Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация процессуальных мер принуждения в уголовном процессе Республики БеларусьКак уже отмечалось, вопрос о классификации процессуальных мер принуждения является, пожалуй, наиболее спорным в юридической литературе. Связано это, в первую очередь, с различными подходами к понятию мер процессуального принуждения в уголовном процессе. Попытаемся привести высказанные мнения по данной проблеме и дать им краткую характеристику. В отечественной литературе попытки подразделить меры процессуального принуждения на группы предпринимались еще в дореволюционное время. Так, И.Я. Фойницкий, в вышедшем в 1915 году «Учебнике уголовного судопроизводства», выделял «1) меры получения доказательств; 2) меры обеспечения явки подсудимого и 4) меры обеспечения судебного разбора». С тех пор многие отечественные ученые проводили классификацию по различным основаниям. П.М. Давыдов, например, в зависимости от целей применения выделял следующие меры процессуального принуждения: 1) меры пресечения (эти меры прямо перечислены в главе 13 УПК Республики Беларусь); 2) меры, имеющие целью получение доказательств (сюда он относил обыск, выемку, освидетельствование, изъятие образцов для сравнительного исследования, помещение обвиняемого в психиатрическое учреждение для стационарного обследования); 3) меры, обеспечивающие исполнение приговора в части имущественных взысканий (арест имущества) и 4) меры, обеспечивающие явку лиц по вызову правоохранительных органов и соблюдение порядка судопроизводства (привод свидетелей, удаление из зала суда подсудимого при неподчинении распоряжениям председательствующего и т.п.). В свою очередь, В.Н. Рощин выделял три группы мер принуждения: 1)меры пресечения: 2) меры получения доказательств, необходимых для разрешения дела; 3) меры обеспечения порядка в судебных заседаниях. З.Ф. Коврига делит меры процессуального принуждения на две большие группы: средства пресечения и средства обеспечения. К первой он относит отобрание обязательства о явке, задержание, привод, розыск, этапирование, отстранение обвиняемого от должности на период расследования, меры, применяемые к нарушителям порядка в судебном заседании и т.п. Во вторую группу входят обыск, выемка, помещение обвиняемого в медицинское учреждение, наложение ареста на имущество и др. Авторы учебника по уголовному процессу под ред. Н.С. Алексеева также выделяют две группы - меры пресечения и иные меры процессуального принуждения. Одновременно, они предлагают классификацию, основанную на назначении мер принуждения. В соответствии с этим ими выделяются средства пресечения противозаконных действий, средства обеспечения надлежащего поведения, предупреждения правонарушения и средства получения доказательств. Наиболее подробную классификацию и наиболее широкое толкование термина «меры процессуального принуждения» предлагает И.Л. Петрухин. В качестве критерия он выбрал сферы применения мер уголовно-процессуального принуждения - сферу доказывания, сферу обеспеченности законности процессуальных правовых актов, сферу реагирования на противоправное поведение, сферу гарантий прав личности и сферу превенции. К сфере доказывания относятся проведение следственных и судебных действий по обнаружению и проверке доказательств вопреки желанию соответствующих субъектов уголовного процесса (обыск, выемка, освидетельствование, эксгумация трупа, принудительный осмотр, взятие образцов для сравнительного исследования, следственный эксперимент, вызовы лиц на допросы и иные процессуальные действия). К сфере обеспеченности законности процессуальных правовых актов относятся правовосстановительные меры (аннулирование незаконных актов органа дознания, следователя, прокурора, суда), отстранение дознавателя, следователя, прокурора от расследования ввиду допущенных ими нарушений, отводы, когда отводимое лицо считает, что для этого нет оснований. Таким образом, ИЛ. Петрухин предлагает распространить действие мер процессуального принуждения на органы уголовного преследования и суд, в то время как многие авторы традиционно рассматривают объектом мер принуждения только обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетелей и иных участников процесса, не наделенных властными функциями, в то время как суд, прокурор, следователь и дознаватель рассматриваются как только субъекты, применяющие эти меры. В сферу реагирования на противоправное поведение включаются такие меры принуждения как штрафные санкции в отношении участников, нарушивших уголовно-процессуальный закон, дополняемые в ряде случаев санкциями других отраслей права. Сфера гарантий прав личности включает в себя принуждение участников к осуществлению их процессуальных прав (принудительная защита несовершеннолетних, лиц с психическими и физическими недостатками и иных категорий участников уголовного процесса, привлечение переводчика вопреки желанию обвиняемого и т.п.). Наконец, меры, входящие в сферу превенции, делятся на три подгруппы: а) меры пресечения; б) меры предупреждения возможных правонарушений и иных нежелательных действий обвиняемого (отстранение от должности, наложение ареста на имущество); в) изменение меры пресечения на более строгую или обращение в доход государства внесенного залога (ст. 120, 124 УПК Республики Беларусь). Как видим, большинство ученых придерживаются той точки зрения, которой меры пресечения необходимо выделять в отдельную группу мер принуждения. При этом большинство из них относит к мерам пресечения те средства воздействия на обвиняемого и подозреваемого, которые перечислены в главе 13 УПК Республики Беларусь, при этом З.Ф. Коврига добавляет сюда еще и перемещение обвиняемых и осужденных, а также розыскные мероприятия. Кроме того, некоторые авторы большинство следственных действий рассматривают как меры процессуального принуждения. Обратим внимание, что большинство приведенных классификаций относятся 70-80 годам прошлого века. За это время в законодательстве произошли серьезные изменения, в действующем уголовно-процессуальном законе появился новый термин «меры процессуального принуждения». Кроме того, накоплен определенный опыт использования мер процессуального принуждения в странах ближнего зарубежья, которые построили уголовно-процессуальные кодексы в соответствии с Модельным УПК для государств – участников СНГ. Все это требует предложения новой классификации мер процессуального принуждения, основанной на тех идеях, которые заложены в новом уголовно-процессуальном законодательстве Республики Беларусь. Анализ изменений и дополнений, предлагаемых с момента вступления в силу нового УПК Республики Беларусь, показывает, что раздел IV «Меры процессуального принуждения» не вызывает серьезных замечаний у большинства авторов. Поправок предложено достаточно много, однако они не затрагивают концептуальных основ, которые используются для формулирования классификации мер процессуального принуждения. Это дает основание предложить деление мер процессуального принуждения на виды в соответствии с положениями новым УПК Республики Беларусь и Модельного УПК для государств – участников СНГ. В соответствии с обоими документами можно классифицировать меры процессуального принуждения на три группы: задержание, меры пресечения и иные меры процессуального принуждения. В литературе высказан ряд суждений относительно признаков, характеризующих сущность уголовно-процессуального принуждения. Прежде всего, отмечается государственно-властный характер отношений, складывающихся и развивающихся при применении конкретных мер уголовно-процессуального принуждения, выступающих в виде властеотношений. Уголовно-процессуальное принуждение может выражаться в физическом, материальном, психологическом или моральном воздействии государственного органа на то или иное лицо, участвующее в судопроизводстве. Уголовно-процессуальное принуждение всегда связано с определенными ограничениями тех или иных прав и свобод участников процесса. Именно правоограничительный критерий и является, как правило, основным при отнесении той или иной процессуальной меры к числу принудительных мер. И еще существенная черта, характеризующая уголовно-процессуальное принуждение: применяется оно тогда, когда авторитета закона и убеждения в необходимости неукоснительного исполнения норм права оказывается недостаточно. При добровольном выполнении участниками процесса своих обязанностей не возникает необходимость в принуждении. И в то же время при возникновении конфликтной ситуации в ходе уголовного судопроизводства, когда тот или иной участник противится и свои уголовно-процессуальные обязанности не выполняет, появляются основания для уголовно-процессуального принуждения. Важнейшее назначение мер уголовно-процессуального принуждения заключается также и в том, чтобы создать благоприятные условия для реализации других задач уголовного процесса: изобличения виновных и осуждения их в соответствии с законом, освобождения каждого невиновного от ошибочного привлечения к уголовной ответственности и осуждения. Уголовно-процессуальное принуждение призвано способствовать также решению профилактических задач при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел.
|