├ыртэр  ╤ыєўрщэр  ёЄЁрэшЎр


╧юыхчэюх:

╩ръ ёфхырЄ№ ЁрчуютюЁ яюыхчэ√ь ш яЁш Єэ√ь ╩ръ ёфхырЄ№ юс·хьэє■ чтхчфє ётюшьш Ёєърьш ╩ръ ёфхырЄ№ Єю, ўЄю фхырЄ№ эх їюўхЄё ? ╩ръ ёфхырЄ№ яюуЁхьє°ъє ╩ръ ёфхырЄ№ Єръ ўЄюс√ цхэ∙шэ√ ёрьш чэръюьшышё№ ё трьш ╩ръ ёфхырЄ№ шфх■ ъюььхЁўхёъющ ╩ръ ёфхырЄ№ їюЁю°є■ ЁрёЄ цъє эюу? ╩ръ ёфхырЄ№ эр° Ёрчєь чфюЁют√ь? ╩ръ ёфхырЄ№, ўЄюс√ ы■фш юсьрэ√трыш ьхэ№°х ┬юяЁюё 4. ╩ръ ёфхырЄ№ Єръ, ўЄюс√ трё єтрцрыш ш Ўхэшыш? ╩ръ ёфхырЄ№ ыєў°х ёхсх ш фЁєушь ы■ф ь ╩ръ ёфхырЄ№ ётшфрэшх шэЄхЁхёэ√ь?


╩рЄхуюЁшш:

└ЁїшЄхъЄєЁр└ёЄЁюэюьш ┴шюыюуш ├хюуЁрЇш ├хюыюуш ╚эЇюЁьрЄшър╚ёъєёёЄтю╚ёЄюЁш ╩єышэрЁш ╩єы№ЄєЁр╠рЁъхЄшэу╠рЄхьрЄшър╠хфшЎшэр╠хэхфцьхэЄ╬їЁрэр ЄЁєфр╧Ёртю╧ЁюшчтюфёЄтю╧ёшїюыюуш ╨хышуш ╤юЎшюыюуш ╤яюЁЄ╥хїэшър╘шчшър╘шыюёюЇш ╒шьш ▌ъюыюуш ▌ъюэюьшър▌ыхъЄЁюэшър






Laquo;Грницы» проясняются. 2 page





Робин. Д, весто того, чтобы признть свое и нучиться со свои обходиться рзуно. И рз никто в сеье этого не уеет, ребенок, вырстя, решит, что с ткии чувстви не все в порядке. Он тоже включится в игру.

Джон. У этой игры конц не бывет?

Робин. Случется, что не бывет. Но если болезненные эоции зтопят сеью ─ нприер, в сеье кто-то уирет или еще ккое-то большое горе ─ он, вероятно, окжется неспособной к своеобрзной «круговой поруке» и выберет кого-нибудь из своих, чтобы свлить н беднягу вину з выпвший горький опыт. Нйдет, кк говорится, козлотпущения.

Джон. Козелотпущения должен нести всю тяжесть отрицтельных эоций сеьи?

Робин. Д. Сеья, похоже, перестривет свои сеейные «грницы» тки обрзо, что козелотпущения отныне окзывется снружи. Кждый в сеье отныне «хороший», козелотпущения ─ вестилище всех пороков, причин всех стрдний сеьи. И, рзуеется, рз козелотпущения ткой «плохой», кждый ожет своии «плохии» эоцияи целить в него, опрвдывя себя те, что в их дурных делх худого козлвин.

Джон. И козелотпущения поешется под ткой непоерной тяжестью.

Робин. Не обязтельно. Но если нпряжение в сеье велико, если все больше болезненных эоций свливют н него одного, бедняг ожет окзться в больничной плте.

Джон. А если случится ткое, то еу трудно поочь, пок не убедите его сеью взять нзд все «плохие» эоции, которыи они его нгрузили.

Робин. Верно! В это и суть! К сожлению, большинство психитров, не пониющих природы случя,─ дже сегодня ногие не пониют ─ соглшются с требовние сеьи изолировть беднягу и лечить, то есть соглшются с сеьей в то, что он их «пциент», еу есто среди душевнобольных.

Джон. Иныи слови, перениют отношение к бедняге кк к козлу отпущения, который один и виновт. Приниют, фктически, сторону сеьи... Ну, козлотпущения теперь нет ─ что происходит с сеьей?

Робин. Пончлу в сеье дышится легче, но ─ недолго. Конечно же, зрботет отлженный ехниз, их опять будут резть по живоу «плохие» эоции. Но что уж совсе плохо ─ рядо не окжется козлотпущения, чтобы н не отыгрться!

Джон. И что дльше?

Робин. Дльше они огут попытться вернуть козлотпущения.

Джон. Чтобы опять свлить н него свои «плохие» эоции?

Робин. Д.

Джон. Уу непостижио! А огут н кого-то другого в сеье свлить их?

Робин. Со вреене и ткое ожет случиться. Я чсто виделткое в сеьях, где от «трудного» ребенк избвлялись, отсыля его в интернт. Н со же деле этот ребенок былв сеье весто губки ─ чтобы впитывть всю сеейную «нечистоту»... Ну, и кто-то другой стновился «губкой» в сеье.

Джон. Тк, если подобную сеью ожно вылечить, рзъяснив и, почеу у них звелся козелотпущения, убедив в необходиости снять с одного все преднзнченную ношу отрицтельных эоций, очевидно, в психотерпии нуждется сеья в полно состве.

Робин. Вот тут возникют нстоящие сложности ─ всю сеью не собрть. Родители чсто приходят, но нотрез откзывются приводить с собой других детей, тщт одного козлотпущения.

Джон. Почеу?

Робин. Ну, ы же видели принцип действия прноидного ехниз: отделить «плохие» эоции от «хороших» ─ чтобы одни не вредили други. Тк и с детьи: родители стреятся уберечь «хорошего», удчного ребенк ─ или детей ─ от того, которого считют негодны.

Джон. От «червивого яблок»... А то еще крепенькие испортятся...

Робин. Д, это их взгляд н вещи. Подсознтельно они боятся, не кжется, что, явись все весте, тйное стнет явны. Но они будут возущены, если вы некнете н суть. Я убежден, они не осознют ситуцию. Больше того, тут кждый «зешн». Пониете, козелотпущения всегд в ккой-то степени с «нпршивется»...

Джон. Шутите!

Робин. Нет. Это В подтвердит большинство прктикующих в сеейной психотерпии. Рзуеется, «козл» толкнули н роль другие, но он всегд знет, что выручет сеью, приния «удр н себя». В детстве всегд кжется, что лучше иеть родителей, которые, по крйней ере, остнутся весте и ─ пускй несчстные: подвленные, отчявшиеся ─ присотрят з свои ребенко, че тких, которые рздерут друг друг в клочья, покончт соубийство или бросят вс.

Джон. Но ребенок же не способен, н со деле, всего этого понять.

Робин. Скже тк: он зечет, что обстновк в сеье стновится чуточку устойчивее после того, кк он соглшется быть «плохи».

Джон. Знчит, ребенок, «соглшясь» н роль, чтобы выручить близких, стновится в сеье... усорны ведро. И пускй в изврщенной форе, но все же обеспечен вниние.

Робин. Верно. Конечно, ребенок теперь чувствует, что игрет очень вжную роль в сеье.

Джон. Чудес! Вы хотите скзть, что козелотпущения чувствует себя «нужны»?

Робин. Иенно. Сеья действительно нуждется в не, пок он соглсен н роль «усорного ведр». И тки безуны способо он обзводится в сеье ндежны «есто».

Джон. Знчит, чтобы лечить ткую сеью, В необходио собрть их у себя всех весте и ни в кое случе не принить сторону сеьи.

Робин. Сторону козлотпущения тоже не принить. Не брть ничью сторону, ведь инче вы ─ соучстник игры «в виновтого», соучстник прноидного действ. Вполне естественно посочувствовть козлу отпущения и встть н его сторону, но психотерпевт должен остерегться этого ─ «не срботет». Поддерживя только козлотпущения, остльную сеью вы лишете уверенности, глубже згоняете в прнойю, отбирете всякую способность «влдеть» своии «плохии» чувстви, поэтоу, вернувшись от психотерпевт доой, они, скорее всего, свлят н своего беднягу «козл» ношу еще тяжелее. Необходио рсстривть сеью кк систеу ─ никого не виня. По причин, теперь понятны, все должны почувствовть вшу поддержку. Тогд они будут еньше пользовться игрой «в виновтого» кк предохрнительны клпно.

Джон. О'кей. Итк, приерно к шести есяц ребенок проходит «прноидную» фзу рзвития, то есть избвляется от «плохих» эоций, проецируя их н окружющий ир. Зтея неудчня, потоу что окружющий ир стновится для него хуже, че есть. Впроче, ребенок ожет упорядочить свои «грницы» и «попрвить» взгляд н рельность, если получет необходиую поддержку в сеье, ведь тогд эоции еньше терзют, их легче вытерпеть, ии легче влдеть. И ребенок, следовтельно, преодолевет «прноидную» фзу, если только у его сеьи... нет «сдвиг» по этой фзе. В тко случе сеья зведет игру «передй дльше» и будет «швырять» друг в друг всеи своии эоционльныи «отброси», пок, кк чсто случется, кто-то один не соглсится стть козло отпущения и взять н себя ерзкую ношу, чтобы всех выручить.

Увы, среди нс ло счстливчиков без этих «прноидных» нклонностей. Дже в норльнейшей из норльных сеье человек, испытывя перегрузку, н врея стновится «слегк» прноико и зявляет, что он ни в че, ни в че бсолютно не виновт, но все круго во все виновты. Рзниц ежду эти человеко и клинически прноико существення: первый вскоре «попрвит» свои «грницы» и признет вреенное «порчение у», второй никогд не суеет выбрться из прноидных «дебрей» в рельный ир.

 

е очку

Джон. Итк, окруженный любовью и зботой, ребенок преодолевет «прноидную» фзу... в шесть есяцев?

Робин. Приерно в шесть. Это, рзуеется, постепенный процесс ─ без резкого рывк.

Джон. Ккой же следующий урок еу необходио усвоить?

Робин. Для «прноидной» фзы хрктерно то, что предствления и эоции у ребенк не связны воедино, не урвновешены.

Джон. Чувств существуют врзброс.

Робин. Не только чувств. До пяти, приерно, есяцев ть, нприер, для лденц ─ все еще в отдельности грудь, голос, глз, руки, лицо и тк длее.

Джон. Но и до пяти лденец ть узнет.

Робин. Д, конечно. Я пытюсь входить в тонкости, большинство же В совершенно спрведливо скжет, что общение нчинется у тери с ребенко есячного возрст: ребенок, к приеру, нчинет узнвть теринский голос, к тре есяц выделяет ть среди других, к пяти есяц рекция н ть у него совершенно четкя.

Джон. А дльше?

Робин. В следующие шесть есяцев ребенок учится соединять рзные рзности ─ лицо, грудь, руки ─ воедино: «лепит» себе человек!

Джон. А если он нчинет воспринить ть кк целое, нверное, и себя ─ тоже?

Робин. Д, он яснее восприниет свою целостность. Знчит, он уже не тк подчинен свои «крйни» эоция. Ужсно, когд учит голод и ─ никого, хоть злейся слези. Ужсно по-прежнеу, но стнет чуточку легче, если ожно вспонить ─ пончлу не слишко отчетливо ─ кк он блженствовлпоследний рз, нсыщясь, если ожно предствить, что скоро еу, вероятно, опять сыты быть.

Джон. Чувств нчинют связывться и урвновешивть одно другое, отсюд возникет уение влдеть собой.

Робин. Верно. А теперь вернеся к лденцу, осознющеу ть. Подобно тоу, кк он склдывет воедино физические «рзности», он нчинет соединять ть, которя приходит, корит и делет счстливы, с те же сы лицо, которого чсто нет рядо, которое нрочно его бросет и... учит.

Джон. Вы хотите скзть, у него в голове существовло до этого две рзных тери? Добря фея-крестня и зля ведь?

Робин. Похоже, что тк. И теперь, в шесть есяцев, у него в созннии эти две поляризовнные фигуры нчинют совещться в одну.

Джон. И поляризовнные, «крйние» эоции ребенк по их поводу тоже нчинют связывться воедино. Неуютное, ягко говоря, положеньице!

Робин. И болезненный поворот. Чрезвычйно тяжело обнружить, что ненвидите того, кого любите.

Джон. Особенно, когд полностью звисите от тери.

Робин. Но тут есть и положительня сторон. С этого оент любовь еняется ─ «обогщется» зботой, любящей обеспокоенностью из-з близких: все ли с нии в порядке.

Джон. В противоположность корыстной любви, когд весь вш интерес в них «упирется» будто в буфет ─ что бы ткое взять...

Робин. Д. Ребенок делет первый шг к более зрелоу ─ «рвнонпрвленноу» ─ чувству любви, когд зботятся друг о друге, потоу что друг друго дорожт. Те, кто тк и не встлн эту зрелую ступень, видят в иных людях «грудь» или «рожок», у тких одно стреление ─ «высость». Нрконы и тяжелые лкоголики существуют те же стреление, они «зстряли» н ступеньке пятиесячного лденц. Или шизофреники... для них иные люди ─ объекты, то есть рзрозненные голос, губы, тел, озги, груди, генитлии... Может беспокоить отсутствие теринской груди, но зботиться ожно о живой, нстоящей, целостной тери.

Джон. Итк, ребенок четче прорисовывет ысленную крту ир и предствляет свою ть и себя целико, откуд в не пробуждется способность испытывть неподдельную зботу о друго человеке. Эт способность дется ребенку ценой соединения для себя ногих противоречивых чувств, существоввших рздельныи в «прноидной» фзе. Процесс доствляет еу беспокойство, особенно когд ребенок открывет, что ненвидит ту же, которую любит и от которой полностью звиси ─ свою ть.

Робин. Ребенк еще больше тревожит иня сторон происходящего. Кк только он нчинет воспринить свою ть и себя «целостныи», то обнруживет, что отделен от ы. А прежде они «перекрывлись».

Джон. Вы хотите скзть, что, обводя себя н своей ысленной крте, он обнруживет: ежду нии... черт?

Робин. Д. Обвести ─ знчит обознчить, что внутри и что снружи. Уже язык дет почувствовть: стновясь «едины», вы остетесь «один». Осознвя свою отдельность, ребенок утрчивет ощущение безопсности; пок же «грницы» его и тери перекрывлись, он чувствовлсебя зщищенней. Теперь, осознвя отдельность тери, ребенок должен проникнуться вероятностью ее потери ─ вероятностью потери своего спстельного трос.

Джон. Осознть, что отделены от той, которя поддерживет в вс жизнь, знчит, вы ожете ее потерять... Кошр! Кк долго длится этот учительный процесс отделения?

Робин. Все нше детство, в определенно сысле. Всю ншу жизнь, особенно когд свыкеся с те, что люди сертны. Что ксется ребенк, то ниболее болезненный период этого процесс отделения приходится н возрст от шести есяцев до трех лет: стрх потерять ть достигет у ребенк крйней степени, и ребенок крйне нуждется в зверении, что он не собирется его покидть.

Джон. Это беспокойство, возникющее от сознния своей отделенности, появляется у ребенк неожиднно или нрстет постепенно?

Робин. Вскоре после того, кк ребенок достигет шестиесячного возрст, он стреительно осознет «отдельность» тери, и его беспокойство «подсккивет» до нивысшей точки, зте поненогу снижется. От полугод до трех лет ребенок предельно стрдет от длительного отсутствия тери. Поэтоу, ткже потоу, что теперь узнет ее среди всех, привязнность ребенк к тери необыкновенно сильн.

Джон. Что происходит с ни в этот период, если ть долго отсутствует?

Робин. Бритнские исследовтели Джон Боулби, Джейз и Джойс Робертсон, изучвшие детей, отделенных от сеьи, описли три стдии, через которые проходит ребенок, ндолго оствленный без тери. Первую определили кк «протест»: огорчение, недовольный плч, поиск исчезнувшей тери, стреление ее вернуть. Любопытно, что ребенок, воссоединяясь н этой стдии с терью, обычно н ккое-то врея стновится просто несносны ─ будто в нкзние тери з то, что бросил. Дв выход рздржению, ребенок возврщется в нору. Он вновь обретет рвновесие, хотя по-прежнеу очень чувствителен к долгоу отсутствию тери.

Джон. Действительно любопытный штрих ─ нкзние тери! Я зечлпряо противоположное: когд ть нходит потерявшегося ребенк, он чсто от души нгрждет его шлепко ─ нкзывет з пережитый по его вине стрх.

Робин. Верно. Мы легко збыве, что привязнность ─ вещь взиня, что рзлук причиняет стрдние обеи сторон.

Джон. А что Боулби и Робертсоны выяснили о более продолжительной рзлуке?

Робин. В это случе ребенок окзывется н стдии, нзвнной ии «отчяние» он очень тихий, несчстный, отрешенный и вялый. Прекрщет игрть... Кжется, что потерялинтерес ко всеу н свете. Прежде, когд отсутствовло првильное толковние ситуции, больничный персонлделлвывод, что ребенок перестлволновться, успокоился. Но в действительности ребенок н этой стдии почти сирился с те, что ть никогд не вернется. Попв же доой, он куд дольше преодолевет пережитое. Вроде бы совсе лишившийся уверенности, еще крепче привязывется к тери. Может продолжительное врея оствться подвленны. Прежде че войти в нору, обычно проходит стдию «протест» и бывет очень трудны. Кк ни стрнно прозвучит, но это хороший знк.

Джон. Он вынужден неножко пережть, вновь обретя уверенность, что способен негодовть...

Робин. Ну, третья стдия ─ «отчуждение» ─ ся серьезня. После «отчяния», если ть отсутствует, ребенок внешне опрвляется. Оживляется, с виду уже не тк несчстен, опять нчинет игрть и регировть н окружющих. Прежде едицинский персонли в это случе полгл, что ребенок вернулся в нору. Теперь ы зне, что фктически ребенок только поверхностно восстновилсвое рвновесие... уничтожив любовь к тери.

Джон. Ткой ценой он ожет спрвиться со своей потерей. Не тк стршно потерять у, если он не люби.

Робин. Верно. Воссоединение тери и ребенк, пережившего стдию «отчуждения», ожет окзться горестны для всей сеьи. Ребенок кжется переенившися, неискренни, эоционльно отдлившися ─ по той причине, что его любовь к тери ертв, или, тк скзть, зорожен. Из этой стдии его вывести труднее всего.

Джон. Ну, если он получит хорошую, зслуживющую доверия «суррогтную» ть?

Робин. Ребенок все рвно н ккое-то врея погружется в первую и вторую стдии ─ «протест» и «отчяния», но худшей, третьей, ожет избежть.

Джон. Ужсно.

Робин. Д, серьезня пробле. К счстью, теперь, когд ы поние ситуцию, родителя рзрешется чще нвещть ленького ребенк в больнице или дже оствться с ни во врея лечения, тк что есть возожность две последние стдии предотвртить.

Джон. Почеу не зходит речь об уязвиости ребенк до шести есяцев?

Робин. Вспоните, ребенок до пяти-шести есяцев не осознет ть кк целое. Некоторые тери порзятся, но до полугод ребенок прктически безболезненно приет «суррогтную» ть, потоу что не зетит особой рзницы.

Джон. Теперь кое-что понию... А рньше не ог взять в толк, кк это столетияи из бритнских лденцев, предоствленных теряи корилиц, выходили бритнцы без всякого «привкус» сиротств. Хорошо, к тре год, Вы говорили, ребенок уже не тк остро регирует н долгое отсутствие тери. И почеу же?

Робин. В дв с половиной, в три год ребенок крепче «держит» ть в пяти, фктически сеью целико «носит» в уе. Дже если никого из них нет рядо, ребенок способен понять, что они живы, что он будет с нии.

Джон. О'кей, двйте вернеся к тоу, о че Вы говорили рньше. Я спросил, что происходит, если ребенок не получет эоционльной поддержки от тери, и Вы обртились к рзъяснению Боулби и Робертсонов н этот счет. Впроче, предполгли, не покзлось, еще ситуцию: ть ожет и не отлучться, но те не енее окжется не способной дть ребенку подлинной... подлинной...

Робин. Зботы, поддержки, теринской любви ─ нзывйте, кк хотите.

Джон. Тк Вы считете, все без исключения тери любят своих детей?

Робин. Уверен.

Джон. Тогд отчего... не зню, кк и вырзиться, отчего же одн ть любит своего ребенк... «првильнее» другой?

Робин. Знентельно, что Вы зпнулись, ведь ы ступе тут по чрезвычйно зыбкой почве нрвственных эоций. С одной стороны, люди совершенно, кжется, непроизвольно регируют н плохое, по их предствлению, отношение тери к ребенку. Худши из оскорблений ─ н любо языке ─ женщину поносят кк ть. С другой стороны, ло кто, крое сой тери, пониет всю непоерность требовний, которые предъявляет к ней ребенок, чсто он вынужден спрвляться одн, без посторонней поощи. Однко, случется, что женщин не способн дть ребенку необходиую любовь, не способн н требуеую близость. Но ─ и я подчеркивю ─ стршной ошибкой было бы винить в это ее.

Джон. Д, Вы говорили, он, возожно, окжется не способной проникнуться чувстви ребенк по той причине, что ее собственное детство было учительны. Что ознчет: к ней не согл«подключиться» ее ть.

Робин. А к ее тери ─ ее ть, и тк вглубь поколений. Это нзывется «циклдепривции». Вспоните Хрлоу и его экспериент с обезьяньии детеныши.

Джон. Детеныши предпочитли «тряпичную» ку «проволочной»...

Робин. Д. Хрлоу ясно проследилэтот циклдепривции. Детеныши, вырщенные без терей, си стновились неполноценныи теряи. Обычно или не зечли своих сосунков, не трудились их покорить, чсто оттлкивли, когд те к ни жлись, или дже нпдли н лышей, угрожя жизни, тк что олодняк приходилось изолировть.

Джон. А те, которые росли с «тряпичныи» ски-ки, ─ те окзлись теряи получше взятых от проволоки или вообще из пустого угл?

Робин. По результт экспериент ─ д. Если ть, не знвшя своей тери, хотя бы рослв игрх с себе подобныи, ее способность ухживть з детеныше окзывлсь выше.

Джон. О'кей, передышк, во не инфорции через крй. Дйте-к попробую переврить. Мы с Ви говорили о переенх: если слишко ного переен з слишко короткий отрезок вреени ─ то ы «свлились». Говорили о то, что н требуется, чтобы спрвиться с переени: «зслон» от всех прочих нгрузок и отдых, ободрение, эоционльня поддержк. Пото выяснили, ккое нпряжение испытывют родители новорожденного, пото попытлись предствить, ккой же порзительной силы поток переен обрушивется н сого лденц ─ понятно, почеу его требуется всячески оберегть и безерно любить. Тк. Щит и любовь обычно обеспечивет ть ─ природ позботилсь снбдить нс инстинкто, нзывеы «привязнностью». Этот инстинкт «привязывет» ребенк с терью друг к другу. Речь не просто о физическо выживнии ─ ребенок должен получить от тери любовь для того, чтобы рсти, стновиться ло-полу более уверенны, более незвисиы. Тк, дльше?..

Робин. Дльше ы выяснили, что человеческий детеныш по-нстоящеу «привязывется» в пять-шесть есяцев ─ тогд он способен осознть свою ть и узнвть ее.

Джон. А у животных эт привязнность устнвливется рньше?

Робин. Д. Вспоните Конрд Лоренц[2] и его гусей. Он обнружил, что гуси вследствие ипринтинг привязывются к первоу предету, который видят.

Джон. Поню. Один выводок ─ только из скорлупок ─ увиделпервы Лоренц. Гусят взяли себе Лоренц ой.

Робин. А поните, другоу выводку н глз первы поплся большой желтый шр? «Рекция следовния» велгусят з ни, пок шр не лопнул, кжется.

Джон. Нверное, жуткое зрелище, когд вш ть взрывется. Где-то в Гернии должен обитть крйне отчужденный гусь... Итк, в возрсте от шести есяцев до двух-трех лет норльный ребенок очень сильно привязн к тери, и если в этот период он рзлучен с терью, не получет сильнейшей копенсирующей поддержки, ребенку, скорее всего, придется стршно плохо. В случе действительно долгой рзлуки с терью ─ нприер, при госпитлизции ребенк ─ он переживет горький опыт, делиый Боулби н три стдии: протест, отчяние, отчуждение. Крое того, Вы подчеркивли, что для ребенк не все проходит глдко, дже если ть остется при не постоянно, он ожет окзться не способной нлдить с ни общение, то есть «включить» эптию, погрузившись в переживния своего детств, не способн ─ из-з болезненных воспоинний. Ребенок ощутит это и, несотря н все, что получет, будет чувствовть, что люби «не по првил». Но глупо было бы свливть вину н ть ─ возожно, у нее сой детство окзлось тяжелы. Не стоит винить и ббушку, потоу что, вероятно, и у ббушки... и у прббушки... и у прпрббушки...

Робин. Д, виновтых пусть ищут политики.

Джон. Лдно. Теперь я хотелбы узнть подробнее, что ткое эт Вш «депривция».

 

┬ри з ребенко в себе

Робин. Что Вы чувствуете, если ущелены?

Джон. Если попл«под стресс»?

Робин. Д.

Джон. Ну, прежде всего, чувствую: ышцы нпрягются ─ особенно плечевые и шейные. Плечи просто к уш подниются! Подбородок делется «стльны», н вискх, н лбу нпрягются ышцы.

Робин. А психологическя кртин?

Джон. Возущен. Я чувствую, будто ного отдли ничего не получилвзен. Чувствую себя обиженны, хотя стрюсь не покзывть этого. Но скрытое рздржение кки-то обрзо проступет нружу ─ вроде бессловесной жлобы. Пото впдю в легкую прнойю: все против еня, чего еще и все от еня ндо! Я зню, что это глупо, но рссудок, похоже, не в силх обуздть ои чувств. Я стновлюсь Бэзило Фолти, н ккое-то врея перению его «повседневный» взгляд н жизнь. И я не нрвлюсь себе тки.

Робин. Хочется зкричть?

Джон. Нет, теперь ─ нет, но пять лет нзд я бы скзл«д». Знете, не вдруг пришло в голову: это все тк, будто внутри у вс кпризничет ребенок. Стрнные вещи говорю?

Робин. Нет. Все это вполне обыкновенные ощущения, хотя люди редко описывют их столь точно. Впроче, Вы скзли одну порзительную вещь ─ про ребенк, который внутри у Вс. Н дело ожно иенно тк и сотреть: у всех у нс внутри ребенок. В жизни порядок ─ он зтих. Ккие-то волнения ─ он реветь. И если ы си не позботися о не, не прилске, если вдобвок не окжется рядо никого, кто бы поог н в это... оже очутиться в больнице. Мы выйде из строя. Недостток душевного тепложет привести к серьезной «телесной» полоке.

Джон. Вы говорите ─ у всех у нс... Вы считете, у кждого ребенок внутри?

Робин. Конечно! Когд я впервые прочелБоулби, я подул, что он неного тронулся н вжности теринской зботы. Но че больше я нбирлся опыт, те больше убеждлся, что Боулби прв.

Джон. Знчит, у кого-то внутри здоровенный ребенок, у кого-то ─ незетненький крох?

Робин. Скже тк: чей-то скрытый внутри ребенок рсстроен больше других.

Джон. А крутые прни? Неужели и в них по ребеночку?

Робин. Я со всякии встречлся ─ у всех.

Джон. Знчит, дже если «ребенок внутри» спокойненький, в случе стресс он еще кк рскричится?

Робин. Д. И очень полезно рзобрться, что т з «крутостью» у этих прней. Если речь о тк нзывеых «нстоящих ужчинх», то они пытются внушить все свои видо, что никкого лденц в себе знть не знют. И поэтоу никогд о не не зботились. Поэтоу други от них тоже ничего не получить, это нстоящие злыдни. Они противостоят стрессу, сколько огут, пото неожиднно влятся. Истинно крепкие люди признют ребенк в себе и уеют з ни присотреть. Это ткие люди огли вынести все уки в гестпо и еще поддерживли товрищей.

Джон. Кстти, техник допрос н то, нверное, и строится, чтобы рстревожить «ребенк внутри»? Нгнетют нпряжение, отниют всякую возожность обрести эоционльную опору.

Робин. Зключенных неренно лишют чувств вреени, оствляют с звязнныи глзи, пытют шуовы воздействие ─ отрезют от внешнего ир, отниют дже этого род опору.

Джон. Выржение «сотреть з собой» ного говорит ─ првд? Крепкий человек ─ это тот, который способен «сотреть з собой». З ни сотрят тери. Знчит, крепость и незвисиость обретется весте со способностью стть соу себе терью.

Робин. Верно. Дть себе все, в че нуждетесь. Человек, неизенно способный к этоу, будет сильны и незвисиы.

Джон. Его «ребенок внутри» всегд доволен. Но двйте вернеся к «ншей» тери и ее ребенку. Точнее ─ к дву: одноу ребенку, рожденноу ею, другоу ─ которого он постоянно держит в себе. Вероятно, он должн сотреть з обоии?

Робин. Д. И ─ я Вс удивлю, нверное,─ «хорошя» ть, т, о которой больше зботились в детстве, с росшя счстливы ребенко, кк ожно рньше прекртит корить грудью и переведет лденц н искусственное вскрливние.

Джон. Зче?

Робин. Чтобы «поделиться» ребенко. Отец ведь тоже способен нпоить его из бутылочки. Еще кто-то ожет присотреть з ребенко, пок родители выйдут нендолго н люди!

Джон. Не хотите же Вы скзть, что здоровя ть, о которой в детстве больше зботились, еньше дет своеу ребенку?!

Робин. Нет, совсе нет. Он знет всеу еру. Иныи слови, знет, что должн делть. Иногд корит грудью ребенк до год и дольше.

Джон. А это зче?

Робин. Рди удовольствия. Для себя. Что одно и то же. Он ожет дть себе то, в че нуждется, позботиться о себе. Когд он с ребенко, он способн нслждться, отдвя еу все свое вниние... От вшей любви к себе рзливется любовь вокруг ─ рзве не тк?

Джон. Тк ─ буддисты говорят. У еня былдруг, который чувствовл, что должен нучиться больше отдвть други, и он отпрвился н оргнизовнный буддисти под лозунго «Милосердие» уик-энд. Весь уик-энд они обучли его сердечнее относиться к себе. Для них точк отсчет тут... Итк, «хорошя» ть способн нслждться, отдвя ребенку все свое вниние, потоу что одновреенно он зботится о ребенке в себе.

Робин. Верно. Хотя не не нрвится это выржение ─ «хорошя ть». Винникотт, зненитый педитр и психонлитик, предпочитлговорить о «достточно хорошей» тери. Н со деле, будь ть совершенной ─ неизенно являйся к ребенку в нужный оент и двй еу иенно то, что требуется ─ он бы обеспечилего проблеи, кк ы выяснили.

Джон. Нвсегд непроясненныи «грници»...

Робин. Д, поэтоу ы и не веде речь о теринстве высшей пробы, о тери, «тянущей» н золотую Олипийскую едль. Мы говори о тери, уделяющей ребенку очень ного вниния н ккое-то врея,─ о «хорошей» тери.

Date: 2016-11-17; view: 215; ═рЁє°хэшх ртЄюЁёъшї яЁрт; ╧юью∙№ т эряшёрэшш ЁрсюЄ√ --> ╤▐─└...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) ┬ёх ьрЄхЁшры√ яЁхфёЄртыхээ√х эр ёрщЄх шёъы■ўшЄхы№эю ё Ўхы№■ ючэръюьыхэш  ўшЄрЄхы ьш ш эх яЁхёыхфє■Є ъюььхЁўхёъшї Ўхыхщ шыш эрЁє°хэшх ртЄюЁёъшї яЁрт - ╧юцрыютрЄ№ё  эр яєсышърЎш■