Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: синонимы, слова





Озеро – пруд, дождь – ливень, луна – месяц, батон – хлеб, камин – печь, тулуп – шуба, ветер – буря, конь – лошадь, пес – собака, лиса – лисица, борщ – щи, торт – пирог, смех – хохот, шкаф – комод.

 

Слова по темам.

 

Части тела человека и животных.

 

Нос, рот, рука, руки, ухо, уши, зуб, зубы, нога, ноги, лапа, лапы, лицо, шея, щека, щеки, усы, губа, губы, язык, рог, рога, лоб, коса, косы, тело, бок, бока.

 

Названия животных (в этой же группе вся существующая живность).

 

Кот, лев, лиса, конь, коза, гусь, мышь, сова, муха, жаба, жук, паук, бык, кит, рыба, рысь, оса, рак, щука, пес.

 

Названия продуктов.

 

Сыр, сок, сало, мука, рис, кофе, мясо, суп, чай, мед, каша, лук, соль, рагу, пюре, пицца, дыня, желе, щи.

 

Названия известных ребенку явлений и предметов.

 

Пол, шар, часы, ванна, ваза, нож, лак, вата, йод, кино, сор, шуба, дом, сад, небо, тучи, река, вода, зима, лето, лед, дым, роза, мак, шум, село, кафе, луна, лыжи, лес, лужа, сани, гора, день, ночь, люди, дети, дед, жара, тень, пень, пила, таз, море, печь, мех.

 

Более сложные слова по темам.

 

● Из одного закрытого слога со стечением согласных звуков (глаз, торт).

● Из одного открытого и одного закрытого слога (туман).

● Трехсложные слова из трех открытых слогов.

 

Части тела человека (и животных): глаз, грудь, палец, локоть, ноготь, живот, голова, волосы, колено, борода, коготь, клюв, копыто.

Животные: тигр, волк, крот, шмель, слон, лошадь, заяц, олень, петух, баран, комар, лебедь, тюлень, собака, корова, сорока, ворона, курица, лисица.

Продукты: хлеб, блин, торт, борщ, кефир, банан, зефир, салат, батон, пирог, сахар, молоко, ягода, малина.

Мебель (и вообще, все – что в квартире): дверь, стол, стул, шкаф, кран, свет, диван, ковер, буфет, пуфик, комод, веник, совок, окно.

Одежда (обувь): шаль, шуба, кеды, шарф, берет, ремень, халат, тапок, носок, сапог, панама, пижама.

Знакомые предметы и явления: смех, зверь, звон, круг, клен, цвет, ключ, дождь, снег, кровь, лист, лифт, зонт, двор, пруд, куст, слово, узор, узел, вагон, пакет, билет, голос, замок, иней, метель, сирень, ливень, порог, корень, хохот, бутон, город, забор, камень, осень, голод, туман, ветер, топор, холод, берег, вечер, малыш, месяц, камин, шофер, пилот, улица, машина, дерево, дорога, конура, ворота, линия, колесо, озеро, бумага, лопата, работа, рябина, полоса, поляна.

 

Глаголы.

 

Речевой материал: ем, пью, даю, иду, пою, ищу, мету, бегу, режу, лью, несу, везу, сижу, лежу, машу, мою, еду, рычу, мычу, лаю, лечу, варю, солю, беру, мажу, тру, стою, сплю, стучу, плыву, гляжу, кладу, плачу, прошу, пляшу, кричу, прячу, глажу, говорю, падаю, кидаю, болею, купаю, гуляю, играю, хохочу, слушаю, целую, катаю, щупаю, рисую, читаю, копаю, мяукаю.

 

Образование глаголов от звукоподражаний.

 

Слова: тигр Р-Р-Р – рычит; корова М-М-М – мычит; мышь ПИ-ПИ – пищит; кот МЯУ – мяукает; еж ФЫР – фыркает (фырчит); ворона КАР – каркает; сова УХ-УХ – ухает; кукушка КУ-КУ – кукует; лиса ТЯВ – тявкает; мишка БУ-БУ бубнит; комар С-С-С – свистит; гусь ГО-ГО – гогочет, утка КРЯ-КРЯ – крякает; змея Ш-Ш-Ш – шипит; жук Ж-Ж-Ж – жужжит; лягушка КВА-КВА – квакает; воробей ЧИРИК-ЧИРИК – чирикает; курица КУДАХ-КУДАХ – кудахчет (кудахтает).

 

Вода БУЛЬ – булькает; толстяк ПЫХ-ПЫХ – пыхтит; папа ХО-ХО – хохочет; часы ТИК-ТИК – тикают; звонок ДИЛИНЬ – дилинькает; ветка ХРУСТ-ХРУСТ – хрустит; птичка ТЕНЬ-ТЕНЬ – тенькает; ветер ШУР-ШУР – шуршит; заяц морковкой ХРУМ-ХРУМ – хрумкает; дождь КАП-КАП – капает; молоток СТУК-СТУК – стучит; дверь ХЛОП-ХЛОП – хлопает; нос ХЛЮП-ХЛЮП – хлюпает; дед БУР-БУР – бурчит; малыш ТОП-ТОП – топает; мама малыша БАЮ-БАЮ – баюкает; воробей ПРЫГ-ПРЫГ – прыгает.

 

Примеры простых фраз с глаголами.

 

Я пью сок (чай, кефир); я ем кашу (суп); я мету пол (ковер); я режу хлеб (сыр, пирог); я лью воду (молоко); я мою пол (окно); я варю щи (кашу, суп); я тру стол; я прошу мяч (хлеб); я солю суп (кашу); я рисую дом (сад, лес).

 

Примеры предложений, в которых глагол требует дополнения.

 

Я машу рукой; я целую Ваню; я ищу мяч; я гляжу в окно; я глажу кота; я катаю машину.

 

Образование имен прилагательных от существительных, слова.

 

Песок у реки. Он какой? Речной. Песок у моря. Он какой? Морской.

Сова летает ночью. Она птица какая? (ночная).

Дорога в горах, в городе, в лесу – горная, городская, лесная.

Пирог с кофе, с медом, сыром – кофейный, медовый, сырный.

Суп с мясом, солью, с луком – мясной, соленый, луковый.

Сок из малины, из банана – малиновый, банановый.

Дом из дерева, из камня – деревянный, каменный.

Кот живет в доме, во дворе, на улице, он – домашний, дворовый, уличный.

Ночью светит луна, холодно, дует ветер. Ночь какая? (лунная, холодная, ветреная).

В саду – лето, зима, осень. Он – летний, зимний, осенний.

Мука для хлеба, для блинов – хлебная, блинная.

Шуба из меха – меховая.

Лист из бумаги – бумажный.

Платок для носа – носовой.

Паста для зубов – зубная.

Каша из риса – рисовая.

Книга для детей – детская.

Мед из липы – липовый.

Дорога в снегу – снежная.

Нора для зверя – звериная.

Мазь для глаз – глазная.

Комната со светом – светлая.

На улице шум. Улица какая? (шумная).

 

 

Концовка 3-й лекции.

 

Развитие лексического и грамматического строя речи

 

(виды заданий)

 

Задания на основе имен существительных

 

Для занятий важно правильно подбирать лексический материал. Нужно выбрать небольшой набор слов-предметов, простых по структуре (из одного или двух открытых слогов). Слова должны обозначать известные ребенку вещи. Объединяйте их в группы: продукты, части тела, явления и предметы ближайшего окружения.

 

Части тела человека и животных.

 

Эта тема очень актуальна для детей с аутизмом. Они плохо знают свое тело, чувствуют его (кинестетически), ориентируются в нем. Это одна из причин медленного формирования навыков самообслуживания.

При прохождении материала нужно, чтобы ребенок ощупывал ту или иную часть тела, показывал, совершал ею движения.

 

Речевой материал: нос, рот, рука, руки, ухо, уши, зуб, зубы, нога, ноги, лапа, лапы, лицо, шея, щека, щеки, усы, губа, губы, язык, рог, рога, лоб, коса, косы, тело, бок, бока.

 

Развитие словаря.

 

Ø Обучать ребенка понимать и произносить слова нужно, играя. Возьмите игрушечного кота (лучше – настоящего). Задавайте вопросы: Где у тебя ухо? Где у кота ухо? Спрашивайте, показывая на части тела: Это у тебя что? Те же вопросы задавайте, показывая на те же части тела у себя, у разных игрушек. При произнесении слов, четко артикулируйте (пусть ребенок смотрит на ваш рот), помогайте ему пальцами произносить звуки.

Ø Задавайте параллельные вопросы по поводу частей тела человека и животного. Показывайте на руку ребенка: Это у тебя что? А это что у кота? (показывая на лапу). По поводу усов у кота: Это у кота что? А у тебя есть усы? Насчет рогов у коровы: Это у коровы что? А у тебя есть рог?

 

Представление о множественном числе имен существительных.

 

Ø Покажите ребенку руку, потом – руки, называя соответствующие слова. Попросите его показать руку – руки, ногу – ноги и т. д. Тщательно выговаривайте все звуки и делайте особенное ударение на окончаниях. Показывайте то руку, то руки: Это что? Ребенок должен употребить существительное в нужном числе. Подсказывайте: Это рука или руки?

Ø Задавайте провокационные вопросы: У тебя есть нос? А носы? Если ребенок отвечает утвердительно, с растерянным видом, осматривайте ему лицо, говорите: Вот нос, а где еще нос? Поясните: Вот рука, вот – еще рука, вот руки. А где же носы? Вот нос, а где еще нос? Поищем еще один нос! Разыскивайте нос по всему его туловищу. Если ребенок догадается показать на ваш нос – радуйтесь.

 

Названия животных (в эту же группу включайте всю существующую живность).

 

Речевой материал: кот, лев, лиса, конь, коза, гусь, мышь, сова, муха, жаба, жук, паук, бык, кит, рыба, рысь, оса, рак, щука, пес.

 

Развитие словаря.

 

Ø Ребенок сначала показывает животных на картинках (когда вы называете их). Затем пусть называет их сам. Спрашивайте: Кто это?

Ø Пусть ребенок спрашивает у вас по поводу картинок: Кто это? В том числе, давайте ошибочный ответ, чтобы он исправил вас.

 

Соотнесение имени существительного с глаголом.

 

Ø Спрашивайте, что может делать то или иное животное (кот – сидеть, рыба – плавать, муха – летать). Если ребенок может, пусть отвечает словами. Если нет – пусть изображает действия движениями. Дайте ему образец.

Ø Спрашивайте, кто еще может это делать. Летать: муха, оса: плавать: рыба, кит. Если ребенок не может назвать слово, пусть показывает картинку. Действия можете изображать жестами.

 

Представление о множественном числе.

 

Ø Показывайте картинки с одним и двумя одинаковыми животными: Где кот? Где коты? Затем спрашивайте: Это кто? Ребенок должен верно употребить число.

Ø То же с картинками с одним и несколькими (больше двух) одинаковыми животными, чтобы ребенок усвоил, что окончание множественного числа относится к любому числу предметов, больше одного.

 

Представление о корне слова.

 

Ø Положите три картинки с одинаковыми животными разной величины – рыб. Показывайте на самую крупную: Это рыба. На рыбу поменьше: Это рыбка. На самую маленькую: Это рыбочка. Спрашивайте: Рыбочка – это рыба? Рыбка – это рыба? Показывайте картинки, выделяйте голосом корень.

Ø Задавайте вопросы по поводу близких по звучанию слов: Рыбка – это рыба? Рысь – это рыба? Если ребенок будет ошибаться, подчеркивайте голосом похожие корни: рыб, рыб ка, рыб очка – это рыб а, рысь – это не рыб, это не рыб а.

Обыгрывание имен существительных во фразовой речи.

 

Ø Игра в «Зоопарк». Скажите: Мы пришли в зоопарк. В клетке сидит рысь. В другой клетке сидит лев. Идем дальше – вон сидит лиса. Вот маленький пруд. Там плавают рыбы. Вот это – щука, вот это рак. Затем спрашивайте, показывая на картинки: кто это?

 

Названия продуктов.

 

Речевой материал: сыр, сок, сало, мука, рис, кофе, мясо, суп, чай, мед, каша, лук, соль, рагу, пюре, пицца, дыня, желе, щи.

 

Развитее словаря.

 

Ø Показывайте продукты (на картинках, живьем), называйте, просите повторить.

 

Соотнесение имен существительных с глаголами.

 

Ø Спрашивайте у ребенка, показывая на продукты: Что можно есть? Что можно пить? Действия изображайте жестами, если он не понимает значения глаголов.

Ø Пусть разложит картинки на две кучки по этому признаку.

 

Обыгрывание имен существительных во фразовой речи.

 

Ø Игра «Готовим обед». Расскажите: Сварим обед. Сварим суп из мяса. В суп положим рис, положим соль. Потом будем жарить рыбу. В рыбу положим соль – посолим. Сварим кашу из риса. Пить будем чай с медом и сок. Налейте в кастрюльку воду: Что туда положить? Ребенок: мясо, рис, соль. «Жарьте» на сковородке мясо, спросите у ребенка, выделяя корень в слове «посолить»: Чем по сол ить мясо? Если он ответит: соль (без падежного окончания) – это нормально. Интересуйтесь: Что сварим из риса? (кашу) Что будем пить? (чай, сок).

 

Названия известных ребенку явлений и предметов.

 

Речевой материал: пол, шар, часы, ванна, ваза, нож, лак, вата, йод, кино, сор, шуба, дом, сад, небо, тучи, река, вода, зима, лето, лед, дым, роза, мак, шум, село, кафе, луна, лыжи, лес, лужа, сани, гора, день, ночь, люди, дети, дед, жара, тень, пень, пила, таз, море, печь, мех.

 

Развитие словаря.

 

Ø Называйте слова, обозначающие явления и предметы (когда ребенок сталкивается с ними или видит на картинке) и просите повторить их.

Соотнесение между собой предметов или явлений.

 

Ø Задавайте вопросы, при ответе на которые нужно связать между собой два предмета или явления: Что может быть на небе? (тучи, луна) Что может быть в реке? (вода, рыба) Где еще может быть вода (в ванне). На небе луна – это день или ночь?

Ø Спрашивайте по поводу изображенного на сюжетных картинках, так чтобы при ответе ребенок соотносил предметы и явления между собой. На картинке – дом и сад, в саду – розы. Показывайте на дом: Что это? (дом) Что возле дома? (сад) Что в саду? (розы) Что там за садом? (река) Что в реке (вода, рыба) А еще что за садом? (лес) Здесь ночь или день? (день).

Ø Выстраивание ассоциативных рядов слов. Называйте слово и просите ребенка сказать первое слово, которое придет на ум. При таком подборе слов (если ребенок сможет понять задание), он будет подыскивать слова по какому-то внутреннему смыслу (аналогии, противопоставлению, совмещению, может быть как-то иначе). Например: день-ночь, ночь-луна, вода-душ.

 

Представление о корне слова.

 

Ø Произнесите три слова: день, денек, денечек. Последние – с ласковой интонацией. Спрашивайте: Денек – это день? Денечек – это день? Выделяйте корень. Затем скажите: дед, дедок, дедушка. Спросите: Дедок – это день? Желательно, чтобы ребенок отвечал: Нет дедок – это дед. Задавайте наводящие вопросы: Денек – это дед или день? Дедок – это день или дед?

 

На этом простые по произношению существительные в языке закончились, теперь нужно обучать ребенка произносить слова более сложной структуры.

● Из одного закрытого слога со стечением согласных звуков (глаз, торт).

● Из одного открытого и одного закрытого слога (туман).

● Трехсложные слова из трех открытых слогов.

Слова, по-прежнему, объединяйте в смысловые блоки.

 

Речевой материал.

Части тела человека (и животных): глаз, грудь, палец, локоть, ноготь, живот, голова, волосы, колено, борода, коготь, клюв, копыто.

Животные: тигр, волк, крот, шмель, слон, лошадь, заяц, олень, петух, баран, комар, лебедь, тюлень, собака, корова, сорока, ворона, курица, лисица.

Продукты: хлеб, блин, торт, борщ, кефир, банан, зефир, салат, батон, пирог, сахар, молоко, ягода, малина.

Мебель (и вообще, все – что в квартире): дверь, стол, стул, шкаф, кран, свет, диван, ковер, буфет, пуфик, комод, веник, совок, окно.

Одежда (обувь): шаль, шуба, кеды, шарф, берет, ремень, халат, тапок, носок, сапог, панама, пижама.

Знакомые предметы и явления: смех, зверь, звон, круг, клен, цвет, ключ, дождь, снег, кровь, лист, лифт, зонт, двор, пруд, куст, слово, узор, узел, вагон, пакет, билет, голос, замок, иней, метель, сирень, ливень, порог, корень, хохот, бутон, город, забор, камень, осень, голод, туман, ветер, топор, холод, берег, вечер, малыш, месяц, камин, шофер, пилот, улица, машина, дерево, дорога, конура, ворота, линия, колесо, озеро, бумага, лопата, работа, рябина, полоса, поляна.

 

В таких словах трудно соблюдать слоговую и звуковую структуру, поэтому с ребенком нужно заняться звуковым и слоговым анализом этих слов. Этим предварительно нужно заниматься и в дальнейшем, при переходе к более сложным словам, чтобы предотвратить (или уменьшить) возможные нарушения структуры слов.

От детей с моторной алалией нужно добиваться максимально полного и точного произношения слов. Детям с сенсорными нарушениями на данном этапе может оказаться недоступным безошибочное произнесение слов сложной структуры – поэтому пусть произносят их приблизительно.

 

Задания с существительными более сложной структуры.

 

Ø Виды заданий те же, что и с более простыми существительными.

 

Знакомство с синонимами.

 

Ø Детям с хорошим пониманием речи объясняйте разницу в их значении (если она есть). Для остальных представляйте слова, как тождественные, оттенков смысла объяснить не удастся. Произносите синонимы парами. Называйте один из них и спрашивайте, как то же самое еще можно назвать. Показывайте картинки.

 

Речевой материал: озеро – пруд, дождь – ливень, луна – месяц, батон – хлеб, камин – печь, тулуп – шуба, ветер – буря, конь – лошадь, пес – собака, лиса – лисица, борщ – щи, торт – пирог, смех – хохот, шкаф – комод.

 

 

Задания на основе глаголов

 

Используйте глаголы, обозначающие виды движения и элементарные наглядные действия (которые можно показать жестами). После освоения произношения сразу вводите глагол в предложения (как можно более разнообразные).

У неговорящего ребенка важно формировать не инфинитив, а формы глагола, которые можно использовать в простом предложении, то есть личные формы.

 

Напомните ребенку местоимения: я и ты. Пусть показывает на себя: я, на вас: ты.

 

Первое лицо глаголов: иду, бегу.

 

Ø Пройдитесь, скажите: Я иду. Ребенку повторяет действие и говорит: Я иду.

Ø Пробегитесь, скажите: Я бегу. Протяжно произносите окончание. Ребенок повторяет действие и говорит: Я бегу.

Ø Выполняйте оба действия, комментируйте: Я иду. Я бегу. Ребенок делает то же.

Ø Спрашивайте: Что ты делаешь? Ребенок: Я бегу, я иду. Если нужно, задавайте наводящий вопрос: Что ты делаешь – ид ешь или бе жишь? Выделяйте голосом начало обоих глаголов: ид- и бе- (они неизменны в первом и во втором лице).

 

Первой трудностью для ребенка будет то, что при изменении глаголов по лицам меняется последний согласный корня: Я бе г у – ты бе ж ишь. Я си ж у – ты си д ишь.

Из-за этого ребенку сложно опознавать глагол в обеих формах, как один и тот же, а также запоминать, как он произносится. Чтобы он это усвоил, придется с каждым новым глаголом (с чередованием) многократно повторять обе его формы. Ребенок может долго неправильно произносить слова или недоговаривать окончания.

 

Date: 2015-07-17; view: 548; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию