Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






РОЛЬ АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ

ЛЕКЦИЯ № 11. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

 

ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

Любая наука представляет собой совокупность знаний о природе, обществе, человеке, экономических процессах и т.д. Экономический анализ связан с исследованием экономических процессов и их взаимосвязью; выявлением факторов, влияющих на деятельность предприятия и количественным измерением этого влияния; определением внутрипроизводственных резервов и принятием оптимальных управленческих решений. В процессе анализа выявляются причинно-следственные связи процессов и явлений.

Слово «анализ» произошло от слова «analysis» - разделять, расчленять. Следовательно, анализ представляет собой разделение процессов и явлений на составные части, но анализ невозможен без синтеза.

Под анализом понимают способ познания предметов или явлений, основанный на их разделении на составные части и изучении многообразия связей и зависимостей.

Предметом экономического анализа является изучение причинно-следственных связей, процессов и явлений.

Объектом – хозяйственные социально-экономические процессы, финансовое состояние предприятий, складывающееся под влиянием многих факторов.

Целью анализа является изучение и совершенствование методологии оценки, диагностики и прогнозирования деятельности предприятия.

Основными задачами анализа являются:

- повышение научно-экономической обоснованности планов и норм

- определение экономической эффективности использованных ресурсов

- контроль за ходом выполнения планов и расхода финансовых ресурсов

 

РОЛЬ АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ

 

В настоящее время анализ хозяйственной деятельности (АХД) занимает важное место среди экономических наук. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством.

Известно, что система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций:

- планирования



- учета

- анализа

- принятия управленческих решений.

Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов. Поэтому, одной из функций управления производством является учет. Он обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов.

Однако для управления производством нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д.

На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность. Таким образом, экономический анализ - это функция управления, которая обеспечивает научность принятия решений.

Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко- и капиталоемкости производства. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы.

Большая роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства. Он содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению лишних затрат и т.д.

Итак, АХД является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

 

ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА

 

Аналитические исследования должны соответствовать определенным требованиям, которые откладывают отпечаток на само исследование. Т.е. анализ должен осуществляться в соответствии с определенными принципами:

- анализ должен базироваться на государственном подходе;

- анализ должен носить научный характер, т.е. учитывать требования объективных экономических законов, достижения НТП и передовой опыт;



- анализ должен быть комплексным, т.е. охватывать все стороны деятельности предприятия и изучать причинные зависимости как в экономике, так и на предприятии;

- анализ должен обеспечивать комплексный подход, т.е. любой процесс или явление представлять в виде системы, состоящей из отдельных элементов, определенным образом связанных между собой;

- анализ должен быть конкретным, объективным и точным; должен быть основан на достоверной информации, отражающей действительность;

- анализ должен быть действенным. На его основе должны приниматься оптимальные решения;

- анализ должен проводиться по плану, т.е. регулярно;

- анализ должен быть оперативным, т.е. проводиться быстро и четко;

- анализ должен быть демократичным, в его проведении должны участвовать многие работники, большой коллектив;

- анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на него должны быть гораздо меньше полученного в результате его проведения эффекта;

 

ВИДЫ АНАЛИЗА

 

Классификация анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В экономической литературе экономический анализ классифицируется по разным признакам:

- по отраслевому признаку:

а) отраслевой

б) межотраслевой

Отраслевой анализ учитывает специфику отрасли, а межотраслевой является методологической и теоретической основой отраслевого, иначе его именуют теорией экономического анализа.

- по времени:

а) предварительный (перспективный)

б) последующий (ретроспективный)

Перспективный анализ необходим для обоснования плановых заданий или прогнозирования деятельности.

Ретроспективный проводится после свершения события и зачастую используется для контроля за выполнением планов, а также выявления неиспользованных резервов.

Эти 2 вида анализа взаимосвязаны, при этом ретроспективный анализ, в сою очередь, делится на:

1) оперативный, т.е. анализ сразу после свершения события

2) итоговый (заключительный) анализ проводится в конце отчетного периода (месяц, квартал, полугодие, год)

- по пространственному признаку:

а) внутрихозяйственный

б) межхозяйственный

- по объектам управления:

а) технико-экономический, когда изучаются вопросы взаимодействия технических и экономических процессов; техническая совместимость нового оборудования с тем, которое уже наличествует

б) финансово-экономический, который призван анализировать финансовые результаты, а также наличие собственного или заемного капитала, платежеспособность предприятия

в) аудиторский или бухгалтерский анализ – это экспертная диагностика финансового «здоровья» предприятия

г) социально-экономический анализ призван оценить социальные процессы и их влияние на экономику предприятия и наоборот

д) экономико-статистический анализ используется для оценки массовых явлений и процессов

е) экономико-экологический анализ необходим для характеристики экологического состояния окружающей среды и затрат на ее улучшение

ж) маркетинговый анализ характеризует положение предприятия на рынке

- по методике изучения объектов анализ делят:

а) сравнительный

б) факторный, когда выявляют влияние факторов на изменение результативного показателя

в) диагностический или экспресс-анализ

г) маржинальный анализ основан на взаимосвязи объема продаж, себестоимости, прибыли, а также деления затрат на постоянные и переменные

 








Date: 2016-07-25; view: 24; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию