├ыртэр  ╤ыєўрщэр  ёЄЁрэшЎр


╧юыхчэюх:

╩ръ ёфхырЄ№ ЁрчуютюЁ яюыхчэ√ь ш яЁш Єэ√ь ╩ръ ёфхырЄ№ юс·хьэє■ чтхчфє ётюшьш Ёєърьш ╩ръ ёфхырЄ№ Єю, ўЄю фхырЄ№ эх їюўхЄё ? ╩ръ ёфхырЄ№ яюуЁхьє°ъє ╩ръ ёфхырЄ№ Єръ ўЄюс√ цхэ∙шэ√ ёрьш чэръюьшышё№ ё трьш ╩ръ ёфхырЄ№ шфх■ ъюььхЁўхёъющ ╩ръ ёфхырЄ№ їюЁю°є■ ЁрёЄ цъє эюу? ╩ръ ёфхырЄ№ эр° Ёрчєь чфюЁют√ь? ╩ръ ёфхырЄ№, ўЄюс√ ы■фш юсьрэ√трыш ьхэ№°х ┬юяЁюё 4. ╩ръ ёфхырЄ№ Єръ, ўЄюс√ трё єтрцрыш ш Ўхэшыш? ╩ръ ёфхырЄ№ ыєў°х ёхсх ш фЁєушь ы■ф ь ╩ръ ёфхырЄ№ ётшфрэшх шэЄхЁхёэ√ь?


╩рЄхуюЁшш:

└ЁїшЄхъЄєЁр└ёЄЁюэюьш ┴шюыюуш ├хюуЁрЇш ├хюыюуш ╚эЇюЁьрЄшър╚ёъєёёЄтю╚ёЄюЁш ╩єышэрЁш ╩єы№ЄєЁр╠рЁъхЄшэу╠рЄхьрЄшър╠хфшЎшэр╠хэхфцьхэЄ╬їЁрэр ЄЁєфр╧Ёртю╧ЁюшчтюфёЄтю╧ёшїюыюуш ╨хышуш ╤юЎшюыюуш ╤яюЁЄ╥хїэшър╘шчшър╘шыюёюЇш ╒шьш ▌ъюыюуш ▌ъюэюьшър▌ыхъЄЁюэшър






Laquo;Грницы» проясняются. 5 page





 

Джон. Но ведь со взрослыи тк же! Если вспоине о доступных источникх поддержки, н легче спрвиться со стрессо, ы в большей степени открыты для новых возожностей. Нверное, поэтоу ы носи с собой фотогрфии близких, носи кольц и прочие сиволы нежной привязнности, которые соединяют нс с любиыи, дже... приковывют к ни.

Робин. Все они через эти вещицы поддерживют в нс внутреннюю уверенность, что суее спрвиться с переени, которые подбрсывет жизнь, и не сбви шгу.

Джон. Глядя, кк ребенок делет первые шжки, я вот еще о че подул. Переены вызывют стресс и потоу, что невозожно продвинуться к чеу-то новоу, не сойдя со строго, привычного круг. Ребенок не ожет обрдовться ппе, пок чуть не ослбнет его привязнность к е. Он не сожет полюбить школу, пок не откжется от кких-то удовольствий дошней жизни.

Робин. Совершенно верно. Дже новой ысли отдться ─ и то невозожно, не рсствшись со строй.

Джон. Вероятно, поэтоу рботть головой ─ тяжелый труд. Кк бы т ни было, если продвижению предшествует откз, у нс дв повод для беспокойств. Во-первых, откз от чего-то ─ это уже потеря, любя потеря всегд огорчет, во-вторых, обретя что-то новое, ы в лучше случе соневеся в ндежности приобретения, в худше ─ нсторживеся. Нс скорее пугет неизвестность... дже невозожня опсность.

Робин. Д, верно. И тревог достигет предел, когд ы звисе в проежуточно состоянии, выпустив «из рук» строе, но не схвтившись крепко з новое. Откуд понятно, почеу для ребенк н это этпе чрезвычйно вжно рзвить в себе уверенность, что, выпускя что-то, он получит взен другое ─ не хуже, возожно, и лучше. Вырботв в себе ткую уверенность, он сожет свободнее, без излишнего нпряжения «брться» з жизнь и взрослеть.

Джон. А если не вырботет ткой уверенности, то отстнет? Зкнется от стрх перед все новы, «зжется»?

Робин. Иенно. С этой уверенностью ы открыты иру, ы гибче в жизни. Когд ндо что-то «выпустить», н дется это без особых усилий, ведь ы уверены, что спрвися со стрхо, последующи з утртой чего-то привычного. Одолевя неизбежное, связнное с утртой огорчение, ы освобождеся от потребности в то, что оствлено позди. А зте, стлкивясь с новы, не пугеся, не зжуривеся, и перед нши открыты взглядо окзывется не опсня бездн новизны, но, ноборот, опор.

Джон. А если ы н этой рнней ступеньке плохо успевли, ы не зхоти выпускть «из рук» что бы то ни было, ведь у нс нет уверенности, что переживе потерю.

Робин. Д, и в незнкоой ситуции буде нпряжены, буде нстороже. Хотя ткя рекция ─ естественный способ зщиты в случе опсности, н новизну регировть подобны обрзо неуестно.

Джон. В со деле, не тетр же военных действий! Не было же конды «К бою!»

Робин. Иенно. Но ребенок, не получивший поддержки, когд он еу требовлсь,─ не иевший переходного объект, чтобы спрвиться с отсутствие ы, испугвшись «н вылзке», не нходивший иной лски,─ будет воспринить кк бой жизнь с ее переени, стресси, будет держться с по себе, будет всегд нчеку, недоверчив и, кк Вы выржетесь, «зжт».

Джон. Он откжется от шнс узнть, что з новы не обязтельно тится опсность.

Робин. В ново для него ─ новя опор, н сену теринской зботе еу бы ншлсь поддержк у отц, бртьев, сестер, друзей, школьных товрищей, в клубх, в своей конде, группе и, конечно же, у любиого человек.

Джон. Знчит, «открытый и рсковнный», «зкнутый и зжтый» ─ дв рзных персонж н жизненной сцене.

Робин. Д, первый ─ подвижен, рстет и еняется, второй ─»увяз».

Джон. Но нверняк большинству людей приходилось бывть в обеих ролях ─ в звисиости от нстроения. Я, нприер, иногд чувствую вдохновение и, несотря н зпутнность ккой-нибудь ситуции, вникю в нее беспристрстно, дже с любопытство, оя «открытость» способствует тоу, что спор легко рзрешется. Но если я «под стрессо», если изготовился к бою, нпряжен, рспутть сложный вопрос бывет непросто. Я это говорю к тоу, что я веду «двойную игру» ─ все решет нстроение.

Робин. Вы првы. Сые «открытые» люди выствят зслон, если обессилены и не успели зрядиться, сые сковнные отзовутся н тепло и сердечность. Но, те не енее, человек склонен к ккой-то одной линии поведения в жизни.

 

ерный путь

Джон. Итк, Вы говорите, перед ни в жизни дв пути. По одноу шгют «открытые и рсковнные», по другоу бредут «зкнутые и зжтые». А кки двинеся, прктически определяет эт фз отдления, которую, успешно или нет, ы проходи с ой ежду шестью есяци и трея годи?

Робин. Д, в обще, тк, хотя Вы несколько перегрузили ответственностью у. Если он держится колеи «зкнутых и зжтых», то потоу что с из сеьи «зкнутых и зжтых». Что же он тут поделет? Ей совсе не легко вывести своего ребенк н «открытую» дорогу.

Джон. Для этого ей нужн крепкя поддержк со стороны. От уж ткой ждть нечего, ведь он, скорее всего, выбрлв ужья «зкнутого» попутчик.

Робин. Верно. Идея двух дорог чрезвычйно вжн, когд речь о взрослении человек; двйте пристльнее посотри н ть с ребенко н кждой из этих двух дорог. И снчлвозье «здоровый» приер. Здесь ть ─ норльня, ы нзвли ее «хорошей» терью. Поните, что отличет «хорошую» ть?

Джон. Он способн сотреть з собой. Осознет свои потребности и с удовольствие удовлетворяет их. Поэтоу доверит ребенк други, когд ей необходи передышк от теринских збот, обртится к други з любовью и поддержкой, когд в них нуждется.

Робин. Верно. И в результте у нее хвтет любви, или эоционльной поддержки, или рсковнности, или уверенности ─ нзывйте, кк хотите. А отсюд следует, что, во-первых, он способн, иея это в досттке, нделить и ребенк, то есть ее ребенок не остнется без необходиой эоционльной поддержки, во-вторых, не будет звиси от ребенк в этой же сой эоционльной поддержке, любви. И поэтоу сожет отпустить его от себя, когд ребенок будет готов уйти.

Джон. Он не стнет отнить у него обслюнявленный крй одеял, он дст еу зйку. И еу будет легче от нее оторвться, ведь теринскя любовь свяжется с зйкой, ведь ть одобрилего новую копнию. Все говорит о то, что он его не удерживет, друет свободу.

Робин. Поэтоу он увереннее в себе, знчит, отвжнее, он здорен, он не боится рискнуть. Он не будет отгорживться от новизны. Еу жить веселее. Он быстрее зведет друзей, еу всегд нйдется поддержк, дже если ы и близких нет рядо. И он будет все еньше нуждться в е, в родной сеье. А это, ежду прочи, знчит, что он будет еще больше и рдовться.

Джон. Почеу?

Робин. Когд он весте с сеьей, его не учит тревог, что он ожет остться без нее. Рдость ниче не орчется. Он подготовлен и легче спрвится с любой перееной, потерей, удро, его жизнь будет не просто богтой, но будет делться все богче, рзнообрзнее.

Джон. Тк. Это «здоровый» полюс. Н противоположно ─ ть не способн к здоровоу эгоизу. Не способн взять то, в че нуждется.

Робин. Увы. Поэтоу он в нужде. А если он в нужде, кк же ожет быть способн двть? Знчит, ребенок будет прежде всего обделен эоционльной поддержкой. Хуже того, если он в нужде, он будет звиси от ребенк, ей будет необходи его любовь и поддержк. Он уцепится з него, его нельзя будет оторвть от нее. И дже сунув еу ишку, зйку, он совсе по-другоу отнесется к происходящеу. Кк собственниц ребенк он не обрдуется, что втой нбитый зяц поглотит все вниние ребенк, оттеснив ее су. Он готов кричть: «Крул, соперник!»

Джон. Ясно, что зйцу не носить от нее к ребенку послния: «Вот тебе оя рук, теперь иди!» И, конечно, ребенок не отвжится н состоятельные шги. Фктически еу будут внушть обртное.

Робин. Иенно. Это одн история ытрств н неверно пути. Печльную историю ожно рсскзть и инче ─ если ть приучен откзывть себе в потребностях теринств.

Джон. Если спрятлсебя этой стороной з «ширу»?

Робин. Д. Он не испытет никкой рдости от тяги к ребенку или ребенк ─ к ней. Он попробует подвить эту тягу с обеих сторон и оттолкнуть ребенк, цепляющегося з нее. И, конечно, ее сутит привязнность ребенк к ккоу-то зйцу нбитоу, особенно же подрстющего ребенк. Поэтоу он, нсколько сожет, отобьет у ребенк охоту к подобны игр.

Джон. Знчит, в любой из печльных историй зяц доствит ребенку от нездоровой тери зловещее «нет».

Робин. Иенно. Но рз ребенок, нуждясь в теринско одобрении «зячьих игр», сиволизирующих свободу ─ в конечно счете, дющих свободу и от сой тери ─ слышит «нет», он просто не обретет свободы. Он зстрянет при тери, шгу без нее не шгнет.

Джон. Зстрянет, потоу что не суеет перебрться из пункт «М» в пункт «Все и вся», где для него ншлось бы сколько угодно поддержки.

Робин. Д, тк и будет тщиться неверны путе, путясь под ноги у тери. Или ─ уцепившись еще з ккой-то... «костыль».

Джон. Но он все рвно не получет необходиого от тери. Знчит, дже при ней еу не слишко-то хорошо.

Робин. Иенно. Ткой ребенок всегд вроде чего-то хочет, чего-то ждет. Но никогд, кжется, не иеет нужного. Поэтоу он ло полгется н новый опыт.

Джон. Бедный ребенок не знет, что делть ─ д? Нверное, он не столько приуныл, сколько просто сбит с толку. И... съежился, с не пония, почеу.

Робин. Его зештельство осложняется рекцией «улицы», ведь очень скоро дети уже не зовут: «Выходи игрть!» Кричт совсе другое, особенно, если бедняжк ─ льчик.

Он чувствует себя совсе потерянны и несчстны, потоу что его подтлкивют покинуть у, он не предствляет, кк это сделть. Нд ни сеются и издевются з то, что он отстет.

Джон. Будь они с ой один н один, они бы, по крйней ере, прижлись теснее и кк-то поддержли друг друг, тк обычно, я дую, случется с девочки, их здевют еньше. Они просто «дооседки», «тихони». А льчик здрзнят «неженкой».

Робин. Это еще усложняет ситуцию для льчик, потоу что желние прижться еу теперь ндо прятть з «ширу» из-з осуждения окружющих.

Джон. Теперь он вынужден отрицть и то, что «зстрял»!.. Кк же выручить «зстрявших»? Кк вывести н другую дорогу, по которой ожно двигться рсковннее, увереннее и ─ рсти?

Робин. Это совсе не легко. Если сеья уже «в пути» ─ невжно, верного пути держится или неверного ─ ей трудно свернуть с него. Хорошо, когд в свободно шгется, и вш путь ─»открыт», но «зжтя» сеья не переберется н верный путь без посторонней поощи.

Джон. Друг другу в сеье поочь не способны, потоу что все т сбились с... «верной» ноги?

Робин. Д. Родители, прежде всего... «подобрлись». И дети в этой сеье, конечно же, подсознтельно усвивют привычки стрших. Вся сеья зкнулсь, боится жизни. Это же сеейня «ехник». Систе.

Джон. Они все не способны к здоровоу эгоизу, не способны получить то, в че нуждются?

Робин. Иенно. Если кто-то из родителей не способен «обеспечить» себя вниние или любовью, знчит, кждый в сеье будет «здействовн» для того, чтобы снбжть нуждющегося.

Джон. В сеье н неверно пути все держтся друг з друг ертвой хвткой.

Робин. Д. Все они ─»зстрявшие». Подобные сеьи дют, кк првило, случи, относящиеся ко второй большой группе психических рсстройств, продуцируют депрессивные нрушения.

Джон. А первя большя групп?..

Робин. Это зболевния, связнные с непроясненностью «грниц». Сые тяжелые тут ─ утиз и шизофрения.

Джон. Ну, я неного сбился. Дйте-к уточню нпрвление рссуждений. Мы выяснили, что ребенок ожет рсти, стновиться состоятельны, только если отдлится от ы. Норльня, «хорошя» ть отнесется к происходящеу с одобрение. Вручит переходный объект ребенку, чтобы «сягчить» отдление. Блгодря ее положительной рекции н «переходные» игры ребенок почувствует поддержку, деля первые состоятельные шги. И тогд, с уверенностью в то, что «не упдет», ребенок выпустит прежнюю опору и двинется к новы. А это знчит ─ ребенок н верно пути.

Робин. Пок все првильно.

Джон. Но если ть не способн обеспечить себя необходиы, во-первых, ребенку прежде всего будет недоствть поддержки, во-вторых, тери будет необходи любовь ребенк, поэтоу подсознтельно он будет противиться его отдлению и состоятельности. Может, и дст ребенку зйц, но зяц «не от души» не принесет пользы. Ребенок не получит необходиой уверенности, чтобы выпустить прежнее, схвтиться з новое. Он обречен «зстрять», он уцепится з ть, будет неспособен к состоятельности. Окжется н неверно пути, который зведет зблудшего стрнник в трясину депрессивных нрушений.

Робин. Вордсворт[5] не вырзился бы лучше.

Джон. Из еня иногд рвется поэт. Но, скжите н илость, почеу «депрессивные нрушения»? Почеу не просто «депрессия»?

 

ечль и кое-что похуже

Робин. «Простя» депрессия ─ только рзновидность депрессивных зболевний. Их ного ─ тк нзывеых «депрессивных эквивлентов», то есть рзных случев, когд депрессия зскировн и проявляется в скрытой форе.

Джон. Что-то вроде психосотических нрушений?

Робин. Д, нприер, есть боль ─ нстоящя боль, физических причин для боли нет. Существует ть-тьущя «сок»: «кпризный» желудок, лкоголиз, рзные фобии, необосновння обеспокоенность состояние здоровья...

Джон. И все это ─ скрытые форы депрессии.

Робин. Д. Вникнув, узнете, что толчко послужило ккое-то событие или особенности воспитния в сеье, которые обычно ведут к депрессии. Между прочи, лечить эти нрушения невозожно, пок под ской не рспознете депрессию и не рзделетесь с ней.

Джон. Ну и что же ткое депрессия, доктор?

Робин. Снчля должен укзть н существеннейшую рзницу ежду депрессией и печлью.

Джон. Рзницу?.. Обычно никто ее не зечет.

Робин. А Вы?

Джон. Редко пристривюсь. Нверное, потоу, что, убвив дртиз, скорее скжу: «Я сегодня в депрессухе», че «Печльно н сердце сегодня». Но если серьезно, не кжется, депрессия ─ это безжизненность внутри, печль ─ все же ккое-то переживние.

Робин. Двйте здержися н это, рзниц очень вжн, ы ногое упусти, если буде путть «депрессию» с «печлью». Неного рньше Вы скзли приерно ткую фрзу: «Человек не ожет двигться вперед, не откзвшись от чего-то позди». Иныи слови, не пережив утрты. А кк ы переживе утрту? Уход любиого человек, серть кого-то из близких, потерю рботы?

Джон. Внчле всегд пронзет боль. Пото ы гроозди н нее гнев, возущение «виновтыи» ─ нверное, чтобы боль зглушить.

Робин. Через ккое-то врея эти чувств улеглись, ы ─»в синякх». Н душе печль.

Джон. Испытыве стрдние.

Робин. Они длятся нзнченное природой врея. Пото, если ы вполне здоровы, ы позволяе себе просветлеть душой, и н легче. Мы почти утешились, уже пережили утрту. Уже способны оствить ее позди, повернуться к чеу-то иноу.

Джон. И все по той причине, что рзрешили себе побыть несчстныи?

Робин. Иенно. Отгоревв о потере, ы будто говори себе: «Пускй!» И двигеся дльше.

Джон. Но если не отгоревли сполн, не соже полностью выпустить «из рук» прежнее.

Робин. Верно. Чувство потери будет удерживть, ы не высвободися от него, чтобы двигться дльше.

Джон. Вы кк-то отетили, рсскзывя о здоровых сеьях, порзившую Вс ─ по днны исследовний ─ легкость, естественность, с ккой здоровые люди вступют в повторный брк, оствшись без пры.

Робин. Д. Они полностью, глубоко отдются горю. И блгодря тоу, что рзрешют себе до пределисчерпть эоцию, способны быстрее большинств из нс спрвиться с потерей. А тогд двигются дльше и зново устривют свою жизнь.

Джон. Знчит, скорбь ─ то есть истиння пытк болью от потери ─ не просто естественное состояние, но дже в че-то полезное.

Робин. Иенно. Мы должны дть возожность стры связя оборвться полностью, прежде че соже звязть новые. Стрый до сносят, когд строятся зново... Вот тк и предствляю печль.

Джон. Д, ысль о то, что печль в действительности полезн, нверное, былдля еня сой вжной и сой порзительной из всего, что я узнлв Вшей группе. А до того я всегд считл, что горевть ─ зря врея терять. Д и что это еще з бловство? «Тебе-то печлиться,─ ысленно говориля себе,─ в Индии вон иллионы людей живут н грни голодной серти!» Или подбивлсебя: «Кончй с этой печлью, иди рзвлекись!» Бесполезны знятие всегд кзлось грустить. Но в Вшей группе узнл, что печль не только в порядке вещей, но и нужное дело. А зня это, легче в нее до дн погрузиться и скорее вынырнуть.

Робин. Люди, конечно, с огроны облегчение открывют для себя фкт, что печль ─ вполне здоровое состояние.

Джон. Откуд бы тут взяться сонения? Не в то ли причин, что, подвив печль, люди суют ее з «ширу», откзывются от нее, знчит, должны ее порицть?

Робин. Не торопитесь, и до этого добереся. Пок зпоните, что скзнное о большо проигрыше спрведливо и для пустячного, только возущение и уныние будет незнчительнее и кртковрееннее.

Джон. Знчит, если проигрет «Уэст-Хэ», я буду приходить в себя чс, проигрыш «Фулхэ» обойдется не в три инуты печли, «Арсенл»[6] ─ в 0,0006 секунды.

Робин. Очень вырзительный приер. А теперь вернеся к тери и ребенку, который проходит стдию отдления. Кждый шжок в сторону сопровождется ощущение крохотной, но ─ потери. Он должен кждый рз переживть ленькое огорчение. Это естественно и полезно. Иенно эти крткие оенты огорчения и тревоги поогют ребенку отделиться.

Джон. Не пройди он через эти болезненные оенты, он не сог бы поненожку выпускть «из рук» у.

Робин. Верно. Поэтоу ть должн суеть вынести тревогу и огорчение своего ребенк, видя, кк весте с нии ребенок постепенно обретет состоятельность. Конечно, он должн знть еру, и если ребенок очень рсстроился, ей необходио вешться, успокоить его. Но если он чувствует, что все это лишь «болезнь рост», он не кинется «н спсение», отступит и будет сотреть, спрвляется ли ребенок.

Джон. Знчит, ей не следует лишть ребенк кпельки огорчения врея от вреени.

Робин. Нет, не следует ─ когд ребенок постигет зы незвисиости. И, возврщясь к дву жизненны дорог, скжу, что идущя верной дорогой, здоровя, «хорошя» ть интуитивно чувствует это, он позволит ребенку неножко стрдний, дст возожность «пройти» их, оствясь поблизости н случй, если будет нужн ее поддержк.

Джон. Тут требуется тонкое чувство еры ─ тк?

Робин. Требуется более или енее верное чутье, которое вырбтывется у нее со вреене. Никкой безуной спешки. Он ошибется ─ он испрвляет ошибки. По ходу делбольшинство терей обретет способность рзличть нстоящее отчяние и нпускное ─»н жлость бьющее» нытье ─ особенно у подрстющего ребенк. И если ть вполне спрвляется, ребенок поненожечку стнет увереннее, выпускя ее, постепенно утрчивя свою полную звисиость от нее, стнет нходчивее в поискх новой опоры.

Джон. Знчит, по-Вшеу, если ть не способн вынести лейшее стрдние ребенк и кждый рз бросется зслонить от него свое чдо, дже уже не кроху, то у ребенк нет шнсов шг з шго отступить от тери. Он препятствует тоу, чтобы ребенок, горюя неного, рсствлся бы с привязнностью к ней.

Робин. Иенно! Он ткого никогд не допустит. Знчит, если ть не получет того, в че с нуждется, он будет встревоженной, подвленной, это сделет ее слишко чувствительной к боли ребенк. Мть, идущя неверной дорогой, будет срзу же бросться и «спсть» ребенк от норльного, полезного огорчения при кждой попытке ребенк сделть шг в сторону незвисиости. Знчит, ребенок не совершит скчк. Пойдет по той же дороге. Мть остновит рост.

Джон. Иныи слови, у ребенк отнят шнс нучиться одолевть огорчение ─ погоревть и отгоревть, не пугясь.

Робин. Вот ы и подобрлись к депрессии.

Джон. Ole![7]

Робин. Если ткое повторяется ─ если вешивется при первых признкх недовольств у ребенк ─ ребенок учится не переживть огорчение, но ─ совершенно обртноу. Учится гсить досдное чувство, «сигнля» е ─ в полной готовности ─ SOS.

Джон. Знчит, он учится избегть испытния огорчение, чтобы не учиться тоу, кк спрвляться с потеряи. И в результте ребенок не способен взрослеть.

Робин. Совершенно верно. Здоровое огорчение, позволившее бы еу шг з шго отделиться, весто этого кончется «спстельныи» действияи тери. И ребенок учится соответствующеу поведению ─ тк же втотически, кк з собчьи глеты собк приучется по конде сидеть. Он корчит несчстную рожицу при лейше зтруднении ─ здолго до нстоящего огорчения. А ть всегд тут кк тут, чтобы снять стресс, который бы еу соу необходио нучиться одолевть. Дльше ─ больше, одель поведения зкрепляется у ребенк, преврщется в стойкую привычку, от которой все труднее избвиться.

Джон. Это что-то вроде сиуляции?

Робин. Нет, Совсе нет. Тогд бы ребенок знл, что делет.

Джон. Я иею в виду неосозннную сиуляцию.

Робин. Ребенок бсолютно не ведет, что творит. Он обучется этой одели поведения в со рнне возрсте, поэтоу, стновясь стрше, дует что инче не бывет. Он дует о че-то: «Не огу вынести». Тк оно и есть, он не способен вообрзить, что с «невыносиы» возожно обойтись кки-то ины способо. Ведь его не нучили никкоу иноу способу. Мне кжется, «сиуляция» тут совершенно неподходящее слово.

Джон. Ну, двйте скже тк: он посылет сигнл: «Поогите, не очень плохо!» ─ хотя н со деле до этого длеко.

Робин. Иенно. Он посылет всевозожные сигнлы о несчстье, огорчении, хотя никогд не получет возожности испытть нстоящее огорчение.

Джон. Но испытывет что-то неприятное.

Робин. Верно, впроче, уворчивясь от огорчения, испытывет совершенно другое.

Джон. Депрессию?

Робин. Ole!

Джон. Или что-то, что Вы нзывете «депрессией», о клдезь преудрости!

Робин. Хорошо, двйте срвни эти две рзновидности неприятного опыт. Вспоните, когд Вы горюете, Вы переживете ного и глубоко. Вы неизбежно живете чувство, хотя оно жжет. Вы не ощущете отторгнутости от ир ─ ноборот, остро, до боли, соприксетесь со все вокруг.

Джон. И в кко-то сысле вы «нполнены» ─ полновесны, «в теле»: вы ощущете и тело свое, и ир. К тоу же вы ничеу не сопротивляетесь. Я в тко состоянии обычно отдюсь происходящеу, поэтоу открыт и зню: круго есть н что опереться. И хотя опыт болезненный, его ожно вынести, ведь вы нполнены жизненной силой.

Робин. По этой причине, нверное, ы, в большинстве, посотрев потрясшую нс тргедию в кино или в тетре, выходи ожившии. С другой стороны, пытясь отгородиться от подобного эоционльного опыт, ы окзывеся пусты и ертвы, н недостет жизни и живости для общения.

Джон. Иенно тк было со ной почти постоянно несколько лет нзд. Все потеряло сысл. Все кзлось чужи, дже тело кзлось чужи. Из-з сильного ышечного нпряжения ─ теперь я зню, почеу. Ощущение оторвнности ото всего вокруг кк-то обособило. Вы првильно скзли ─ оертвило. И опустошило. При это я, вроде, противился ощущения, не принилих. Жизнь двлсь усилие. И первы пострдло чувство юор. Фктически, когд я ог посеяться нд происходящи, я чуточку отходил. А еще, конечно, что-то двило, будто под прессо был. Нверное, отсюд и слово «депрессия».

Робин. Д, состояние вызывет иенно ткое предствление.

Джон. И теперь еня вот что удивляет: грустны я не бывл, и дже не предствлял, кк это. Ноборот, поню, сотрелпо телевизору передчу о депрессии... Спйк Миллигн[8] и другие зненитости фигурировли... И кто-то т подчеркнул, что они нисколько не печлились под прессо депрессии, я тогд еще ходил, недоуевл. Но почеу же я не виделрзницы рньше? Просто потоу, что ы «хвте» слов без рзбор?

Робин. Нверное. Меньше было бы в жизни путницы, если бы к слову «депрессия» прибегли лишь в то сысле, в кко оно употребляется психитри. Люди не сешивли бы дв рзных состояния.

Джон. А Вы дуете, кждый приет нши докзтельств з неоспориые?

Робин. Большинство приет. Я годы слышу, кк люди описывют «эоционльное» положение дел: «оертвение чувств» и «живость чувств» ─ ключевые понятия, рзводящие «выгоревших» и «горюющих». Не збывйте, депрессивное состояние и нцелено н откз от горечи. А Вы не выбирете: Вы не ожете откзться от одной эоции, не откзвшиь зте от других. И если сожгли осты и не знете огорчения, Вс не коснется никкое другое чувство. Для Вс ертвы чувств ─ оертвели Вы. Не удивительно, что «без чувств» В не рзобрться в свое состоянии.

Джон. Есть еще отличие. Когд грустно, я огу скзть коу-то: «Тк, огорчения, но я в порядке». И в копнии я действительно н свое есте, от других ничего не хочу, просто рд общению. Но под прессо депрессии где-то в глубине души жду, что сниут с еня эту тяжесть, и не непонятно: почеу же едлят?!

Робин. Вспоните БэзилФолти. Он постоянно в депрессии. Но никогд не признет этого. Всю жизнь покзывет окружющи, что они делют его пребывние н зеле невыносиы.

Джон. Печлясь же, ы не придиреся к иру. Знчит, жлобы ─ знк депрессии?

Робин. Д. Люди в состоянии депрессии или скрытой депрессии обязтельно зтянут известный отив про то, что «никто их не любит... и з что и ткое... и почеу нет порядк».

Джон. Ну, если человек с детств приучился кислой физионоией «сигнлить», чтобы ть поторопилсь и привелир в порядок, он... не спрвилсь, вероятно, в человеке укоренится недовольство терью, не опрвдвшей ожидний. Отсюд и вечно обиженный вид, будто кто-то брлся сделть жизнь првильной и подвел.

Робин. Конечно же, если вы дожидетесь, что кто-то з вс сделет вшу жизнь лдненькой-слденькой, вы от жизни отстнете.

Джон. Итк, еще одно объяснение неповоротливости держщихся н неверно пути. Но кк их подстегнуть? Кк подтолкнуть к верной дороге?

Робин. Ндо нйти способ рстолковть и, что нпрсно зовут других устривть для них жизнь, что они си должны з нее взяться.

Джон. И с чего и нчть?

Робин. «Присвоить» горечь ─ прежде всего. И тут и ндо поочь, потоу что учили их кк рз чуждться ее.

 

 

ен пути

 

Джон. Знчит ─ возврщясь к тери и ребенку н неверной дороге ─ Вы хотите скзть, что стрдльческя грис и поз отчяния у ребенк перестют быть знко подступившей к неу необходиости принять ─ одолев ─ переену, стновятся сигнло для других снять стресс?

Робин. Д, очень тонко схвтили суть. Только «сигнлы» вс уводят чуть в сторону: во все куд еньше здействовно сознние. Мть не зечет, не нлизирует рекции ребенк, не приниет соответствующих решений. Тк же, кк и ребенок не обдуывет решения послть сигнл. Все совершется шинльно.

Джон. Ни один не предствляет, зче он это делет.

Робин. И дже ─ что делет. Стирльня шин стирет, потоу что он тк устроен. Мть «спсет», потоу что он тк устроен. И не только ть ─ отец, все другие дети в этой сеье «зпрогрировны» одинково. Обычня сеейня одель, передющяся из поколения в поколение кк по отцовской, тк и по теринской линии. Поэтоу кждый в этой сеье отстет в то же, дже если притворяется, что не отстет.

Джон. Кк они огут притворяться?

Робин. Ну, отец, который критикует ть, слишко уж поткющую ребенку, и который иногд скжет, чтобы «не портил» ребенк, н первый взгляд покжется «посторонни». Но присотревшись к этой сеье в полно состве внительнее, вы скоро обнружите, что отец просто ревнует, еу бы хотелось, чтобы его сого тк «портили». Знчит, отец не выручит. Знчит, в любо случе ─ признет ли с отец эту потребность или отрицет ─ ребенок учится уворчивться от огорчений, деля беспоощное, стрдльческое лицо.

Date: 2016-11-17; view: 240; ═рЁє°хэшх ртЄюЁёъшї яЁрт; ╧юью∙№ т эряшёрэшш ЁрсюЄ√ --> ╤▐─└...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) ┬ёх ьрЄхЁшры√ яЁхфёЄртыхээ√х эр ёрщЄх шёъы■ўшЄхы№эю ё Ўхы№■ ючэръюьыхэш  ўшЄрЄхы ьш ш эх яЁхёыхфє■Є ъюььхЁўхёъшї Ўхыхщ шыш эрЁє°хэшх ртЄюЁёъшї яЁрт - ╧юцрыютрЄ№ё  эр яєсышърЎш■