Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трансакционный анализ





В этом месте изложения можно обратиться к рассказу о группе, состоящей из матерей в возрасте 30—40 лет, имеющих, по крайней мере, одного ребенка; группа собиралась каждую неделю на сеанс продолжительностью 1,5 часа в кабинете психиатра, доктора К. Через восемнадцать месяцев Лили, Розита и Дафния, участвовавшие в группе с самого начала, были наиболее подготовленными. Камелия, Холли, Цицилия и Гиацинта, включенные в группу позднее, были менее подготовлены. Рис. 7 показывает диаграмму расположения участников группы в комнате и программу встреч (контактов, обменов).

Однажды Камелия, возвращаясь к ставшей привычной для нее идее, объявила, что сказала мужу о разрыве физических отношений с ним, чтобы он искал другую женщину. Розита спросила с любопытством: «Почему вы это сделали?» В ответ Камелия заплакала и ответила: «Я делаю как можно лучше, а вы меня критикуете».

Мы имеем здесь взаимоотношения, представленные на диаграмме на рис. 8,а и 8,б. Они были проанализированы в присутствии группы. Личность обеих женщин рассматривается с точки зрения структурного анализа с Родителем, Взрослым и Ребенком. Первым трансакционным стимулом явился рассказ Камелии о своем муже, рассказ Взрослого, хорошо известный группе. Взрослый Розиты показал, что она серьезно интересуется историей Камелии в положительном смысле. На рис. 8,д стимулы идут от Взрослого к. Взрослому, как и ответы. Если бы все оставалось на этом уровне, разговор продолжался бы спокойно. Но ответная реакция Камелии не Взрослая, а Детская на Родительскую критику. То, что Камелия плохо поняла Я Розиты, и соскальзывание ее собственного Я привели к пересекающимся трансакциям и прервали разговор, который принял другой оборот. Эта структура показана на рис. 8,б.

Рис. 8. Современные виды трансакционных взаимодействий

а) Дополнительная трансакция. Тип I; б) Пересекающаяся трансакции. Тип I;

 

в) Пересекающаяся трансакции. Тип II; г) Дополнительная трансакция. Тип II

 

Такой тип перекрещивающихся и даже сталкивающихся отношений, при котором стимул предназначен Взрослому, а ответ идет от Ребенка, есть, пожалуй, самая распространенная причина недоразумений и разногласий в семье, на работе и в общественной жизни. В клиническом плане это типичный пример классической реакции переноса. Можно сказать, что разнообразие перекрещивающихся трансакций составляет центральную проблему психоаналитического метода. Обратное происходит, когда стимул обращен к Взрослому, а отвечает Родитель. Эта ситуация показана на рис. 8,в. Из схемы видно, что разговор продолжается спокойно в виде серии дополнительных трансакций, пока векторы не пересекутся. Как только происходит пересечение, кто-то вступает в беседу и дополнительное взаимоотношение прекращается. В случае с Камелией и Розитой, например, Розита сразу замолчала, когда Камелия заплакала. Холли тут же начала утешать Камелию и извиняться за поведение Розиты. Ее слова можно передать так: «Не плачь, дорогая, все уладится, мы все тебя любим, а эта злая женщина не хотела тебя обидеть». Камелия жалостливым тоном произнесла слова благодарности. Рис. 8,г показывает эти взаимоотношения.

Так как Ребенок Камелии искал Родительского отклика и Холли его дала, то замечание Розиты: «Эта идиллия будет длиться до бесконечности» было правильным с методической точки зрения. И отношения Родитель — Ребенок между Холли и Камелией могли продолжаться, пока одна из них не устала бы.

На самом же деле при замечании Розиты обе замолчали, так как Родитель Холли был прерван, а на поверхность вызван ее Ребенок, который обиделся и, нахмурив брови, замолчал, не в силах помочь Камелии. Теперь наступила очередь вмешаться врачу. Он тщательно оценил ситуацию и сумел привести всех ее участниц во Взрослое состояние, чтобы проанализировать случившееся. Эта фаза его отношений с группой опять может быть представлена исходной диаграммой на рис. 8,а.

Конечной целью вмешательства доктора К. было установление социального контроля. Розита, как самая подготовленная из троих, вела себя разумно, она замолчала; вновь пришедшая Холли немедленно ответила на жалобы Ребенка Камелии. Розита уже понимала, что группа должна выполнить дидактическую функцию, и знала, что Камелию ничему нельзя научить с помощью жалости. Две другие опытные участницы группы. Дафния и Лили, молчали, считая такое поведение наилучшим. Две новенькие, Гиацинта и Цицилия, просто еще не знали, что говорить и как поступать.

Этот инцидент интересен потому, что он был характерным для поведения Камелии. В ее глазах все ее не понимали и стремились критиковать. В действительности же именно она все понимала не так и всех критиковала. Розита четко понимала это и не собиралась ее критиковать. Ее Взрослый сохранял контроль и мешал ей утешать Камелию и извиняться перед ней. Она уже была убеждена, что не выходит за рамки поставленной врачом цели.

Камелия еще раз показала, что хочет вызвать жалость и сочувствие, и члены группы начали понимать, что она стремится получить то, на что не имеет права. Часть группы решила дать Камелии возможность осознать свое поведение. И еще члены группы поняли, что Холли использует все случаи, чтобы проявить свое Родительское Я. Таким образом, Камелия и Холли дополняли друг друга в некоторых тенденциях, а именно в тех, которые были источником раздоров в их семьях. Холли была на грани развода, потому что муж ее «эксплуатировал», а у Камелии были проблемы, потому что муж ее «не понимал и критиковал». Трансакционный анализ, который сделал на основании этого эпизода доктор К., был точен. Повторные анализы аналогичных ситуаций позволили обеим женщинам осознать свое поведение и все лучше и лучше контролировать свои тенденции, от чего только выиграли их семейные отношения. Такие анализы были поучительны и для остальных членов группы; они учились социальному контролю, а дополнительный опыт усиливал их Взрослое Я. Благодаря трансакционному анализу отношения между двумя пациентками были использованы во благо всех; и прогресс почувствовался даже раньше, чем одна из участниц научилась подавлять своего Ребенка и решать связанные с этим конфликты.

Примечания

Очень трудно описывать сеанс терапевтической группы так, чтобы его ясно и четко представлял читатель. Поэтому очень важно использовать диаграммуи доску. Участники группы очень скоро научатсяиспользовать информацию, помещаемую наней, и это поможет в дискуссиях.Наличие диаграмм также экономит время и улучшает качество и содержание дискуссий. Теперь о группе. В описанной выше группе к моменту организации было пятнадцать человек. В течение восемнадцати месяцев посещаемость была 95%. Двое из участниц выходили за пределы ее нормы. Одна была переведена в другую группу после первого сеанса. Другая была бездетной алкоголичкой, которую автор хотел подвергнуть лечению с помощью трансакционного анализа. Она оказалась не способна выдержать свое раздражение, вызванное отказом других участниц играть в игру «Алкоголик» (см. главу X). Когда она потребовала, чтобы участницы группы открыто высказали свое мнение о ней, а они отказались, она ушла из группы и добровольно отправилась в больницу лечиться от алкоголизма. Четыре участницы группы с постпсихопатическими диагнозами в улучшенном состоянии переехали на другое место жительства. Одна, почувствовав улучшение, перестала посещать сеансы. Еще одна, Вероника, решила посещать сеансы вместе с мужем и была переведена в группу, состоящую из супружеских пар. Остальные семь решили, что затраченные деньги и время пошли им на пользу, они чувствовали улучшение сами и замечали его в других.

Среди тринадцати участниц четверо ранее прибегали к другим методам лечения и наиболее четко представляли преимущества трансакционного анализа. Их непосредственные наблюдатели подтвердили личный опыт автора.

 

Глава Х АНАЛИЗ ИГР

Date: 2016-07-05; view: 177; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию