Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Творчество поэтов-декабристов





Лекция 5.

1. Особенности гражданской поэзии.

2. Сатиры, оды и элегии. К. Рылеева.

3. Поэма «Войнаровский» К.Ф. Рылеева

 

1. Декабристы выдвинули из своей среды значительных поэтов и писателей, которые были и активными деятелями революционного движения и «образовали» гражданский (гражданско-героический, революционный) романтизм – ведущее течение прогрессивного романтизма.

Гражданский романтизм (ГР) – литературное течение, которое тесно связано с жизнью, ее правдой; принципы отбора, оценок и типизации явлений действительности своеобразны и отличаются от реализма. Он противоположен элегическому романтизму. Рылеев в письме к Пушкину писал: «К несчастью, влияние его (Жуковского – А.Д.) было слишком пагубно: мистицизм, которым проникнута большая часть его стихотворений, мечтательность, неопределенность и какая-то туманность, которые в нем иногда даже прелестны, растлили многих и много зла наделали».

Его особенности заключены в следующем: ярко выраженный оптимизм; особое внимание на теме предназначения поэта – вдохновенного барда и пламенного социального трибуна, глашатая, провозвестника высоких истин и неутомимого борца за свободу; определяющие темы – тема родины, ее истории, общественного долга, гражданского подвига, жертвенности во имя народного блага; призыв к коренному изменению государственного режима, враждебного всестороннему развитию личности человека; резкий разлад с окружающей и дисгармоничной действительностью определил предпочтение своим мечтам (А.И.Ревякин ИРЛ (1 пол.) – М.: Просвещение, 1981. – С. 112); характеры и явления необычные, исключительные, антитетичные (прекрасные и безобразные, героические и эгоистические и т.п.); в оценке характеров и явлений исходят из декабристских идейно-политических и эстетических позиций; ведущие идеи – жизнеутверждение, героическое тираноборчество и свобода, борьба за национально-самобытную литературу, проникнутую возвышенным стремлением к общественному долгу и нравственным доблестям (С. 113).

Отличия ГР от ЭР: 1. гражданские романтики широко используя приемы классицистской экспрессии, в центре внимания изображали героическую активность общественных борцов, внутренний мир необыкновенной, избранной, нравственно-доблестной личности; тогда как классицисты изображали государство и общество, человека вообще; сентименталисты – идиллическую жизнь на лоне природы; 2. герой К. – олицетворение идей и чувств в их всеобщем выражении; в ГР - герой известного времени и места, с резко обозначенными чертами сложной индивидуальности, со своеобразной личной судьбой; 3. внутренний мир героя у К. индивидуализирован, с вниманием на какой-либо одной страсти в ее родовой сущности, Р. подчеркивали исключительность, сложность, неповторимость его облика (С.114).

2. Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826) – поэт-революционер, виднейший деятель Северного общества декабристов, прожил недолгую, но яркую жизнь, отданную борьбе за свободу. В ИРЛ оставил след как крупнейший представитель декабристского романтизма. С юных лет выделялся независимым, смелым и непокорным духом, чувством товарищества, рано пробудившейся склонностью к поэзии. Отечественная война 1812 г. воспламенила его патриотизм, что отразилось в его ранних стихотворениях и прозаических отрывках, в которых восхищается мощью России, воспевает Кутузова. В 1821 г. его принимают членом в Вольное общество любителей российской словесности. В дальнейшем, работает над новыми жанрами в творчестве историческими балладами и поэмами, растет как поэт и становится крупнейшим деятелем декабристского периода. С 1823 г. в составе Северного общества декабристов развернул деятельность, принимая новых членов, совершая поездки в Крондштат и в Москву для организации отделений общества. Под влиянием Пестеля переходит на левую сторону Общества. Постепенно он становится душой Общества, объединяя вокруг себя наиболее радикально настроенных членов как Оболенский, Каховский, братья Бестужевы, А. Одоевский, Корнилович, Кюхельбекер. Эта группировка сыграла особую роль в подготовке восстания 14 декабря. В день восстания в числе его руководителей был на Сенатской площади. Потрясенный неудачей, вернулся домой и был арестован в ту же ночь. После одиночного заключения в Алексеевском равелине Петропавловской крепости Р. в числе пяти виднейших декабристов был повешен ранним утром 13 (25 по н.ст.) июля 1826 г.

Первые его стихи ничем не выделялись среди популярных в то время жанров «легкой поэзии». Рождение нового поэта обусловлено появлением сатиры на Аракчеева «К временщику», опубликованное в 1820 г. в журнале «Невский зритель» (октябрь) с подзаголовком «Подражание Персиевой сатире «К Рубеллию». В 1821 г. написано дружеское послание «К К-му», «Пустыня», вводя как Пушкин политическую тему. В последнем он обрушивается на бюрократию, неправедный суд, на поэтов, которые равнодушны к общественным нуждам.

Рост гражданской патетики обусловливает появление оды в лирике Рылеева, но он в корне отличается от одописи эпигонов классицизма, продолжая традиции революционной оды Радищева, поэтов-просветителей, молодого Пушкина. Это оды «Видение» (1823) и «Гражданское мужество» (1823-1824). В «Видении» поэт пытается дать «урок царям» в лице великого князя, будущего императора Александра 2. В оде, с одной стороны, сказались еще не окончательно отброшенные автором политические иллюзии, заставлявшие иногда и его предшественников взывать к чувству справедливости и гуманности просвещенного монарха. С другой, это было использование легальных возможностей пропаганды своего политического идеала, к осуществлению которого призывалась прежде всего законная власть. Историческая мотивировка необходимости преобразований звучала открытой угрозой правительству, если оно останется глухим к велениям истории, не поймет «потребность русских стран». Венцом гражданской поэзии является стихотворение «Гражданин», созданной в дни подготовки восстания (Соколов, 1976, С. 206). В ней поэт заявляет о своей готовности к революционному действию и призывает к этому друзей, среди которых он, видимо, успел распространить свою стихотворную прокламацию, о чем свидетельствуют слова декабриста Булатова, который, перефразируя последнюю строку стихотворения Рылеева, сказал брату, выходя из дому утром 14 декабря: «И у нас явятся Бруты и Риеги, а может быть и превзойдут тех революционистов».

Особое место в лирике Рылеева занимают агитационные стихи, созданные в сотрудничестве с А. Бестужевым (С., 1976, С. 207).

Агитационные по содержанию, народные по складу песни, которые сложены на популярную в ту пору мотивы песен, что должно было обеспечить им широкое распространение. Из этих интересна переработка романса сентиментального поэта к. 18-н. 19 в. Нелединского-Мелецкого. Это роман о любовнике, который тоскует на чужой стороне по своей милой («Ах! Скучно мне на чужой стороне») (ИРЛ 19 в. Т.1. Под ред. С.М. Петрова. – М.: Просвещение, 1969. - 567 с. – 131 с.). Авторы переделки переосмысливали эти слова, и чем популярнее был романс, тем острее воспринималось его изменение: скучно не только на чужой, но и на родной стороне («Ах тошно мне…»).

Песня наполнялась новым смыслом. Есть сведения о том, что авторы хотели распространить эти песни в народной среде, но боязнь крестьянских волнений остановила их (Петров, 1969, С. 132).

3. Обращаясь к историческому прошлому, Рылеев создает сюжеты для исторических поэм: бурной украинской старине, характеризующейся противоречиями и яркостью национально-освободительной борьбы народа за независимость в прошлом и развитием освободительного движения на современной поэту Украине. Из всех замыслов осуществить удалось поэму «Войнаровский», отрывок которого под первичным названием «Ссыльный» был прочитан на заседании Вольного общества любителей рос. словесности. Если начало работы – 1823 г., когда завершается работа над «Думами», то конец – 1825 г.

Время изображения – борьба петровской России со шведскими захватчиками, эпизод измены Петру 1 украинского гетмана Мазепы. Сведения о судьбе Войнаровского, племянника и приверженца Мазепы, Рылеев заимствовал из истории. Войнаровский – рассказчик, устами которого выражаются взгляды Рылеева. Он племянник Мазепы – «пылкий, благородный молодой человек», искренний патриот и вольнолюбец, но неопытный юноша (поверив красноречиям дяди-интригана Мазепы, которого почитал, в борьбе против Петра 1 совершает ошибку, что влечет за собой сомнения и осознание содеянного) (ИРЛ 19 в. пер. пол. Под ред. Петрова, 1973. – С. 128).

Третьими участниками поэмы явились черноокая украинская дева, некогда верная возлюбленная героя, потом его жена и героиня, прошедшая через всю Сибирь в поисках мужа, чтобы облегчить ему тяжесть ссылки и муки одиночества.

Поэма была плодом творческой зрелости поэта-романтика, в котором использован прием, типичный для ряда романтических поэм и его «Дум»: рассказ героя о своем прошлом. Рассказ предварен небольшим вступлением, самая речь героя молча воспринимается слушателем. Традиционен и образ героя – одинокий, чуждый всем, погруженный в мрачные думы, с беспокойным и угрюмым взором; его ничто не веселит, ему чужды «любовь и дружество», у него «печаль свинцом в душе лежит». В этой связи возникает ассоциация с героями «Чернеца» И. Козлова и «Кавказского пленника» Пушкина. Однако Войнаровский, ссыльный, герой, мечтавший бороться за свободу родины, резко отличается от робкого чернеца, в христианском смирении замаливающего свой грех; от пленника, разочаровавшегося в светском обществе и все же возвращающегося в него.

Отличия «Войнаровского» от романтической поэмы: б о льшая роль местного колорита, усиление которого обусловлено у Рылеева опытом пушкинских южных поэм (элементы местного колорита в основном использованы в зачине, где воссоздана жизнь старого Якутска, о которой поэт знал из рассказов декабриста Штейнгеля); нарушение композиции ром. Поэмы – так называемую вершинность (С. 129) заменяется приемом изображения кульминационных, этапных моментов, эпическим рассказом, последовательно раскрывающем все звенья событий. Пушкина впоследствии перейдет от романтических южных поэм к эпической «Полтаве», которая намного превзойдет «Войнаровского».

Поэма Рылеева была положительно оценена критикой (С. 130).

Вопросы и задания:

1. Что Вы знаете о гражданском романтизме как литературном течении?

2. Перечислите особенности гражданского романтизма.

3. В чем отличие гражданского романтизма от элегического?

4. Раскройте темы, мотивы сатир, од, элегий К. Рылеева.

5. Что легло в основу сюжета поэмы «Войнаровский» К. Рылеева? Какое время изображается в поэме?

6. В чем отличие и сходство исторической поэмы «Войнаровский» от романтической поэмы? С какими героями возникает ассоциация образа Войнаровского?

 

Литература:

1. Ревякин А. История русской литературы XIX в.: первая половина. – М.: «Просвещение», 1981. – 542 с.

2.История русской литературы XIX века (первая половина) / под ред. проф. С.М. Петрова. – М.: Просвещение, 1973. – 576 с.

 

 

Date: 2016-05-23; view: 1793; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию