области точки Хуэй-инь VC.1, на конце копчика соединяется с основным стволом ножного шао-инь канала почек и с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря, вместе они проходят в позвоночнике, выходят в почках.

Вторая ветвь изнутри нижней части живота поднимается через пупок и сердце, достигает области горла и соединяется с сосудами Жэнь-май и Чун-май, поднимается до нижней челюсти, огибает рот, достигает середины подглазничной области.

Третья ветвь вместе с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря отходит от внутренних углов глаз, поднимается по лбу, соединяется на макушке (Бай-хуэй VG.20), входит внутрь черепа и связывается с головным мозгом, выходит на поверхность на затылке, идет кнутри от лопаток с двух сторон позвоночника, достигает поясницы, входит в мышцы с двух сторон позвоночника, связывается с почками.

• Канон «Су вэнь»: «Ду-май начинается в нижней части живота — в середине полости таза, у женщин входит внутрь и связывается с краем наружного отверстия мочеиспускательного канала, его ветвь следует по половым органам, соединяется в области точки Хуэй-инь [VC.1], делает крюк назад, ветвь делает крюк в ягодицу, достигает [ножного] шао-инь [канала почек], соединяется с ветвью цзюй-ян[3] [канала мочевого пузыря]. Шао-инь [канал почек] поднимается по заднему краю внутренней поверхности бедра, [сосуд Ду-май вместе с ним] проходит в позвоночнике и соединяется с почками.

Вместе с тай-ян [каналом мочевого пузыря] начинается от внутреннего угла глаза, поднимается по лбу, соединяется на макушке, входит и связывается с головным мозгом, снова выходит на затылке, идет кнутри от лопаток по позвоночнику, достигает поясницы, входит и идет по мышцам с двух сторон позвоночника, связывается с почками. У мужчин он проходит по половому члену, опускается и достигает области точки Хуэй-инь [VC. 1 ], далее — так же, как у женщин. Его поднимающаяся прямо от нижней части живота ветвь пронизывает середину пупка, проходит сердце, входит в горло, поднимается через нижнюю челюсть, огибает губы, поднимается до середины подглазничной области».

• Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «Ду-май начинается в точке нижнего края (Хуэй-инь VC.1), идет в позвоночнике, поднимается до Фэн-фу [VG.16], входит внутрь и связывается с головным мозгом».

• «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): «Ду [-май] — это „море Ян-сосудов". Этот сосуд начинается в матке ниже почек, достигает нижней части живота, опускается и проходит внутрь полости таза, [у женщин] связывается с краем наружного отверстия мочеиспускательного канала, у мужчин проходит по половому члену, опускается и достигает области точки Хуэй-инь [VC.1],y женщин связывается с половыми органами, соединяется в области точки Хуэй-инь [VC.1], делает крюк назад от точки Хуэй-инь [VC.1]. Ветвь делает крюк в ягодицу, достигает ветвей шао-инь [канала почек] и тай-ян [канала мочевого пузыря], соединяется с шао-инь [каналом почек], который проходит по заднему краю внутренней поверхности бедра, от области точки Хуэй-ян [V35]входит в позвоночник, пересекается в точке Чан-цян [VG.1], на конце копчика пересекается с шао-инь [каналом почек], вместе поднимаются внутри позвоночника, проходит Яо-шу [VG.2], [Яо-]ян-гуань PVG.3], Мин-мэнь [VGA], Сюань-шу [VG.5], Цзи-чжун [VG.6], Чжун-шу [VG.7], Цзинь-со [VG.8], Чжи-ян ГУС9], Лин-тай [VG.10], Шэиь-дао [VG.11], Шэнь-чжу [VG.12], Тао-дао [VG.13], в точке Да-чжуй [VG.14] пересекается со всеми ручными и ножными Ян-каналами, поднимается до Я-мэнь [VG.15], где пересекается с сосудом Ян-вэй [-май], входит внутрь и связывается с корнем языка, поднимается до Фэн-фу PVG.16], где пересекается с ножным тай-ян [каналом мочевого пузыря]и сосудом Ян-вэй [-май], вместе входят в головной мозг, проходит Нао-ху [VG.17], Цян-цзянь [VG.18], Хоу-дин [VG.19], поднимается к макушке, проходит Бай-хуэй [VG.20], Цянъ-дин [VG.21], Синь-хуэй [VG.22], Шан-син [VG.23], достигает Шэнь-тин [VG.24], которая является точкой пересечения ножного тай-ян [канала мочевого пузыря] и сосуда Ду-май, проходит по середине лба до основания носа, роходит Су-ляо [VG.25], пересекается с ручным и ножным ян-мин [каналами толстого кишечника и желудка] в Шуй-гоу [VG.26], достигает Дуй-дуань [VG.27], входит в Инъ-цзяо [VG.28], где пересекается с сосудом Жэнь-май, ножным ян-мин [каналом желудка] и заканчивается».

 

Функции:

 

1. Сосуд Ду-май является «верховным управителем всей Ян», «морем Ян-сосудов», управляет и активирует Ци Ян-каналов всего организма, так как проходит по срединной линии спины (спина относится к Ян), пересекается со всеми Ян-каналами, а также с сосудами Ян-вэй-май и Дай-май.

2. Сосуд Ду-май тесно связан с головным и спинным мозгом, так как проходит в позвоночнике и входит в головной мозг.

3. Сосуд Ду-май тесно связан с функциональной активностью цзанфу-органов, так как проходит по телу вместе с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря и имеет косвенную связь с внутренними органами через шу-точки спины, относящиеся к каналу мочевого пузыря.

 

Точки сосуда:

 

Чан-цян VG.1 Я-мэнь VG.15

Яо-шу VG.2 Фэн-фу VG. 16

Яо-ян-гуань VG.3 Нао-ху VG.17

Мин-мэнь VG.4 Цян-цзяньУС18

Сюань-шу VG.5 Хоу-дин VG.19

Цзи-чжун VG.6 Бай-хуэй VG.20

Чжун-шу VG.7 Цянь-дин VG.21

Цзинь-со VG.8 Синь-хуэй VG.22

Чжи-ян VG.9 Шан-син VG.23

Лин-тай VG.10 Шэнь-тин VG.24

Шэнь-дао VG.11 Су-ляо VG.25

Шэнь-чжу VG.12 Шуй-гоу VG.26

Тао-дао VG.13 Дуй-дуань VG.27

Да-чжуй VG.14 Инь-цзяо VG.28

 

Точки пересечения:

 

 

Хуэй-инь VC.1 Да-чжу V.11

Чэн-цзян VC.24 Фэн-мэнь V.12

Цзин-мин V.1

 

Болезни:

Напряжение и боль мышц поясницы и спины, чувство тяжести в голове, задержка мочи, недержание мочи, геморрой, женское бесплодие, сумасшествие и эпилепсия.

• Канон «Су вэнь»: «Напряжение мышц спины, опистотонус... Боль, стремительно поднимающаяся к области сердца, когда невозможно наклоняться и разгибаться, — это „стремительная грыжа "[4]. Женское бесплодие, задержка мочи, геморрой, недержание мочи, сухость в горле».

• Канон «Лин шу»: «При избытке — напряжение мышц позвоночника, при недостатке — чувство тяжести в голове».

• Канон «Май цзин» (Канон пульса, 242 г.): «Напряжение и боль мышц поясницы и спины, когда невозможно наклоняться и разгибаться, у взрослых — сумасшествие, у детей — эпилепсия».

 

Date: 2015-07-01; view: 1748; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию