Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гістарычныя этапы і сучасныя тэндэнцыі развіцця прафесійнай падрыхтоўкі спецыялістаў сацыяльна-культурнай дзейнасці за мяжой





Обучение искусствам в Европе насчитывает не одно тысячелетие. В историческом развитии западноевропейского образования можно выделить ряд крупных этапов.

1. Становление системы средневекового образования с конца 5 века н.э. Благодаря работам Боэция, Кассиондера, Бенедикта и др., сложилась система средневекового образования, включая его идеологию, содержание, формы, методы и организацию. С этого времени образование стало делом церкви.

Содержание средневекового образования составляла уходящая своими корнями в латинскую культуру система 7 свободных искусств: грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки. Педагогика средневековья покоилась на приоритетном значении духа над плотью, а архитектура, скульптура, музыка способствовали укреплению веры в Бога.

2. «Каролингское возрождение», вторая половина 8 – вторая половина 9 века. В это время, благодаря деятельности Карла Великого был дан первый импульс развитию образования: усовершенствовано его содержание и организации, открыты элементарные школы при сельских церквах и школы, дающие более высокое образование при крупных церквах и монастырях. «Система» образования, созданная в этот период, просуществовала века, а начальная школа – до конца 18 века. Большое влияние на образовательные процессы оказывала средневековая культура, которая была ориентирована на античную римскую культуру.

3. этап начинается с 12 века, когда в Европе складывается светская система образования, имеющая определенную автономию и существовавшая наряду с церковными школами. В этот период значительно увеличивается объем содержания образования, особенно университетского. В него включается много новых предметов и произведений. В это время создаются новые формы обучения: лекция, экзамен. В европейских университетах начиная с 12-13 веков идет создание своей образовательной культуры.

4. начинается в эпоху Возрождения, которая выработала новую идеологию и философию образования, утвердила понимание его ведущей роли в жизни общества и человека, создала его систему с классическим содержанием и оригинальными формами (классно-урочная) и методами (обучение в игре, творческие задания, живое изучение языков и т.д.) обучения, направленными на развитие активности обучаемого, его творческих способностей. Живопись, скульптура, литература и музыка эпохи Возрождения поставили во главу угла человека, его физическую и духовную красоту как отражение красоты божественной.

5. приурочен к 17 веку. В этот период произошло формирование общественного и педагогического движения, получившего название Просвещения, которое вызвало к жизни философию и идеологию нового образования. Важнейшей для эпохи Просвещения стала идея решающей роли образования и просвещения в судьбах мира и каждой страны, каждого сословья и каждого человека. Осуществляется постепенный переход от древнеклассического к национальному содержанию образования.

Совершенствование форм и методов обучения было направлено на максимальное развитие творческих способностей каждого ребенка. С конца 19 века началась интенсивная разработка и модернизация организационных форм и технологий обучения и воспитания, ориентированных на творческое развитие личности.

На современном этапе количество учебного времени, выделяемое на художественные дисциплины, в различных странах неодинаково. Так, в Японии, Германии и США оно значительно превышает средние общемировые показатели. В Германии на искусство приходится 12% учебного времени, а на литературу и язык – 38%. В школах Японии изобразительное искусство и музыка занимают в программах школ 12 часов еженедельно, не считая уроков созерцания, обязательного самодеятельного творчества и свободного дня для посещения спектаклей и выставок. В американской школе каждый ученик обязан изучать один из видов искусства и заниматься на одном из музыкальных инструментов по своему выбору.

В других странах, таких как Великобритания и Франция, незначительное количество часов, приходящееся на художественные дисциплины, компенсируется государством в виде организации массовых посещений школьниками музеев и выставок, театров и концертных залов, а также большого количества экскурсий, на которые отчисляются государственные субсидии.

Наряду с развитием общеобразовательных технологий обучения подрастающего поколения, ведущие западные страны накопили определенный опыт в деле профессиональной подготовки кадров сферы культуры и искусства.

В отличие от отечественной системы образования, где ведется подготовка специалистов для организации СКД, в зарубежных странах эта сфера связана с понятием досуга, т.е. совокупности видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время. Причем досуг как вид деятельности служит как отдыху, так и развитию личности, удовлетворению потребности в развлечениях и общении.

Обогащению культурно-досуговой сферы в Западной Европе, США, Канаде, Австралии и других странах способствовали государственная политика в сфере досуга и активность ряда научных и общественно-просветительных организаций. В 14 странах мира функционируют министерства и комитеты досуга, в 39 – министерства и комитеты досуга и спорта. В 41 стране мира созданы академии досуга. Наиболее авторитетные научные центры по изучению культурно-досуговой сферы и разработке социальных технологий стимулирования творческой активности личности в условиях свободного времени функционируют на базе ведущих университетов США и Великобритании.

В Западной Европе, США и других странах на стыке педагогики, медицины, психологии, культурологии, менеджмента и социальной работы сложилась квалификация специалистов, обеспечивающих создание благоприятных условий для поддержания здоровья и рационального досуга всех возрастных групп населения.

Система первичной подготовки организаторов досуга в странах Запада еще не сформирована, хотя общественная потребность в ней проявилась достаточно давно. Есть необходимость профессиональной подготовки специалистов в этой области, знающих формы и методы такой работы, ее специфику.

В США, начиная с 50-х годов, отделы образования таких штатов, как Флорида, Миннесота, Индиана организовали двухгодичные курсы обучения организаторов досуга из числа выпускников гуманитарных факультетов университетов.

В 1964 году в Австралии появляются первые курсы, дающие диплом в области организации досуга. К началу 70-х годов подготовка профессиональных кадров релаксаторов в сфере досуга велась на инициативных началах учебными заведениями, где читались различные несогласованные между собой курсы психологии, педагогики, культурологии досуга и свободного времени.

В США с середины 60-х годов сложилась практика подготовки управленческих кадров в области культуры. Начало было положено Фондом Форда, который организовал интернатуру для небольшой группы молодых кандидатов на должность администраторов в сфере культуры и искусств. Тем самым впервые внимание было привлечено к тому факту, что роль администраторов в культуре важна и имеет свою специфику. В 1969 году университеты штатов Висконсин и Калифорния ввели двухгодичные программы с присуждением степеней бакалавров педагогики досуга.

В настоящее время в США действуют 25 программ для менеджеров в области СКД. При этом следует отметить, что в программах разных университетов имеются существенные различия. Некоторые присуждают степень магистра искусств, другие – магистра изящных искусств, третьи – магистра управленческих наук. Но все они имеют определенное сходство, т.к. включают такие предметы, как финансирование, психология служебных отношений, маркетинг, правовые аспекты управления культурой, СКД, теория и практика спонсорства, интернатура (опыт практической работы для проверки и развития профессиональных умений и навыков).

Подготовка собственно организаторов досуга (педагогов свободного времени, релаксаторов, аниматоров и т.д.) в США по состоянию на начало 90-х годов оставалась на уровне бакалавров. Хотя следует отметить, что в штатах Невада, Аризона, Колорадо, Канзас, Небраска в 80-е годы принимались решения об организации подготовки специалистов культурно-досуговой сферы на уровне магистра.

Британская модель подготовки специалистов для социально-культурной сферы представляет собой сеть профессиональных курсов университетов, на базе политехнических институтов и других специализированных учебных заведений и организаций. Имеются также трех- и четырехгодичные курсы для новичков. В процессе и на завершающей стадии обучения студенты стажируются в учреждениях культуры и готовят выпускные работы на звание бакалавра или магистра искусств.

Во Франции существуют 4 основных направления подготовки кадров социально-культурной сферы. 1 – подготовка специалистов для сферы культуры (библиотек, музеев, КДУ и т.п.). 2 – подготовка руководящих кадров для системы культуры на местном и государственном уровнях. 3 – обучение культурно-управленческим специальностям в школах администрации и коммерции. 4 – обучение в университетах, дающее гуманитарные знания, на базе которых организуются одно- двухгодичные курсы повышения квалификации с присуждением степени магистра культуры, магистра педагогики, аниматора культурно-досуговой сферы. В рамках Министерства культуры готовятся аниматоры досуга. Это специалисты, интегрирующие функции социальных педагогов свободного времени детей и подростков, а также лидеров КДД различных групп населения.

Следует отметить, что на данный момент в Европе сложились 2 типа обучения: повышение квалификации и получение новой специальности.

В Германии в последние годы в ряде высших учебных заведений введены специализированные курсы и программы, ориентированные на обучение специалистов для культурно-досуговой сферы. В высшей школе музыкального воспитания и зрелищных искусств в Гамбурге в общую программу обучения введен курс «Менеджмент в сфере культуры». С 70-80-х годов во всех городах начата подготовка педагогов досуга, которые в первую очередь работают с детьми и занимаются организацией семейного досуга.

Организация обучения специалистов для социокультурной сферы в Швеции базируется на концепции «культурной коммуникации», т.е. системе организованных мер, направленных на обеспечение большей доступности произведений искусства и продукции культуры, с одной стороны, и на активизацию участия людей в «производстве искусства» и развитие их культурной деятельности. Основными задачами администратора в этой сфере являются планирование и проведение различных культурных мероприятий, распределение субсидий, а также стимулирование интереса широкой публики к определенным видам искусства. Совмещение администратором двух функций – организационно-административной и педагогическо-активизирующей – вести подготовку кадров по двум направлениям. Так, администратор, специализирующийся в первом направлении, должен иметь университетскую степень в определенном виде искусства, а затем повышать свою квалификацию в избранной сфере культуры и досуга. Например, колледж кино, телевидения, радио и театра предполагает трехгодичное обучение для продюсеров театра.

Кадры так называемых коммуникаторов готовятся преимущественно в народных высших школах на основе программ по эстетике, музыке, дреме, изящным искусствам, им также дают определенные знания в области культурной политики, социологии культуры, психологии, педагогики, организации культурной жизни. По окончании обучения выпускники работают организаторами культурно-рекреационных мероприятий, преподавателями ритмики и танца, руководителями хора, музыкальных, художественных, драматических кружков.

Развитие учебных заведений профессионального образования работников социально-культурной сферы в странах Запада связано с тенденцией роста числа учебных программ и расширением сферы этого вида подготовки специалистов. Начиная с 1930-х годов, они возникают в США, после 1945 года – в Европе. Особенный рост был отмечен в США в 70-е годы: их число достигло 345. К 1998 году в Европе было зарегистрировано 495 программы по досугу.

В международном каталоге содержатся сведения о 1000 учебных заведений по досугу, активному отдыху и родственным областям в США, Европе, Азии, Африке и на островах Океании. Около 500 учебных заведений зарегистрировано в Европе, более 300 в США. В России – 26.

В настоящее время возникает новая задача соединения педагогики досуга и менеджмента сферы досуга, и этот процесс особенно интенсивно идет в странах Европы.

В Швеции в 1998 году организаторов досуга готовили в 17 городах, преимущественно в педагогических академиях. В Великобритании 8 университетов предлагают образование по менеджменту досуга, культурному использованию исторических памятников, разработке программ отдыха. Во Франции идет активный процесс развития образования по организации досуга и туризма, взаимодействуют университетская и неакадемическая системы профессионального обучения.

В США программы по организации досуга и досуговедению имеют длительность 2, 4, 6 и 8 лет и предусматривают подготовку по 4 направлениям: менеджмент служб досуга; менеджмент отдыха на природе и в парках; разработка программ досуга; терапевтические службы досуга. Здесь профессиональная подготовка осуществляется посредством предоставления потенциальным работникам формальных и неформальных образовательных программ на базе учебных заведений: независимых колледжей первой и второй ступеней обучения (2 и 4 года обучения соответственно) и на базе огромного количества университетских. Только выпускники четырехгодичных колледжей получают квалификацию бакалавров, затем, повышая свою квалификацию в университете в течении 2 лет, степень магистра. Существуют также программы подготовки докторов философии в области досуговедения.

Неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки является получение соответствующих навыков работы на базе действующих досуговых агентств и фирм.

 

Date: 2016-05-24; view: 266; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию