Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Асаблівасці выкарыстання праблемна-пошукавых метадаў у працэсе выкладання дысцыплін спецыяльнасці





Отличительной чертой этих методов является постановка перед студентами вопроса (проблемы), па который они самостоятельно ищут ответ, сами создают для них новые знания, «делают открытия», формулируют теоретические выводы. Проблемно-поисковые методы требуют активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения. Несомненно, познавательная деятельность студентов протекает не самостоятельно, а под руководством преподавателя, который цепочкой вопросов и заданий подводит студентов к выводам. Использование проблемно-поисковых методов требует от преподавателя хорошего знания учебного материала, широкой эрудиции, умения устанавливать и поддерживать в учебной работе контакт со студентами, создавать атмосферу сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.

Проблемная лекция отличается от обычной тем, что начинается с вопроса, с постановки проблемы, которую в ходе изложения учебного материала лектор последовательно и логично решает или раскрывает пути ее решения. Среди сформулированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает слушателей к работе мысли, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, привлекает внимание слушателей.

Проблемно-поисковое обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также активная самостоятельная поисковая деятельность учащихся по разрешению проблем. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Такой вид обучения предполагает:

-самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий;

-последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем;

-новый способ мышления, прочность знаний и творческое применение их в практической деятельности

При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учащихся на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдений, анализа фактов, мыслительной деятельности.

В проблемном обучении используются следующие основные понятия:

- Проблема – «сложный вопрос, задача, требующая решения» (С.И.Ожегов). Она может быть учебной или научной.

- Учебная проблема – это вопрос или задание, способ решения или результат которого ученику заранее неизвестен, но ученик обладает определенными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого результата или способа выполнения задания. Вопрос, на который ученик заранее знает ответ, не является проблемой.

- Проблемная ситуация – это психическое состояние личности, при котором возникает познавательная потребность.

Для построения проблемного обучения требуется преднамеренное и систематическое создание соответствующих проблемных ситуаций. Их можно разделить на несколько групп:

1. Проблемные ситуации возникают тогда, когда учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знаний в новых практических условиях. При этом учащиеся могут столкнуться с недостатком знаний, умений и навыков для решения конкретной задачи. Осознание этого факта возбуждает познавательный интерес.

2.Имеется противоречие между теоретически возможным путем решения и практической неосуществимостью избранного способа.

3.Имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

4.Учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, т.е. осознают недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта.

 

При изучении практически любого раздела биологии возможно создание проблемных ситуаций. Однако, для того, чтобы проблема стала предметом поиска для ученика, и он смог ее решить, она должна стать личностно важной. При этом метод проблем и поиска решений – это систематическая работа учителя, а не однократная акция. Ученик должен быть готов «увидеть» проблему, сформулированную учителем, и определить пути поиска ее решения.

Проблемные ситуации могут возникать на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Психологические условия для успешного применения проблемного обучения:

- проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;

- быть доступным для учащихся;

- должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;

- задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения:

1.Высокая самостоятельность учащихся;

2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося.

Наиболее удачной проблемной ситуацией следует считать такую, которую сформулировали сами учащиеся.

 

Date: 2016-05-24; view: 394; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию