Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть первая. Учение раби НахманаСтр 1 из 39Следующая ⇒ ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА Краткое жизнеописание раби Нахмана из Браслава (1772 – 1810) Здесь рассказано лишь немногое о его святой жизни, о его великих усилиях в самоотверженном и возвышенном служении Имени Благословенного, начиная с детства и до его кончины, когда удостоился он истинной жизни. Рассказано немногое из того, что произошло с ним во дни его святой жизни и немногое из его святых бесед – то, что произнесли его святые уста, и о временах, которые он пережил – "под справедливым взором Твоим". Из книги раби Натан Штернарца "Жизнь учителя нашего раби Нахмана". Раби Нахман родился в субботу, в первый день месяца нисан, в 5532 году (4 апреля 1772 г.) в Меджибоже – городке, в котором прошла жизнь его прославленного прадеда раби Исраэля Бааль Шем Това (1698 – 1760). Его отец, раби Симха, был сыном одного из видных последователей Бааль Шем Това, а мать – Фейга – внучкой Бааль Шем Това, дочерью его единственной дочери Юдель. О ней известно, что она была Б-говдохновенной праведницей. Рождение раби Нахмана, которому было суждено стать одним из величайших вождей хасидизма, совпало с началом упадка этого движения, основоположником которого был Бааль Шем Тов. Обрезание раби Нахмана, его вступление в завет Авраама, происходило в ту самую Великую субботу1 (11 апреля 1772г.), когда был объявлен хэрэм2 против хасидов. Детство раби Нахмана прошло в Меджибоже. По обычаю тех времен женился он рано. Его жена Сасья была дочерью раби Эфраима из Осатина. Там в доме своего тестя провел он последующие пять лет, а затем переселился в Медведевку, потом – в Златополье и, наконец, в Браслав. С ранней юности раби Нахман был наделен притягательной силой, привлекавшей к нему сердца людей. После его необычайного, полного приключений путешествия в Святую Землю, к 26-летнему раби Нахману на праздник Новолетия стеклась толпа приверженцев. В 1802 году, по пути в Браслав, он провел несколько дней в Умани. При посещении кладбища, где похоронены многие тысячи жертв массовой резни во времена погромов, раби Нахман сказал, что кладбище это он избирает местом своего вечного упокоения. С момента прибытия в Браслав начинается период жизни и служения раби Нахмана, о котором мы располагаем относительно подробными сведениями. Браслав расположен в 15 км к югу от Немирова, где жил юный раби Натан Штернхарц. Обладая выдающимися познаниями в Торе, раби Натан страстно искал подлинный путь служения Всевышнему. Когда его близкий друг раби Лейб описал ему субботу, проведенную в Браславе у раби Нахмана, раби Натан понял, что нашел наконец наставника. Вскоре вместе со своим другом раби Нафтали он отправляется в Браслав. Первая их встреча по праву должна быть причислена к самым замечательным событиям в истории веры. Она иссекла огонь, который ярко пылает по сей день. Все поучения, беседы, сны и повествования раби Нахмана записаны рукой раби Натана. Это Сэфэр – идот ("Книга атрибутов"), Ликутей Моаран ("Собрание поучений учителя нашего раби Нахмана"), Сэфэр а-нисраф ("Сожженная книга"), Сэфэр Сипурэй маасиет ("Книга необычайных рассказов"). Раби Натан в своих книгах оставил нам жизнеописание раби Нахмана, в котором с трепетной любовью запечатлен живой образ одного из величайших учителей нашего народа. Раби Нахман встречался со своими последователями (браславскими хасидами) шесть раз в году, чтобы преподать им поучение. Его дядя, раби Барух, обвинил раби Нахмана в недостаточном почитании Бааль Шем Това. Их противоборство продолжалось почти пять лет, а один из приверженцев раби Баруха, раби Моше Цви из Саврана, уже после смерти обоих – раби Нахмана и раби Баруха – стал непримиримым гонителем браславских хасидов... Между праздниками Пэсах и Шавуот 1804 года раби Нахман совершил таинственную поездку в Шаргород и провел там две недели. Обитатели Шаргорода считались обреченными на истребление огнем и мором3. Раби Нахман, по преданию, предотвратил там мор4. Вскоре на его семью посыпался град ударов. В 1806 году, после праздника Шавуот, в двухлетнем возрасте умер от чахотки первый его сын Шломо-Эфраим. Раби Нахман, возлагавший на сына великие надежды, горько оплакивал его. Второй сын, Яаков, родившийся незадолго до Хануки того же года, также умер во младенчестве. А через год от той же болезни скончалась жена Сасья. Сам раби Нахман заразился в то время чахоткой и предсказал, что она станет причиной его смерти. В конце 1807 г. раби Нахман решил опубликовать книгу "Ликутей Моаран". Рукопись была разослана ряду выдающихся авторитетов, чтобы получить их заключение о целесообразности ее публикации. Непосредственно перед Рош – ана следующего года издание было завершено. После выхода в свет "Ликутей Моаран" раби Натан немедленно начал работать над ее продолжением, содержащим позднейшие поучения раби Нахмана. Эта вторая часть книги была напечатана сразу же после кончины раби Нахмана. В 1809 году была завершена рукопись "Сэфэр амидот" ("Книги атрибутов"). Примерно тогда же раби Нахман получил в подарок прекрасное резное кресло ручной работы, изготовление которого заняло полгода. С ним связано откровение одного из снов раби Нахмана. Это то самое кресло, которое впоследствии было по частям переправлено из России и стоит сейчас в Браславской ешиве в Иерусалиме. 1809 год раби Нахман провел в покое, восстанавливая силы после приступа болезни. После Рош – ана он послал в Меджибож своего брата, раби Йехиэля вместе с раби Натаном и раби Нафтали – молиться за него на могиле Бааль Шем Това. Он по-прежнему наставлял своих приверженцев, но уже никуда не выезжал. В Шабат Шира5 он вспоминал о своих поездках и беседах с учениками, которые имел обыкновение проводить в эту субботу. Летом того же года его дочь Мириам отправилась на Святую Землю, где уже поселились ее муж и свекор. Несмотря на крайнюю слабость, раби Нахман провожал ее пешком и сказал тогда: "В Святую Землю надо добираться на собственных ногах". Вскоре раби Нахман завершил свои "Маасиет" ("Необычайные рассказы"). В это время он уже помышлял о переезде в Умань. Решение созрело, когда перед Пэсах 1810 г. скончался ребенок его дочери Юдель, а в начале следующего месяца дом раби Нахмана сгорел дотла, и ночь рэбэ6 провел на ближайшем холме. Он покидает Браслав и прибывает в Умань. Умань – место массового истребления евреев. Здесь в 1768 году тысячи евреев были вырезаны гайдамаками Гонты. Раби Нахман поставил себе целью своей смертью очистить души погибших и вознести их на небеса. Поэтому он пожелал быть похороненным на уманском кладбище вместе с жертвами погромов. В дни Рош – ана состояние раби Нахмана стало резко ухудшаться, сотрясавший его кашель сопровождался горловым кровотечением. Но в ночь Рош – ана он, по своему обыкновению, произнес поучение. Он говорил долго, и это была его последняя речь, обращенная к большому собранию людей. 18-й день месяца тишрей, четвертый день праздника Суккот, был его последним днем. Завершающие часы его жизни ярко описаны в дневнике раби Натана7: Мы уложили его на кровать, облаченного в его прекрасное шелковое одеяние. Он велел рэб Шимъону расправить его одежды и застегнуть пуговицы на рукавах так, чтобы рубашка не выглядывала. Он сказал рэб Шимъону, чтобы тот убедился, что все сделано как положено. Потом он попросил смыть с его бороды следы крови. Мы сделали это, и он лежал на своем ложе, ощущая полнейшую свободу. Он взял небольшой восковой шарик и перекатывал его между пальцами. Так часто делал он в свои последние дни, погружаясь в глубокое размышление. И в этот последний час его мысль, достигнув небывалой свободы, возносилась к неведомому... * * * Дом был полон людьми, пришедшими почтить его. Увидев, что близится кончина, они начали читать молитву о праведниках из "Перехода через Ябок"*. Нам показалось, что он скончался, и, сотрясаемые рыданиями, мы начали взывать: "Рэбэ! Рэбэ! На кого ты покинул нас?!” Он услышал наши голоса и поднял голову, обратив к нам свое лицо, выражение которого повергло нас в трепет. Он как бы говорил: "Я не покидаю вас, упаси Б-г!” Это было незадолго до того, как он ушел, чтобы приобщиться к своим отцам в великой святости и чистоте. Сверкающий и чистый, он ушел отсюда без малейшей тени смятения, без единого жеста непокорности, ушел, объятый безмятежностью, внушающей благоговейный страх. Присутствовали многие из погребального общества. И все они говорили потом, что видели многих, умиравших при ясном сознании, но ничего подобного видеть им не приходилось. И это все, что наше жалкое разумение сумело воспринять и запечатлеть. Но истинное значение этой смерти непостижимо. Тот, кто постиг хоть в ничтожной мере его величие, испытав на себе воздействие его трудов, бесед и повествований, знает, что совершенно невозможно говорить о столь поразительном, необыкновенном уходе из этого мира. Что мне сказать? И как я могу говорить? Чем я могу воздать Всевышнему за то, что удостоился стоять там, когда отлетела его душа? Если бы я пришел в этот мир только для этого, этого было бы достаточно. Итак, в 18-й день месяца тишрэй, в году 5571 (16 октября 1810 г.), прожив 38 лет, 6 месяцев и 18 дней, раби Нахман оставил земную обитель. Каждый день его жизни одарил человечество искрой Б-жественного света. В начале следующего дня он обрел покой на старом кладбище Умани. Его могила – святыня, ставшая местом поклонения его последователей. Они стекаются к ней со всех концов земли. * * * Не проникнув в подлинный смысл жизни и откровения этого великого праведника и святого, некоторые современные исследователи художественной литературы считают раби Нахмана из Браслава одним из своеобразнейших и величайших писателей на пороге нового времени, предтечей Кафки и Беккета. Мы надеемся, что переводы отдельных творений раби Нахмана на русский язык, предлагаемые вниманию читателя, дадут ему какое-то представление о несравненной "прозе" великого браславского праведника. Часть первая. УЧЕНИЕ РАБИ НАХМАНА перевод Н. Файнгольда Раби Натан Штернарц. "ЙЕМЭЙ МОАРАНАТ"
|