Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос: Какой?





Ø Спрашивайте: Этот круг какой? Ребенок отвечает, как получится, может просто называть первые звуки слов (зел – зеленый, жел – желтый). На первых порах сами называйте нужное прилагательное. Подчеркивайте голосом окончание вопроса и прилагательного. Употребляйте и сокращенный вариант слова, если целиком оно для ребенка недоступно.

Ø Скажите: Спроси у меня про круг – какой он? Повторяйте вопрос ребенка и отвечайте: Как ой он? Красн ый. Выделяйте окончание вопроса и прилагательного, делайте упор на звук Й.

Пусть спрашивает про другие цветные предметы: какой он?

Ø Рисуйте разноцветными фломастерами предметы и простые сюжетные картинки. Ребенок задает вопросы Когда о какой-нибудь вещи женского или среднего рода он будет спрашивать: какой? отвечайте, используя нужный род прилагательного: Ты спросил – трав а как ая? Зелен ая. Дерев о как ое? Зелен ое. Подчеркивайте голосом окончания всех слов. Хвалите ребенка за заданный вопрос.

 

Умение отвечать на вопросы: какой, какая, какое?

Ø Задание для ребенка, который способен выговаривать окончания прилагательных. Спрашивайте: Трава как ая? подчеркивая голосом окончание вопроса. Отвечайте: зелен ая, подчеркивая окончание. Пытаясь произнести окончание, ребенок может сокращать середину слова (зеная). Говорите: «правильно» и повторяйте за ним все слово целиком. Для ребенка важнее освоить грамматические признаки слов, слоговую и звуковую структуру вы уточните позже.

 

Прилагательные, обозначающие величину.

 

Ø Научите ребенка произносить слова: большой, маленький. Смысл слов, если нужно, объясняйте жестами. С этими словами делайте упражнения, подобные тем, что вы выполняли с названиями цветов.

Ø Попробуйте сформировать представления: высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий. Задания такие же, как со словами: большой – маленький.

 

Образование имен прилагательных от существительных.

 

Используйте существительные, которые ребенок знает.

 

Ø Скажите: Вот круг. Он какой? Круглый. Обрисуйте его круглую форму руками. Затем ищите круглые предметы: мяч, шар и т. д. Спрашивайте: Мяч какой? Круглый. Можете руками изображать форму круга.

 

Эти задания для ребенка сложны. Здесь самое главное, чтобы он понял принцип образования прилагательных (так же, как когда вы образовывали глаголы от звукоподражаний). У ребенка могут получаться самые нелепые слова, главное, чтобы он начал это делать. Говорите: «правильно» и повторяйте за ним полноценное слово.

 

Речевой материал.

Песок у реки. Он какой? Речной. Песок у моря. Он какой? Морской.

Сова летает ночью. Она птица какая? (ночная).

Дорога в горах, в городе, в лесу – горная, городская, лесная.

Пирог с кофе, с медом, сыром – кофейный, медовый, сырный.

Суп с мясом, солью, с луком – мясной, соленый, луковый.

Сок из малины, из банана – малиновый, банановый.

Дом из дерева, из камня – деревянный, каменный.

Кот живет в доме, во дворе, на улице, он – домашний, дворовый, уличный.

Ночью светит луна, холодно, дует ветер. Ночь какая? (лунная, холодная, ветреная).

В саду – лето, зима, осень. Он – летний, зимний, осенний.

Мука для хлеба, для блинов – хлебная, блинная.

Шуба из меха – меховая.

Лист из бумаги – бумажный.

Платок для носа – носовой.

Паста для зубов – зубная.

Каша из риса – рисовая.

Книга для детей – детская.

Мед из липы – липовый.

Дорога в снегу – снежная.

Нора для зверя – звериная.

Мазь для глаз – глазная.

Комната со светом – светлая.

На улице шум. Улица какая? (шумная).

 

Подбор к предмету нескольких прилагательных.

 

Ø Ребенок охарактеризовывает предмет, подбирая к нему несколько имен прилагательных. Подсказывайте: Круг какой? Зеленый. А еще он какой? Покажите руками его размер. Большой. Затем покажите форму: круглый. Дом какой? Большой. А еще какой? Он из камня. Каменный.

 

Введение прилагательных в простую фразу.

 

Ø Пусть ребенок составляет по картинкам или показу действий предложения, используя прилагательные: Машина едет. Какая машина едет? Красная. Добивайтесь, чтобы он произносил предложения целиком (красная машина едет).

 

При освоении частей речи обратите внимание на следующее.

Не учите ребенка выговаривать слова (даже если они и просто произносятся), если он плохо знаком с предметами или явлениями, которые они обозначают. Подобные слова не будут задерживаться у него в голове.

Когда произносите новые для ребенка двухсложные и трехсложные слова, произносите их несколько выделяя в них слоги, но не отрывая их друг от друга полностью (не по слогам).

Когда в словах встречаются стечения согласных звуков, ребенок может пропускать один из них (с тол – тол). В словах из трех слогов он может пропускать слог (ко ро ва – кова). Он может недоговаривать последний согласный в слове (кефи р – кефи). Поначалу пусть выговаривает слова так, как они у него получаются, повторяйте за ним правильное слово и со временем уточняйте его произношение.

Когда произносите слова с безударными гласными, несколько подчеркнуто выговаривайте в них безударный звук (г о ра, л е са). Но не нужно слишком сильно «окать» или «екать», слово должно звучать естественно

Это же правило относится к произнесению слов со звонкими парными согласными звуками на конце (са д, де д). Произносите эти согласные более звонко, чем обычно, но не чересчур утрировано.

 

На этом запланированная тема – формирование начальных речевых навыков у неговорящих детей, закончена. Самый сложный этап в становлении речи ребенка остался позади. Он больше не относится к числу неговорящих детей: он (лучше или хуже) освоил некоторый словарный запас, понимает речь, произносит звуки, пользуется простой фразой. Так что говорить о том, что у него – алалия больше нет оснований.

Если у ребенка была ЗРР, его речь дала значительное движение вперед. Он спонтанно освоил не только те формы речи, которые вы целенаправленно формировали, но и иные.

 

Теперь состояние речи ребенка можно отнести к случаю общего недоразвития разной степени (за исключением тех случаев, когда у ребенка, особенно с задержкой речевого развития, спонтанно возникла развернутая, грамотно оформленная речь). И продолжать заниматься с ним нужно так, как принято работать с общим недоразвитием, то есть «подталкивать его речь» в различных направлениях: работать над обогащением словаря, совершенствовать грамматическое строение, формировать фразовую речь, работать над звуковой и слоговой структурой слов, ставить или уточнять звукопроизношение.

 

На тему общего недоразвития речи существует достаточно специальной литературы, которой можно воспользоваться. Например, такие старые, проверенные временем, уже, можно сказать, ставшие классическими пособия, как: Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»; Жукова Н. С. «Преодоление недоразвития речи у детей»; Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».

 

Чего достигнет (не достигнет) ребенок с аутизмом, прогнозировать нельзя. Все зависит от индивидуального, конкретного случая.

 

 

Date: 2015-07-17; view: 427; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию