Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть первая. Учение раби Нахмана





ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Краткое жизнеописание раби Нахмана из Браслава (1772 – 1810)

Здесь рассказано лишь немногое о его святой жизни, о его великих усилиях в самоотверженном и возвышенном служении Имени Благословенного, начиная с детства и до его кончины, когда удостоился он истинной жизни. Рассказано немногое из того, что произошло с ним во дни его святой жизни и немногое из его святых бесед – то, что произнесли его святые уста, и о временах, которые он пережил – "под справедливым взором Твоим".

Из книги раби Натан Штернарца "Жизнь учителя нашего раби Нахмана".

Раби Нахман родился в субботу, в первый день месяца нисан, в 5532 году (4 апреля 1772 г.) в Меджибоже – городке, в котором прошла жизнь его прославленного прадеда раби Исраэля Бааль Шем Това (1698 – 1760). Его отец, раби Симха, был сыном одного из видных последователей Бааль Шем Това, а мать – Фейга – внучкой Бааль Шем Това, дочерью его единственной дочери Юдель. О ней известно, что она была Б-говдохновенной праведницей. Рождение раби Нахмана, которому было суждено стать одним из величайших вождей хасидизма, совпало с началом упадка этого движения, основоположником которого был Бааль Шем Тов. Обрезание раби Нахмана, его вступление в завет Авраама, происходило в ту самую Великую субботу1 (11 апреля 1772г.), когда был объявлен хэрэм2 против хасидов.

Детство раби Нахмана прошло в Меджибоже. По обычаю тех времен женился он рано. Его жена Сасья была дочерью раби Эфраима из Осатина. Там в доме своего тестя провел он последующие пять лет, а затем переселился в Медведевку, потом – в Златополье и, наконец, в Браслав.

С ранней юности раби Нахман был наделен притягательной силой, привлекавшей к нему сердца людей. После его необычайного, полного приключений путешествия в Святую Землю, к 26-летнему раби Нахману на праздник Новолетия стеклась толпа приверженцев.

В 1802 году, по пути в Браслав, он провел несколько дней в Умани. При посещении кладбища, где похоронены многие тысячи жертв массовой резни во времена погромов, раби Нахман сказал, что кладбище это он избирает местом своего вечного упокоения.

С момента прибытия в Браслав начинается период жизни и служения раби Нахмана, о котором мы располагаем относительно подробными сведениями.

Браслав расположен в 15 км к югу от Немирова, где жил юный раби Натан Штернхарц. Обладая выдающимися познаниями в Торе, раби Натан страстно искал подлинный путь служения Всевышнему. Когда его близкий друг раби Лейб описал ему субботу, проведенную в Браславе у раби Нахмана, раби Натан понял, что нашел наконец наставника. Вскоре вместе со своим другом раби Нафтали он отправляется в Браслав.

Первая их встреча по праву должна быть причислена к самым замечательным событиям в истории веры. Она иссекла огонь, который ярко пылает по сей день. Все поучения, беседы, сны и повествования раби Нахмана записаны рукой раби Натана. Это Сэфэр – идот ("Книга атрибутов"), Ликутей Моаран ("Собрание поучений учителя нашего раби Нахмана"), Сэфэр а-нисраф ("Сожженная книга"), Сэфэр Сипурэй маасиет ("Книга необычайных рассказов").

Раби Натан в своих книгах оставил нам жизнеописание раби Нахмана, в котором с трепетной любовью запечатлен живой образ одного из величайших учителей нашего народа.

Раби Нахман встречался со своими последователями (браславскими хасидами) шесть раз в году, чтобы преподать им поучение. Его дядя, раби Барух, обвинил раби Нахмана в недостаточном почитании Бааль Шем Това. Их противоборство продолжалось почти пять лет, а один из приверженцев раби Баруха, раби Моше Цви из Саврана, уже после смерти обоих – раби Нахмана и раби Баруха – стал непримиримым гонителем браславских хасидов...

Между праздниками Пэсах и Шавуот 1804 года раби Нахман совершил таинственную поездку в Шаргород и провел там две недели. Обитатели Шаргорода считались обреченными на истребление огнем и мором3. Раби Нахман, по преданию, предотвратил там мор4.

Вскоре на его семью посыпался град ударов. В 1806 году, после праздника Шавуот, в двухлетнем возрасте умер от чахотки первый его сын Шломо-Эфраим. Раби Нахман, возлагавший на сына великие надежды, горько оплакивал его. Второй сын, Яаков, родившийся незадолго до Хануки того же года, также умер во младенчестве. А через год от той же болезни скончалась жена Сасья. Сам раби Нахман заразился в то время чахоткой и предсказал, что она станет причиной его смерти.

В конце 1807 г. раби Нахман решил опубликовать книгу "Ликутей Моаран". Рукопись была разослана ряду выдающихся авторитетов, чтобы получить их заключение о целесообразности ее публикации. Непосредственно перед Рош – ана следующего года издание было завершено. После выхода в свет "Ликутей Моаран" раби Натан немедленно начал работать над ее продолжением, содержащим позднейшие поучения раби Нахмана. Эта вторая часть книги была напечатана сразу же после кончины раби Нахмана.

В 1809 году была завершена рукопись "Сэфэр амидот" ("Книги атрибутов"). Примерно тогда же раби Нахман получил в подарок прекрасное резное кресло ручной работы, изготовление которого заняло полгода. С ним связано откровение одного из снов раби Нахмана. Это то самое кресло, которое впоследствии было по частям переправлено из России и стоит сейчас в Браславской ешиве в Иерусалиме.

1809 год раби Нахман провел в покое, восстанавливая силы после приступа болезни. После Рош – ана он послал в Меджибож своего брата, раби Йехиэля вместе с раби Натаном и раби Нафтали – молиться за него на могиле Бааль Шем Това. Он по-прежнему наставлял своих приверженцев, но уже никуда не выезжал. В Шабат Шира5 он вспоминал о своих поездках и беседах с учениками, которые имел обыкновение проводить в эту субботу.

Летом того же года его дочь Мириам отправилась на Святую Землю, где уже поселились ее муж и свекор. Несмотря на крайнюю слабость, раби Нахман провожал ее пешком и сказал тогда: "В Святую Землю надо добираться на собственных ногах".

Вскоре раби Нахман завершил свои "Маасиет" ("Необычайные рассказы"). В это время он уже помышлял о переезде в Умань. Решение созрело, когда перед Пэсах 1810 г. скончался ребенок его дочери Юдель, а в начале следующего месяца дом раби Нахмана сгорел дотла, и ночь рэбэ6 провел на ближайшем холме. Он покидает Браслав и прибывает в Умань.

Умань – место массового истребления евреев. Здесь в 1768 году тысячи евреев были вырезаны гайдамаками Гонты. Раби Нахман поставил себе целью своей смертью очистить души погибших и вознести их на небеса. Поэтому он пожелал быть похороненным на уманском кладбище вместе с жертвами погромов.

В дни Рош – ана состояние раби Нахмана стало резко ухудшаться, сотрясавший его кашель сопровождался горловым кровотечением. Но в ночь Рош – ана он, по своему обыкновению, произнес поучение. Он говорил долго, и это была его последняя речь, обращенная к большому собранию людей.

18-й день месяца тишрей, четвертый день праздника Суккот, был его последним днем. Завершающие часы его жизни ярко описаны в дневнике раби Натана7:

Мы уложили его на кровать, облаченного в его прекрасное шелковое одеяние. Он велел рэб Шимъону расправить его одежды и застегнуть пуговицы на рукавах так, чтобы рубашка не выглядывала. Он сказал рэб Шимъону, чтобы тот убедился, что все сделано как положено.

Потом он попросил смыть с его бороды следы крови. Мы сделали это, и он лежал на своем ложе, ощущая полнейшую свободу.

Он взял небольшой восковой шарик и перекатывал его между пальцами. Так часто делал он в свои последние дни, погружаясь в глубокое размышление. И в этот последний час его мысль, достигнув небывалой свободы, возносилась к неведомому...

* * *

Дом был полон людьми, пришедшими почтить его. Увидев, что близится кончина, они начали читать молитву о праведниках из "Перехода через Ябок"*.

Нам показалось, что он скончался, и, сотрясаемые рыданиями, мы начали взывать: "Рэбэ! Рэбэ! На кого ты покинул нас?!”

Он услышал наши голоса и поднял голову, обратив к нам свое лицо, выражение которого повергло нас в трепет. Он как бы говорил: "Я не покидаю вас, упаси Б-г!”

Это было незадолго до того, как он ушел, чтобы приобщиться к своим отцам в великой святости и чистоте. Сверкающий и чистый, он ушел отсюда без малейшей тени смятения, без единого жеста непокорности, ушел, объятый безмятежностью, внушающей благоговейный страх.

Присутствовали многие из погребального общества. И все они говорили потом, что видели многих, умиравших при ясном сознании, но ничего подобного видеть им не приходилось.

И это все, что наше жалкое разумение сумело воспринять и запечатлеть. Но истинное значение этой смерти непостижимо. Тот, кто постиг хоть в ничтожной мере его величие, испытав на себе воздействие его трудов, бесед и повествований, знает, что совершенно невозможно говорить о столь поразительном, необыкновенном уходе из этого мира.

Что мне сказать? И как я могу говорить? Чем я могу воздать Всевышнему за то, что удостоился стоять там, когда отлетела его душа? Если бы я пришел в этот мир только для этого, этого было бы достаточно.

Итак, в 18-й день месяца тишрэй, в году 5571 (16 октября 1810 г.), прожив 38 лет, 6 месяцев и 18 дней, раби Нахман оставил земную обитель. Каждый день его жизни одарил человечество искрой Б-жественного света.

В начале следующего дня он обрел покой на старом кладбище Умани. Его могила – святыня, ставшая местом поклонения его последователей. Они стекаются к ней со всех концов земли.

* * *

Не проникнув в подлинный смысл жизни и откровения этого великого праведника и святого, некоторые современные исследователи художественной литературы считают раби Нахмана из Браслава одним из своеобразнейших и величайших писателей на пороге нового времени, предтечей Кафки и Беккета. Мы надеемся, что переводы отдельных творений раби Нахмана на русский язык, предлагаемые вниманию читателя, дадут ему какое-то представление о несравненной "прозе" великого браславского праведника.

Часть первая. УЧЕНИЕ РАБИ НАХМАНА

перевод Н. Файнгольда

Раби Натан Штернарц. "ЙЕМЭЙ МОАРАНАТ"

Date: 2016-07-25; view: 308; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию