Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Драматургия первой трети 19 века. Творчество А.С. Грибоедова





Лекция 6.

1. Антиромантическая позиция Грибоедова – комедиографа и критика. «Горе от ума». Творческая история.

2. Элементы классицизма в художественной структуре комедии, жанровая многоплановость, романтические мотивы. Образы и сюжет комедии.

 

1. Вопрос о творческой истории «Горя от ума» дискуссионнен. Так, по мнению авторов учебника «ИРЛ 19 в. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова, замысел комедии у Грибоедова возникает в 1816 г., к работе приступает позднее. А.И. Ревякин предполагает, ссылаясь на Н.К. Пиксанова, что пьеса была задумана в 1812 г., а творческая история начинается с конца 1820 г., после того как драматург в письме к А.А. Шаховскому от 17 ноября дал обещание написать новую пьесу. Первые отмечают, что два акта написаны им во время пребывания на Кавказе в 1821-1822 гг. Комедия была завершена осенью 1824 г. в Петербурге, но и до 1825 г., вплоть до возвращения из отпуска, драматург вносил в текст поправки. По мнению другой стороны, работа была завершена к сентябрю 1923 г., а ее автограф, известный как «Музейный», подарен С.Н. Бегичеву. Но, выехав в Петербург за разрешением ставить и печатать пьесу, Грибоедов продолжал работу над ней, внеся свыше 500 исправлений. Рукопись этой новой редакции пьесы выпросил приятель автора А.А. Жандр, ввиду этого второй автограф комедии получил название «Жандровская рукопись». После этого работа была прекращена. В нее было внесено лишь несколько незначительных поправок. Отчаявшись в возможности провести текст в печать и на сцену, Г. уезжая в Персию, 5 июля 1828 г. передал его список Ф. Булгарину для дальнейших хлопот в цензуре. Этот булгаринский список является самым позднейшим автографом комедии. Он «так буквально близок к Жандровской рукописи, что, если бы, не два-три характерных разночтения, можно было бы утверждать, что он копирован с нее» /Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». М., 1971, с. 151/.

Литературно-критические взгляды Александра Сергеевича Грибоедова предопределили реалистический художественный метод «Горя от ума», которое вместе с тем имело сложную творческую историю. В 1814 г. он создает комедию в стихах «Молодые супруги» - переделку пьесы франц. драматурга Крезе де Лессера «Семейная пара». В 1817 г. – комедию-памфлет «Студент» совместно с Катениным, а с Шаховским и Хмельницким – комедию «Своя семья, или Замужняя невеста». Позднее переводит с французского языка совместно с Жандром, комедию Барта «Притворная неверность». Характерной особенностью уже ранней драматургии Г. является ее сценичность, рассчитанная на живое воплощение в актерской игре. Он изучил лучшие драматургические приемы французского и русского классицизма с требованием – комедия должна быть сценичной, стройной в отношении архитектоники, с четкой завязкой и развязкой, стремительной по развитию действия. Комедийный жанр в то время развивался по двум направлениям: Шаховской и Загоскин писали злободневные сатирические комедии, полные намеков на современников, а Хмельницкий писал комедии на светские темы, заимствуя сюжеты из франц. литературы. Г. относили к светской школе Хмельницкого, что было односторонним мнением. Г. в ту пору усваивал достижения обоих школ, что обусловлено одновременным сотрудничеством с Шаховским и Хмельницким (А. Соколов. ИРЛ 19 в. М.: ВШ, 1976. – С. 220).

Некоторые приемы будущего автора «Горя от ума» проступают в комедии «Своя семья, или Замужняя невеста»: в отдельных ситуациях и речевых характеристиках начинают проявляться правдивые черты нравов провинциального барства. По линии бытовой правды и мастерству языка связь между творчеством Г. и «Горем от ума» очевидна и давно установлена (С. 221).

2. Комедия «Горе от ума» знаменует собой победу в творчестве Грибоедова реализма, точнее, критического. Вслед за Радищевым Грибоедов изобличает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека. В «Горе от ума» жизнь изображается не в статических образах классицистической комедии 18 в., а в движении, в борьбе нового со старым, в развитии. В высказываниях Фамусова, Чацкого и др. возникает образ старой Москвы, которая уходит к екатерининским временам, и Москвы после 1812 г., когда появились люди типа Чацкого. В образах и картинах пьесы с исторической верностью воспроизведена русская жизнь эпохи, современной Грибоедову. В отличие от литературы 18 в., в которых герои изображались как сложившиеся характеры, остающимися неизменными на протяжении действия, Г. стремился раскрыть внутреннее развитие персонажей. Он раскрывает характер героев в тесной связи со средой, воспитавшей их. В этом сила реализма. Молчалин стал таким, какой он есть под воздействием окружающей его барской среды, от которой он зависит, от обстоятельств жизни. Худ. новаторство Г. проявилось в преодолении им однолинейности в изображении характеров, присущую творцам 18 в. Их односторонней эстетике противопоставлен принцип реалистического изображения. Герои комедии раскрываются многосторонне, поскольку людям свойственны не одни пороки и не одни добродетели. Так, Фамусов – не только реакционер, ненавистник просвещения, но и любящий отец, покровитель своих родственников. Типизируя образ, автор вместе с тем придавал каждому из персонажей индивидуальные качества. Методом типизации служит не столько психологический анализ, сколько характеристика моральных качеств и особенности взглядов героев.

В отличие от французской классицистической комедии, направленной на обличение одного порока, воплощенного в одном персонаже, Г. обличает целый общественный лагерь.

Гениальным новаторством Г. явилось развитие языка рус. драматургии: широкое использование живой разговорной речи. Индивидуализации героев, их портретной характеристике способствовали речевые характеристики: речь Скалозуба с ее военными терминами, фразами; Молчалин – деликатен, вкрадчив, немногословен. Очень разнообразна, богата оттеками речь Чацкого, в речи которого запечатлены особенности передовой интеллигенции 20-х годов прошлого века.

Чацкий действует в век романтизма, и его романтическая чувственность, пламенная страсть отразились и в его лирико-эмоциональной фразеологии, то выражающей страстную надежду на любовь Софьи, то полной грусти и меланхолии. Печальные размышления Чацкого со словами «Ну вот и день прошел», могли бы стать романтической элегией.

Но Ч. не только любит, но и обличает, лирическая речь сменяется речью сатирика, обличающего пороки фамусовского общества. Ч. любит афоризмы, в которых отражаются философский склад ума, его связь с веком Просвещения. Его языку свойственны элементы торжественно-патетической речи положительных героев классицистической драматургии, широко использовавшиеся в пьесах и в гражданской поэзии декабристов (С. 170).

Пьеса Г. разрушила принятое в эстетике классицизма разделение различных драматургических жанров, сочетая в себе общественную сатиру, комедию характеров, психологическую драму (С. 172)

С рус. комедией 18-нач. 19 в. «Горе от ума» сближают некоторые особенности сюжета и композиции: соблюдение трех единств – действие совершается в течение одних суток, в одном месте, вокруг одного героя (С. 173).

Сюжет. «Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений русской драматургии, великое произведение русского реализма. Проблемы, поднятые в «Горе…», продолжали волновать русскую общественную мысль много лет спустя после появления пьесы.

На первый план выведена барская Москва. Но в разговорах, репликах героев возникает и облик столичного Петербурга, и саратовская глушь (где живет тетка Софьи), и «необозримые равнины», «вся та же глушь и степь» широких просторов России, которые представляются воображению Чацкого. Задействованы люди различного общественного положения: от Фамусова и Хлестаковой, представителей московского (ИРЛ, Аношкина и Петров, С. 152) барства, до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучит голос всей передовой России.

В комедии раскрывается столкновение двух больших эпох русской действительности – «века нынешнего» и «века минувшего». В сознании передовых людей России историческим рубежом между ними была Отеч. война 1812 г. – пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. В комедии показано, что столкновение двух эпох есть выражение борьбы двух политических лагерей, которые сложились в русском обществе после Отеч. войны, - лагеря феодальной реакции, защитников крепостного строя в лице Фамусова, скалозуба и др., и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен в Чацком.

Столкновение двух лагерей – прогрессивной силы с феодально-крепостнической – факт не только русской, но и западноевропейской действительности. Фамусовским обществом Ч. воспринимается в свете всего европейского движения, называя его карбонарием, для графини-бабушки – окаянный вольтерянец, для княгини Тугоуховской – якобинец.

«Век минувший» – идеал барского, фамусовского общества, который имеет свою идеологию: уверенность, что иного образа жизни, иных жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влияния, быть и не может у здравомыслящего человека. Оно искренне не понимает, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек отправляется в деревню читать книги или увлекается химией. Его «завиральные идеи» способствуют распространению сплетни о его сумасшествии.

Историческое содержание комедии дополняется образом Молчалина, в котором Г. показано растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от фамусовского общества. Его имя стало нарицательным обозначением пошлости и лакейства. Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что подлость. Он искренне уверен, что в маленьких чинах «не должно сметь // Свое суждение иметь». М. вырос в символ рабского молчания, к которому стремились приучить Россию сначала Аракчеев («Ведь нынче любят бессловесных», – говорит Чацкий), а затем Николай 1(С. 153).

Типичен для барской Москвы и никчемный Репетилов, чей образ в сопоставлении с Чацким свидетельствует о глубоком понимании автора различия между передовыми, свободомыслящими людьми русской действительности и той накипью московского клубного либерализма и политического приспособленчества, ярким воплощением которой являются Репетилов и др. участники «секретнейшего союза».

Новые исторические веяния почувствовал Г. в личности русской девушки. Софья также переживает свое «горе от ума», в ее поведении и настроениях ощущается противоречие между умом и сентиментальными переживаниями. Она всегда искренна. Она не чужда духовных интересов, не увлекается светской суетой как княжны Тугоуховские. Чтение ею книг Фамусов называет «прихотью». Действительно, тогда это было новостью для дворянской девушки. Она в ужасе от того, что отец прочит ей в женихи Скалозуба, который «слова умного не выговорил сроду». Однако ей неприятна и чужда беспощадно логичная, острая мысль Чацкого. Она слишком полна «чувствительности», воспитывалась в век Карамзина и Жуковского. Ее идеал – робкий, мечтательный юноша, образ которого рисовала сентиментально-романтическая литература к. 18 – н. 19 вв. Потому она идеализирует Молчалина. Образом Софьи Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощена фамусовщиной, губящей все живое. Образ барской Москвы показан в комедии во всей своей конкретно-исторической полноте (С. 154).

Образы. Величайшее достижение реализма Грибоедова – создание целой галереи: Чацкий, Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Софья и др.

В образе Чвцкого – черты передового человека того времени, первый в реалистической литературе образ дворянского интеллигента, оторвавшегося от совей сословной среды, образ мыслящего «друга человечества», осознавшего свои достоинства и ринувшегося в борьбу за свои права. Герцен называет его декабристом.

В его монологах звучит резкое обличение пороков, его полит. Программа: разоблачение крепостничества и его порождения (бесчеловечность, лицемерную мораль, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм). В монологе «А судьи кто?» он обрушился на «негодяев знатных», меняющих своих слуг на борзых собак, распродающих их поодиночке.

Горячие обвинения Ч. – в духе умонастроений декабристов, которые клялись в уставе Союза Благоденствия бороться со всякой неправдой и воспитывать в себе и окружающих доблестных граждан свободной России (А.Соколов ИРЛ 19 в. 1 пол., 1976, С. 225). Он оставил службу, мундир его не прельщает. Он, как и декабристы, бичует дворянское общество за низкопоклонство перед всем иноземным, за презрение к родному языку и обычаям.

Его обаяние – в силе его ума, убеждений. По убеждениям и темпераменту – романтик.

Главным противник Ч. – реакционер Фамусов. Он неглупый и изворотливый человек, все время парирует удары Чацкого, ссылаясь на авторитеты, оглядываясь на примеры, предания и обычаи. Он живет предрассудками, источником зла считает просвещение. Ф. – типичный московский барин-крепостник, бездушный чиновник, отсталый, чудаковатый барин, московский хлебосол (С. 226).

Молчалин – чиновник при Фамусове, который идет путями лести, низкопоклонства. В нем навсегда останется чиновничья закваска. Он всегда будет «с бумагами-с», но ему уготовано прочное будущее, особенно во времена царствования Николая 1, когда понадобятся массы служак из «бессловесных».

В гротескном плане показан образ Скалозуба, человека крайне ограниченного человека, который живет мечтой о генеральском чине. Скалозубы – надежная опора трона и палочного режима.

Противоречив образ Софьи (С. 227).

Есть нечто в образе Софьи, что несколько отрывает ее от мира Фамусовых. Резкая черта отделяет ее от княжен Тугоуховских и графини Хрюминой-внучки. Она полюбила неравного себе и тем как бы бросает вызов домостроевским правилам. Обманутая в своих чувствах, С. не боится суда окружающих. Увы, Софья духовно не выросла, критическая мысль ее не развилась. Независимый и насмешливый ум Чацкого ее пугает и отбрасывает в стан ее противников.

Софья – один из первых реалистических образов рус. женщины. Но все же борьба за освобождение женщины начинается не с нее, а с пушкинской Татьяны. Софья – еще слишком непоследовательная, компромиссная фигура. Татьяна, хотя вынуждена считаться с этикетом и моралью светского общества, но вся внутренне цельна в своей неприязни к нему. Она любит Онегина по-прежнему, хотя свободно читает в его душе и видит его недостатки. Софья же наносит роковой удар Чацкому, даже не сознавая, насколько связано ее стремление любить по велению сердца и жить своим умом с его борьбой за права свободного человека (С. 228).

Вопросы и задания:

1. Что Вы знаете о творческой истории комедии «Горе от ума»? Что вызывает споры в этом вопросе?

2. Что обличается автором комедии?

3. Расскажите о сюжете комедии.

4. Проследите образы героев комедии.

5. Раскройте черты классицизма, романтизма и реализма в комедии «Горе от ума». В чем заключается новаторство автора?

 

Литература:

1. ИРЛ XIX в.1800-1830-е гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной, С.М.Петрова. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.

2. Соколов А.Н. ИРЛ 19 в. (1-я половина). – М.: ВШ, 1976. – 638 с.

 

 

Date: 2016-05-23; view: 1360; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию