Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конспекты лекций по дисциплинеСтр 1 из 14Следующая ⇒ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX в. I ПОЛОВИНЫ» для студентов специальности 5В011800 – «Русский язык и литература»
Шымкент, 2015
УДК 930:821.161.1
ББК 63:83.3Р Составитель: Джунисова А.А. Конспекты лекций по дисциплине «История русской литературы XIX в. I половины» для студентов специальности 5В011800 – «Русский язык и литература». – Шымкент: ЮКГУ им. М. Ауэзова, 2015. – 55 с.
Конспекты лекций составлен в соответствии с Учебной программой и включает лекционный курс по дисциплине «История русской литературы XIX в. I половины». Предполагает использование интерактивных методов обучения на основе создания проблемных ситуаций при изучении основных вопросов по истории русской литературы. В нем раскрываются особенности истории русской литературы XIX в. I половины. Изучаются творчество ярких представителей критического реализма, что предполагает знакомство с произведениями. Для студентов филологических факультетов, магистрантов, учителей-словесников и всех интересующихся историей русской литературы.
Рецензенты: Баймусаева Б.Ш. – к.ф.н., доц. кафедры русского языка и литературы ЮКГУ им. М. Ауэзова
Рассмотрено и рекомендовано к печати заседанием кафедры русского языка и литературы ЮКГУ им. М. Ауэзова (протокол №___ от «___»___ 201_ г.) и
Рассмотрено и рекомендовано к печати заседанием Методической комиссии филологического факультета ЮКГУ им. М. Ауэзова (протокол №___ от «___»______ 201_ г.)
Рекомендовано к изданию Методическим советом ЮКГУ им. М. Ауэзова (протокол №___ от «___»____ 201_ г.)
© Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, 2015 г. Предисловие
История русской литературы 19 века является базовой дисциплиной историко-литературного курса. В процессе ее преподавания необходимо сообщить студентам расширенную информацию об особенностях классической русской литературы, ее периодизации, основных тенденциях развития, творческих стилях и жанрах. В методике изучения курса используются разные подходы, которые помогают решить следующие задачи, поставленные перед студентами: 1) освоить необходимый объем художественных текстов; 2) изучить основную и специальную литературу по проблемам курса; 3) выработать самостоятельную точку зрения на специфику историко-литературного процесса и творческое новаторство писателей-классиков и писателей второго ряда. Этому способствуют, во-первых, предложенные автором разные точки зрения на определенную проблему. Во-вторых, контрольные вопросы и задания по каждой теме лекций, что помогают глубокому постижению нового материала, развитию аналитического мышления, умений и навыков сопоставления у студентов-филологов. Освоение данного курса необходимо для изучения дисциплин «История западно-европейской литературы 19 в.», «История литературы стран Востока», «История русского литературного языка», «Стилистика».
Тема 1. Введение. Лекция 1. 1. История русской литературы XIX века – вершинный этап в развитии литературы России. Периодизация (три основные эпохи). Эпоха первой трети XIX века – это время становления и расцвета русского романтизма в борьбе с литературными традициями восемнадцатого века. Расцвет поэтических стилей, эксперимента в области жанровой поэтики. 2. Литература второй трети XIX века: смена эстетических приоритетов, расставание с романтизмом, переход к «натуральной школе» и реалистическому изображению действительности. Расслоение литературы, в которой соседствуют яркие романтические элементы, натурализм, социологизм, эстетизм и социальная тенденциозность.
1. Важнейшие свойства русской классической литературы – патриотизм, гуманизм, народность. Она проникнута демократическими и социальными идеями. Ее общественный пафос – страстное отрицание социальной несправедливости и утверждение идеалов свободы. Ей присущи неустанные поиски социальной правды, путей улучшения жизни, она поражает своим глубоким реализмом. Передовая русская литература принимала живое и деятельное участие в освободительном движении, обличал а самодержавно-крепостнический строй и «барство дикое», державшее народ в рабстве. Она показывала горькую судьбу простых людей и смело вступала за униженных и оскорбленных. Развитие литературы 19 в. отражало особенности борьбы в русском обществе в период перехода от феодально-крепостнического порядка к буржуазно-капиталистическому строю, в эпоху развития капитализма и начала борьбы за социализм. Существенная особенность русского общественного развития в 19 в. состояла в том, что противоречия между верхами и низами в России не получали сколько-нибудь значительного разрешения на протяжении всего 19 столетия. Страна не пережила, как многие страны Запад, успешной буржуазной революции, развитие капитализма сочеталось с полит. господством помещичьего класса, с деспотизмом царского самодержавия. Развитие капитализма в пореформенной России сопровождалось неслыханным обнищанием народа. Постепенно народ осознает необходимость борьбы за свободу. Эти настроения отразились в русской литературе. Крестьянский вопрос имеет громадное значение для развития русской общественной мысли и литературы. Передовая русская литература была тесно связано с развитием освободительного движения в России. Характерно и то, что учителями русской литературу были и руководителями движения, что придало русской демократической критике боевой публицистический характер. В русской литературе отразилась и трагическая разобщенность передовой интеллигенции и народа: декабристы были далеки от народа и боялись стихийно-революционных настроений. Ближе к народу были революционеры-демократы, но и им не удалось поднять народ на борьбу с самодержавием. Века рабства забили и притупили крестьянство: в период реформы 1861 г. крестьяне не поднялись дальше отдельных разрозненных выступлений. Не поддержали (за некоторым исключением) агитацию революционеров-народников 70-х гг. Народники не знали народ. При этом нужно сказать и о веками копившемся недоверии крестьян к господскому, что проявилось в недоверии к разночинцам во время их «хождения в народ». За сто с лишним лет - с начала 19 в. до 1917 г. литература прошла сложный путь развития, распадаясь на ряд периодов. Периодизация русской литературы 19 в. до сих пор вызывает научные споры. Нет единства и в понимании принципов периодизации. В вопросе периодизации ИРЛ пер. пол. 19 в. большинство исследователей прослеживают связь с историей освободительного движения – революционного движения в России. Существует несколько точек зрения на эту проблему, которая остается дискуссионной. Так, по А.Н. Соколову, 3 периода: 1 период – с 1801-1815 гг. – в первые годы нового столетия господствующее положение занимает сентиментализм, сторонники которого успешно выступили против классицизма еще в последнюю треть 18 в. Но и приверженцы классицизма пытаются отстаивать свои позиции. Одновременно в творчестве поэтов-просветителей продолжают жить и развиваться прогрессивные традиции гражданской поэзии. Не прекращается и начавшийся еще в 18 в. процесс постепенного формирования русского реализма, наиболее ярким проявлением которого в пер. десятилетия 19 в. были басни Крылова. Однако самое значительное явление этого периода – возникновение русского романтизма, справедливо связанного с именами Жуковского и Батюшкова. 2 период – с 1815 или 1816 г. до 1825 г.на основе дворянской революционности оформляется новое революционно-романтическое течение, которое достигло подъема в первой пол. 20-х гг. в творчестве молодого Пушкина и поэтов-декабристов. Хотя продолжают существовать романтизм Жуковского и его последователей. Формирование реализма завершается работой Грибоедова над комедией «Горе от ума» и Пушкина над «Борисом Годуновым». Поэтому 1825 г. (выход в свет отдельных частей комедии грибоедовской и пушкинского романа в стихах) - переломный в победе русского реализма над романтизмом. 3 период – с 1825 по 1842 г. – утверждение реализма, образование реалистического направления. Хотя и после этого существуют романтические течения. Но наиболее значительными для этого времени были реалистические произведения Пушкина, комедии и повести Гоголя, лермонтовский «Герой…», критические статьи Белинского, в которых автор разъяснил историческое значение Пушкина, Гоголя, Лермонтова и обосновал принципы реалистической эстетики. Этот период завершается появлением первого тома в 1842 г. «Мертвых душ» Гоголя. Возникновение «натуральной школы». С.М. Петров выделяет 3 периода: 1 период – с начала века до кануна падения крепостного права Глав. Деятели – выходцы их дворян, передовые идеи – идеи декабристов, Герцена и Белинского. В этот период завершается процесс формирования русской национальной литературы и русского литературного языка. 2 период – с кануна падения крепостного права, когда во главе русского литературного движения стали Чернышевский и Добролюбов. Завершается в сер. 90-х гг. Рост демократических и социалистических идей в русской литературе, дальнейшим сближением ее с народной жизнью, расцветом критического реализма. 3 период – с появлением Горького, пролетарский период. В к. 19 в. появляются, с одной стороны, упаднические декадентские течения, а с другой – все ощутимее становится влияние на русскую литературу рабочего движения, идей марксизма, что обусловило возникновение соц. реализма. Вместе с тем исследователь каждый из трех периодов делит на отдельные этапы ввиду не только общественного развития, но и решающих фактов в развитии самой литературы. Так, в 1 периоде, охватывающем литературу крепостнической эпохи, прослеживаются этапы: от нач. 19 в. до сер. 20-х гг. - время сентиментализма и романтизма; второй этап – от сер. 20-х до нач. 40-х годов – время формирования в творчестве Пушкина, Лермонтова и Гоголя реализма; третий этап – от нач. 40-х гг. до сер. 50-х гг., характеризующийся победой натуральной школы и началом расцвета критического реализма. Ревякин А.И. выделяет 4 этапа: Первый период – с конца 18 в. до сер. 10-х гг. 19 в. – переходный, преддекабристский. Его особенности – угасание творческих возможностей классицизма, расцвет и спад сентиментализма, возникновение и развитие романтизма. Второй период – с середины 10-х по 1825 г. – время национального подъема русского народа. На волне крепнувших революционных упований, проявившихся в организации тайных обществ, продолжается становление романтизма как ведущего литературного направления, вступившего в фазу расцвета. Третий период – с 1826 г. до начала 40-х гг. - время ужесточающейся правительственной реакции. Наряду с господствующим романтизмом закрепляет свои позиции критический реализм. Четвертый период – с 40-х гг. до сер. 50-х гг. – переходный, завершающийся началом предреформенной поры – романтизм утрачивает свои позиции как господствующее направление. Торжествует критический реализм, получивший широкое распространение в так называемой «натуральной школе». 2. Ход литературного процесса пер. пол. 19 в. таков: начавшийся романтизмом, постепенно переходит к реализму и завершается утверждением реалистического направления в русской литературе. Этот процесс был сложным: романтизм рождался и побеждал в сложных взаимоотношениях с такими направлениями, как классицизм, сентиментализм и формирующийся реализм. При этом романтизм вам внутренне развивался. Утверждение реализма происходило во взаимодействии с одними течениями романтизма (прогрессивный романтизм) и в противоборстве с другими (регрессивный романтизм). Сделать реализм после Пушкина, Гоголя и Лермонтова широким достоянием худ. литературы выпало на долю писателей 40-х гг., которые объединились вокруг Белинского и своим учителем признавших Гоголя. Так возникает «натуральная школа» - новый период развития русской литературы 19 в., ознаменованный приходом в литературу молодого поколения будущих корифеев русского реализма – Тургенева, Гончарова, Щедрина, Некрасова, Достоевского, Островского, Л. Толстого. Предлагаемая периодизация определяется литературными явлениями, но в основе ее можно раскрыть и социально-исторические грани. В нач. 19 в. Россия вступила в новую эпоху развития, начавшийся еще в 18 в. процесс разложения феодально-крепостнического строя обострился. Это выразилось в оживлении общественной жизни в первое десятилетие 19 в. Борьба против крепостничества и абсолютизма стала исторической задачей. Широкому осознанию этой задачи способствовала Отеч. война 1812 г., вызвавшая огромный национальный подъем. С 1815 г. – грань между 1 и 2 периодами – связано начало организованного революционного движения в России. В 1825 г. – грань между 2 и 3 периодами – произошло декабристское восстание (дворянские революционеры). Завершение третьего периода (1842 г.) связано с кризисом феодально-крепостнической системы 40-х гг. и вызывает заметное обострение классовой борьбы. В эти годы переход Белинского на революционно-демократические позиции знаменует начало нового этапа развития русской общественной мысли. Вся первая половина развития русской литературы 19 в. в относительно хронологических границах отражает подготовку и развитие первого – дворянского – этапа освободительного движения в России. Постепенно в русской истории возникают предпосылки нового – буржуазно-демократического – этапа революционного движения.
Вопросы и задания: 1. Раскройте черты русской литературы первой половины 19 в. 2. Как стоит вопрос о периодизации перв. пол. 19 в.? Какие точки зрения Вы знаете? В чем их сходства и отличия? 3. Дайте общую характеристику литературного процесса. Какие направления и течения сменялись в ходе развития передовой классической литературы первой половины 19 в.? 4. Что представляет собой литература второй трети XIX века?
Литература: 1. История русской литературы XIX в. Т.1. Под ред. С.М. Петрова. – М.: «Просвещение», 1969. – 567 с. 2. Соколов А.Н. История русской литературы XIX в. (1-ая половина) – М.: «ВШ», 1976 с. – 638 с. 3. Ревякин А. История русской литературы XIX в.: первая половина. – М.: «Просвещение», 1981. – 542 с.
|