Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начало работы группы





Данная глава,как и следующая, посвященная распределению пациентов по группам, содержит материал, основанный на клиническом опыте. Доказательства основываются на повторяющихся и углубленных дискуссиях в самых различных по составу группах, в которых работали разные врачи. Идеи, высказанные в них, обсуждались на семинарах по социальной психиатрии, проходивших в Сан-Франциско. Принципы, определенные здесь, представляют в большинстве случаев взгляды, с которыми согласны многие практикующие врачи, участники семинаров и которые прошли через сито клинических экспериментов.

Для организации группы необходимо длительное предварительное обсуждение, при котором должны быть учтены нижеперечисленные аспекты.

1. Организационные аспекты терапевтической ситуации должны быть предметом дискуссии: как их видит врач, пациенты, другие люди, участвующие в дискуссии? Иерархическая ситуация разделена на элементы по «диаграмме авторитета», которая начинается с пациентов и логически заканчивается президентом США. Мечты каждого индивида интересны для проекта. Если, например, пациент состоит на учете в лечебном учреждении, финансируемом государством, организационная цепочка может строиться от пациента и его близких к лечащему врачу, его шефу, директору клиники, административному совету, министерству здравоохранения, президенту США. Каждый индивид в этой цепочке имеет свое мнение о том, что хорошо и что плохо в терапевтическом проекте. Все это и должен учитывать психотерапевт.

Вполне допустимо, что какое-то событие в терапевтической группе может взволновать кого-то из участников этой длинной цепочки, что эхом откликнется не только на месте, но в национальном масштабе. Общество ветеранов, например, очень чувствительно к таким влияниям. Это ограничивает свободу врача. Различные фонды, университеты и другие заинтересованные официальные организации должны быть учтены при составлении планов в интересах пациентов и врача. Группы, организованные в рамках частной практики, имеют другой статус, они обычно гораздо более свободны, менее подвержены всякого рода влияниям.

Наблюдение за пациентами, прошедшими через государственные лечебные учреждения, представляет академический интерес.

2. Цели психотерапии также подлежат обсуждению. Порой и опытный врач не может сформулировать, что же он имеет в виду: от чего он должен излечить больного, какие изменения внести в его поведение и так далее. Поэтому неточно или очень научно сформулированные цели и задачи обсуждаются с целью выработки операционных формулировок. Интересно, что и опытные психиатры, и врачи-практики нуждаются в критике; так выковывается истина.

3. Предпринимается также структурный анализ персональных мотиваций врача-психотерапевта и его планов и предложений по созданию группы. Он излагает прежде всего формулировку Взрослого, в которой внимательно рассматриваются Родительские элементы; затем высказывает все сознательные Детские мотивации. Анализируются игры и их возможное влияние на будущих пациентов. Поэтому может случиться, что и начинающий врач проявит себя проводником передовых методов, научится практиковать психотерапию по методике профессора К.

4. Следует обсудить принципы отбора пациентов и распределенияих по группам в зависимости от заболевания. Распределение пациентов довольно сложное дело для руководителя группы, так как пока группа еще не начала функционировать, никакое принятое решение или обещание не может считаться окончательным, в будущем возможны изменения. На практике доказано, что большинство врачей благодарны за предварительную учебу; это оказалось очень полезным, когда они остались лицом к лицу со своими пациентами.

Отбор пациентов

Распространенный подход к отбору пациентов сформулирован в следующей фразе: «Все критерии отбора Хороши» (с заглавной буквы «Хороши»), Такой подход не содержит необходимой строгости, и им пользуются неопытные врачи. Эту формулу можно инверсировать: «Критерии отбора почти никогда не бывают хороши», ведьих можно свести к предубеждениям врача, его пристрастиям, а лучше сказать, к недостаточному профессионализму.

Но так как трансакционный анализ доказал свою значимость и в группах невропатов, психопатов, сексуальных психопатов, и в группах семейных пар, и в группах родителей нервнобольных детей, и в группах умственно отсталых, то может быть уверенно предпринята организация группы, относящейся к одной из перечисленных категорий. Анализ хорошо себя зарекомендовал и в смешанных, как бы случайно, группах: людей разного возраста, социальных слоев, психиатрического опыта. Этот метод еще недостаточно изучен только в отношении групп, в состав которых входили острые психопаты, алкоголики, наркоманы, заключенные, но нет причин не применять его и для этих категорий пациентов.

Обычно трудно предвидеть поведение пациента в группе, если судить по его поведению в реальной жизни или по результатам индивидуальных бесед. Таким образом, самым эффективным методом отбора кажется метод испытаний и проб.

Трансакционный анализ является очень плодотворным подходом в двух случаях, ставших общими местами на научных конгрессах.

1. Проблема монополиста решается с удивительной компетенцией в группе, хорошо владеющей анализом игр.

2. В группе этого типа молчание является не проблемой для разрешения, а феноменом для изучения. Здесь вопрос не в «Interactio verborum gratia verborum», а в том, что такое интеракция.

Чем меньше отборочных критериев имеется в распоряжении врача, тем у него больше шансов обучиться. Эти критерии обычно означают: «Я хочу таких пациентов, которые будут играть в игры, которые мне нравятся». Гораздо хуже критерии, основанные на снобизме.

Для определения специфического пациента в специфическую группу применяют критерии, которые могут быть рационально определены в структурных терминах. С некоторыми перемежающимися шизофрениками или психопатическими личностями, прошедшими лечение электрошоком. Взрослый, чисто аналитический подход может быть противопоказан, по крайней мере, в самом начале. Такие пациенты должны быть объединены в специальную группу, в которой поведение врача будет скорее Родительским, чем Взрослым. До настоящего времени это единственный рациональный критерий, который может применяться к группам трансакционного анализа.

Начальная стадия

Теперь приведем два клинических примера: один, чтобы проиллюстрировать вводную ступень трансакционного анализа, второй, чтобы показать, как устанавливается социальный контроль.

Доктор К. был приглашен в качестве консультанта в психиатрическую больницу, где почти тысяча пациентов лечилась по методу групповой терапии. Разными врачами использовались различные подходы: морализм, анализ, интеракция, поддержка и др. Большинство пациентов были сексуальные психопаты, и целью лечения было восстановление их здоровья, чтобы обеспечитьих надежность после выхода из больницы. Первое, что предпринял доктор К., было посещение группового сеанса. В группе было человек двадцать, ни одного из них он не видел ранее. Они собирались уже шесть раз, продолжался каждый сеанс один час.

Его первым намерением было ознакомление с процедурой сеанса и наблюдение за поведением пациентов. Он хотел также узнать, что они думают о терапевтической программе группы, чтобы решить, где предложить свою помощь. На рис. 15 приводится схема занятых мест.

Рис. 15. Группа в психиатрической больнице

 

Доктор 3., лечащий врач, представил доктора К. как медицинского консультанта, потом совершенно неожиданно отказался вести сеанс, сказав, что доктор К. гораздо лучше знает групповую терапию, поэтому он уступает сейчас ему свое место. Доктор К. сказал, что ему хотелось бы услышать предложения пациентов по улучшению программы групповой терапии, узнатьих мнение об этом.

Пациенты проявили большой энтузиазм. Многие говорили, что этот метод — лучшее, с чем им приходилось встречаться в жизни; что раньше каждый из них жил в своем маленьком изолированном мире и думал, что весь мир настроен против него, что каждый должен выпутываться в одиночку, а вот теперь они познакомились, полюбили и приняли друг друга, они больше не одиноки; было еще много таких хвалебных отзывов. Потом некоторые пожаловались на врачей и специфические процедуры. Доктор К. слушал молча в течение двадцати минут. Вдруг один пациент сказал, что научился наблюдать себя и свою жизнь и даже написал свою автобиографию, чтобы подумать над этим подольше. И заключил: «Некоторые вещи имеют смысл, а другие совсем психушные». Другие пациенты бурно обсуждали это в течение нескольких минут, потом доктор К. спросил у этого пациента: «Что вы хотели этим сказать?» И услышал в ответ: «Некоторые вещи можно понять и объяснить, а другие похожи на то, что делают неразумные пацаны. Я, например, любил отключать счетчик в машине отца, чтобы он не знал, что я ее беру. Отец давал мне почувствовать, что я пацан, даже когда я был взрослым».

«Я тоже такое испытал, — объявил другой пациент. — Когда я уже зарабатывал на жизнь, я входил в дом, видел своего старика и чувствовал себя пацаном». Пациенты дружно начали игру «Я тоже». Некоторые говорили, чтоим было трудно представить себя взрослыми в присутствии отца, который тем или иным образом не признавал их взрослыми.

Входя в комнату, доктор К. не намеревался вводить пациентов в курс структурного анализа, но после разговора с ними он решил, что нельзя упускать такого благоприятного случая. Он подошел к доске и нарисовал три окружности, как на рис. 16,а.

«Мне показалось, что вы говорили о трех разных вещах, вот как эти окружности. Одна — это мальчик, каким вы чувствуете себя дома, вторая — взрослый, каким вы и являетесь, а третья — это ваши родители, которые заставляют вас чувствовать себя мальчиком».

Пациенты дружно стали вспоминать случаи из прошлого. Доктор К. слушал несколько минут, потом вернулся к доске и продолжил объяснение: «Мне кажется, положение напоминает скорее вот этот рисунок». Он нарисовал структурную диаграмму, как на рис. 16,б. «Можно сказать, что вы носите внутри маленького ребенка и что время от времени он высовывает нос». — «Мы иногда и не знаем о его существовании, и вдруг — раз! — он тут как тут», — сказал один пациент. Доктор К. продолжал: «И даже если ваши родители отсутствуют, многие из вас носятих внутри, и это видно по вашим поступкам, которые напоминают поступки и поведение ваших родителей. Таким образом, большой овал представляет вашу личность, верхняя окружность — это ваш отец или мать, средняя окружность — это взрослый, каким вы хотите быть или являетесь, нижняя окружность — это маленький мальчик, который возникает неожиданно и впутывает вас во всякие неприятности. Но он может доставлять и приятные минуты, поэтому нельзя совсем отказываться от него. Но вам надо уметь его понимать, как пытались понять вас ваши родители, когда вы были совсем маленькими». — «Это правда», — подтвердил один пациент.

«Я думаю, — продолжал доктор К., — что на этом мы можем закончить нашу беседу, я узнал много интересного. Доктор 3., у вас есть что сказать?» Доктор 3. покачал головой. «Спасибо, что вы все пришли, я надеюсь, что еще буду иметь возможность встретиться с вами», — сказал доктор К. «Это вам большое спасибо», — ответили пациенты, выходя из комнаты.

Доктор 3. и доктор К. прошли в помещение для медицинского персонала, где доктор К. должен был сделать доклад о своем методе групповой терапии. Для начала он попросил доктора 3. рассказать коллегам о только что прошедшем сеансе. Доктор 3. рассказал приблизительно о сеансе и о жалобах пациентов, а потом доктор К. спросил его:«Вамне будет скучно, если я добавлю несколько деталей?» Доктор 3. согласился. Тогда доктор К. подробно рассказал, как проходил сеанс, приблизительно, как описано выше; закончив, он спросил доктора 3.: «Мой рассказ правильно отражает действительность или является плодом моего воображения?» —«Он правильно отражает то, что было на самом деле», — ответил доктор 3.

Первую атаку предпринял доктор А.: «Вы подсознательно подсказали им нужный путь». — «По этому поводу может высказаться квалифицированный наблюдатель, доктор 3.». — «У меня нет такого впечатления», — сказал доктор 3.

Доктор К. продолжал: «Я не думаю, что можно говорить о бессознательном пути. Как подсказывает мой опыт, если в течение часа вы внимательно слушаете пациента или группу пациентов, то почти автоматически замечаете, что складывается два типа поведения, два типа мышления, два состояния душевного настроя, причем один тип поведения как бы беспокоен и затруднен из-за второго, не одобряющего первый. Эта черта, отмечаемая во всех беседах с самыми разными пациентами, — чуть ли не единственная общая черта. Более того, сами пациенты в той или иной форме говорят, что одна из этих систем Детская, и говорят с подразумевающимся неодобрением. Поэтому нет необходимости подсказыватьим путь, и даже если я это сделал, меня это не смущает. Самым важным мне представляется то, что все врачи, вольно или нет, подсказывают пациентам, как те должны играть при групповой терапии. В этих условиях важно знать, какой способ лучше выбрать, и мне кажется, что до сих пор мой способ играть давал наилучшие результаты, и не только в моем присутствии. Я же немного подтолкнул пациентов на нужную дорогу, когда они захотели играть в игру, в которую привыкли играть с доктором 3., я сказал, что им не следует делать и что они должны бы сделать. Они просто делали то, что для них проще и естественнее».

Странно, но почти при каждой встрече с новой группой в этой больнице такие слова, как «ребяческий», «незрелый», «делать спектакль», «играть игры», произносились регулярно и везде.

Социальный контроль

Следующий пример демонстрирует установление социального контроля, в частности, во время проведения так называемых семейных игр. Это отчет о девяностом сеансе группы матерей, имеющих трудных детей. Группа начала работать двадцать один месяц назад. Тогда социальная служащая, ассистентка детской секции психиатрической клиники при городской больнице, отобрала восемь матерей, решив, что они смогут извлечь пользу из групповой психотерапии. Ассистентка имела психоаналитическую ориентацию и почти нулевое знание трансакционного анализа, который был тогда в зародышевом состоянии; она не знала также групповой терапии и не имела критериев отбора. Однако врач-психотерапевт без возражений и без предварительного собеседования принял всех пациенток, которых она прислала. Во время работы группы кроме пациенток присутствовали стажеры по групповой терапии, врачи городской больницы. Сеансы проходили регулярно. Группа собиралась вокруг стола, имелась также доска, которую использовали по мере необходимости.

В программе предусматривались следующие ступени: структурный анализ, трансакционный анализ, анализ игр, социальный контроль. Итак, на девяностом сеансе присутствовали четыре пациентки, которые посещали группу с момента организации, и одна, которая пришла пятнадцать месяцев спустя. Это были: 1) госпожа Эсмеральда, тридцати лет, имевшая несколько предварительных бесед с ассистенткой и позднее нигде не лечившаяся индивидуально; 2) госпожа Гарнет, сорока лет, проходившая индивидуальную терапию с другим врачом в течение всего периода работы группы; 3) госпожа Лазули, сорока пяти лет, такой же случай; 4) госпожа Спинель, тридцати пяти лет, не проходившая предварительного курса; 5) госпожа Амбер, новенькая, сорока лет, такой же случай.

Все пациентки имели мужей. Их дети страдали такими расстройствами поведения, как склонность к разрушениям, изоляция, беллижеранция с различными симптомами: бессонница, фобии, а у дочери госпожи Амбер была астма. В течение всего периода ни одна пациентка не обращалась с просьбой и не получала индивидуальной помощи, хотя это не было запрещено.

Как и можно было ожидать, первые недели прошли в игре «Ассоциация родителей учеников». Усвоив принципы трансакционного анализа, они стали понимать, что пастайм — потеря времени, и перешли к анализу трансакций, которые имели место в группе. Когда в их жизни случалось что-то такое, что они хотели обсудить в группе, они уже рассматривали это с точки зрения трансакционного анализа и посвящали некоторое время игре «Почему же вы не?.. Да, но…» Теперь, вместо того чтобы вносить всякие дополнительные предложения, они предпочитали рассматривать корни и мотивации стимулов и ответов, возникавших во время инцидента.

Схема занятых мест во время этого сеанса показана на рис. 16,в.

Подлинный отчет об этом сеансе немного подредактирован для данной книги.

На сеансе присутствуют и занимают места по часовой стрелке: Лазули, И. (наблюдатель), Спинель, Гарнет, Эсмеральда, Амбер, доктор К.

Эсмеральда. Что-то меня беспокоит с прошлой пятницы. Я купила стол и, вернувшись домой, почувствовала, что недовольна собой. Я подумала, что с приобретенными здесь знаниями могла бы купить. то, что хотела, а не то, что хотел мне продать продавец. Взрослый знал, что хотел, а Ребенок не смог противостоять продавцу.

Доктор К. Это работа продавца. Он умеет дублировать Взрослого и обратиться как следует к Ребенку покупателя. Не умея этого, он не мог бы работать продавцом.

Лазули. Правда, мне бывает стыдно ничего не купить после того, как они затратили на меня столько времени.

Доктор К. Истинно, что слабость вашего Ребенка когда-нибудь будет направлена людьми против вас. Вы многому здесь научились и должны широко пользоваться своими знаниями. Покупки — одна из возможностей начать. Никому из вас никто ничего не должен навязывать, вы должны покупать то, что желаете купить. С этого момента вы должны осуществлять контроль с помощью вашего Взрослого и всегда помнить, что продавец — это профессионал, который хочет добраться до вашего Ребенка. Но вы должны знать и ваши возможности. Если вы знаете, что Взрослый может продержаться только десять минут, а за эти десять минут вы ничего не решили, сразу уходите из магазина, не рискуя отдать себя в руки Ребенка. Выже всегда можете вернуться сюда. Действуя таким образом, вы окупите затраты на лечение и к тому же убедитесь, эффективно ли оно. И главное, вы должны уметь пользоваться своими знаниями.

Эсмеральда (самая застенчивая и молчаливая, когда пришла в группу). Моя дочь Беа очень угнетена, и я знаю, кажется, почему. На прошлой неделе она мне сказала: «Мамочка, мы с сестрой заметили, что вы с папой больше не спорите, мы думаем, что что-то случилось». С тех пор как я изменила игру, мы больше не играем в «Сцены», а дети их, видимо, ждут. Надо как-тоим помочь.

Доктор К. Вы хотите сказать, чтоих сценарий предусматривает, чтобы родители ссорились?

Эсмеральда. Да. Вероятно, этот сценарий не очень конструктивен, но дочь к нему привыкла и, раз он нарушен, не знает, что делать.

Доктор К. Мы и здесь это замечаем: тот, у кого нарушается сценарий, чувствует себя угнетенным и даже сердитым.

Эсмеральда. Да, и я считаю, что должна как-то сделать ее сценарий более конструктивным.

Лазули. Знаете, я уже замечала, что периодически должна поспорить с сыном и пожаловаться мужу или поспорить смужем и пожаловаться сыну.

Доктор К. Может быть, когда-нибудь мы узнаем, почему ваш Ребенок должен придумывать историю, когда на самом деле все хорошо. А пока вы описываете сценарий, в котором три роли: «кошка», тот, с кем она ссорится, и тот, кому она жалуется. Этот сценарий рассчитан на всю семью, каждый член семьи может играть любую из трех ролей, это-то и составляет важнейшую часть семейной жизни. Госпожа Лазули должна внимательно проанализировать, так ли все происходит в ее семье.

Амбер. Я должна обязательно с кем-нибудь поспорить, чтобы не скучать, например, с дочерью.

Доктор К. Как госпожа Лазули?

До этого дня активность госпожи Амбер в группе была ограничена тем, что она с кем-нибудь спорила, а потом защищалась от всей группы, обвинявшей ее в склочности.

Она горячо поддерживала мнение, что астма ее дочери была аллергического происхождения. В этот момент она получила возможность рассказать, как происходят ее сражения с дочерью. Эти сражения входили в сценарий ее дочери, который был проанализирован следующим образом.

Вначале девочка становится очень подвижной. Это раздражает мать, которая ее одергивает. Когда ребенок совсем разволнуется, начинается приступ астмы. Это окончательно выводит мать из себя, потом ее мучают угрызения совести, она берет себя в руки и старается загладить вину перед дочерью. Здесь сценарий заканчивается, приступ астмы прекращается.

Доктор К. Я думаю, здесь много моментов, размышляя над которыми, госпожа Амбер могла бы решить, сценарий это или нет. Если она не поддастся сценарию дочери, дочь будет волноваться еще больше. Например, что будет делать дочь, если госпожа Амбер не станет сердиться из-за ее беготни?

Амбер. Другими словами, я должна на все закрыть глаза?

Эсмеральда. Он не то хотел сказать. Он хотел сказать, что вы не должны делать то, что требуется по ее сценарию.

Доктор К. Совершенно верно. Вы можете закрыть глаза, или не обращать внимания, или поощрять ее, можете делать то, что вам будет удобнее, только не то, чего она ждет от вас. Вы должны попробовать не сердиться, когда начинается приступ, или сделать так, чтобы она этого не видела. Если это ее сценарий и вы его нарушите, она будет угнетена, упрямо постарается его продолжить, и приступ будет серьезнее других; или же, в самом благоприятном случае, она может просто остановиться и подумать. Вот это уже будет вашей заслугой, шагом вперед.

Эсмеральда. Один раз ничего не даст, вы должны это повторить несколько раз, в разной форме, пока она не усвоит, что вы не будете потакать ее игре.

Спинель. Я уже не вступаю в игру со своим сыном, и пока все идет хорошо. На днях он вошел в комнату, заявил: «Я буду играть в Дальтона, грабителя», вытащил свои пистолеты, завязал лицо платком. И вот, вместо того чтобы устроить, как обычно, сцену, я все пропустила мимо ушей, а он в конце концов бросил пистолеты, снял платок и вышел из комнаты.

Доктор К. Это прекрасный пример хода игры. Взрослый сына госпожи Спинель сказал: «Я буду играть в Дальтона», но его Ребенок хотел играть в «Сцены», и, когда она отказалась играть с ним в «Сцены», он бросил и другую игру. Госпожа Гарнет, вы сегодня мало говорили.

Гарнет. Мой муж настоящий ребенок, и до сих пор я участвовала в его играх.

Доктор К. Может быть, вы даже подталкивали его к этим играм. Продолжайте, если вам обоим это во благо. Если вы играете в «Папочку и мамочку», вам это нужно, не меньше, чем ему.

Гарнет. Я всегда снимала скорлупу с яйца всмятку, которое он ест по утрам, но однажды я отказалась играть в «Мамочку» и больше не чистила яйцо, он очень огорчился, а меня это разозлило. Я поняла, что мне осточертело подчиняться его игре. Шаг за шагом я отказываюсь от роли матери, а он все больше сердится, и я в отчаянии.

Спинель. Кажется, вы тоже что-то для себя открыли.

Доктор К. Следует углубить тему. Если его сценарий нарушен, это должно иметь отрицательный эффект, и он может захотеть вас оставить. Может быть, не стоит толкать его на крайности.

Гарнет. Да, он хочет каких-то изменений, потому что обратился в клинику за медицинской помощью.

Доктор К. Следовательно, у него есть другой выход, и вы не очень рискуете, что он оставит вас, отказываясь играть. Должен сказать, что этот сеанс был для меня особенно интересен, вот почему я выступал чаще и дольше обычного. Теперь вы очень хорошо усвоили то, что я старался вам объяснить и показать. Вы знаете, что такое Родитель, Взрослый, Ребенок, которые находятся в каждой из вас, вы научились даже различатьих проявления. Вы отчетливо понимаете, что такое игры, практикуете их и дома, и здесь; и, как сегодня показала Эсмеральда, ваши семьи играют в игры полным составом, включая детей. С большой пользой для всех мы можем говорить теперь и о ваших детях, потому что знаем их действительные трудности и подходы к их разрешению; думаю, что теперь вы будете решать их несколько иначе, чем предполагали раньше. Когда я отсутствовал несколько месяцев, вы отказались играть в «Ассоциацию родителей», решив, что можно употребить время с большей пользой.

С п и н е л ь. Да. Мы с мужем решили, что должны посещать сеансы вдвоем. Это возможно?

Доктор К. Вы хотите сказать, что следовало бы трансформировать вашу группу в группу супружеских пар?

Л а з у л и. Мой муж тоже мог бы приходить, если можно.

Доктор К. Хорошо, если ваши мужья обратятся к ассистентке И., мы рассмотрим этот вопрос. Пусть кто-нибудь проявит инициативу.

Дискуссия после сеанса.

Присутствовали: госпожаИ., наблюдатель, доктор К.

И. Вы и в самом деле говорили больше, чем обычно.

К. Меня взволновал этот сеанс, ведь это завершающий этап двадцати одного месяца работы. Я думаю, что основную часть успехов следует отнести на счет групповой терапии; двое проходили еще и индивидуальную терапию, но ориентация здесь разная.

И. Они в самом деле получили точные и ценные знания, которые смогут применить на практике. Меня особенно поразилих энтузиазм. Я слышала, как они разговаривали в кафетерии, некоторые решили обратиться ко мне. Интересно, как будет решать свои проблемы Амбер. Вы, наверное, тоже задаете себе такой вопрос. Что касается Лазули, то она будет бороться за своего мужа.

К. Да, это даже любопытно. Ведь до настоящего времени вопроса о ее отношении к мужу не стояло, но когда речь пошла о ее покровительственном отношении, я испугался за нее: ведь она играет два варианта «Папочки и мамочки»: в одном ее муж — отец, в другом — маленький мальчик.

И. Я задаю себе еще один вопрос: как изменения в их поведении повлияют на их детей, но, вероятно, это такая бесконечная многовариантная проблема, которую надо обсуждать отдельно.

К. На данном этапе нас должен удовлетворить тот факт, что многие женщины признали, что их поведение благоприятно повлияет на детей.

Date: 2016-07-05; view: 226; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию