Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Понятие, виды и классификация мер уголовно-процессуального принуждения





Л Е К Ц И Я

по теме: «Меры процессуального принуждения»

Подготовила:

К.ю.н., доцент

Лазутина Л.Ф.

 

МОГИЛЕВ, 2014

 

 

ПЛАН:

 

Введение

Вопрос 1. Понятие, виды и классификация мер процессуального принуждения

Вопрос 2. Задержание

Вопрос 3. Меры пресечения

Вопрос 4. Иные меры процессуального принуждения

Вывод по лекции:

Список использованных источников


Введение

Товарищи студенты!

Уголовно-процессуальное принуждение является одним из видов государственного принуждения. Обеспечивая раскрытие, расследование преступлений и судебное рассмотрение уголовных дел, этот метод правового регулирования в настоящее время детально разработан с привлечением прошлого опыта нашей страны, а также развитых иностранных государств. При подготовке ныне действующего уголовно-процессуального законодательства Республики Беларусь законодатель основывался на требованиях международно-правовых актов, коренным образом пересмотрел институт мер уголовно-процессуального принуждения так, чтобы механизм его применения исключал нарушение прав человека и вместе с тем обеспечивал неотвратимость наказания.

Возможность использования властной государственной силы для достижения целей правосудия является одной из основ существования уголовного процесса. Необеспеченный принуждением уголовно-процессуальный закон был бы абсолютно неэффективным и потерял бы способность к реализации. Стремление любой власти (представительной, исполнительной или судебной) при разработке уголовно-процессуального закона максимально сузить сферу принудительного воздействия чревато тяжелыми социальными последствиями. Задача, таким образом, состоит не в том, чтобы исключить принуждение из уголовного судопроизводства, а в том, чтобы разработать социально обусловленную и наиболее оптимальную систему принудительных мер.

В действующий уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь вошли нормы, касающиеся процессуального принуждения, которые, основываясь на положениях Конституции Республики Беларусь, представляют сегодня собой современную и надежную систему правовых предписаний. Разработка таких норм является важнейшей задачей уголовно-процессуальной науки.

В лекции будут рассмотрены теоретические основы и практика применения следователями и дознавателями органов внутренних дел мер процессуального принуждения.

Уголовно-процессуальное принуждение по своему составу и способам воздействия на правоотношения очень неоднородно. В настоящее время является общепризнанным, что меры уголовно-процессуального принуждения - только один из видов правового принудительного воздействия на участников уголовно-процессуальных правоотношений. Специфическая особенность мер процессуального принуждения состоит в том, что в основании их применения лежит, как правиле не процессуальное нарушение со стороны участника судопроизводств; а необходимость с помощью этих мер решить задачи предварительного расследования.

При производстве этих следственных действий именно принуждение гарантирует достижение той цели, на которую они направлены. Главный критерий, позволяющий отнести то или иное следственное действие к числу мер процессуального принуждения, имеет двоякий характер: 1) возможность насильственного исполнения законными методами; 2) существенность возникающих при этом правоограничений. Природа мер процессуального принуждения, их классификация содержание и будут предметом рассмотрения данной лекции.

 


Вопрос 1. Понятие, виды и классификация мер уголовно-процессуального принуждения

Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона или для предупреждения такого неисполнения. Оно может выступать в многообразных формах и носить различный характер. Это и меры воздействия в связи с неправомерным поведением отдельных лиц, и на восстановление нарушенного права, и меры, применяемые к участникам процесса и другим субъектам в целях пресечения или предотвращения их противодействия выполнению задач уголовного судопроизводства. Они могут носить гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный характер.

Под государственным принуждением понимается – внешнее воздействие на поведение людей, основанное на организованной силе государства в целях подчинения воли и поведения людей государственной власти. Правовое государственное принуждение выражается в принуждении к исполнению требований права.

К числу существенных признаков государственного принуждения относятся:

- правовой, нормативный характер их применения;

- необходимость в их применении возникает при несовпадении государственной воли и воли субъекта, что объективно выражается в совершении лицом нормативно закрепленного правонарушения;

- государственно-правовое принуждение имеет целью сформировать у лица состояние подчиненности, заставляет его выполнять предписываемые законом требования либо, напротив, воздержаться от совершения определенных действий;

- принуждение как воздействие государства состоит из различного рода ограничений личного и имущественного характера;

- фактическое государственное принуждение осуществляется в правоприменительной деятельности органов государства.

Меры уголовно-процессуального характера, применяемые в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц, принято называть мерами уголовно-процессуального принуждения. От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характеру применяются полномочными органами государства в пределах их полномочий: применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствия для успешного хода уголовного судопроизводства: имеют конкретные цели, вытекающие из общих задач судопроизводства: применяются при наличии предусмотренных законом оснований, условий и в порядке, гарантирующем их законность и обоснованность: имеют особое содержание и характер. Общей для всех мер уголовно-процессуального принуждения является возможность их осуществления независимо от воли и желания лица, к которому они применяются. Такая возможность, однако, не всегда превращается в действительность, так как граждане нередко не только не препятствуют должностному лицу исполнять свои обязанности, но добровольно и сознательно выполняют предписания норм права. В то же время сама возможность принудительного исполнения этих мер придает им объективно-принудительный характер. Нельзя не учитывать и тот факт, что закрепление в законе возможности применения принуждения заставляет лицо действовать в соответствии с правовыми требованиями. Принуждение выражается в стеснении и ограничении личных, имущественных и иных субъективных прав граждан. К ограничениям прав граждан может относиться ограничение свободы, неприкосновенности жилища, тайны переписки, свободы передвижения, права осуществлять определенную трудовую деятельность и т. п. К ограничениям имущественного характера относится лишение права распоряжаться имуществом в том или ином объеме и т. п. Внешне принуждение выражается в форме психологического, физического или морального воздействия на поведение субъекта и имеет своей целью не только пресечение неправомерного поведения, но и его предупреждение.

Таким образом, под мерами уголовно-процессуального принуждения надо понимать предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства принудительного характера, применяемые в сфере уголовного судопроизводства уполномоченными на то должностными лицами и государственными органами при наличии оснований и в порядке, установленном законом, в отношении обвиняемых, подозреваемых и других лиц, для предупреждения и пресечения неправомерных действий этих лиц в целях успешного расследования и разрешения уголовного дела и выполнения иных задач уголовного судопроизводства.

Меры уголовно-процессуального принуждения не одинаковы по своему характеру и их применение преследует разные цели. Одни из них призваны пресечь возможность продолжения обвиняемым (подозреваемым) преступной деятельности, его уклонения от следствия или суда либо воспрепятствование процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности, удаление лиц из зала судебного заседания). Другие связаны с необходимостью доставления лиц в следственные или судебные органы (привод). Третьи направлены на обнаружение и процессуальное закрепление доказательств (обыск, выемка, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинское учреждение для экспертного исследования). Четвертые служат средством обеспечения исполнения приговора в части имущественных взысканий (наложение ареста на имущество). Отсюда следует, что по своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения можно разделить на средства пресечения противозаконных действий и средства обеспечения надлежащего поведения, предупреждения правонарушения и средства получения доказательств.

Поскольку меры уголовно-процессуального принуждения ограничивают конституционные права и свободы граждан, нужны твердые процессуальные гарантии, которые бы обеспечивали их законность и обоснованность. В правовом государстве имеет важное значение то, насколько применение мер процессуального принуждения вызвано действительной необходимостью ограничения прав гражданина. Цели уголовного судопроизводства должны достигаться при наименьшем ограничении прав и свобод гражданина. Конституция Республики Беларусь, действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливают важные процессуальные гарантии этого. Одной из гарантий является то, что меры процессуального принуждения могут применяться только по возбужденному уголовному делу. Для применения мер пресечения и некоторых иных мер процессуального принуждения необходимо привлечение лица в качестве обвиняемого или задержание в качестве подозреваемого (заключение под стражу и др.).

Закон исчерпывающе определяет круг должностных лиц, полномочных применять меры процессуального принуждения, а также устанавливает круг лиц, в отношении которых они могут быть применены лишь при наличии оснований, под которыми понимаются конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость принудительного воздействия.

Закон строго регламентирует процессуальный порядок применения мер принуждения. Эти меры применяются на основании мотивированного постановления органа расследования или решения суда. Строгое соблюдение этих гарантий должностными лицами и государственными органами по делам, находящимся в их производстве, позволит надежно охранять права и свободы личности и обеспечить нормальный ход уголовного судопроизводства.

Date: 2016-05-25; view: 762; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию