├ыртэр  ╤ыєўрщэр  ёЄЁрэшЎр


╧юыхчэюх:

╩ръ ёфхырЄ№ ЁрчуютюЁ яюыхчэ√ь ш яЁш Єэ√ь ╩ръ ёфхырЄ№ юс·хьэє■ чтхчфє ётюшьш Ёєърьш ╩ръ ёфхырЄ№ Єю, ўЄю фхырЄ№ эх їюўхЄё ? ╩ръ ёфхырЄ№ яюуЁхьє°ъє ╩ръ ёфхырЄ№ Єръ ўЄюс√ цхэ∙шэ√ ёрьш чэръюьшышё№ ё трьш ╩ръ ёфхырЄ№ шфх■ ъюььхЁўхёъющ ╩ръ ёфхырЄ№ їюЁю°є■ ЁрёЄ цъє эюу? ╩ръ ёфхырЄ№ эр° Ёрчєь чфюЁют√ь? ╩ръ ёфхырЄ№, ўЄюс√ ы■фш юсьрэ√трыш ьхэ№°х ┬юяЁюё 4. ╩ръ ёфхырЄ№ Єръ, ўЄюс√ трё єтрцрыш ш Ўхэшыш? ╩ръ ёфхырЄ№ ыєў°х ёхсх ш фЁєушь ы■ф ь ╩ръ ёфхырЄ№ ётшфрэшх шэЄхЁхёэ√ь?


╩рЄхуюЁшш:

└ЁїшЄхъЄєЁр└ёЄЁюэюьш ┴шюыюуш ├хюуЁрЇш ├хюыюуш ╚эЇюЁьрЄшър╚ёъєёёЄтю╚ёЄюЁш ╩єышэрЁш ╩єы№ЄєЁр╠рЁъхЄшэу╠рЄхьрЄшър╠хфшЎшэр╠хэхфцьхэЄ╬їЁрэр ЄЁєфр╧Ёртю╧ЁюшчтюфёЄтю╧ёшїюыюуш ╨хышуш ╤юЎшюыюуш ╤яюЁЄ╥хїэшър╘шчшър╘шыюёюЇш ╒шьш ▌ъюыюуш ▌ъюэюьшър▌ыхъЄЁюэшър






Laquo;Грницы» проясняются. 7 page





Робин. Чтобы сог удерживть тк не просто достигеое рвновесие ежду конфоризо и незвисиостью, это ─ нш «пожизнення» здч.

Джон. В суровый ир нс вытолкнули... После блгодти в колыбели, когд глз не сводит ─ ы ее «солнышко», «сердечко», «слдкое яблочко»...

Робин. Кстти, о яблокх...

Джон. Д?..

Робин. Рйский сд некоторые толкуют кк иф про эту сую блгодть. Млденчество и есть нш «рйский сд», нш «Эде», где все для нс готово, ничего взен не берут. «Пдение» ─ это подступивший к н выбор ─ ежду те, что ы хоти, и те, что хотят нши родители. Выбиря ─ ы уже «вкусившие от древ познния добр и зл». А прежде были «невинны», не рзличли «добро» и «зло».

Джон. Знчит, ы должны пройти через «зло», пройти через «добро», прежде че стне сии собой.

Робин. Должн быть возожность сделть и то, и другое, должен быть выбор ежду добро и зло. А отсюд с неизбежностью ─ свобод восстть против систеы, дже с риско быть рздвленныи! Но ы чсто збыве об это и ндееся свободныи и верныи себе прожить, не рискуя всеобщи увжение и безопсностью.

Джон. Д, збыве... Я, во всяко случе... Хорошо, Вы утверждете, что ребенок не рзовьется в личность, если не будет озорничть.

Робин. Ребенок кк летчик-испыттель н новой шине: проверяет, н что они «в пре» способны, иногд в крутой вирж войдет, иногд его знесет...

Джон. Тк, о пре, точнее, о фиговых листкх... Ад и Едв узнли, что они ужчин и женщин.

Робин. По-нстоящеу сексульность пробуждется в детях позже. Н этой ступени дети узнют не столько про пол, сколько про физические половые отличия, которые возбуждют большое любопытство. Эт ступень, тки обрзо, связн с познние выбор ежду «быть хороши» или «быть плохи», но ткже с открытие отсутствия выбор ежду «быть льчико» и «быть девочкой».

Джон. Знчит, иф не про «зов плоти», но ─ про познние половых рзличий...

Робин. Д. Ад и Ев узнли о свое отличии друг от друг, что зствило их осознть отдельность и одиночество кждого. И тогд они, конечно же, почувствовли себя лишенныи рйской блгодти, изгннныи...

Джон....отринутыи от блженного единств с Всевышней Мочкой. Стло быть, иф о «Грехопдении» рсскзывет про познние добр и зл, то есть ─ првил, с которыи ожно соглситься, которые ожно нрушить, ткже про «рсствние» с терью. Но Вы укзывли рньше, что это «рсствние» приходится н период приерно от шести есяцев до трех лет, свою же ступеньку «ходунок» преодолевет... Когд? От год до четырех лет?

Робин. Д, приерно... Я дую, нчиня с год и трех есяцев...

Джон. Но, знчит, фзы чстично нклдывются одн н другую?

Робин. Рзуеется. Многие уроки, которые ы должны зтвердить, «нклдывются». Это кк с супо: ясо уже врится, когд добвляют кртофель, кртофель окзывется в кстрюле прежде горошк, вод ─ еще рньше, но подготовк всего, что нклдывется ─ идет одновреенно.

Джон. Итк, «ходунок» переживет переены в сложнейшей сеси. Он должен спрвиться с отделение от ы, он познет новый, волнующий и неного пугющий ир вокруг, устнвливет свою половую приндлежность, учится приспосбливться к «зкон» сеьи. Знчит, он, едв поспевя, переписывет свою ысленную крту ир кждые десять инут?

Робин. И еще вносит ногое с родительской крты ─ все, что относится к «зкон» сеьи. Он теперь учится выводить первые контуры обществ.

 

 

ердость

 

Джон. Недели три нзд в ближйше суперркете я былзрителе «пифийских» игрищ. З покупки зшлс двуя нтренировнныи в озорстве детьи и всякий рз, когд они делли что-то неположенное ─ н кждой восьой секунде, он рзржлсь крико и грозили невообрзиыи лишенияи, истязнияи; они же, выслушв, торопились еще что-нибудь нтворить. Он уже обещлужесточить нкзние н пять тысяч удров плетью, н пру «испнских спог», но тут они выкинули ккой-то действительно скверный фокус, чтобы знл, что у них глвный. В конце концов ей пришлось нкупить и конфет, и те спслсуперркет ─ детишки сожгли бы его дотл.

Робин. Предствляю. Если в сеье привыкли к крику, знчит, родители не дли детя необходиых и ясных ориентиров, «руководящих укзний». Чще всего отсюд и крик.

Джон. О'кей. Хотелось бы вникнуть в это дело ─ с ориентири и погрничныи линияи. Знчит, чтобы приспособиться к окружющи, ребенку нужно всего лишь узнть, где проведен черт ─ ясня черт? Возожно, поневоле узнть и зтвердить... Вспоинется нелегкое слово «дисциплин».

Робин. От лтинского слов disciplina, обознчющего «учение».

Джон. Д. От него же и нглийское disciple, что ознчет, в чстности, «постол», то есть ученик, которого Иисус совсе не обязтельно систетически подверглнкзния. Но произнося это слово сегодня, вы неинуео вызывете в вообржении собеседник кртину жестокой порки с зревнныи детьи.

Робин. Сильной поркой кончется кк рз, если ориентиры нечеткие. Если же отец способен держть чдо в рукх, рукоприклдство вряд ли пондобится.

Джон. Поделюсь свои родительски опыто. К сожлению, я не взялся з воспитние дочери воврея. И в четыре год он стлсовершенно несносны ребенко, тк что я однжды вышелиз себя и впервые хорошенько ее отшлепл. Удивительно ─ нше взиопониние срзу улучшилось. Мне и еще приходилось нгрждть ее шлепко, но ткие «нгрды» доствлись ей реже и реже. Н седьо году отцовств я уже не прибеглк этой ере. Что действительно рдовло ─ ведь вы всегд чувствуете себя неножко виновты, подния руку н свое чдо, хотя и знете, что првы ─ дочь не зтилобиды. Кжется, кк ни стрнно, ы дже сблизились.

Робин. Вш опыт не исключение. По себе зню. Рсскзывли сеьи, по оеу совету взявшиеся тверже проводить свою линию с детьи. Дети всегд вс простят, дже еще больше полюбят, потоу что нкзывя, вы покзывете и, кк н со деле о них волнуетесь.

Джон. Слышу: в нше слвно унициплитете сркстически фыркют... Но ведь, проводя твердую линию, вы ничуть не еньше, че окружющя зботой, докзывете свою родительскую любовь ─ просто совсе по-другоу.

Робин. Совершенно верно. В действительности ткя любовь глубже, потоу что предполгет в ответ вреенную неприязнь, дже ненвисть ребенк ─ родитель причиняет ребенку боль, хотя и для его же пользы. В кко-то сысле этой любовью любить труднее, ведь ндвв... нужных шлепков, родитель ничего хорошего не получет взен. Неприятие, неприязнь н врея ─ д. Блгодрность будет пото!

Джон. В рзговорх с дочерью во врея кникуля освежилсвои еще школьные впечтления: дети презирют учителей, которые не способны нвести порядок. И возущются ии. Предпочитют строгих. Добродушные тоже годятся ─ если уеют призвть к порядку. А еще ученики не выносят непоследовтельных учителей, которые строги ─ через инуту позволят н голову себе сесть.

Робин. Детя нужн последовтельность. Бесенят не знют, кк... и куд себя вести, пок и не укжут дозволенных «пределов».

Джон. Почеу они не выносят непоследовтельности? Потоу что он их тревожит? Почеу хотят знть твердо обознченную «грницу»?

Робин. Они чувствуют себя увереннее, если знют, кк длеко огут зйти. Дети любят учиться, добивться успехов, поднтужтся, когд ндо, но и спокойнее, если знют, кков же «чс», отведенный потехе. Они счстливее, если «в ркх», и тогд легче влдеть собой.

Джон. Мне вот кк рисуются ощущения ребенк: он сидит н стуле посреди конты ─ теной и незнкоой. Еу ндо нбрться хрбрости и слезть со стул, обследовть конту. Но тено, он не очень-то предствляет себе, где стены. А слезть ндо, ндо добрться до стен, чтобы знть, что они есть ─ ндежные и крепкие. Тогд он сожет, отдвшись любопытству, без всякого стрх обследовть конту. Но если стен нет, он будет бояться. Он не будет знть, кк длеко ожно идти. Вдруг где-то т ─ если зйдет «з крй» ─ он свлится! Или не суеет вернуться к стртовой площдке, к стулу, когд зхочет. Возводя вокруг ребенк стены, в которые ожно упереться, родители вселяют в него уверенность и исследовтельскую отвгу.

Робин. Все верно, но одну вещь Вы збыли. Когд он достигнет стены, ндо, чтобы он ог стукнуть по ней!

Джон. Если злится...

Робин. Д, и поэтоу стен должн быть прочной. Он бьется об нее, но ничего ужсного не происходит, потолок не рушится, и тогд он пониет: ну, знчит, это стен. Вы не почувствуете к себе нстоящего доверия, пок в не ддут возожности «полезть н стенку», и тогд вы узнете, кк спрвиться со свои неистовство. Дойдя до «предел», вы теперь знете, где он, «предел», знете, что уцелели, и люди, которых любите, тоже целы. Отныне вы ожете верить себе дже во гневе. Вы знете, кк спрвляться с ни. Рзуеется, приобрести подобный опыт возожно, если кто-то пристривет з ви (и сотрит з собой, влдеет собой, хотя вы ─ вне себя, способны убить, н все способны). Они должны держть ситуцию под контроле, принять всю силу вшего эоционльного удр, но предотвртить рельный вред. Знчит, если родители приготовили ндежные «стены», при это не лишют эоционльной поддержки, ребенок ожет испытть свою силу «до предел», почувствует себя с ней вне опсности и постепенно нучится влствовть ею.

Джон. И вы уже не боитесь своей ярости. Чудес! Знчит, иенно поэтоу детя требуется ясное, последовтельное руководство.

Робин. Д, и иногд ребенок выкинет что-то, добивясь от родителей этого руководств...

Джон. Я вдруг вспонилвыржение: «Ребенок нпршивется». Ну, не обязтельно н хорошую трепку ─ н недвусысленную строгость...

Робин....чтобы знть, кк длеко он зшел. И тогд успокивется. Если от родителей нет «руководящих укзний», ребенку только и остется пробны «путе» подбирться к черте! Че дольше родители едлят в нерешительности, потоу что хотят приличия соблюсти, не хотят рзочровывть ребенк (вдруг с твердостью «перегнут плку»!), те еньше вероятность, что ребенок вообще узнет хоть что-то про «плку». И те стршнее, в конце концов, будет эоционльный «удр», который он обрушит н своих родителей.

Джон. Если они все-тки укжут «предел»...

Робин. Д. Че позже они рештся, те сильнее взрыв, дольше пыль оседет. Многие родители отклдывют столкновение, пок ребенку не исполнится восеь-десять лет, дже пок он не превртился в подростк. А в тких случях, советуя родителя «знять позицию», я предупреждю, что это будет вторя высдк в Норндии[10], и предстоит н неделю окзться в суще ду. Обычно они спрвляются, но, рзуеется, лучше ясно укзть «пределы», когд ребенок еще «ходунко» нпршивется н «укзния», и поочь еу приспосбливться шг з шго ─ день з дне учиться влдению собой.

Джон. Я зкипю, слыш не в еру прогрессивных родителей и учителей, которые откзывются от обязнности держть детей «в ркх» просто потоу, что кто-то ожет принять их з душегубов, фшистов. По оеу убеждению, это вопиющее пренебрежение своии обязнностяи.

Робин. И больше всего, конечно, от тких достется Фрейду, хотя н со деле он н удивление здрво, релистически подходилк вопросу. Но с Фрейдо, кк с Библией ─ люди толкуют их по своеу рзуению.

Джон. Подождите, если родители слишко-тки строги? Че это обернется?

Робин. Кк покзывет опыт, строгое, но урвновешенное любовью воспитние не повлечет особых пробле. Человек ожет вырсти более огрниченны, больше склонны к конфоризу, он будет довольно консервтивен во взглядх, иеррхию, влсть будет принить легче, че Вы или я. Впроче, это поожет еу преуспеть в тех профессиях, где конфориз ценится ─ в рии, в полиции; из него выйдет прекрсный чиновник, првовед и тк длее.

Джон. Про бухглтер збыли... Знчит, он будет неотступно придерживться укзний и не усотрит в жесткой линии никких изъянов.

Робин. Любопытно, я зечл, что «дети» обычно блгодрны родителя з строгость. Дже в детские годы они, кжется, чувствовли, что родителя он двлсь непросто.

Джон. При условии, что родители держлись строгости рди блг детей.

Робин. Д, конечно. Если суровость скрывет стреление родителей удовлетворить свои «нужды» з счет ребенк или что-то подобное ─ это совсе другя история... Но тк же, кк дети блгодрят пото родителей, любивших их, но любивших со строгостью, они никогд не прощют чрезерно бловвших.

Джон. Они кки-то шесты чувство чувствуют, что это и во вред?

Робин. Д, они, кжется, пониют, что родители блуют их или по собственной лености или от ребяческой потребности в неизенной любви, постоянно одобрении. Если дети срзу не рзобрлись, позже пойут.

Джон. Знчит, Вы считете, что при любви дже строодня «викторинскя» строгость не повлечет к нрушения психики?

Робин. Нет. Но опять же повторю: строгость, урвновешення любовью и нпрвлення н блго ребенк.

Джон. Вы, кжется, склоняетесь к тоу, что родителя если и допустио переусердствовть, тк ─ в строгости.

Робин. Д. К счстью, родителей выручет своего род «прогрный ехниз». «Прогр» простейшя: «Когд дети вс сводят с у, знчит, ждут нгоняя». Поэтоу не рздуывя здйте нгоняй, инче опоздете, не слдите с детьи. Зпоните: эффект суровой дисциплины со вреене ослбевет, но человек, прошедший суровую зклку, будет здоровее, норльнее. С другой стороны, тот, коу ло поогли нучиться «совлстию» в рнне возрсте, позже с трудо будет двигться в верно нпрвлении... к обретению влсти нд собой.

Джон. Но В, без сонения, жлуются дети... нверное, дже взрослые... н слишко строгих родителей.

Робин. Д, конечно. Однко, когд я пристривюсь внительнее к сеье «з плечи» у тех, кто жлуется н «слишко строгих» родителей, обычно окзывется, что родители кк рз слишко слбы, ии слишко легко вертеть, кк зхочется.

Джон. Откуд же тогд предствление о «лишней» строгости?

Робин. От родительского лишнего беспокойств, что из-з «лишней строгости» они потеряют любовь детей. А дети чувствуют родительское нстроение и все приниют з чистую онету: если родители кзнятся, знчит, не без причины, знчит, «виновты» ─ не в еру строги!

Джон. Но детя доступны только родительские «ерки».

Робин. Д, и обнружив, что родители боятся быть обвиненныи в излишней строгости, дети учтся игрть н родительско чувстве вины в своих интересх.

Джон. Ясно. О'кей, посотри, кк все уложилось у еня в голове. Детя необходиы четко обознченные «грницы». Необходиы для того, чтобы, во-первых, нучились приспосбливться к окружющи, во-вторых, чтобы не тревожились неизвестностью, «не зня, кк длеко зшли», в-третьих, чтобы согли, желтельно пок еще «ходунки», испытть в «контролируеых условиях» сые рзрушительные эоции «до предел» и тки обрзо осознть их, нучиться влдеть ии.

Робин. Что ж, неплохо усвоили.

Джон. Но вот чего я не понию. Ребенок не должен быть «слишко хороши» ─ тк? И если нстоящя строгость, урвновешення любовью, не сделет из ребенк тихоню, который и ухи не обидит, н че же тогд тихони «зешены»?

Робин. Кроткии, робкии дети обычно вырстют, постоянно испытывя сильное двление со стороны родителей, приспосбливющих их к свои ерк. Но тут дело не в твердости, тут подключено чувство вины: дети рстут... «зешнныи в преступлении». Ткие родители не говорят: «не делй этого ─ я рссержусь». Не грозят оствить без слдкого или неедленно отпрвить спть. Они говорят: «не делй этого ─ я очень рсстроюсь».

Джон. «У ппы будет сердечный приступ... урет с горя... свету конец».

Робин. «Пото пожлеешь...»

Джон. «Если любишь еня, не делй...»

Робин. Или же ткие родители внушют ребенку стрх, повторяя, что бросят его, если не будет слушться.

Джон. В любо случе родители взвливют н ребенк чудовищную ответственность ─ д?

Робин. Они ндевют н ребенк сирительную рубшку или ─ еще хуже ─ зствляют ребенк сого ее ндеть...

Джон....деля его ответственны з их, родительское, блгополучие и дже з их жизнь! А еще ─ з сохрнность сеьи, что жизненно вжно уже для ребенк.

Робин. Поэтоу ткой ребенок не сожет испытть свои эоции из-з стрх нвредить.

Джон. Он ни з что не стукнется о стенку лбо, ведь еу говорили, что тогд до рухнет.

Робин. А знчит, он зпугн и никогд не постоит з себя.

 

 

┬ец выходит н сцену

 

Джон. В со нчле Вы говорили, что у отц «ходунк» появляются вжные дел. Нверное, отец теперь обеспечивет поддержку ребенк и поощряет его выходить з пределы «теринского» ир.

Робин. Не только. Есть и другие... Теперь он возврщет нзд жену.

Джон. Кк... кк возврщет?

Робин. После родов, обыкновенно, пп поддерживет у, поглощенную лденце, который требует почти безрздельного ее вниния. Теперь пп должен вернуть себе вниние ы, чтобы их отношения снов стли норльныи для супружеской пры.

Джон. Позволив ребенку отделиться и отдлиться, он будет переживть чувство утрты теснейшей связи. И если отец ребенк «под рукой» и зенит потерю, если восстновится их прежняя супружескя связь, ей будет легче отпустить от себя ребенк.

Робин. Если пп в этот оент не выступит вперед, не зявит, что он уж и любовник прежде всего, уже пото отец, он не поожет тери и ребенку сделть положенный и следующий шг и отступить друг от друг.

Джон. Знчит, ппин роль теперь ─ облегчить отдление, потребовв у себе. Это прежде всего. Пото ─ рз он второй после ы «источник» любви и поддержки ─»подыгрть» ребенку, идущеу исследовть ир.

Робин. Д, он удивительно способен «подыгрть», он ожет предложить ребенку кое-что новенькое. Отношения, в которых обычно еньше «плюш», зто больше здор, нпор, выдуки. Поэтоу он не только поддерживет ребенк в его первых путешествиях «вдль» от ы, но отчсти способен сделть это «удление» зхвтывющи.

Джон. Он ─ все рвно что ост ежду терью и внешни иро, он вселяет в «ходунк», котороу предстоят путешествия, уверенность, необходиую для соствления новой, нужной ребенку крты обществ.

Робин. Иенно. Требуя себе у, стновясь ежду терью и ребенко, отец уже поог перечертить крту.

Джон. «Ходунок» должен был«поделиться» ой. Для ленького влстелин большой шг вперед ─ верно? Приириться с ыслью, что где-то т есть другие со своии нужди... Знчит, в кко-то сысле пп стновится сопернико. А не слишко ли «неуютня» ситуция?

Робин. Тк ожет покзться только потоу, что дети в последнее врея «в оде», отцы ─ нет.

Джон. Рзъясните, пожлуйст.

Робин. Последние приерно двдцть лет «курс» отц пдл, тери ─ поднился. Внчле это былблготворня переен, но большинство считло, что слишко «длеко зшедшя»... И уж зшедшя «дльше некуд» в шестидесятые... А теперь, дуется, положение испрвляется, ы возврщеся к рвновесию отцовских и теринских «ценностей», которые одинково, но по-рзноу вжны. Что же ксется Вшего упоинния о соперничестве, то пойите, пожлуйст, что, хотя для отц естественно неного ревновть жену к ребенку, он должен любить ребенк и зботиться о не. Иенно любящее присутствие отц поогет ребенку спрвиться с здчей «н деление», выдержть испытние группой, в которой больше двоих. Чтобы ребенок усвоилэти уроки, требуется отец.

Джон. Знчит, кждый новый ребенок в сеье связн особой нитью с терью, зте, когд пп возврщет себе у, кждый должен оборвть эту особую нить и принять отношения группы.

Робин. И если все идет првильно, обрзуется вот ккя групп:

Кждый из родителей друг другу «глвный», и об ─ в кпитнской «кюте», отдельно от детей.

Джон. А если родители не обособились, дети не согут встть отдельно?

Робин. И, конечно же, будет нного труднее сделть это. Родители, требуя своего отдельного ест, поогют детя отделиться... взрослеть. Покзывют хороший приер.

Джон. Знчит, ппе нужно вытребовть обртно у для блг кждого. Хорошо. А теперь о то, что ксется этого обследовния ир «з предели» ы. Отец поощряет «ходунк» ступить «з пределы». Одновреенно «укзывя черту», з которую не ступть?

Робин. «Укзывя черту», то есть огрничивя, когд необходио, отец поогет ребенку обознчить «пределы» н его крте ир внутреннего пользовния, тк скзть.

Джон. Ну, теперь сый кверзный вопрос. Почеу отец ─ ужчин ─ якобы, способнее тери по чсти «руководящих укзний»? Понятно, что нение освящено трдицией, но кк же Меир, Индир Гнди и Тэтчер?

Робин. Я не дую, что следует вести речь о рзличиях психического склд ужчин и женщин. Скорее, в силу физических особенностей, преднзнчивших женщину к деторождению, к роли глвной опоры для ребенк н рнне этпе и н следующе ─»ходунково» ─ дело тери не «взять в руки», но «носить н рукх». Ведь ребенок пок чсто бежит обртно к е, еу все еще необходио успокоиться, «зпрвившись» уверенностью, когд ир «вон т» окжется к неу слишко суров.

Джон. «Т» ─ джунгли.

Робин. Вот поэтоу «ходунку» и нужн любящя ть ─ нежня, ягкя... «здесь», ноборот, его обниут: спсут!

Джон. А зче?..

Робин. А знчит, пок ребенок еще очень л, пок он «ходунок», я дую, его бы сбивлс толку и пуглть, успешно «игрющя» срзу две роли: н инутку он любящя и нежня, но тут же жесткя и требовтельня. Вы поните, ребенку и тк совсе не просто было соединить ины «рзные рзности» в целостный «персонж».

Джон. Иныи слови, пок лучше ей, по возожности, оствться для ребенк в непротиворечиво «обрзе». Тк ребенку понятнее?

Робин. Иенно «понятность» ─ одн из причин, почеу, во всяко случе, н этой ступени, учить ребенк приспосбливться ко все остльны в сеье должен пп. Шг з шго, конечно, по ере того, кк ребенок способен больше и больше себя контролировть. Но кк рз пп ─ тот, кто спршивет с ребенк.

Джон. Мне кжется, другя причин рспределения ролей вот в че: ногие женщины, я зню, в глубине души соневются, что они «хорошие» тери. Поэтоу и труднее дется твердость с ребенко, ведь внутренний голос постоянно одергивет их: «А хвтет ли ребенку любви? Может, у безупречной тери было бы больше чуткости?»

Робин. Д, нверное, это типичный теринский коплекс неполноценности, и если отец возьет н себя твердость, тери будет спокойнее ─ особенно, пок ребенок ─»ходунок». Рзуеется, когд ребенок подрстет, сделется зщищеннее и лучше «прорисует» для себя родительские «обрзы», его еньше собьет родитель, вреени любящий, вреени жесткий. И тогд об родителя огут поддерживть, об ─ спршивть с ребенк. Фктически тк и случется в сеьях, когд дети стновятся стрше.

Джон. Знчит, по-Вшеу, отцу «ходунк» достется особо вжня роль по дву причин. А еще у отц есть обязнности?

Робин. Ну, прежде ть и ребенок были копнией, «производящей» взиное впечтление. И хотя уверенность ребенк в себе и его доверие к иру ─ все это от безгрничной теринской любви, сой тери, погрузившейся в оре восторг, довольно трудно рельно оценить достоинств и недосттки ребенк.

Джон. И ткя... «положительня» обртня связь не дет возожности ребенку четко прорисовть свою ысленную крту ир.

Робин. Крту, которя должн содержть среди «объектов» его сого...

Джон. Его сого? Вот тк! Он должен с нходиться н своей крте ир. Ну д, конечно! Еу необходио знть свои истинные рзеры в соотношении со все, что вокруг, инче его предствление о знчительности собственного «я» будет нерелистически. И сделет из него безерного эгоист.

Робин. Дело не только в это. Не поеть он првильно свои рзеры н крте, не узнй, где его «пределы», кк длеко он ожет зйти, не стлкивясь с другии, у него не будет руководств, чтобы сы лучши обрзо воспользовться остльны иро н пути к собственной цели. Вот суть урок «ориентировния», когд укзывются, зтверживются «грницы».

Джон. Понятно. Знчит, чтобы нши крты для «внутреннего пользовния» принесли н пользу, ы должны обознчить сих себя н кртх и не нврть в сштбе.

Робин. Отец, тки обрзо, теперь нужен обои ─ и тери, и ребенку. Более беспристрстный отец поожет и тери, и «субъекту», ходящеу в «ходункх», объективнее оценить возожности лолетнего кртогрф.

Джон. Есть еще отцу рбот?

Робин. Д, по еньшей ере, еще одно дело. Мы говорили, что внчле лденец ощущет себя бесконечностью. Пото, обнруживя свои «грницы», он постепенно ужиется до коочк и утрчивет ощущение всеогуществ. Но не теряет рвновесия, потоу что близок к е, он предствляется ребенку н рнней ступеньке си Господо Бого. Дльше он должен утртить и эту иллюзию. Знчит, если со вреене он пойет, что не првит иро, что он должн делить влсть с отцо, он еще н шг продвинется в свое рзвитии.

Джон. Позже он обнружит, что пп тоже не Бог.

Робин. Рзуеется. И если отец делет свое отцовское дело првильно, он не оствит у ребенк сонений, что он ─ чсть чего-то большего и зниет свое есто, кк все другие.

Джон. Знчит, ребенку повредило бы, узнй он, что пп под контроле у ы. Ведь «ходунок» не сделет положенного еу «сеиильного шг» ─ тк? Не усвоит, что не Господь Бог. Если он влствует нд ппой, ребенок будет по-прежнеу предствлять ее в ипостси сого Господ.

Робин. Првильно рссуждете. Я дую, ребенок н пути к истине должен узнть, что не Бог, что пп тоже не Бог... никто не Бог.

Джон. Это для еня ново.

Робин. Я считю, это вжнейший урок. Возожно, из-з того, что он не усвоен, сеьи с ой-првительницей потихоньку портят детей.

Джон. Что Вы говорите?

Робин. Фктически, почти во всех сеьях, обрщвшихся ко не с жлобой н трудного ребенк, господствовлть. Или ть црил, или... вообще хос.

Джон. Порзительно!

Робин. Д. Я тоже удивился, когд обнружилткое. Я стжировлся кк детский психитр и пошелк стршей по птронжу, зкреплявшей врчей з сеьяи, после того, кк увиделс десяток сеей. Я пожловлся, что случи кк н подбор. Нельзя ли, попросиля, чего-нибудь другого для рзнообрзия? Он не посоветовлне волновться по елоч и скзл, что уже десять лет видит трудных детей ─ все росли в одинковых сеьях!

Джон. Ндо же...

Робин. Если не збывть о тее ншей книги, то я должен зетить: днные по здоровы сеья покзывют, что в тких сеьях «влсть» родители делят ежду собой. Об рботют и очень тщтельно взвешивют, кто что берет н себя. Но если речь не о сой здоровой сеье, о ткой, где кто-то один «з глвного», будет лучше, если глвня роль достнется отцу, не тери.

Джон. Лучше для детей?

Робин. Д. Для детей ─ подчеркивю. А что происходит у супругов, когд дети спят, это, рзуеется, дело супругов.

Джон. Ой, сотрите, феинистки жлоттчивют!

Робин. Нпугли! Прекрсно зню, что ои слов отдют женофобией. Я совсе не срзу усвоилэтот взгляд н вещи, но, в конце концов, нельзя же отвергть очевидное. Если, конечно, предствлять полностью кртину в тких пробленых сеьях. Внчле ы ошиблись, свливя вину н «кстрировнных терей», кк ы их нзывли. Пото, принявшись нблюдть отцов, яснее рзобрвшись в ехнике сеьи, ы поняли, что в рвной ере виновты отцы, которые уворчивются от ответственности.

Date: 2016-11-17; view: 207; ═рЁє°хэшх ртЄюЁёъшї яЁрт; ╧юью∙№ т эряшёрэшш ЁрсюЄ√ --> ╤▐─└...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) ┬ёх ьрЄхЁшры√ яЁхфёЄртыхээ√х эр ёрщЄх шёъы■ўшЄхы№эю ё Ўхы№■ ючэръюьыхэш  ўшЄрЄхы ьш ш эх яЁхёыхфє■Є ъюььхЁўхёъшї Ўхыхщ шыш эрЁє°хэшх ртЄюЁёъшї яЁрт - ╧юцрыютрЄ№ё  эр яєсышърЎш■