Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гипотеза исследования (или Положения, выносимые на защиту).После формулирования объекта, предмета, цели исследования строится гипотеза – предположение о наличии, отсутствии или виде связей между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явлений и т.п. и логическое обоснование этого предположения. Гипотеза направлена на доказательство реального существования предполагаемой взаимосвязи (в том числе, причинно-следственного характера). Тем самым она способствует обнаружению новых фактов и связей. Формулировка гипотезы зависит от типа ВКР. Так, в ВКР 1-го типа «Обследование – руководство к действию (преобразованию) – действие (формирующий этап) – оценка результативности» гипотеза формулируется, как правило, начиная со слова «Если», за которым следует перечисление ряда действий, могущих привести к желаемому результату. Критерии желаемого результата могут быть отражены в гипотезе. Есть проблема «А». Если предпринять действия «α», «β», «γ», то получим результат «С», который разрешает проблему «А». Показателями (критериями) достижения желаемого результата С будут «а», «б», «в» (пример формулировки такой гипотезы см. в Приложении 5). В работах 2-го типа «Исследование» гипотеза отражает предполагаемую связь явлений (факторов). Например, «Стиль деятельности учителя начальной школы является фактором развития социально-личностных компетенций младшего школьника». Следует учитывать, что такая гипотеза обязательно конкретизируется в экспериментальной части работы на уровне статистических гипотез, отражающих связь или влияние (взаимовлияние) конкретных факторов. Например, «Н0 – влияние фактора демократического стиля деятельности учителя на значимые признаки (знаниевый, практический и ценностный компоненты социально-личностных компетенций младшего школьника) не является существенным. Н1 – влияние фактора демократического стиля деятельности учителя на значимые признаки (знаниевый, практический и ценностный компоненты социально-личностных компетенций младшего школьника) является существенным». Исследование может иметь несколько гипотез (при условии их верифицируемости). Однако порой и одну гипотезу сформулировать бывает трудно или нецелесообразно (это зависит от характера исследования). Так, в ВКР 3-го типа «Теоретико-практический анализ опыта работы» целесообразно формулировать не гипотезу, а положения, выносимые на защиту – некие суждения (утверждения), которые будут обоснованы в ходе и результате работы. При формулировке и проверке гипотез следует учитывать, что: - гипотеза не должна быть самоочевидной (например, то, что повышение мотивации активизирует процесс самоопределения – понятно без всяких проверок и доказательств); - гипотеза должна формулироваться позитивно («такие-то действия приведут к таким-то изменениям…»); - гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью научных методов; - понятия и суждения предположительного характера, которые фигурируют в гипотезе, должны быть достаточно четкими и конкретными; - гипотеза не всегда подтверждается, а в некоторых случаях (использование нестандартизированных методик, самостоятельная модификация или разработка диагностического инструментария, несоблюдение правил диагностического обследования, проведения развивающей работы) работа по проверке гипотезы приводит к получению результата, вообще не свойственного изучаемому объекту в норме, возникшему в ходе его исследования – артефакту (от лат. artefactum – искусственно сделанное); - когда в исследовании используются методы статистической обработки результатов диагностического обследования (корреляционный анализ диагностированных факторов, дисперсионный анализ и др.), необходимо выдвижение статистических гипотез: Н0 – показатели Х не имеют значимых связей с факторами Y и Z; Н1 – показатели Х значимо связаны с факторами Y и Z. 8. Этапы исследования – это действия, обеспечивающие выполнение работы (анализ литературы, сравнительный анализ подходов, сбор эмпирических данных и т.п.). Логическая структура социально-педагогических и психологических исследований (В.И.Загвязинский) включает три основных этапа: Постановочный (проблема – тема – объект – предмет – научные факты – исходная концепция – ведущая идея, замысел – гипотеза – цели – задачи исследования). Собственно-исследовательский (отбор методов – проверка гипотезы – предварительные выводы – апробирование – коррекция – заключительные выводы). Оформительско-внедренческий (обсуждение выводов на конференциях, в печати, доклады, рекомендации, проекты, внедрение в практику). Пример описания этапов исследования см. в Приложении 5. 9. Экспериментальная база исследования – это, как правило, образовательное учреждение, в условиях которого проводилась эмпирическая часть исследования. 10. Практическая значимость – это конкретная польза, которую могут принести результаты исследования, помощь кому-либо в его практической деятельности. Как правило, практическая значимость заключается в наличии научно-обоснованной и апробированной системы методов и средств, программы, методики совершенствования образовательного процесса, психолого-педагогического сопровождения процесса развития личности учеников, воспитанников. Если ВКР носит теоретический характер, практическая значимость может проявиться в апробации результатов исследования на научно-практических конференциях, педагогических советах школы любого учебного заведения, в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных учреждений.
|