Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование произношения звукоподражаний-существительных





Собачка кусается: АВ-АВ. Тяните А и прикусывайте нижнюю губу с хищным видом.

Корова мычит: МУ-МУ. Если не получается по подражанию, оттолкнитесь от: мама. Ребенок попеременно произносит: мама и МУ-МУ, можно вытягивать ему пальцами губы.

Мишка бубнит: БУ-БУ. Оттолкнитесь от слова: баба, как в предыдущем случае.

Мышь пищит: ПИ-ПИ. Оттолкнитесь от: папа. На П ' пусть ребенок сильно улыбнется, можете оттянуть ему губы в стороны и прижать подбородок, чтобы он не открывал рот.

Гусь гогочет: ГА-ГА. Можете шпателем отодвинуть ребенку язык вглубь рта.

Курочка говорит: КО-КО. Также воспользуйтесь шпателем. К произносите шепотом.

Филин ухает: УХ-УХ. Пусть ребенок посмеется – ХА-ХА. Затем скажет: УХ.

Кошка мяукает: МЯУ. Если не выходит по подражанию, на М ' пусть улыбается, а вы сжимайте ему губы, чтобы звук вышел более мягким.

Лиса тявкает: ТЯВ. Пусть ребенок скажет Т ' (пошире улыбаясь, чтобы получить мягкость). На гласный откройте ему рот. Потом пусть закусит губу: В.

Лягушка квакает: КВА. Звукоподражание сложное. Звук К можно ставить шпателем, затем ребенок должен закусывать губу, произносить В, а в конце говорить А.

 

Местоимение: кто. Оттолкнитесь от того, как говорит курочка. Пусть скажет: КОК. После К пусть просунет кончик языка между зубами: ТО.

 

Слово на. Пусть зажмет язык между зубами и тянет Н, затем откроет рот: А. Можно оттолкнуться от слова: нет, чтобы он вспомнил звук.

 

Слово дай. Пусть скажет: да. Покажите, куда поставить язык на Й – пощупайте у него во рту альвеолы. На звук Й можно подсунуть ему под язык шпатель и прижать его к небу.

 

Слово иди. Вытяните губы в улыбку и длительно тяните: И. В это время просовывайте кончик языка между зубами и убирайте: ИДИ-ИДИ. Пусть ребенок повторяет. Когда он будет тянуть И, приставьте ему к зубам палец, чтобы он прикасался к нему язычком. Он может прижимать к зубам свой собственный палец.

Звукоподражания БИ-БИ и ТУ-ТУ.

Пусть скажет: баба. Вытяните ему губы в улыбку и вместе говорите: БИ-БИ.

Пусть ребенок скажет: тут. После этого произносит по подражанию: ТУ-ТУ.

 

Местоимение: там. На звук Т кончик языка пусть немного высовывает между зубами. Если он будет затрудняться, пусть скажет: АМ, затем – там.

 

Слово ТОП. Пусть скажет: ТО, звучно хлопнет губами и произнесет: П. Можете помогать ему «хлопнуть» губами пальцами.

 

Звукоподражание ТЫХ. Пусть скажет: ТУ-ТУ, затем: ТЫ-ТЫ, вытяните ему губы, должны быть видны верхние и нижние зубы, пусть пощупает их. Затем произносите: ТЫ-ТЫХ. На Х с силой выдувайте горлом воздух. Если ребенка не может повторить, напомните, как он смеется: ХА-ХА. Вместе произносите: ТЫХ-ТЫХ.

 

Слово: стоп.

Поставьте приблизительное произношение звука С. Улыбнитесь, положите широкий язык на дно ротовой полости, а расплющенный кончик придвиньте к нижним резцам: С-С-С. Покажите картинку с комариком. Изобразите, как он летит и пытается укусить. Ребенок повторяет артикуляцию перед зеркалом. Покажите ему, что нужно дуть на язык, дуйте на С ему на руку, чтобы он чувствовал выдох. Пусть тоже дует себе на руку. Точного произношения не добивайтесь, нужен просто свистящий звук. В дальнейшем показывайте картинку с комариком, ребенок должен свистеть.

После этого топните ногой: ТОП. Ребенок повторяет. Затем произносите: ТОПстоп. Ребенок повторяет.

 

Звукоподражание: СКОК. Пусть произнесет: КО-КО (покажите картинку с курочкой). Затем говорите: КО-КОК. Пусть ребенок повторит: КОК. Потом тяните С (ребенок повторяет) и произносите: С-С – СКОК. В дальнейшем ребенок должен сразу сказать: СКОК. На первых порах произносите с ним вместе.

 

Слова: НО и ТПРУ.

НО. Пусть повторит за вами НА, а потом – НО (можно округлить ему губы пальцами).

ТПРУ нужно произносить одними губами (по подражанию) – они должны вибрировать. Если не получится – ничего страшного, ему хватит и одного СТОП.

 

Слово: дом. Пусть вслед за вами произнесет все звуки. На звук О можно округлять ему губы пальцами, на звук М – сжимать их.

 

Звукоподражание ТУК-ТУК. Т пусть произносит по подражанию, на У можно вытянуть ему губы в трубочку. Покажите, как выговаривать в горле К. Напомните звукоподражание: КО-КО.

 

Слово: куб. Пусть он скажет: КО-КО. На У ему можно вытянуть губы в трубочку, на Б – сжать их.

 

Слово: мяч. Пусть скажет: МЯУ, потом МЯ. Покажите куда поставить язык на звук Ч (за верхние резцы). Прижмите его там шпателем. Полноценный Ч вряд ли получится. Скорее всего, выйдет звук, напоминающий Т '.

 

Местоимение я. На звук Й шпателем продвиньте ему язык в середину рта и немного прижмите к небу (делайте это, когда он произносит И). Затем он должен открыть рот и произнести АЙА. Может получаться невнятное звукосочетание ИА.

 

Глагол беги. Ставьте по подражанию. На Б можно сжимать губы, на Г продвигать язык шпателем.

 

Постановка и уточнение произношения звуков. Различение звуков.

 

Гласные звуки

 

Уточнение произношения.

 

Ø Ребенок повторяет за вами звуки: А, О, У, И, Ы, Э. Обращайте его внимание на форму рта (обводите губы пальцами).

 

Если ребенок произносит «гнусаво» – в нос, отработайте его речевой выдох.

 

Ø Подставьте к своему рту его ладонь, негромко и низким голосом тяните А, выдувая на ладонь воздух. Скажите: А упал БУМ тебе на ладонь (покажите пальцем куда). Затем произносите звук коротко, показывайте в ладонь, подчеркивая ощущение выдоха.

Ø Ребенок повторяет звук за вами, чтобы на ладони чувствовался выдох. Говорите: А – БУМ, и тыкайте в руку пальцем. Отодвигайте его руку ото рта, показывайте, куда должен «упасть» звук. Целясь звуком в ладонь, ребенок утрирует ротовой выдох, звук будет получаться более внятным.

Ø Эти же упражнения выполняйте с другими гласными звуками.

 

Различение гласных.

 

Ø Показывайте артикуляцию гласных звуков, особенно тщательно – И и Ы, так как они похожи. И – вытягивайте губы, видны только верхние резцы, Ы – видны все зубы. Ребенок копирует артикуляцию. Спрашивайте: Какой это звук? Если он не понимает задания, пусть помощник повторяет артикуляцию, показывая ребенку, что он сделал так же, как вы, затем – произносит звук.

Ø Вычерчивайте на листе форму рта при произнесении гласных. Произносите звуки и обводите губы пальцами, чтобы ребенок понял, что вы «рисуете» звуки.

А – большой круг. Э – эллипс. О – небольшой кружок. У – маленький кружок, почти точку. И – сближенные горизонтальные линии, смыкающиеся по краям. Ы – горизонтальные линии на некотором расстоянии друг от друга, смыкающиеся по краям.

 

Ø Рисуете «изображение» звука, ребенок называет его.

Ø Ребенок «показывает» звук ртом, вы произносите его.

Ø Ребенок «рисует» звук, вы – произносите. Допускайте «ошибки», он исправляет.

Ø Ребенок закрывает глаза, вы произносите звуки. Он показывает их на рисунке и повторяет за вами.

 

Согласные звуки

 

Различение согласных по признаку глухости-звонкости.

 

Дети могут оглушать звонкие согласные и озвончать глухие.

 

Ø Скажите: Я говорю громко – Б! Слово громко произнесите звучно, чтобы ребенок понял его смысл. Затем: Теперь я говорю тихо – П. П выговаривайте шепотом. Слово «тихо» – еле слышно, чтобы ребенок понял, что оно обозначает. Он повторяет звуки

 

Для объяснения разницы между «громко» и «тихо» стучите по столу и комментируйте: Я стучу – СТУК-СТУК громко (тихо). Просите ребенка: Стучи громко (тихо).

 

Ø Скажите ребенку: Говори громко – Б! Тихо – П. Он повторяет оба звука.

Ø Произнесите Б и взмахните флажком. Затем шепотом П, не поднимая флажка. Дальше произносите ряд из звуков П и Б. На Б поднимайте флажок: Я показываю флажком – Б. Затем это упражнение выполняет ребенок. То же со звуком П.

Ø Аналогичные упражнения со звуками: Д-Т, Г-К, В-Ф.

 

Уточнение произношения и постановка согласных звуков.

 

Звуки Д-Т.

Ø Положите ребенку на язык кусочек плотной бумаги (обрывок фантика), скажите: Выплюнь его. Покажите, как: выплевывайте фантик со звуком Т. Ребенок повторяет, попадая фантиком себе в ладонь.

Ø Поставьте себе ко рту руку ребенка и, как бы «выплевывая» звук, произнесите Т. Скажите: Т упал – БУМ. Ткните пальцем в ладонь. Затем ребенок точно так же, «выплевывает» себе на ладонь Т. Можно чуть высовывать язык между зубами.

Ø Произношение звука Д усовершенствуйте так же, звук произносите звонко.

 

Звуки Б-П.

Ø Уточняйте похожим образом. Когда «выплевываете» их, помогайте себе движением головой (вперед, по направлению к ладони). На первых порах можете «приклеивать» ребенку к губам фантик.

 

Звуки К-Г-Х.

Ø Ребенок произносить звук Т (Т-Т-Т). Вы надавливаете шпателем на кончик языка и постепенно отодвигаете вглубь рта. Сначала слышится Т ', потом – К ' (недостаточно четкие). Когда услышите К, остановите шпатель. Скажите: Это К. Отстраняйте шпатель, если звук меняется, снова надавливайте на язык. Можете произносить вместе. Затем откройте рот и покажите ребенку, где у вас язык. Затем пусть сам «загоняет» язык в горло и повторяет К. Так же поставьте Г от Д.

Ø Если звук Х получается у ребенка, как простой выдох, пусть тянет Х, вы продвигаете его язык шпателем. Когда послышится настоящий Х, пусть зажмет шпатель зубами и «смеется»: ХА-ХА, ХО-ХО, ХУ-ХУ. Потом пусть смеется без шпателя.

Ø Звуки Х и К похожи. Делайте с ними упражнения с флажком на различение.

 

Звуки В-Ф.

Ø Ребенок несильно прикусывает зубами губу и выдувает изо рта на ладонь воздух.

 

Звуки: М, Н.

Ø Их произношение уточните по подражанию. Ребенок произносит их, чтобы они «падали» на ладонь.

 

Остальные звуки сложны по артикуляции, поэтому на этом этапе сформируйте хотя бы приблизительное их произношение, но чтобы звук был похож на себя. Впоследствии вы их доработаете. Ставьте звуки по подражанию, смело произносите их, так как у ребенка нет никаких замен.

 

Звуки С-З-Ц.

Ø Напомните ребенку, как свистит комар: С-С-С. Покажите, как у вас расположен язык. Положите себе на ладонь кусочек ватки и сдуйте ее. Пусть ребенок повторит. В результате послышится свистящий звук, возможно, даже полноценный С.

Если – нет, пока ребенок будет выдувать воздух, положите ему по средней линии языка зубочистку и слегка прижмите язык. Выйдет полноценный или почти полноценный С. Для уточнения произношения пусть посильней улыбнется. Затем убирайте зубочистку, ставьте обратно, произносите вместе с ребенком.

Пусть ребенок произносит слоги (СА, СО, СЫ), повторяя за вами. Сначала можно не вытаскивать зубочистку. Затем нужно произносить слоги без нее.

Ø З. Произнесите С шепотом: Комар свистит тихо («тихо» скажите еле слышно, тихонько постучите, напоминая ребенку, что такое тихий звук). Затем «свистите» звонко: З. Комар свистит громко. Ребенок повторяет оба звука. Затем пусть повторяет: СА-ЗА, СЫ-ЗЫ. Делайте со звуками упражнение с флажком.

Ø Ц. Пусть ребенок быстро повторяет за вами звукосочетание: ТС.

 

Звуки Ш-Ж.

Ø Возьмите плотную полоску бумаги, придайте ей вогнутую форму, а края заверните наверх. Пока ребенок тянет: С-С-С, подцепите вашим самодельным «инструментом» снизу кончик его языка, как ложечкой, и поднимите за верхние зубы. Язык будет прилипать к бумаге, края – немного заворачиваться наверх. Будет продолжать слышаться звук: С-С-С. Произносите вместе.

Затем продвиньте кончик языка ребенка к альвеолам. Послышится неясный шипящий звук. Произнесите Ш, напомните, что так шипит змея. Отодвигайте полоску от языка ребенка и поднимайте ее опять, пока он не научится удерживать язык в нужном положении.

Когда это получится, нажмите ему пальцами на щеки (прижмите к коренным зубам) и выдвиньте вперед губы «рупором». Послышится достаточно отчетливый шипящий звук. Затем пусть произносит вслед за вами слоги.

Ø Ж ставьте от Ш так же, как З от С. Тихо шипит змея, а громко жужжит жук.

 

Звуки Ч-Щ.

Убедитесь, что ребенок полноценно произносит мягкий Т.

Ø Ребенок повторяет за вами: ТИ-ТИ-ТИ (так «говорит» птичка). Прижмите ему щеки к коренным зубам и выдвиньте вперед губы. Послышится: ЧИ-ЧИ-ЧИ. Затем пусть повторяет слоги: ЧА, ЧУ и др. Придерживайте ему щеки.

Пусть скажет Ч. Отпускайте его щеки, прижимайте опять, пока он не научится произносить звук самостоятельно. Прислоните вертикально к губам указательный палец и произнесите: Ч-Ч-Чэто тихо (тихонько постучите).

Ø Щ. Ребенок показывает, как сказать «тихо»: ЧЩ-Щ-Щ. Тяните ЧЩ с небольшими паузами: ЧЩ-Щ-Щ-Щ (прислоняйте палец к губам, заговорщически подмигивайте, говорите: тихоЧЩ-Щ-Щ). Ребенок повторяет. Удлиняйте паузы, чтобы после Ч слышались изолированные звуки Щ. Если звук недостаточно внятный, прижимайте ребенку щеки к коренным зубам.

Скажите, что Щ-Щ-Щ – очень тихо «говорит» ящерка. Пусть произносит за вами Щ и слоги с этим звуком.

 

Звук Л.

Ø Скажите: Я поюАЛА-ЛА-ЛА. На Л высовывайте кончик языка между зубами. Выпевайте различные мелодии. Пойте вместе. Если у ребенка будет выходить Н, пусть посильней высовывает изо рта язык. Пусть подставит ко рту ладонь, чтобы ЛА «попадало» на нее (покажите как).

Когда получится более-менее внятный Л, ребенку нужно потихоньку убрать язык за зубы (продолжая «петь»). Язык должен виднеться в щель между зубами.

Затем «пойте»: ЛО ЛУ и т. д. Затем ребенок должен повторять за вами изолированный Л. Звук может выйти не совсем полноценным.

 

 

Звук Й.

Ø Пусть ребенок тянет И, вы в это время продвигайте шпателем ему язык вглубь рта. В какой-то момент послышится Й. Произносите его вместе. Отодвигайте шпатель, прижимайте его, пока ребенок не будет удерживать произношение. Затем пусть повторяет за вами слоги: ЙА, ЙУ и т. д.

Звук Р.

Ø Ребенок произносит: Д-Д-Д, стучит (СТУК-СТУК) языком об альвеолы. Покажите пальцем, куда нужно «стучать». Можно поддерживать язык шпателем. Скажите ребенку, чтобы язык был твердым. Сделайте твердым свой язык, покажите ребенку пальцами, что он с трудом гнется (пусть то же самое сделает со своим языком).

Пока ребенок говорит: Д-Д-Д, зондом двигайте у него под языком. Будет слышаться Р. Скажите, что так рычит тигр. Рычите вместе.

Отслоняйте от языка зонд, когда вибрация прекращается, начинайте заново. Попросите ребенка показать, как рычит тигр. Если Р не получается, отложите работу над звуком на более позднее время.

 

Формирование представления о мягкости-твердости.

 

Ø Потрогайте стол: Твердый. Потрогайте диванную подушку, продавите ее, погладьте: Мягкая. Ребенок делает то же самое. Комментируйте: Твердый, мягкая. Трогайте другие предметы, игрушки. Говорите: Машинка – БИ-БИ – твердая. Мишка – БУ-БУ – мягкий. «Твердый» произносите сухим, недовольным голосом, «мягкий» нежно и ласково. Погладьте мишку, прижмите его к щеке.

 

Слова: твердый и мягкий сложны для произнесения, к ним трудно подобрать звукоподражания, поэтому обозначьте их символами. Мягкость обозначайте кусочком ваты, а твердость – деревяшкой. Пусть ребенок удостоверится в их качествах.

 

Ø Показывайте предметы, ребенок ощупывает их. Спрашивайте: Мягкий? Твердый? Ребенок показывает ватку или деревяшку.

Ø Пусть ищет мягкие и твердые предметы, показывайте ватку или деревяшку.

Ø Напрягите губы, сжав «гармошкой». Пусть ребенок потрогает их. Скажите: Фу – твердые. Расслабьте их. Пусть ребенок помнет их пальцами. Говорите: Теперь – мягкие. Ребенок делает свои губы твердыми и мягкими, щупает их пальцами. Спрашивайте: Твердые? Мягкие?

Ø Высуньте напряженный, заостренный язык между зубами, пусть ребенок попробует сдвинуть его с места. Не убирая языка, скажите: Твердый. Положите широкий язык на нижние зубы. Пусть ребенок потрогает его, убедится, что он, как желе. Скажите: Мягкий. Не прячьте язык – произносите «мягким» языком.

 

Постановка и различение мягких и твердых пар согласных звуков.

 

Ребенок может смягчать звуки или наоборот произносить твердо. В зависимости от надобности и мягкость, и твердость произношения формируйте одинаковым образом, отталкиваясь от кинестетических ощущений ребенка.

 

Губные звуки.

Ø Произнесите М, сжав губы «гармошкой». Скажите: Твердый (почти не разжимая сморщенных губ). Пусть ребенок пощупает губы. Покажите деревяшку. Расплющите губы и скажите М ' мягким тоном: Мягкий. Покажите ватку. Пусть ребенок пощупает вам губы.

Произносите то мягкий, то твердый звук, ребенок щупает вам губы и показывает ватку или деревяшку.

Ребенок определяет (показывая ватку и деревяшку) какой звук вы произнесли без ощупывания губ, рассматривая артикуляцию. Артикулируйте утрированно.

Говорите: Сделай твердые (мягкие) губы (показывайте как, предъявляйте деревяшку и ватку). Ребенок может ощупывать себе губы.

Ребенок повторяет за вами твердый и мягкий М (показывайте деревяшку и ватку). Он может ощупывать ваши и свои губы. То же без ощупывания губ.

Ребенок определяет, какой звук вы произнесли на слух (не видя вашего рта).

Ребенок повторяет за вами слоги с мягким и твердым М, (МА-МЯ и др.)

Ø Аналогичным образом работаете со звуками: Б-Б', П-П'.

 

Губно-зубные звуки.

Ø Работаете так же, как с губными. На твердые звуки напрягаете и морщите нижнюю губу. На мягкие можно пожевать зубами мягкую нижнюю губу.

 

Переднеязычные звуки.

Ø Произнесите твердо Н. Напряженный язык прислоняйте к верхним резцам. Дайте ребенку потрогать его, пусть убедится, что его нельзя сдвинуть с места. Затем скажите Н '. Ребенок трогает ваш язык пальцем, сдвигая его вправо-влево.

Пусть повторяет за вами звуки, щупает свой язык. Если тот не будет достаточно мягким, шпателем перемещайте его из стороны в сторону, расслабляя его.

Ø Другие переднеязычные звуки ставьте аналогичным способом.

Ø Различайте их с помощью ватки и деревяшки, как делали с губными.

 

Заднеязычные звуки.

Ø Они произносятся в глубине рта, и помочь ребенку выговаривать их трудно. Говорите, чтобы он делал твердый и мягкий язык. Двигайте его шпателем, чтобы придать ему мягкости.

 

Закрепление произношения звуков.

 

Звукоподражания: Жук: Ж. Комар: С. Тигр: Р. Змея: Ш. Ежик фыркает: Ф. Пароход гудит: Л. Муха: З. Ящерка шипит: Щ. Чайник кипит: Ч Заяц дрожит: Й. Кузнечик цыкает: Ц.

 

Слова.

Мяч, шар, куб, газ, йод, жук, бок, лед, душ, сор, дом, лес, нос, сыр, суп, чай, пол, лоб, кот, конь, рысь, сад, рот, кит, пень, пыль, гусь, сок, лук, рис, соль, нож, мышь.

Рука, нога, киса, миша, лиса, вода, вата, ляля, каша, губа, зубы, муха, тетя, дядя, кофе, небо, рыба, шуба, щука, коза, гора, море, река, щека, ванна, ухо, дыра, ваза, сани, лапа, лицо, часы, бусы, мясо, пила, кино, луна, лужа, лыжи, шея, шина, коса.

 

Date: 2015-07-17; view: 660; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию