Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция нарушенных семейных отношений





На практике в США характерные последствия нарушенных семейных отношений встречаются чаще у женщин, чем у мужчин. Первый брак в шестнадцатилетнем возрасте представляет собой операцию освобождения; пара живет вместе от десяти дней до десяти месяцев, потом расходится или разводится. Если есть ребенок, он достается родителям жены. Девушка теперь граждански независима и может дать свободный ход своему сценарию, обычно ирреальному у мазохистскому. Второй брак имеет место лет через пять и длится лет пять. Он разрушается из-за жестокости или равнодушия мужа; муж делает все, чего требует сценарий жены, но сам-то сценарий ничего не стоит. К этому моменту она должна найти работу, чтобы воспитывать появившихся детей, которые становятся центром ее интересов. Ее третий брак, к тридцати годам, диктуется скорее материальными интересами, но ностальгия по сценарию ее еще не покинула, поэтому брак не удовлетворяетее вполне, и она начинает провоцировать своего мужа. Так как ее третий супруг — это чуть смягченный вариант второго, он отвечает на эти провокации так, как полагается по сценарию его нынешней жены (и частично прошлой). Сценарий не соответствует Я супруги, она понимает, что что-то не ладится, и обращается за лечением либо себя, либо брака. Муж, который, может быть, впервые в жизни решил выразить свои личные потребности каким-нибудь необычным поведением, не участвует в терапии.

Типичным является следующий случай, когда единственный брак нуждался во врачебной помощи. С самого начала этот союз выдерживал сравнение с идеальными браками. В период медового месяца секс был основным источником удовлетворения и двух партнеров, и их Родителей. Но проходят первые восторги, и начинаются первые трудности, обычно околосексуальные. Жена начинает играть в игру «Фригидная женщина»; она называет мужа глупым, сцена следует за сценой, обычно заканчиваясь вопросом денег. Без сопротивления супруги ставят под угрозу сексуальную интимность. Но появляются дети. Они принимаются с благодарностью. Родители погружаются в воспитание детей, что оставляет мало времени для секса, но много законных причин и отговорок, чтобы прервать интимные отношения. Дети растут, и у супругов остается все больше свободного времени. Возникают старинные игры. Трудности начинают возникать потому, что у каждого в голове есть небольшие изменения, но они становятся все значительнее, и все чаще слышится крик: «Обманщик!» Когда супружеская пара приближается к сорокалетию, крах всех игр и сценариев ведет к отчаянию, это дает повод обратиться за помощью к врачу.

Клинические примеры

Если в группе кто-нибудь задавал вопрос господину Катри, он спешил на него ответить. Если вопрос задавали госпоже Катри, отвечал тоже он. Госпожа Катри восставала против этой привычки; она говорила, что умужа отцовские привычки и что он принимает ее за ребенка с поздним развитием. Но, когда ей предоставляли возможность говорить самой, она терялась, а на вопрос почему отвечала, что она тупая и не понимает вопроса. Было очевидно, что такие отношения выработаны по взаимному согласию. Врач порекомендовал господину Катри воздерживаться от ответов вмести жены. Можно было наблюдать тогда два интересных феномена: с одной стороны, госпожа Катри очень злилась, когда муж не отвечал за нее, с другой стороны, господин Катри уже не был настороже, а, когда к нему обращались, старался отделаться шуткой. Все в группе начинали смеяться, кроме госпожи Катри. Никто не смеялся, однако, когда выяснилось, что в сексуальных отношениях роли были обратны тем, которые они играли в группе: вместо того чтобы он был Родителем, а она Ребенком, он был Ребенком, а она Родителем, поэтому их сексуальные отношения не приносили удовлетворения ни тому, ни другой. Терапевтическая задача относительно контракта отношений заключалась в укреплении Взрослого в каждом из супругов, касалось ли этоих поведения в группе или во время сексуального акта.

С супругами Панти был противоположный случай. Госпожа Панти не позволяла мужу самому отвечать на вопрос. Он переносил это с видом мученика, иногда протестовал. Когда же обстоятельства немного прояснились, оказалось, что он страдает эротофобией и боится покраснеть, если откроет рот. Следовательно, он играет в игру «Без тебя». Он женился на говорливой и подавляющей его женщине, чтобы защититься от эротофобии, а когда она играла свою роль, жаловался.

Супруги Эшт присоединились к группе позднее и не сразу усвоили терминологию. Когда во время второго сеанса врач сказал: «Добрый день», господин Эшт не ответил. Во время сеанса доктор К. напомнил ему об этом. Господин Эшт ответил, что эти идиотские ритуалы не имеют никакого смысла и он в них не верит, а госпожа Эшт подчеркнула, что ее муж всегда так груб и отвечает сухо. Он же ответил ей, что говорит, как считает необходимым, и не видит смысла в излишнем шуме. И он рассказал маленькую историю из жизни своего патрона. Секретарша, придя утром на работу, сказала патрону: «Добрый день», а тот ответил: «Я не рекламирую метеорологический бюллетень, все, что от вас требуется, это выполнять свою работу». Господин Эшт считал, что патрон проявил много здравого смысла и что его жена склонна верить во всякую ерунду. Жена ответила на это, что жизнь гораздо приятнее, когда люди вежливы.

Доктор К. для начала решил ввести их в игру «Этикет», на что жена с удовольствием согласилась, а муж нет. Кажется, это было одной из проблемихбрака.

Супруги Септен организовали брак вчетвером еще с одной супружеской парой. Господин Септен через шесть месяцев почувствовал себя плохо и привел в группу свою жену. Доктор К. принял решение сказать, что этот сценарий был разработан ими совместно и что с самого начала они подсознательно предусматривали ввести другую супружескую пару в свою семью. Они выбрали партнеров, которых такая организация интересовала, и знали их возможности еще до своего брака.

Оба отрицали это утверждение доктора К. с большой горячностью, а господин Септен назвал это абсурдом. Со своей стороны, он готов порвать с той парой. Вопросы группы, однако, выявили ранние намерения супругов Септен в отношении устройства семьи. Госпожа Септен объявила тогда, что хотела поставить эксперимент, что она артистка и что брак вчетвером интересный опыт. Пара не вернулась в группу после второго сеанса. Доктор К. невольно ускорил момент истины, и группа помогла ему в этом.

Сопротивления

В супружеских группах предпочтительной формой сопротивления является игра «Трибунал». Муж очень долго рассказывает группе, что сделала его жена, стараясь заручиться поддержкой членов группы. Жена начинает защиту, объясняя группе, что сделал ее муж, подтолкнув ее к таким действиям. В следующей сцене жалобу приносит жена, муж является ответчиком, группа играет роль судебных заседателей, а врач — роль судьи. Существует два пути для завершения этих разбирательств. Первый — предложить жалобщику помириться с ответчиком и спросить, как такое решение на него влияет. Во втором случае врач не признает жалобу действительной и тоже спрашивает, какое это оказывает действие. Эта процедура была описана в случае с госпожой Катри, которая ответила, что она все знала заранее. Такие решения не должны приниматься часто.

Другой способ прекратить игру более элегантен и прост. Врач предупреждает группу, что каждый участник может говорить только о себе, от первого лица или, обращаясь к своему супругу, употреблять второе лицо, но третье лицо упоминать запрещается.

Эта процедура полезна и в других ситуациях. Некоторые пары не общаются во время сеанса. И вот врач провозглашает аксиому: «По-моему, очень полезно и хорошо, если супруги иногда поговорят друг с другом». Наряду с запретом использовать местоимения третьего лица это создает прекрасную возможность для супругов пообщаться между собой в присутствии группы.

Если пара колеблется и затрудняется, группа доброжелательно приходит на помощь, и все заканчивается мирным рукопожатием.

Примечания

Игра в брак, широко практиковавшаяся во французском высшем обществе первой половины XIX века, подробно описана Бальзаком. И если сравнивать современные буржуазные игры для двоих «Фригидная женщина» и «Без тебя» с парижской игрой втроем (муж, жена и любовник), полной тонкости и лукавства, то последняя дает неизмеримо больший простор воображению и интеллекту, в ней больше шика. Бальзак не боится использовать язык игр, отсюда изящество описаний браков; он говорит о защите, западне, стратегии, союзниках. И некоторые авторы в сборнике Кейзерлинга рассматривают брак как игру.

Если говорить более серьезно, то все шутки, относящиеся к браку, указывают на элементы антагонизма, которые он содержит. Очень странно, что глубокие неурядицы в семейных отношениях вызывают шутки и смех, хотя на самом деле они трагичны. А когда какой-нибудь автор описывает идеальный брак, к чему стремится и терапия брака, его воспринимают как что-то сентиментальное.

Возвращаясь к сюжету о браке, коснемся еще одной темы. Можно предположить, что в каждой семье имеется постоянная доза патологии (назовем ее воспаленным диском), которая делится между двумя супругами. Когда один супруг здоров, другой нездоров, или наоборот. Есть семьи с четырьмя, тремя и двумя дисками. В семье, где один здоров, а другой — нет, один не имеет ни одного диска, а другой — четыре; один — три, а другой — один; или оба имеют по два диска, то есть равное количество патологий. И если один из супругов начинает лечиться и его доза патологии уменьшается, то у другого она как бы увеличивается; вот почему терапиюим желательно проходить вместе. Притча с дисками представляет удобную прогностическую лесенку для развития семьи. Прогноз для семьи даже с четырьмя дисками хорош, хоть и небезоблачен. С пятью — совсем ненадежен. Семья с одним или двумя дисками может пользоваться советами человека и без медицинского образования, а семье с тремя дисками следует заняться психотерапией.

 

Глава XIX РЕГРЕССИВНЫЙ АНАЛИЗ

Конечной целью трансакционного анализа является структурная ректификация и реинтеграция. Это требует, в первую очередь, перестройки и, во второю. очередь, реорганизации. «Автоматическая» фаза перестроения заключается в прояснении и определении границ Я с помощью таких процессов, как диагностическое уточнение и обеззараживание. «Физиологическая» фаза интересуется " перераспределением властных полномочий путем плановой активизации точного состояния Я, активизации, подчиняющейся критериям отбора и соотнесенной со специфическими процедурами с целью установить гегемонию Взрослого посредством социального контроля.

Реорганизация отличается обычно некоторым задабриванием Ребенка, одновременно сопровождаемым выпрямлением Родителя. После этой динамической фазы реорганизации наступает вторичная аналитическая фаза, которая стремится ликвидировать состояние смущения Ребенка.

Оптимальный вариант ректификации и реинтеграции личности в целом предусматривает, чтобы Ребенок выражал себя в присутствии Взрослого и Родителя. Требование, чтобы Взрослый и Родитель были полностью при исполнении своих функций на протяжении всего эксперимента, снижает достоинства, приписываемые гипнозу или фармакологии, так как главная задача этой "техники заключается в освобождении Ребенка путем смещения других аспектов личности. Психоанализ преодолевает эту трудность при помощи техники свободной ассоциации, но в этом случае неудобство состоит в том, что Ребенок часто выражает себя непрямым образом, запутанно и неясно, поэтому успех в большей мере зиждется на профессионализме врача и способности пациента предоставить данные для нужной интерпретации.

Логическим развитием трансакционного анализа является прямое обращение к Ребенку в состоянии бодрствования. Размышления и опыт заставляют верить, что Ребенок выражает себя наиболее свободно тогда, когда имеет дело с другим Ребенком. Следовательно, ближе всего к идеальному решению терапевтической проблемы свободного выражения нас подводит метод регрессивного анализа. Развитие этой процедуры проходит через начальную стадию, и понадобятся годы опытов и работы, чтобы преодолеть многие трудности и получить значительные терапевтические результаты.

Регрессивный анализ представляет собой особый метод, которому обучают пациента, но необходимым условием для этого является четкое усвоение им структурного анализа. Все данные заставляют предполагать, что такие пациенты, как догматик Труа, цепляющийся за Родительское поведение, или интеллектуал Кинт, исповедующий Взрослого, с огромными трудностями ослабляют защиту и совершают необходимый перенос полномочий. Напротив, большинство людей проявляют большую гибкость и удивительную быстроту переноса, а некоторые индивиды с особыми навыками (их природа еще не совсем ясна) могут это делать мгновенно.

Чтобы сделать короткое резюме, следует сказать, что Ребенок рассматривается с функциональной точки зрения как проявление органа психической системы, археопсихики. В феноменологическом плане Ребенок представляется как состояние Я интегрированное и прерывистое; с точки зрения поведения его можно узнать по симптоматическим, физиологическим, психологическим и словесным признакам, а с социальной точки зрения — по характеру его трансакций. С исторической точки зрения можно подтвердить, что все проявления Ребенка воспроизводят явления, имевшие место в детстве индивида. Однако описание поведения и реконструкция истории — все это Взрослые подходы. Пациент и врач говорят о Ребенке с теоретическим, отстраненным уклоном, как при знакомстве по переписке. Это имеет определенный терапевтический эффект, который достаточно ценен, но смещается на другой уровень по сравнению с тем, что происходит, когда архаическое состояние Я живо воспроизводится в уме пациента вместо слабой реконструкции по внешним данным. Такое живое воспроизведение сродни «абреакции» Фрейда, «ожившим воспоминаниям» Куби, «временной доле» Пенфилда. Речь идет о недедуктивном методе восприятия, который составляет «знакомство в прямом опыте» в самом строгом смысле слова. В этом случае уже не Взрослый говорит о Ребенке, а Ребенок сам лично.

Чтобы это стало яснее клиницисту, следует привести примеры. Ситуация в точности такая, как будто в комнате вместе с врачом находятся еще два человека: взрослый, который наблюдает, и патологический ребенок, правда, в одном лице. Задача состоит в том, чтобы разделить их в психологическом плане, чтобы Ребенок мог говорить самостоятельно. (Для простоты не будем пока упоминать третьего партнера, Родителя.) Разделение такими искусственными средствами, как гипноз, нежелательно из-за конечного результата; когда педиатр рассказывает матери, ожидавшей за дверью кабинета, что говорил ее ребенок, это не то же самое, как если бы она слышала это сама.

Когда прошлое впечатление как бы оживлено во всей свежести, оно находится полностью в распоряжении врача и пациента, которые могут изучить его самым подробным образом. Ребенка можно окружить заботливым вниманием, чтобы он расцвел как цветок, выставил напоказ все сложности своей внутренней структуры. Можно поворачивать его во все стороны и рассматривать качества, которые раньше были в тени, а теперь высветились.

Ирис входила в группу в течение нескольких лет с небольшими перерывами; она великолепно играла в игру «Психиатрия», владела терминами и структурного, и трансакционного анализа. Методом наблюдения и дедукции она могла диагностировать состояние Я у себя и у других членов группы, а также анализировать трансакции. Как-то ей представилась возможность пройти курс индивидуальной интенсивной терапии, к которому она была подготовлена, по мнению и врача, и ее самой. Когда сеансы индивидуальной терапии стали регулярными. Ирис совершенно преобразилась. Феноменологический Ребенок проявился и распустился как цветок, в полном блеске. Она вдруг почувствовала двойственность между Взрослым и Ребенком. На другой день она рассказала: «Со вчерашнего дня я впервые ясно вижу многие годы своей ранней жизни. Как будто я сейчас вышла из тумана. Знать о существовании Ребенка — это одно, но чувствовать его в себе реально — это другое. Это удивительно и страшно. И то, что это мой Ребенок, немного успокаивает: я знаю, по крайней мере, откуда идут все эти чувства».

Таким образом, регрессивный анализ является попыткой перевести исследование Ребенка из ранга дедукции в ранг феноменологии.

Одному хорошо подготовленному пациенту, который имел опыт структурного анализа, трансакционного анализа и анализа игр, врач сделал следующее заявление: «Мне пять лет, я еще не хожу в школу. Вам — сколько хотите, но не более восьми. Теперь начинайте». В данных обстоятельствах врач играет роль ребенка, который не знает ни трудных слов, ни понятий. Это роль особого типа, она привычна врачу, ему надо только вспомнить, каким он был в пять лет.

Не так просто составить отчет о результатах сеанса регрессивного анализа. Положение врача не совсем свободно: он должен быть наполовину Ребенком, наполовину Взрослым, чтобы наблюдать за поведением пациента и своим собственным, то есть поддерживать оба состояния активными одновременно. Отчет о регрессивном анализе трудно составить еще и потому, что невозможно запомнить все детали, а магнитофон использовать нельзя из-за непредсказуемости его действия на пациента. Приблизительное восстановление сеанса передает лишь общую атмосферу.

Отец господина Веата, собеседника врача, умер, когда мальчику было два года. Помимо Родительских проблем у него на момент сеанса были и сексуальные.

Доктор К. Мне пять лет, я еще не хожу в школу. Вам не более восьми. Теперь начинайте.

В. Мой папа умер. А где твой?

Доктор К. Он пошел лечить больных людей. Он доктор.

В. Я тоже буду доктором, когда вырасту.

Доктор К. А что значит «умер»?

В. Умер — это когда ты такой, как мертвая кошка, или птица, или рыба.

Доктор К. Это не так, потому что, когда умирает человек, его хоронят, и все.

В. Откуда ты знаешь?

Доктор К. Знаю, потому что это так. У них есть могилки,и их хоронят на кладбище. Твой папа на кладбище?

В. Да. И еще в раю.

Доктор К. Как это: и на кладбище, и в раю?

В. А вот так.

Доктор К. Гдеже рай?

В. Это высоко на небе.

Доктор К. Если твой папа на небе, он не может быть на кладбище.

В. Нет, может. Есть что-то такое, что вылетает из него на небо, в рай, а остальное они хоронят на кладбище.

Доктор К. Откуда это вылетает?

В. Это вылетает через рот.

Доктор К. Ты смешной. Я тебе не верю. Почему через рот, ты это видел?

В. Нет, но это не так важно, что я не видел.

Доктор К. Если ты не видел, откуда же тогда знаешь?

В. Потому что мама мне говорила: «Твой папа улетел на небо, только его тело везут на кладбище».

Доктор К. Как же это он может быть в двух местах? Что он делает на небе?

В. Сидит рядом с Иисусом и смотрит на нас. А ты сам смешной, у тебя маленькая голова.

Доктор К. А ты глупый, раз считаешь, что твой папа может быть в двух местах.

В. Я очень хотел, чтобы у меня был настоящий папа. (Он заплакал.) Ну все, я больше не могу.

Этот небольшой эксперимент ясно показал и пациенту, и врачу все смущение и растерянность, которые были в Ребенке господина Веата относительно наличия и функций его Родителя. До этого момента влияние его отца подсознательно сказывалось только на его поведении. Регрессивный анализ показал, насколько эти влияния обильны, он показал также, насколько ребенку трудно примириться с противоречиями, вызванными смертью: с одной стороны, его отец в холодной земле на кладбище, с другой стороны, где-то рядом с Иисусом в светлых голубых небесах; помимо отца приходит на ум и своя очередь быть похороненным и оплаканным и, может быть, предстать перед Господом.

В приведенном примере взрослый врача должен был программировать Ребенка. И возникшие трудности были очевидны. Например, может ли пятилетний ребенок настойчиво обсуждать одну тему? Разумно ли употреблять слова «глупый» или «сумасшедший», когда имеешь дело с пациентом, хотя эти слова принадлежат как бы пятилетнему ребенку? Может ли пациент перестать видеть в своем враче Родителя и разговаривать с ним, как с другим Ребенком? Очевидно, что регрессивный анализ находится на экспериментальной стадии и может быть использован в избирательном режиме. Использование этого метода в групповой терапии тоже дает интересные результаты. Вот небольшой пример из практики.

Доктор К. Мне пять лет, я еще не хожу в школу. Каждой из вас столько, сколько вы хотите, но не более восьми. Ну, а теперь начнем.

Этер. Мой папа делает мне гнусные штучки.

Магнолия. Я не могу припомнить, чтобы кто-то из мужчин в нашей семье мне сделал что-то некорректное.

Доктор К. Магнолия ходит в школу и говорит «взрослые» слова, которые я не понимаю. Что такое «некорректное»?

Камелия. А я знаю, мне сказала мама. «Некорректное» — это когда делаешь то, что не должен делать.

Дэзи. Вы со своей мамочкой, наверно, очень дружно живете, Камелия? Имеете тесные отношения?

Доктор К. У нас тут есть одна дама, ее зовут Дэзи, которая нас слушает и говорит «взрослые» слова.

Ирис. Иногда я боюсь играть здесь, потому что знаю, что есть эта дама, Дэзи, которая на нас смотрит.

Доктор К. Почему же вы все приходите ко мне играть?

Розита. Я люблю ходить играть к мальчику. Можно играть во всякие игры и делать такие же штучки, как моя мама с некоторыми мужчинами, которые к ней приходят.

И так далее в течение двадцати минут. Когда все закончилось, каждая из женщин сказала, что этот эпизод произвел на нее огромное впечатление, какой-то необычный эффект. Камелия почувствовала боль в груди, напомнившую ей похожие боли в детстве; Розита ощутила чувство полета; у Этер дрожали руки; Пэппи плакала; у Дэзи случилась мигрень, какой она не испытывала с восьми лет; у Магнолии было сильное сердцебиение; Ирис была охвачена волной новых воспоминаний.

Все были так взволнованы мощью этой новой техники, что, когда Этер предложила на следующем сеансе продолжить прошлый эксперимент, проголосовали против, и только через несколько недель могли к нему вернуться. А тем, кто проходил индивидуальную терапию, было что рассказать из «вновь приобретенных» воспоминаний.

Возраст восьми лет выбран потому, что почти нет людей, у которых бы не было воспоминаний после этого возраста, то есть на утрату воспоминаний никто из пациентов сослаться уже не мог. Возраст врача — пять лет — был выбран потому, что чувство реальности у ребенка в этом возрасте уже развито, но его словарь еще очень ограничен. Ограничения в словаре позволяют отсеивать тех, кто не участвует в эксперименте, и тех, кто не старается изменить свой словарь. Эти ограничения позволяют довольно точно показать пациенту, что от него требуется, и если он не понимает такого примера, то, возможно, не из-за непонятливости, а из-за сопротивления, упрямства.

Регрессивный анализ представляет собой вид психодрамы, но его теоретические обоснования и техника более четки и точны. Его цель более ограниченная и менее искусственная, так как все участники, включая врача, проиграли свои роли кровью, потом и слезами. Регрессивный анализ ближе всего к прямому анализу Розена, в частности, в способе использования материала. Так как регрессивный анализ ближе всего соседствует с трансакционным анализом, все сведения о нем носят гипотетический характер. Возможно, опыты Шандлера и Гартмана с LSD25 внесут больше ясности в эту тему, потому что это средство имеет много сходства, как кажется, с регрессивным анализом, но в нем нет тех отрицательных качеств, которые свойственны другим фармакологическим субстанциям.

 

Глава XX ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТЕХНИКА

Теория

Никакая система не может быть обобщена изнутри. Самое скрупулезное изучение небесной сферы Земли не подсказало бы исследователю, какое место она занимает во Вселенной, если бы он не набрался смелости обратить свой взор к небесам. Современная теория чисел дает нам хорошую иллюстрацию. Свойства и отношения простых чисел были объектом углубленного исследования в течение двадцати двух веков. Однако эта область оставалась сравнительно бесплодной со времени первых открытий Эратосфена. В наши дни нашли способ ответить на вопрос: «Что может служить примером набора простых чисел?» Ответ: «Существуют многочисленные возможные последовательности и бесконечное количество примеров математических выборок этого типа». Даже для непосвященного очевидно, что это обобщение открытия Эратосфена предлагает интересные возможности дальнейших теоретических изысканий и практического применения.

Математики с энтузиазмом встречают плодотворные интуитивные открытия такого типа, потому что они позволяют сгруппировать внутри одной общей концепции такие элементы, которые раньше трудно было даже соотнести между собой.

Некоторые свойства показывают, что структурный и трансакционный анализ могли бы иметь аналогичную функцию. Например, был предпринят опыт перевести на структурный язык учебники, монографии и статьи, относящиеся к социально-клиническим дисциплинам, и это выявило два его преимущества: прежде всего, ясность и сжатость, которые позволили уменьшить объем этих работ, и, во-вторых, это облегчило проблему взаимопонимания между дисциплинами, обеспечив ранее разделенным дисциплинам терминологию на общей основе.

Ради справедливости следует подчеркнуть, что структурный анализ есть персик, ядром которого является психодинамика. Люди, которые добросовестно его изучают, должны признать, что ядро находится в самой середине персика; и все попытки насильно вставить персик в ядро могут привести только к огорчительной потере фруктового сока из плодов клинического опыта.

Роли

Следует определить позицию структурного анализа относительно понятия роли, так как состояния Я должны четко дистанцироваться от роли, если мы не хотим обеднить концепцию роли во всех ее значениях.

Когда бухгалтер на обеде в «Ротари клубе» берет слово, он действует так, как, по его мысли, должен действовать бухгалтер. В этот момент он играет роль. Но когда в своей конторе он сосредоточивается над колонкой цифр, то он не играет роль бухгалтера, оним является.

Если врач играет роль врача, он не продвинется далеко с пациентами, наделенными интуицией. Он должен быть врачом; кстати, это одна из задач медицинского учебного учреждения: отделить стажеров, которые хотят играть роль врача, от тех, которые хотят быть врачами.

Один пациент может играть роль в сценарии или игре другого пациента, но как индивид он не играет роль, когда он Родитель, Взрослый или Ребенок, он просто живет в одном из этих трех состояний Я. Пациент в состоянии Я Ребенка может решить сыграть какую-то роль; но, какова бы ни была эта роль, его состояние Я остается состоянием Ребенка. Дети, играющие в «Папу и маму» могут менять роли: папа, мама, доктор, дочка, сын, но они остаются детьми определенного точного возраста.

Date: 2016-07-05; view: 182; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию