Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3. Меры пресечения





 

Особое место среди всех мер уголовно-процессуального при­нуждения занимают меры пресечения, которые могут быть применены к подозреваемому и обвиняемому, чтобы пресечь им возможность скрыться, иным способом уклониться от дознания, предварительно­го следствия или суда, воспрепятствовать установлению истины, заниматься преступной деятельностью, а также, чтобы обеспечить исполнение приговора.

Меры пресечения – это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.

Меры пресечения значительным образом стесняют права лич­ности, некоторые из них граничат с мерами уголовного наказа­ния. И, тем не менее, нельзя утверждать, что меры пресечения — это меры уголовного наказания. Хотя данное суждение и обще­принято в теории уголовного процесса, в его подтверждение следует привести некоторые аргументы.

Во-первых, различны цели мер пресечения и мер уголовного наказания. Цели мер уголовного наказания — это применение кары за совершенное преступление, исправление и перевоспита­ние осужденных. Меры пресечения не являются карой или сред­ством перевоспитания обвиняемого за совершенное преступле­ние. В отличие от мер уголовного наказания, назначаемых за уже совершенное общественно опасное деяние, в порядке возмеще­ния вреда, причиненного этим деянием, меры пресечения носят охранительный характер, они применяются для предупреждения ожидаемой опасности, возможного (будущего, не прошлого) противоправного поведения обвиняемого. Как отмечено выше, среди мер пресечения состоят в том, чтобы предупредить уклоне­ние обвиняемого от уголовного процесса, попытки скрыться от следствия и суда, пресечь, или хотя бы нейтрализовать проти­воправное противодействие обвиняемого установлению по делу истины. Меры уголовного наказания таких целей не преследуют, поскольку решение о применении наказания принимается на завершающем этапе уголовного судопроизводства, когда процес­суальные обязанности участников процесса выполнены, основ­ной вопрос уголовного процесса, т. е. вопрос о виновности подсудимого, уже решен.

Во-вторых, меры уголовного наказания применяются к осуж­денным, т.е. к тем липам, которые признаны виновными в со­вершении преступлении вступившими в законную силу пригово­рами судов. В отличие от этого меры пресечения применяются не к тем, кто уже осужден и признан виновным, вступившим в законную силу приговором суда, а к обвиняемым, которые могут быть впоследствии признаны и невиновными. Примене­ние мер пресечения (в том числе такой, как заключение под стражу) не должно предрешать осуждения обвиняемого и применения к нему наказания.

В-третьих, меры пресечения могут быть применены не только судом, но и другими органами уголовного судопроизводства: следователем, органом дознания, прокурором. В отличие от этого меры уголовного наказания могут применяться не иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом.

В-четвертых, применение судом уголовного наказания по­рождает для гражданина такие негативные последствия, как при­знание его судимым. Применение мер пресечения подобными юридическими последствиями не сопровождается.

Виды мер пресечения

В ст.116 УПК содержится достаточно широкий перечень мер пресечения, в который включены:

1) подписка о невыезде и надлежащем поведении;

2) личное поручительство;

3) Передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части;

4) отдача несовершеннолетнего под присмотр;

5) залог;

6) домашний арест;

7) заключение под стражу.

1. Подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст.120 УПК) заключается в отобрании от подозреваемого или обвиняемого письменного обя­зательства не покидать постоянное или временное место жительст­ва без разрешения органа уголовного преследования или суда, не препятствовать расследованию и разбирательству дела в суде, в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс. В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым данной им подписки к ним может быть применена более строгая мера пре­сечения, о чем должно быть объявлено при взятии подписки.

Эта мера пресечения основана на психологическом воздейс­твии в отношении определенного лица как самим фактом данного им обязательства, так и возможностью применения более строгой меры пресечения в случае нарушения указанного обязательства.

В то же время подписка о невыезде и надлежащем поведении не запрещает подозреваемому или обвиняемому выходить из своего жилища в пределах того населенного пункта, в котором находится его место жительства. Подписка о невыезде или надлежащем пове­дении оформляется в виде письменного документа, в котором изла­гается соответствующее обязательство, возлагаемое на лицо, ука­зываются последствия его несоблюдения. Этот процессуальный акт подписывается подозреваемым или обвиняемым и приобщается к ма­териалам уголовного дела вместе с постановление о применении данной меры пресечения.

Подписку о невыезде и надлежащем поведении следует отли­чать от обязательства подозреваемого, обвиняемого о явке по вы­зовам органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора, су­да, Обязательство о явке мерой пресечения не является и не зап­рещает выезд подозреваемого, обвиняемого с места своего житель­ства.

2. Личное поручительство (ст.121 УПК) заключается в принятии на себя заслуживающим доверие лицам письменного обязательства о том, что подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не скро­ются от органа уголовного преследования и суда, не будут пре­пятствовать расследованию дела или рассмотрению его судом и не будут заниматься преступной деятельностью. Число поручителей не может быть менее двух.

Эта мера пресечения применяется лишь по письменному хода­тайству поручителей и с согласия лица, в отношении которого да­ется поручительство.

Поручителями могут быть родственники подозреваемого, обви­няемого, его друзья или знакомые, которые заслуживают доверия в том, что их поручительство окажет на него сдерживающее и дис­циплинирующее воздействие, препятствующее нарушению им своих процессуальных обязанностей.

Поручитель дает подписку о личном поручительстве, в кото­ром он подтверждает, что ему разъяснены сущность подозрения или обвинения лица, в отношении которого он дает поручительство. Одновременно поручителю разъясняется его ответственность в слу­чае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предуп­реждения которых была применена данная мера пресечения. Если это случится, то на каждого поручителя может быть наложено су­дом денежное взыскание в размере от ста до пятисот базовых величин в порядке, предусмотренном ст.134 УПК.

Передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части (ст.122 УПК) состоит в возложении на командование воинской части, соединения, начальника военного учреждения, где служат или про­ходят учебные сборы подозреваемый или обвиняемый, обязанностипо обеспечению их надлежащего поведения.

Наблюдение командования воинской части состоит в принятии к подозреваемым, обвиняемым из числа лиц, проходящих службу или учебные сборы, мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Республики Беларусь, для того, чтобы обеспечить их надлежащее поведение и явку по вызовам органа, ведущего уголовный процесс. При избрании этой меры пресечения командованию воинской части сообщается о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения, вручается копия постановления (определения) о при­менении указанной меры пресечения. Об установлении наблюдения командование воинской части письменно уведомляет орган, изб­равший эту меру пресечения.

Военнослужащие, в отношении которых избирается данная мера пресечения, лишаются на время ее действия права ношения оружия, постоянно пребывают под наблюдением своих начальников или лиц суточного наряда, не привлекаются на работу вне части в одиноч­ном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные на­ряды. Такие лица не подлежат увольнению из расположения части в городской отпуск и не направляются в отпуск или в командировку.

В случае совершения подозреваемым или обвиняемым дейс­твий, для предупреждения которых была избрана данная мера пре­сечения, командование воинской части обязано немедленно сооб­щить об этом органу, избравшему меру пресечения.

4. Отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст.123 УПК) родителей, усы­новителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих до­верия лиц, а также администрации специального детского учрежде­ния, в котором он находится, состоит в принятии на себя кем-ли­бо из указанных лиц письменного обязательства обеспечить надле­жащее поведение несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняе­мого и его явку в орган уголовного преследования и суд. Эта ме­ра пресечения избирается лишь по письменному ходатайству наз­ванных лиц. При этом они ставятся в известность о характере преступления и их ответственности в случае нарушения принятых на себя обязанностей по присмотру. К лицам, которым был отдан под присмотр несовершеннолетний, в случае невыполнения ими принятого обязательства могут быть приняты меры взыскания, предусмотренные частью четвертой статьи 121 настоящего Кодекса.

Залог (ст.124 УПК) заключается во внесении подозреваемым, обвиняемым либо другим фактическим лицом в республиканский бюджет денежных средств для обеспечения явки подозреваемого или обвиняемого по вызову органа уголовного преследования и суда.

Сумма залога определяется органом, ведущим уголовный про­цесс и применяющим эту меру пресечения, с учетом тяжести прес­тупления, личности подозреваемого или обвиняемого, имуществен­ного положения залогодателя, но не менее ста базовых величин. При внесении залога залогодатель (если он, не подозреваемый или обвиняемый) должен быть поставлен в извест­ность о сущности подозрения или обвинения лица, в отношении ко­торого применяется эта мера пресечения, залогодателя и должно­стного лица, избравшего эту меру пресечения. Залогодателю вру­чается копия постановления (определения), по которому он вносит залог.

В случае уклонения подозреваемого или обвиняемого от явки по вызову органа уголовного преследования и суда мера пресече­ния изменяется на более строгую, а залог обращается в доход го­сударства по судебному решению. При прекращении дела залог возвращается залогодателю. Залог не может быть предметом кон­фискации.

6. Домашний арест (ст.125 УПК) заключается в изоляции подозреваемого или обвиняемого от общества без содержания его под стражей, но с применением правоограничений, определенных прокурором или его заместителем, Председателем Следственного комитета Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лицами, исполняющими их обязанности.

Домашний арест может сопровождаться следующими мерами, применяемыми как в отдельности, так и в допустимой совокупности:

1) запрет выхода из жилища полностью или в определенное время;

2) запрет телефонных переговоров, отправления корреспон­денции и использования средств связи, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 ст.125 УПК;

3) запрет общаться с определенными лицами и принимать кого бы то ни было у себя;

4) применение электронных средств контроля с возложением обязанности носить при себе эти средства и обслуживать их рабо­ту;

5) возложение обязанности отвечать на контрольные телефон­ные звонки и иные сигналы контроля, звонить по телефону или лично являться в определенное время в орган дознания или другой орган, осуществляющий надзор за поведением подозреваемого,

обвиняемого;

6) установление наблюдения за подозреваемым или обвиняемым или его жилищем, а также охраной его жилища или отведенного ему в жилище помещения;

7) другие подобные меры, обеспечивающие надлежащее поведе­ние и изоляцию подозреваемого, обвиняемого от общества.

Порядок избрания данной меры пресечения такой же, как изб­рание меры пресечения в виде заключения под стражу. Срок домаш­него ареста может быть продлен.

При нарушении мер домашнего ареста эта мера пресечения мо­жет быть изменена с санкции прокурора или судом на меру пресе­чения в виде заключения под стражу.

Мера пресечения в виде домашнего ареста при нарушении возложенных на подозреваемого или обвиняемого обязанностей и установленных для них правоограничений может быть изменена прокурором, его заместителем, Председателем Следственного комитета Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лицами, исполняющими их обязанности, либо следователем с санкции прокурора или его заместителя или судом на заключение под стражу.

О применении меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства орган, ведущий уголовный процесс, сообщает в Министерство иностранных дел Республики Беларусь по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства не позднее одних суток с момента применения меры пресечения в виде домашнего ареста для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства заключенных под домашний арест иностранного гражданина или лица без гражданства.

Заключение под стражу (ст.126 УПК) в качестве меры пресе­чения состоит во временном лишении свободы подозреваемого, об­виняемого путем помещения его в места содержания под стражей на период производства по уголовному делу в связи с имеющимися за­конными основаниями в целях обеспечения надлежащего поведения этого лица. Это самая строгая мера пресечения, которая ограни­чивает конституционные права и свободы человека. Согласно ст.25 Конституции, государство обеспечивать свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.

Поэтому для применения данной меры пресечения требуются особо надежные гарантии. Так, в ст.126 УПК закреплено, что данная ме­ра пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. Исключение составляют следующие случаи. Во-первых, если лицом совершено тяжкое или особо тяжкое преступление, то эта мера пресечения применяется по мотивам одной лишь тяжести преступления, и, во-вторых, если это лицо не имеет постоянного места жительства на территории Республики Беларусь, не установ­лена его личность. К подозреваемым или обвиняемым, которые скрылись от органов уголовного преследования или суда, названная мера пресечения может быть применена независимо от предусмотренного за совершенное преступление наказания.

Следователь самостоятельно не может заключить лицо под стражу. Эта мера пресечения применяется только с санкции проку­рора, а в стадии судебного производства - судом.

При решении вопроса о даче санкции или вынесении постановления о заключении под стражу прокурор или его заместитель либо Председатель Следственного комитета Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лица, исполняющие их обязанности, обязаны изучить все материалы, содержащие основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого – во всех случаях.

Право давать санкцию на заключение под стражу принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь, прокурорам областей, городов, районов, приравненным к ним прокурорам и их заместителям. Заключение под стражу может быть применено также по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности.

Лицо, заключенное под стражу, его защитник, законный представитель вправе обжаловать постановление (определение) органа, ведущего уголовный процесс, в порядке, предусмотренном статьей 143 УПК.

В случае отказа прокурора или его заместителя в даче санкции на заключение под стражу повторное обращение за санкцией в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, дающих основание для применения данной меры пресечения. Указанные правила действуют также при повторном применении данной меры пресечения после ее отмены судом.

Если вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого возник в судебном заседании, то решение об этом принимает суд по ходатайству сторон или по собственной инициативе.

О применении меры пресечения в виде заключения под стражу орган уголовного преследования или суд обязаны уведомить лиц, указанных в части 1 статьи 115 УПК, а также при применении этой меры пресечения в отношении лиц, дети которых остаются без попечения родителей, – не позднее следующего дня после принятия указанного решения уведомить управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту жительства этих лиц для обеспечения государственной защиты детей, при применении этой меры пресечения в отношении пенсионера – уведомить орган, выплачивающий ему пенсию, при применении этой меры пресечения в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства – по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства сообщить об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь не позднее одних суток с момента применения меры пресечения в виде заключения под стражу для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства заключенных под стражу иностранного гражданина или лица без гражданства.

Порядок и условия содержания лиц, заключенных под стражу, определяются законом.

Содержание под стражей при предварительном расследовании не может превышать двух месяцев. Прокурор района, города и при­равненные к ним прокуроры или их заместители в случае невозмож­ности закончить расследование в срок и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения могут продлить этот срок до трех месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено прокурором области, города Минска и приравненными к ним прокурорами и их заместителями до шести месяцев со дня заключения под стражу. Продление срока содержания под стражей свыше шести месяцев допускается лишь в отношении лиц, обвиняе­мых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, совершивших преступления на территории Республики Беларусь и не имеющих постоянного места жительства в Республике Беларусь при наличии оснований полагать, что они могут скрыться от следствия и суда за пределы Республики Беларусь. Такое продле­ние осуществляется заместителями Генерального прокурора Респуб­лики Беларусь до 12 месяцев, Генеральным прокурором - до 18 ме­сяцев. Дальнейшее продление срока во время предварительного расследования не допускается, содержащийся под стражей обвиняе­мый подлежит немедленному освобождению, при этом применяется иная мера пресечения.

Срок содержания под стражей лица, выдаваемого Республике Беларусь для осуществления уголовного преследования, свыше восемнадцати месяцев может быть продлен Генеральным прокурором Республики Беларусь или лицом, исполняющим его обязанности, на время, необходимое:

1) для выдачи лица Республике Беларусь;

2) для окончания предварительного расследования по уголовному делу после выдачи лица Республике Беларусь, но не более чем на шесть месяцев. При этом срок содержания под стражей не может превышать предельного срока наказания в виде лишения свободы, предусмотренного за преступление, в совершении которого лицо обвиняется.

Срок содержания под стражей исчисляется со времени заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу и до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд. В этот срок засчитывается время нахождения лица в местах лишения свободы (изоляторах временного содержания и иных местах содержания арестованных в органах внутренних дел и иных органах, ведущих досудебное производство), время, в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства в связи с выдачей его Республике Беларусь для осуществления уголовного преследования, а также время принудительного пребывания в психиатрическом (психоневрологическом) учреждении, иной государственной организации здравоохранения лица, помещенного в это учреждение (эту государственную организацию) с санкции прокурора или его заместителя либо по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности, или по постановлению (определению) суда.

О продлении срока содержания под стражей следователь вы­носит постановление о возбуждении соответствующего мотивированного ходатайства и представляет его прокурору не позднее чем за пять суток до истечения срока содержания под стражей, а при продлении названного срока больше шести месяцев - за десять су­ток.

Необходимо помнить, что постановление о продлении срока содержания под стражей, как и постановление о заключении под стражу, может быть обжаловано в суд.

При повторном заключении под стражу подозреваемого, обви­няемого по одному и тому же делу, а также по соединенному с этим или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом ранее проведенного под стражей времени.

В случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с уголовным делом до истечения предельного срока содержания под стражей невозможно, Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе не позднее десяти суток до истечения этого срока возбудить ходатайство перед Председателем Верховного Суда Республики Беларусь о продлении срока содержания под стражей на время, не­обходимое для ознакомления обвиняемого и его защитника с мате­риалами дела.

Такое ходатайство Генерального прокурора рассматривается судьей Верховного Суда единолично с участием прокурора. По ус­мотрению суда в судебном заседании могут участвовать обвиняе­мый, его защитник, законный представитель обвиняемого.

После того как уголовное дело будет направлено в суд, продление срока содержания под стражей осуществляется судом, в производстве которого находится уголовное дело. При этом вопрос о необходимости дальнейшего содержания обвиняемого под стражей рассматривается судьей в срок не более пяти суток со дня полу­чения ходатайства, в результате чего судья своим постановлением продлевает срок содержания обвиняемого под стражей до окончания ознакомления с делом, но не свыше шести месяцев, или отказывает в ходатайстве Генерального прокурора и освобождает лицо из-под стражи. После поступления дела в суд срок продлевается судом. При этом обвиняемый не может содержатся под стражей по делу, находящемуся в суде более шести месяцев, а по делу в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступле­ний, - более 12 месяцев. По таким же правилам продлевается срок содержания под стражей судами второй инстанции при рассмотрении кассационных жалоб и протестов. Однако эти решения суда мо­гут быть обжалованы в вышестоящий суд, решение которого являет­ся окончательным.

По уголовному делу в отношении лица, обвиняемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, когда рассмотрение уголовного дела судом до истечения срока содержания обвиняемого под стражей, предусмотренного частью 13 настоящей статьи, невозможно, а по обстоятельствам уголовного дела мера пресечения не может быть изменена, суд, рассматривающий уголовное дело, вправе не позднее десяти суток до истечения этого срока возбудить ходатайство перед Председателем Верховного Суда Республики Беларусь о продлении срока содержания обвиняемого под стражей на время, необходимое для рассмотрения уголовного дела судом.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь не позднее пяти суток со дня получения ходатайства, указанного в части 131 настоящей статьи, выносит одно из следующих постановлений:

1) о продлении срока содержания обвиняемого под стражей на время, необходимое для рассмотрения уголовного дела судом, но не свыше шести месяцев;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства суда.

При направлении уголовного дела в суд для нового судебного разбирательства после отмены приговора, по которому срок содержания обвиняемого под стражей, установленный частью первой настоящей статьи, истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей не может быть изменена, продление срока содержания под стражей производится судом, в производстве которого находится уголовное дело, в порядке и пределах, установленных частью тринадцатой настоящей

При возвращении суду для нового рассмотрения уголовного дела после отмены приговора, по которому срок содержания обви­няемого под стражей истек, а по обстоятельствам дела мера пре­сечения в виде содержания под стражей изменена быть не может, продление срока содержания под стражей производится судом, в производстве которого находится дело, в вышеизложенном порядке. По таким же правила производится продление срока содержания осужденного под стражей судами второй инстанции при рассмотре­нии кассационных жалоб и протестов.

Если прокурор возвращает уголовное дело следователю для производства дополнительного расследования, по которому срок содержания обвиняемого под стражей истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей изменена быть не может, продление срока содержания под стражей произво­дится прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пре­делах одного месяца, о чем прокурор выносит постановление. Дальнейшее продление указанного срока проводится с учетом времени пребывания обвиняемого под стражей в пределах, установленных частями второй, третьей и четвертой ст.127 УПК.

В соответствии со ст.143 УПК жалобы на применение меры пресечения в виде заключения под стражу или продление срока содержания под стражей, домашнего ареста приносятся в суд лицом, содержащимся под стражей или находящимся под домашним арестом, его защитником или законным представителем через орган, ведущий уголовный процесс. Получив такую жалобу, администрация места содержания лица под стражей обязана в течение 24 часов с момен­та ее получения передать жалобу органу, ведущему производство по делу, о чем уведомляется лицо, подавшее жалобу, и прокурор. Следователь обязан в отношении заключенного под стражу в тече­ние 72 часов с момента получения жалобы передать ее в суд с ма­териалами, подтверждающими обоснованность и законность заключения под стражу или ареста. После направления жалобы в суд жа­лобы от других лиц не принимаются.

Судебная проверка законности и обоснованности заключения под стражу или продления срока содержания под стражей, домашне­го ареста производится единолично судьей по месту расследования преступления, а определение (постановление) суда о заключе­нии под стражу, домашнем аресте или продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста - единолично судьей вышестоящего суда с участием прокурора.

Судья единолично обязан рассмотреть жалобу в срок не бо­лее 72 часов с момента поступления ее в суд. Рассмотрение жа­лобы производится в закрытом заседании с участием прокурора, защитника (если он участвует в деле), законного представителя несовершеннолетнего, содержащегося под стражей, и потерпевшего.

Однако их неявка не является препятствием для рассмотрения жа­лобы. В необходимых случаях для участия в рассмотрении жалобы судья вправе вызвать содержащегося под стражей, находящегося под домашним арестом.

В результате судебной проверки судья выносит одно из пос­тановлений:

1) об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и освобождении лица из-под стражи, домашнего ареста;

2) о продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста;

3) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Данное постановление судьи вступает в законную силу по истечении 24 часов с момента его вынесения. В этот срок это пос­тановление может быть опротестовано прокурором, а также обжало­вано потерпевшим или его представителем в вышестоящий суд. При­несение протеста или подача жалобы приостанавливают исполнение постановления судьи. Если принято решение об отмене домашнего ареста, заключения под стражу или об освобождении лица из-под стражи, судья обязан избрать другую меру пресечения. Постановление судьи об оставлении жалобы без удовлетворения может быть обжаловано подозреваемым, обвиняемым, его защитником, потерпев­шим и их представителями в течение 24 часов. Протесты и жалобы на постановление судьи рассматриваются вышестоящим судом в те­чение трех суток с участием прокурора. После вступления поста­новления судьи в законную силу его копия направляется прокурору и заявителю, а также администрации места содержания лица в слу­чаях отмены заключения под стражу или освобождения лица из-под стражи либо органу внутренних дел в случаях отмены домашнего ареста для исполнения.

Повторное обжалование не допускается.

Date: 2016-05-25; view: 1190; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию