Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основания применения мер пресечения





Государство обязано гарантировать законное и обоснованное применение мер пресечения. Обеспечивается это законодатель­ным перечнем мер пресечения, установлением в законе основа­ний, условий и порядка применения каждой из выбранных мер пресечения, определением четких и точных границ применения мер пресечения, исключающим тем самым произвол органов расследования, прокуроров, судей в избрании и применении мер пресечения.

Урегулированность законодателем оснований, видов и поряд­ка применения мер пресечения автоматически не гарантирует от нарушений законности и прав личности, поскольку все это не исключает личного усмотрения следователя, дознавателя, прокурора, судей при избрании и применении мер пресечения. В этой связи необходимы надежные гарантии беспристрастности и юридической грамотности, профессиона­лизма субъектов уголовного процесса, применяющих меры пре­сечения, их высокой нравственности и гражданственности.

Решение о применении мер пресечения должно быть законным и обоснованным. Они могут применяться лишь при наличии предусмот­ренных к тому достаточных оснований.

Согласно ст.117 УПК, меры пресечения могут применяться лишь в том случае, когда собранные по уголовному делу доказательства дают достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый могут:

1) скрыться от органа уголовного преследования и суда;

2) воспрепятствовать предварительному расследованию уго­ловного дела или рассмотрению его судом, в том числе путем ока­зания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, неявки без уважительных причин по вызовам орга­на, ведущего уголовный процесс;

3) совершить предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние;

4) противодействовать исполнению приговора.

Эти обстоятельства, подтвержденные доказательствами, и образуют основания для избрания меры пресечения.

Поскольку обстоятельства, названные в ст.117 УПК, как правило, носят прогнос­тический характер, применение мер пресечения возможно при веро­ятности наступления указанных обстоятельств. Однако эти предпо­ложения должны базироваться на достаточно убедительных доказа­тельствах. Так, основанием для вывода о том, что обвиняемый скроется, могут служить достоверно установленные путем доказы­вания сведения об увольнении его с работы, выписка его с места жительства или вообще отсутствие такового и т.п. Основанием для предположения, что обвиняемый будет совершать предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, могут служить на­личие у него преступных связей, отношение к содеянному, данные о прошлых судимостях и т.п.

Таким образом, основаниями избрания мер пресечения являют­ся указанные в законе обстоятельства, подтвержденные такой со­вокупностью доказательств, которая дает возможность обоснованно предположить, что без воздействия меры пресечения лицо может совершить одно из указанных в законе действий. Важное значение при избрании меры пресечения имеет учет обстоятельств, перечис­ленных в части второй ст.117 УПК. Так, при решении вопроса о применении меры пресечения необходимо учитывать характер подоз­рения или обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, его возраст и состояние здоровья, род занятий, семейное и иму­щественное положение, наличие постоянного места жительства и другие обстоятельства. В частности, в совокупности с другими данными состояние здоровья, преклонный возраст обвиняемого, наличие семьи, постоянного места жительства и работы может свидетельствовать о том, что нет оснований опасаться уклонения от органов, ведущих уголовный процесс. При решении вопроса о том, какую меру пресечения следует избрать обвиняемому, также учитываются указанные выше обстоятельства.

Следует помнить и о том, что при избрании меры пресечения закон предоставляет право выбора того или иного решения, пос­кольку избрание меры пресечения является правом, а не обязан­ностью органа, ведущего уголовный процесс. Эти органы, исходя из конкретных обстоятельств дела и личности обвиняемого (подоз­реваемого), могут вообще не избирать меру пресечения, а взять у подозреваемого или обвиняемого письменное обязательство являть­ся по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.

Если мера пресечения применяется в отношении подозреваемо­го, то обвинение должно быть предъявлено не позднее десяти суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем в отношении его применена мера пресечения, – в тот же срок с момента фактического задержания. В случае применения меры пресечения в отношении подозреваемого в совершении преступлений, указанных в части четвертой статьи 108 УПК, обвинение должно быть предъявлено в срок не позднее двадцати суток с момента фактического задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, орган уголовного преследования обязан немедленно отменить меру пресечения (ст.118 УПК).

О применении, изменении либо отмене меры пресечения орган дознания, лицо, производящее дознание, следователь, Председатель Следственного комитета Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лица, исполняющие их обязанности, прокурор или судья выносят постановление, а суд – определение, которые должны быть мотивированы, содержать указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и обоснование необходимости ее применения, изменения либо отмены.

На стадии предварительного расследования меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога могут применяться прокурором или его заместителем либо Председателем Следственного комитета Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лицами, исполняющими их обязанности, либо органом дознания или следователем с санкции прокурора или его заместителя, а на стадии судебного разбирательства – судом.

Орган, ведущий уголовный процесс, объявляет подозреваемому или обвиняемому постановление (определение) о применении, изменении либо отмене меры пресечения, разъясняет им порядок его обжалования и вручает копию постановления (определения). Выполнение указанных действий удостоверяется подписями подозреваемого или обвиняемого и должностного лица, объявившего постановление (определение) о применении меры пресечения.

Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает дальнейшая необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела.

Отмена или изменение органом дознания или следователем меры пресечения, примененной с санкции прокурора либо его заместителя, допускаются лишь с согласия прокурора или его заместителя.

Исполнение постановления (определения) о применении меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста производится органами дознания.

 

Date: 2016-05-25; view: 379; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию